«Да возродится храм!» Исследовательская работа ученицы 10 класса Шмараевой Алёны. Адрес: Ракитянский р-н, с. Дмитриевка. Руководитель учитель истории Макова





Скачать 90.68 Kb.
Название«Да возродится храм!» Исследовательская работа ученицы 10 класса Шмараевой Алёны. Адрес: Ракитянский р-н, с. Дмитриевка. Руководитель учитель истории Макова
Дата публикации01.05.2015
Размер90.68 Kb.
ТипИсследовательская краеведческая работа
100-bal.ru > История > Исследовательская краеведческая работа


Белгородская область, Ракитянский район, с. Дмитриевка, МОУ «Дмитриевская средняя общеобразовательная школа», телефон 22-1-30
Конкурс - 2005

Исследовательская краеведческая работа «Да возродится храм!»

Исследовательская работа ученицы 10 класса Шмараевой Алёны.
Адрес: Ракитянский р-н,
с. Дмитриевка.
Руководитель -
учитель истории Макова С.И.


2005 год

СОДЕРЖАНИЕ





СОДЕРЖАНИЕ 2

I. ВСТУПЛЕНИЕ 3

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Был в селе храм. 4

Историческая справка 6

Строительство церкви 7

Судьба Храма в годы советской власти 8

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Надежда на возрождение храма. 9

IV. БИБЛИОГРАФИЯ 10



I. ВСТУПЛЕНИЕ


Я живу в обыкновенной деревне с простым и ясным названием – Дмитриевка. Это моя малая родина, моя Россия. Сколько на наших просторах подобных Ивановок, Николаевок, Васильевок! Незатейливо и даже скучно звучат такие названия.

Редко встретишь что-нибудь необыкновенное. Но часто даже за самым простым названием встаёт своя история, скрывается своя загадка. Почему наше село так называется? Что за люди здесь жили и живут? Что раньше было в селе, и почему этого теперь нет? На занятиях краеведческого кружка мы часто занимаемся восстановлением отдельных страниц из истории нашего села. Одним из таких фактов является ранее существовавшая в Дмитриевке православная церковь.

Настоящая исследовательская работа посвящена истории строительства и трагической судьбе этого храма. Над темой настоящего реферата я работаю 2-й год. Почему я выбрала эту тему? Известно, что исстари Русь держалась православными храмами, которые, малые или большие, строились в каждом городе, в каждом селе. Храм-это святое место, без которого русский человек не может существовать. Отрадно, что за последние десятилетия в России, а также на Белгородской земле восстановлены многие ранее разрушенные храмы. В моём родном селе тоже когда-то была церковь, а теперь её нет. Создавая свою исследовательскую работу, я использовала следующие методы:

  • работа с архивными материалами школьного музея

  • беседа с местными жителями

  • работа с краеведческой литературой

  • интервью.

Целью моей работы было следующее:

  • рассказать об истории строительства церкви в селе Дмитриевка в ХIХ веке;

  • поведать о трагической судьбе храма в годы советской власти;

  • привлечь внимание общественности к необходимости восстановления храма в нашем родном селе как центра духовной жизни моих односельчан.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Был в селе храм.



Свою историю Белгородская епархия ведёт с 992 года, когда архимандрит Никита был хиротонисан во епископа Белгородского. Однако нашествие орд Батыя вместе со многими другими городами Руси не пощадило и Белгород. Были разрушены храмы, разорены монастыри. И, как повествует древняя летопись, «и до основания разорену сущу бывшая и оттоле многия годы пребывая пустое».

Лишь в 1666 году по повелению царя Алексея Михайловича в Белгороде возобновляется архиерейская кафедра и учреждается обширнейшая Белгородская епархия, объединившая в своих пределах Харьковскую и Курскую губернии. С этого момента начинается новая страница в истории Белгородской епархии. Среди архиереев Белгородской кафедры особенно выделяются: митрополит Феодосий, возведённый на кафедру 17 мая 1667 года, митрополит Илларион, оставивший после себя многочисленные наставления и послания духовенству и пастве, и , наконец, святитель Иосаф Белгородский, канонизированный в 1911 году, - строгий ревнитель нравственности как среди народа, так и в духовенстве и монашестве, богомудрый архипастырь ,воистину полагающий душу свою за овцы своя.

Мощи святителя Иосафа были вторично чудесным образом обретены в 1991году и торжественно перенесены в древний град Белгород, и в связи с этим впервые за всю историю земли Белгородской её посетил Патриарх Московский и всея Руси.

Храмы, являясь средоточением духовных и культурных ценностей, впитали в себя всё лучшее на протяжении истории. Роль храма как видимого, материального воплощения таинственно надвременного и надпространственного единения Бога с людьми всегда, на протяжении всей многовековой истории нашей епархии, воспринималась всеми православными архипастырями, пастырями и мирянами как самое необходимое условие, без которого нет спасения души, а значит, нет и полноценной жизни здесь, на земле. Восстанавливаются и сияют обновлённой красотой храмы нашего края во имя торжества Веры Православной. Через восстанавливаемые храмы чудным образом возрождаются души людей.

Был когда-то и в моем родном селе Дмитриевке храм Божий. Но снесли его люди, думая, что без храма легче и проще прожить. Может и легче, т.к. нет перед людьми купольного креста, видимого издалека и напоминающего о сохранении чистоты духовной…Сейчас на месте разрушенной церкви находится Сельский дом культуры.(см фото )

Мне приходилось не раз бывать в Доме культуры нашего села. Однажды, я обратила внимание на то, что за сценой стена имеет необычную форму (см Фото ). Во-первых, она полукруглая, во-вторых, в ней есть какие-то ниши. Все очертания говорили о том, что эта часть здания не имеет ничего общего с основным корпусом. Мне объяснили, что сцена осталась от старинной церкви, давно построенной в нашем селе. Работники Дома культуры рассказывали, что после постройки стен клуба стали закрашивать стены, на которых были храмовые фрески. Но когда краска высыхала, то фрески проступали сквозь нанесенный на них слой. Красили еще раз, но фрески проступали снова и снова. Ну как ни чудом это можно назвать. Но не поняли люди о творимом ими грехе и облицевали стены деревянными плитами. Это обстоятельство заставило меня с грустью задуматься: здесь был храм, а теперь здесь место увеселений, не всегда цензурной речи молодых людей, да и что греха таить, частого распития горячительных напитков ( где-нибудь за углом клуба ). А два года назад страшное происшествие произошло в клубе: что-то не поделившие городские и сельские парни схлестнулись в страшной драке-побоище, в результате которой несколько молодых людей и работники клуба пострадали, а один наш односельчанин остался инвалидом. Уж не кара ли Господня это? Не пора ли восстановить справедливость: возродить храм на прежнем его месте, чтобы вернулась Божья благодать на мою малую родину, чтобы меньше было проблем у моих односельчан (вот уже и сельское хозяйство разваливается в селе, теряют люди работу, покой и достаток).

Историческая справка


«Дмитриевская церковь села Дмитриевка построена в 1839 году силами прихожан. Здание каменное и прочное во всех частях, с такого же материала и колокольня. Покрыта железом. Пристолов в ней - один, во имя святого Дмитрия Митрополита Ростовского. Святой Антиминс, выданный в 1902 году, хранится в целости и сохранности, содержится в чистоте. Утварью и богослужебными книгами достаточно, нотный обиход имеется. По штату при ней положены–священник, диакон и псаломщик. Жалованья нет. Кружечных доходов за 1918 год 1200рублей. Земли при церкви состоит всего 32 десятины 25 квадратных сажень. Средний доход его приносимый 450 рублей. Дом для священника построен на церковные средства в 1905 году и составляет собственность церкви. Других зданий, принадлежащих церкви нет, кроме церковной сторожки. У диакона дома нет, а у псаломщика собственный дом на своей усадьбе. Священнический дом, после большого пожара в 1911 году возобновили.

Ближайшая к сей церкви Предтеченская села Герцевки в 5 верстах и Введенская села Веденская-Готня в 6 верстах.

Опись церковного имущества заведена с 1859 года, хранится в целости и сохранности, проверена в 1913 году. В церковной библиотеке находятся книги для чтения-83 тома. Имеющиеся в приходе школы: земская народная смешанная, пяти комнатная-в ней учащихся 180 мальчиков и 85 девочек. Здания церковной школы нет.

При церкви состоит старостой гражданин Фёдор Яковлев Подлипенский, который должность свою проходит с 1915 года. Приосвящённый в последний раз посетил приход в1909 году.

Священник: Николай Алексеев Малы 29 лет. Из крестьян, 7 мая 1918 года награждён набедренником. Окончил Курскую Духовную семинарию 20 августа 1914 года определён священником в Дмитриевскую церковь. Диакон: Тит Зотников Чеботаев 32 года. Из крестьян, 18 октября 1915 года рукоположен во диакона. Окончил курс в Ивенской двуклассной церковно-приходской школе.

Исполняющий обязанности псаломщика: Косма Космич Коровянский 42 года из крестьян. Окончил земское начальное училище в Дмитриевки. Итого в приходе домов 408 мужчин 1548 женщин 1535.»

Строительство церкви


Каковы же наши корни? Откуда пошли дмитриевцы? Из истории села мне стало известно, что его основание связано с воссоединением Украины с Россией и строительством оборонительной черты для защиты от нападения крымских татар. На территории нынешний Дмитриевки обосновались беглые крестьяне из Московской Руси, переселенцы с Правобережной Украины и служивые люди из городов-крепостей Карпов и Хотмыжск. Об этом и сейчас свидетельствуют местный диалект, традиции, обряды, песни, особенности одежды и быта, фамилии жителей села.

А строительство церкви дмитриевцы начали в 1839 году. Существует легенда о том, как было завершено это важное дело. Здание нечем было крыть. На сходе жители села решили послать ходоков в Москву к графу Николаю Ивановичу Шереметеву, вотчина которого находилась на борисовской земле, с просьбой: дать недостающие материалы для кровли строящегося храма. Граф разрешил завезти лес и попросил, чтобы храму было дано имя его сына Дмитрия. Строительство церкви завершилось как раз ко дню святого Дмитрия Ростовского. Так слобода была названа Дмитриевкой, и престольным праздником стал день четвёртого октября. Долгие годы церковь была центром духовной жизни села. По воскресеньям и религиозным праздникам весь народ собирался у стен храма. Священники сюда присылались из Курской Духовной семинарии, а обязанности церковного старосты, диакона, псаломщика исполняли наши земляки. В архивных документах встречаются дмитриевские фамилии: Коровянский, Борченко, Овчаренко. Вот каковы наши корни: они и украинские, они и русские. А главное - корни у нас христианские, и храм тому свидетельство. Но что же с ним стало?

Судьба Храма в годы советской власти


В годы коллективизации церковь была разрушена дмитриевскими большевиками. Говорят, что каждого из них постигла Божья кара: вскоре все они умерли неестественной смертью. На месте церкви появился сельский клуб. Во время Великой Отечественной войны, когда фашисты захватили село, в здании бывшей церкви они обосновали конюшню. Война, разруха, тоталитарный режим так и не дали возродиться церкви в нашем селе. Мои земляки так и не обратились к Богу.

После исчезновения церкви культура нашего села поддерживалась в школе и клубе. Здесь сохранялась духовная жизнь, но уже далёкая от религии, христианства, основанная на коммунистической морали.

В 1967 году в Дмитриевке был построен новый Дом культуры
Людям, имеющим совесть, было стыдно за свершённое кощунство. Радовало то, что в Доме культуры стали работать увлечённые яркие личности: Бондаренко Александр Семёнович, Подгорный Виктор Иванович, Лавриненко Сергей Иванович. Силой искусства они поддерживали духовную жизнь села.

В течение последних двух лет в нашем селе появились энтузиасты (учителя, местные жители) которые выступили с инициативой восстановления храма. Было направлено письмо-прошение Благочинному Ракитянского и Краснояружского округа протоиерею Николаю Германскому, в котором просилось о ходатайстве перед высокопреосвященнейшим владыкой Иоанном, архиепископом Белгородским и Старооскольским о создании православного прихода в нашем селе.

Мы обратились с просьбой к отцу Николаю ответить на ряд наших вопросов о возможности восстановления храма. Отец Николай пояснил нам следующее:

- испокон веков на Руси храмы строились на пожертвования, на собранные денежные средства от населения, средства меценатов и спонсоров;

-сами жители села Дмитриевка должны проявить инициативу и активность в нахождении средств на восстановление храма;

- определенную помощь может выделить епархия, но основные средства

нужно найти в виде спонсорской помощи и добровольных взносов населения. Примерно это около 7 млн. руб.

- необходимо создать инициативную группу из жителей, интеллигенции села, которая будет заниматься этим вопросом;

-и, самое главное, нужно очень большое желание, обращение с молитвами и покаянием к Богу и прошения помощи Господа нашего в этом нелегком вопросе.

Отец Николай обещал свою помощь и консультации по всем вопросам, связанным с восстановлением храма.

Я полностью согласна с отцом Николаем, что дело восстановления храма, это прежде всего дело самих жителей села, их огромного желания вернуться душой в Храм Божий.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Надежда на возрождение храма.


Сегодня моя Дмитриевка – большое село, в котором есть прекрасная новая школа, Дом культуры, больница и даже частные магазины. Вот только церкви, сожалению, нет. А ведь она объединяла бы людей в их стремлении к лучшему, помогала бы в горе, делала бы всех терпимее по отношению друг к другу, заставляла бы каждого задуматься о смысле своей жизни! Об этом напоминает всем оставшаяся невредимой стена разрушенной церкви. В центре села есть место, где можно было бы построить храм. Так и живет моя малая Родина, частичка большой России… Что впереди? Хочется верить, что Дмитриевка будет жить долго, обретет храм и переживет духовное возрождение.

IV. БИБЛИОГРАФИЯ


  1. Летопись села Дмитриевка (рукопись школьного музея «Село родное»)

  2. Архивные материалы музея

  3. Сочинение выпускницы Дмитриевской СШ Гончаровой Е.

  4. Интервью с жителем села Дмитриевка.

  5. Давыдов В.И.. Духовные родники Святого Белогорья: Белгород, облтипография, 1999 год, 5-6 стр.

  6. Колесникова Л.И.. Православное церковное зодчество Белгородской области: Белгород, «Белгородско-Старооскольская епархия»,1997 год, 3 стр.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Да возродится храм!» Исследовательская работа ученицы 10 класса Шмараевой Алёны. Адрес: Ракитянский р-н, с. Дмитриевка. Руководитель учитель истории Макова iconНаучно-исследовательская работа по математике
Ученицы 7 класса Черногоровой Виолетты Дмитриевны Лисицына Татьяна Петровна учитель математики высшей категории мбоу сош №22, п....
«Да возродится храм!» Исследовательская работа ученицы 10 класса Шмараевой Алёны. Адрес: Ракитянский р-н, с. Дмитриевка. Руководитель учитель истории Макова iconИсследовательская работа ученицы 9 класса
Фильмы Вима Вендерса
«Да возродится храм!» Исследовательская работа ученицы 10 класса Шмараевой Алёны. Адрес: Ракитянский р-н, с. Дмитриевка. Руководитель учитель истории Макова iconИсследовательская работа «Тайна имени». Выполнила ученица 6 класса...
Научно-исследовательская деятельность в Мокрушинской школе Канского района Красноярского края
«Да возродится храм!» Исследовательская работа ученицы 10 класса Шмараевой Алёны. Адрес: Ракитянский р-н, с. Дмитриевка. Руководитель учитель истории Макова iconИсследовательская работа ученицы 9 класса
Взаимоотношения Парфии, Рима и Иудеи через призму «Иудейских древностей»
«Да возродится храм!» Исследовательская работа ученицы 10 класса Шмараевой Алёны. Адрес: Ракитянский р-н, с. Дмитриевка. Руководитель учитель истории Макова iconИсследовательская работа ученицы 9 класса «А» Оловенцовой Екатерины...

«Да возродится храм!» Исследовательская работа ученицы 10 класса Шмараевой Алёны. Адрес: Ракитянский р-н, с. Дмитриевка. Руководитель учитель истории Макова iconИсследовательская работа ученицы 10 класса «А» Ефремовой Евгении...
Социокультурная характеристика
«Да возродится храм!» Исследовательская работа ученицы 10 класса Шмараевой Алёны. Адрес: Ракитянский р-н, с. Дмитриевка. Руководитель учитель истории Макова iconРеферат ученицы 10-го класса Приморской средней школы Алены Рыжевой
Земли первого в мире космонавта гражданина, Советского Союза Юрия Алексеевича Гагарина объявлен годом российской космонавтики
«Да возродится храм!» Исследовательская работа ученицы 10 класса Шмараевой Алёны. Адрес: Ракитянский р-н, с. Дмитриевка. Руководитель учитель истории Макова iconИсследовательская работа Ученицы 10 класса
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося...
«Да возродится храм!» Исследовательская работа ученицы 10 класса Шмараевой Алёны. Адрес: Ракитянский р-н, с. Дмитриевка. Руководитель учитель истории Макова iconИмитационно-подражательные танцы эвенков Работа учащейся моши «Токкинская...
Реферат должен быть написан по истории науки, в соответствии со специальностью, по которой обучается аспирант или соискатель (история...
«Да возродится храм!» Исследовательская работа ученицы 10 класса Шмараевой Алёны. Адрес: Ракитянский р-н, с. Дмитриевка. Руководитель учитель истории Макова iconИсследовательская работа Ученицы 10 класса
Целью моей работы является изучение вопроса о том, как именно Император оценивал политическую ситуацию в стране; на основании какой...
«Да возродится храм!» Исследовательская работа ученицы 10 класса Шмараевой Алёны. Адрес: Ракитянский р-н, с. Дмитриевка. Руководитель учитель истории Макова iconРеферат «Я хочу рассказать о…Юрии Борисовиче Левитане». 8-в класс...
Проектно – исследовательская работа «Вихрь чувств в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
«Да возродится храм!» Исследовательская работа ученицы 10 класса Шмараевой Алёны. Адрес: Ракитянский р-н, с. Дмитриевка. Руководитель учитель истории Макова iconНаучно-исследовательская работа Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская...
Научно-исследовательская работа (нир) относится к циклу «Практики и научно-исследовательская работа» магистерской программы «Русский...
«Да возродится храм!» Исследовательская работа ученицы 10 класса Шмараевой Алёны. Адрес: Ракитянский р-н, с. Дмитриевка. Руководитель учитель истории Макова iconНаучно-исследовательская работа Измайлово. История царской усадьбы...
Авторы: Борщевская Рахиль, Южакова Анастасия, Узиенко Мария – ученицы 7 класса «Б» гимназии №1567 зао г. Москвы
«Да возродится храм!» Исследовательская работа ученицы 10 класса Шмараевой Алёны. Адрес: Ракитянский р-н, с. Дмитриевка. Руководитель учитель истории Макова iconИсследовательская работа Ученицы 10 класса
В нашем школьном музее «Археологические памятники Евразии» находятся коллекции Хорезмской археолого-этнической экспедиции. Среди...
«Да возродится храм!» Исследовательская работа ученицы 10 класса Шмараевой Алёны. Адрес: Ракитянский р-н, с. Дмитриевка. Руководитель учитель истории Макова iconИсследовательская работа ученицы 10 класса гимназии 1505 города Москвы...
Образ Ивана Грозного в понимании С. М. Эйзенштейна и И. В. Сталина как отражение взаимоотношений художника и власти
«Да возродится храм!» Исследовательская работа ученицы 10 класса Шмараевой Алёны. Адрес: Ракитянский р-н, с. Дмитриевка. Руководитель учитель истории Макова iconИсследовательская работа Выполнена ученицей 9б класса муниципального...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск