Исследовательская работа ученицы 10 класса «А» Ефремовой Евгении по теме: «Почетные чекисты на службе у Берии»





Скачать 276.12 Kb.
НазваниеИсследовательская работа ученицы 10 класса «А» Ефремовой Евгении по теме: «Почетные чекисты на службе у Берии»
страница1/3
Дата публикации14.02.2015
Размер276.12 Kb.
ТипИсследовательская работа
100-bal.ru > Физика > Исследовательская работа
  1   2   3


ГОУ Гимназия 1505

«Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»
Исследовательская работа

ученицы 10 класса «А»

Ефремовой Евгении

по теме:
«Почетные чекисты на службе у Берии»

Научный руководитель:

к.и.н. Л.А. Наумов

Москва

2011

Оглавление
Введение.........................................................................................................................................3

Глава 1.

Семейный архив………………………………………………………………….………………4

Глава 2.

Что такое почётный чекист.……………………………………………………………………..9

Почетные чекисты в 1936-1939………………………………………………………......….10

Социокультурная характеристика..............................................................................................12

Глава 3.

Судьба почетных чекистов в 1930-е гг.…….............................................................................13

Социокультурная характеристика…………………………………………………………….16

Глава 4.

«Сионисткий заговор»…………………………….…………….…………...….……………...17

«Заговор Берия»………………………………………………………………….………...…...21

Заключение …………………………………………………………………………………..22

Список литературы……………………………………………………….………………….23

Введение.
В прошлом году темой моего реферата была «История СССР по материалам семейных архивов», которая является актуальной для каждого из нас. Предметом моего исследования была служба моего прадедушки Михайлова Владимира Васильевича в органах НКВД. В этом году я решила продолжить данную тему, но рассмотреть подробнее ситуацию в органах в период с 1938 по 1954гг., так как, во-первых, именно в это время мой прадед служил в НКВД-НКГБ-МГБ, а, во-вторых, я углубленно взяла в качестве проблемы изучения тему о чекистах, которые были награждены знаком «Почетный работник ВЧК-ОГПУ»(V) и (XV) и прошли целый ряд репрессий. Иными словами, предмет моего исследования этого года – Почетные чекисты на службе у Берии.
Цель моей дипломной работы заключается в том, чтобы выяснить отличительные признаки тех Почетных чекистов в руководстве НКВД, которые служили у Л.П.Берии в период с 1939 по 1953г. Некоторые из них служили на руководящих постах в регионах, а другие в центральном аппарате. Для анализа их характеристик я составила таблицу со списком почетных чекистов и проследила их социокультурную характеристику.
В план моего исследования входило:

- углубление в тему не только НКВД, но и чекистов, награжденных знаками V и XV годовщины,

- изучение судеб кавалеров и сравнение социокультурных характеристик Почетных чекистов в аппарате 1939-1953 гг. с теми, кто руководил НКВД в 1934г.
Для выполнения своего диплома я использовала литературу:

- книгу Н.В.Петрова и К.В.Скоркина «Кто руководил НКВД в 1941-1954гг.», откуда брала биографию чекистов, награжденных ведомственными наградами,

- «Сталин и НКВД» Л.А.Наумова, где подробно описаны судьбы чекистов первого, второго поколений,

- «Ведомственные награды ОГПУ-НКВД» А.М. Буякова, где собрана общая информация о знаках «Почетный работник ВЧК-ГПУ (V) и (XV),

-. «Палачи и жертвы» К. Столярова и «Мой отец Берия» С. Берия – документальную литературу, в которой раскрываются заговоры в органах 1953 года.

Глава 1.
Семейный архив.

В данной главе я поясню, чем вызвана данная тема исследовательской, и познакомлю вас с одним из служащих в НКВД в эпоху «бериевцев». Проведя мое предыдущее исследование и изучив биографию с 1937 по 1955гг., я убедилась, что жизнь моего прадеда очень тесно связана с историей СССР: Метрострой, НКВД, СМЕРШ, атомный проект… все это сыграло в политике нашей страны важную роль и оставило много споров за собой. Мне в свою очередь было интересно узнать больше о моей семье, поговорить с дедушкой о его отце, узнать правду о репрессиях 30-х годов. Те сохранившиеся письма и мемуары, написанные нашими предками – это память, которую нужно беречь и ценить.

Рассказ Сергея Владимировича Михайлова.

«Мой отец, Владимир Васильевич Михайлов родился в 1912 году в Вяземской области в семье служащих (отец – Василий Алексеевич работал бухгалтером, мать – Мария Ильинична). Учиться в институты брали только из семей военнослужащих, рабочих и крестьян. СССР был провозглашен, как государство рабочих и крестьян, то есть низших социальных слоев населения и перед ВУЗами поставили задачу – обучить только выходцев из этих слоев населения, то есть детей рабочих и крестьян. Исключение было сделано только для военных. И то подразумевалось, что они будут учиться в военных ВУЗах, продолжая профессию отцов. Мой дед был бухгалтером, поэтому дорога во все ВУЗы отцу была закрыта. Это уникальный факт, который меня поразил. Нарушение всех прав человека, в том числе права на образование. То есть у отца после окончания школы была только одна дорога – на завод рабочим, или переезд в деревню и стать колхозником. Но он был городской житель и не смог бы сделать что-либо путное в деревне. Борис Васильевич, попав в ту же ситуацию в начале 20-х годов, выбрал работу по партийной линии и стал сначала агитатором (была такая профессия в СССР), он агитировал народ за Советскую власть, это было не просто, потому что на словах все было прекрасно, но мало что сбывалось.

Борис Васильевич был сначала агитатором, но поскольку он был неординарный человек, его отправили в Высшую партийную школу, после окончания которой он стал преподавателем истории КПСС (ВКП(б)) и стал преподавать в ВУЗах историю партии. Именно он написал отцу письмо из Иркутска (телефонов тогда у простых людей не было) в 1930 году, чтобы он ехал в Иркутск, там открылся Горный институт, куда в первый год брали всех, чтобы загрузить ВУЗ студентами. Отец так и сделал. А тридцатые годы были страшными. Нас не признавала ни одна страна, СССР был в кольце экономической блокады. И когда в 1930-1933 годы в стране был жуткий неурожай, ни одна страна нам не продала хлеб, хотя в мире его было с избытком. Этот голод на Украине (Ющенко назвал все это геноцидом украинского народа и провозгласил так называемый «голодомор») и в Поволжье, где умирали от голода десятки тысяч людей, значительно больше, чем на Украине. Выручала только Сибирь, но там жило очень мало народа, освоенных земель тоже было мало, и урожай был небольшой - его хватало только чтобы прокормить большие города и верхушку власти. А у крестьян силой отбирали даже тот хлеб, который им был необходим для своих детей.

Так вот возвращаясь к нашей истории – отец поступил в Горный институт Иркутска, в который через год, по настоянию своего отца, поступила и мама Люба, до этого год проучившись в Иркутской консерватории, где ей прочили отличную карьеру музыканта. Но дед был железнодорожным рабочим и не считал работу музыканта достойной для советского человека. Он, будучи вообще-то добрым человеком, я его знал, в результате агитации за Советскую власть, считал, что молодым надо быть всем рабочими, ну, в крайнем случае, инженерами, или врачами, или педагогами. Папа окончил институт и по распределению (было в СССР такое понятие – окончивший ВУЗ молодой специалист обязан был отработать 3 года там, куда его направлял институт по заявкам предприятий, и только потом имел право выбирать другую работу.) поехал работать на Урал, в Свердловскую область, поселок «Красный Урал», Нижнетагильского района.

Там работала драга – это такая машина для добычи золота. Цепочка ковшиков забирает грунт со дна реки и вываливает это грунт на большой лоток, в который подается вода. Грунт смывает, а золотой песок, так как он тяжелый, остается в лотке. Потом его собирают, опять промывают и отправляют на дальнейшую очистку. Так вот – папа работал на этой драге (это вообще то большая сложная машина) инженером, а прабабушка приехала на эту драгу как практикантка, еще обучаясь в институте. Там они впервые встретились и полюбили друг друга, более того – не спросив никого из родителей и не познакомившись с ними, они поженились, после чего мама уехала защищать диплом в Иркутск, а папа остался работать на Урале. Именно к этому периоду относятся письма мамы, поэтому там так мало о жизни страны (СССР), а больше о любви. Только иногда, между делом, проскакивает информация о том, что продавалось в магазинах, как Люба фотографировалась, как работала почта и т.д.

После защиты диплома мама приехала к прадеду, где у них в 1937 г. родилась моя старшая сестра Галя.

А в январе 1938 года отца отправили строить метро в Москве – тогда это была одна из главных строек СССР. В феврале мама Галей поехала в Москву, до поезда ехали в санях на лошади, и тетя Галя получила воспаление легких (ей было 7 месяцев).

Перед войной он строил вторую линию метрополитена (от Автозаводской до Сокола). Потом ему предложили работать в НКВД. В то время в руководстве страны очень сильно разрабатывалась тема предательства, саботажа (нежелания работать), вредительства и шпионажа. Членов партии очень часто собирало партийное руководство стройки метро и призывало быть очень бдительными. Стройка была стратегическим объектом – представьте себе, что в тоннеле метро какой то вредитель закладывал бомбу, или повреждал кабели, от которых работало и освещение и горнопроходческие машины, или еще как-то мешал строительству. Сроки выполнения работ тогда были жесткими и, если срывалась сдача каких-либо станций или грозил срыв сроков сдачи тоннеля, виновных, не разбираясь в причинах, могли посадить в тюрьму, а то и расстрелять без суда и следствия. Сложно было оставаться в такой обстановке честным, процветало доносительство, чаще всего ложное, но оно попортило жизнь многим неповинным людям. Прадед старался вести себя достойно и честно. Это заметили и сразу предложили поработать вне штата (без зарплаты), чтобы он сообщал обо всех подозрительных случаях. А работал он начальником участка строительства, общался со многими людьми. Отказываться было нельзя – в этом случае можно было легко остаться без работы и с плохой характеристикой, так что не везде и возьмут. К этому времени уже родился второй ребенок Валера и потерять работу - было катастрофой. Отец согласился, а через некоторое время ему предложили работать в НКВД. В то время отказываться от таких предложений – значило оставить семью на голодное проживание. Так он стал сотрудником НКВД.

Информация в НКВД была строго засекречена, т.к. разоблачение шпионов являлось государственной тайной. Я узнал немного о профессии моего отца только за год до его смерти.

Когда началась война, выяснилось, что в Москве (и по всей России) есть пятая колонна. Эта организация состояла из поляков, русских, которые готовили взрывы в метро и других центральных общественных местах. Его ввели в эту организацию и дали поддельные документы. Он узнал все планы пятой колонны, все террористические акты и доложил в НКВД. В итоге акты были предотвращены. За этот поступок «Смерша» отец получил орден Войны.

Позже отец заболел воспалением легких и остался один в Москве (семья была эвакуирована). Его положили в госпиталь. В это время всех сотрудников отдела отправили в Крюково. Их назвали героями-панфиловцами, они отстояли Москву. Мой папа чудом остался в живых – все герои погибли в сражении.

После того как его выписали из больницы, НКВД отправило его в лагеря на поле боя в звании капитана. Его задачей было схватить (1. разоблачить, 2. выловить, 3. уничтожить) преступников, которые представлялись офицерами российской армии контрразведки, которые были за победу Германии. Они могли взорвать что-то или убить начальников.

В звании подполковника НКВД отец вышел из НКВД в 1949 году. У отца была машина с шофером, что было редким имуществом у русских. Как раз в это время я и родился.

После окончания войны отец разрабатывал проект по созданию атомной бомбы.

Начиная с 1949 года, прадед все активнее стал пытаться отойти от оперативной работы в КГБ и заняться своей основной профессией – горного инженера. Уйти с оперативной работы было, в то время, практически невозможно, сотрудники знали очень много секретов и, в целях неразглашения тайн, всех оперативников держали под строгим контролем. В то время КГБ руководил Л.П. Берия, самый приближенный к Сталину политик. Ему же, сразу после испытания США атомной бомбы (Хиросима и Нагасаки), когда в СССР резко встал вопрос создания в кратчайшие сроки атомной бомбы, и было поручено руководство атомным проектом. Вызвано это было не тем, что Берия что-то знал в физике ядерных реакций, а тем, что все работы были строго засекречены. Никто не знал людей, работавших над проблемами создания ядерного оружия, они даже жили в закрытых городах, куда не пускали никого, кроме допущенных сотрудников КГБ, следившими за разработкой атомного проекта и отвечавших за отсутствие утечек информации за пределы допущенных к тайне сотрудников. Отец знал об этом проекте и, зная, что сырьем для ядерного оружия является уран, а его добывают в месторождениях под землей, в шахтах, стремился перейти на работу, приближенную к его основной специальности (горный инженер). Наконец его просьбы достигли каким-то образом Сталина, и он принял персональное решение относительно прадеда и разрешил ему переход в рамках КГБ на работу над атомным проектом, т.е. отец был сотрудником КГБ и одновременно занимался работой над атомным проектом. Так продолжалось до смерти Сталина в 1953 году, а в 1955г., после образования министерства Среднего машиностроения (здесь опять даже название засекречено, недавно это министерство называлось МинАтом, теперь Росатом), отец окончательно ушел из КГБ и поступил на работу в это министерство по своей гражданской специальности. Он был зачислен в штат министерства заместителем главного инженера Главного управления по разработке месторождений урана. В последующем стал Главным инженером этого управления. В СССР ранее эти месторождения не разрабатывались – не было потребности. Поэтому все приходилось начинать с чистого листа, то есть начинать с геолого-разведочных работ. Ко времени пуска первой в мире атомной электростанции в г. Обнинске в 1956 году разрабатывалось уже несколько таких месторождений, таким образом, как можно сказать, отец был непосредственным участником начала работ по мирному использованию атомной энергии. В ознаменование пуска первой атомной станции он был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В последующем он за достижения в работе еще дважды награждался таким орденом.

Еще в процессе разведки месторождений урана было обнаружено, что природный уран почти повсеместно залегает в земной коре совместно с золотом. Поэтому одной из основных задач стала задача получения и отделения чистого золота из породы. Если технология получения урана, пригодного для использования урана как в мирных, так и в военных целях, была разработана, то технология выделения из породы золота была не на высоте – прямое отделение было очень дорого и нерентабельно - то есть затраты на отделение чистого золота были соизмеримы с его стоимостью на мировых рынках. Надо напомнить, что добыча золота была основной специальностью прадеда по институту, и его первые годы работы на Урале как раз были посвящены золотодобыче. Поэтому эта тема была папе крайне интересна и помимо своих основных обязанностей главного инженера (соблюдение технологии добычи урана) он с большим энтузиазмом взялся за осуществление новых идей по получению золота. В итоге коллективом ученых и специалистов была разработана оригинальная (впервые в мире) технология так называемого «подземного выщелачивания», когда золото отделялось от породы под землей, а потом уже выводилось на поверхность. Это было значительное достижение в прикладной науке, и оно по достоинству было отмечено Правительством СССР – отец в составе коллектива специалистов получил звание лауреата Государственной премии СССР. В последующем, к своей юбилейной дате, за большие достижения в области разработки месторождений, он получил орден «Знак Почета».

После выхода на пенсию в 70 лет, отец еще 6 лет работал в Центральном НИИ атомной промышленности, передавая свой громадный опыт в области изобретательства и рационализации технологических процессов всем сотрудникам атомной промышленности. Находясь уже на пенсии (республиканского значения) он очень тяжело переживал развал Советского Союза. Очень многие результаты его труда остались в странах СНГ. В частности львиная доля доходов Узбекистана – это добыча золота из месторождений урана с помощью разработанного им метода, которые Россия потеряла.»

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследовательская работа ученицы 10 класса «А» Ефремовой Евгении по теме: «Почетные чекисты на службе у Берии» iconИсследовательская работа ученицы 9 класса «А» Ефремовой Евгении по...
Поколение моих сверстников должно уважать своих предков и знать через что прошли наши дедушки. Ведь в нашей стране наступила настоящая...
Исследовательская работа ученицы 10 класса «А» Ефремовой Евгении по теме: «Почетные чекисты на службе у Берии» iconИсследовательская работа ученицы 9 класса «А» Оловенцовой Екатерины...

Исследовательская работа ученицы 10 класса «А» Ефремовой Евгении по теме: «Почетные чекисты на службе у Берии» iconИсследовательская работа ученицы 9 класса
Фильмы Вима Вендерса
Исследовательская работа ученицы 10 класса «А» Ефремовой Евгении по теме: «Почетные чекисты на службе у Берии» iconИсследовательская работа ученицы 9 класса
Взаимоотношения Парфии, Рима и Иудеи через призму «Иудейских древностей»
Исследовательская работа ученицы 10 класса «А» Ефремовой Евгении по теме: «Почетные чекисты на службе у Берии» iconИсследовательская работа Ученицы 10 класса
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося...
Исследовательская работа ученицы 10 класса «А» Ефремовой Евгении по теме: «Почетные чекисты на службе у Берии» iconНаучно-исследовательская работа по математике
Ученицы 7 класса Черногоровой Виолетты Дмитриевны Лисицына Татьяна Петровна учитель математики высшей категории мбоу сош №22, п....
Исследовательская работа ученицы 10 класса «А» Ефремовой Евгении по теме: «Почетные чекисты на службе у Берии» iconИсследовательская работа Ученицы 10 класса
Целью моей работы является изучение вопроса о том, как именно Император оценивал политическую ситуацию в стране; на основании какой...
Исследовательская работа ученицы 10 класса «А» Ефремовой Евгении по теме: «Почетные чекисты на службе у Берии» iconИсследовательская работа «Тайна имени». Выполнила ученица 6 класса...
Научно-исследовательская деятельность в Мокрушинской школе Канского района Красноярского края
Исследовательская работа ученицы 10 класса «А» Ефремовой Евгении по теме: «Почетные чекисты на службе у Берии» iconНаучно-исследовательская работа Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская...
Научно-исследовательская работа (нир) относится к циклу «Практики и научно-исследовательская работа» магистерской программы «Русский...
Исследовательская работа ученицы 10 класса «А» Ефремовой Евгении по теме: «Почетные чекисты на службе у Берии» iconНаучно-исследовательская работа Измайлово. История царской усадьбы...
Авторы: Борщевская Рахиль, Южакова Анастасия, Узиенко Мария – ученицы 7 класса «Б» гимназии №1567 зао г. Москвы
Исследовательская работа ученицы 10 класса «А» Ефремовой Евгении по теме: «Почетные чекисты на службе у Берии» icon«Да возродится храм!» Исследовательская работа ученицы 10 класса...
Белгородская область, Ракитянский район, с. Дмитриевка, моу «Дмитриевская средняя общеобразовательная школа», телефон 22-1-30
Исследовательская работа ученицы 10 класса «А» Ефремовой Евгении по теме: «Почетные чекисты на службе у Берии» iconИсследовательская работа Ученицы 10 класса
В нашем школьном музее «Археологические памятники Евразии» находятся коллекции Хорезмской археолого-этнической экспедиции. Среди...
Исследовательская работа ученицы 10 класса «А» Ефремовой Евгении по теме: «Почетные чекисты на службе у Берии» iconИсследовательская работа ученицы 10 класса гимназии 1505 города Москвы...
Образ Ивана Грозного в понимании С. М. Эйзенштейна и И. В. Сталина как отражение взаимоотношений художника и власти
Исследовательская работа ученицы 10 класса «А» Ефремовой Евгении по теме: «Почетные чекисты на службе у Берии» iconИсследовательская работа ученицы 11 класса гуо «Жодинская женская гимназия»
«Завод №2 Металлширпотреб Касимов». Этот экспонат подарила музею учительница гимназии Елена Николаевна Бекер. Она рассказала, что...
Исследовательская работа ученицы 10 класса «А» Ефремовой Евгении по теме: «Почетные чекисты на службе у Берии» iconНаучно-исследовательская работа Выполнили ученицы 10 класса
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по специальности 030501. 65...
Исследовательская работа ученицы 10 класса «А» Ефремовой Евгении по теме: «Почетные чекисты на службе у Берии» iconИсследовательская работа Ученицы 10 класса
Эта великая и могущественная цивилизация могла бы и развиваться дальше, достигать еще больших успехов, если бы на их земли не прибыли...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск