Скачать 288.88 Kb.
|
Открытая научно-практическая конференция для учащихся 6-11 классов «Вышгород -2012» Иероглифические рукописи индейцев майя как исторический источник Исследовательская работа Ученицы 10 класса Гимназии № 1505 Города Москвы Левшиной Александры Руководитель: к.ф.н. Евдокимова А.А. Москва 2012 Содержание Введение……………………………………………………………...………..3 Глава I Исторические источники и рукописи майя……………..…………….........4 Особенности письменности………………………………………………....5 Первые попытки расшифровки рукописей майя…………………………..6 Ю.В.Кнорозов………………………………………………………...............6 Глава II Дрезденская рукопись………………………………………………….….....8 Парижская рукопись………………………………………………………....10 Мадридская рукопись………………………………………………………..11 Рукопись Гролье……………………………………………………………...13 Заключение……………………………………………………………..…....17 Список используемой литературы……………………………………….18 Приложение………………………………………………………………….19 Введение Майя – одна из ярчайших цивилизаций доколумбовой Америки. За 15 веков до открытия Колумбом Америки майя изобрели точный солнечный календарь и иероглифическую письменность, пользовались математикой, уверенно предсказывали солнечные и лунные затмения. Они достигли поразительных успехов в архитектуре, скульптуре, живописи и изготовлении керамики. Но вместе с тем их орудия труда оставались крайне примитивными и изготовлялись только из дерева и камня. Индейцы майя не знали металлов, колесных повозок, плуга. Вся гигантская программа их архитектурного строительства была выполнена исключительно мускульной силой человека. Эта великая и могущественная цивилизация могла бы и развиваться дальше, достигать еще больших успехов, если бы на их земли не прибыли европейцы. Испанцы хотели обратить майя в христианскую веру. Европейцы, во главе с Диего де Ланда начали сжигать все рукописи майя и убивать индейцев. Но все- таки некоторые рукописи сохранились: Дрезденская, Парижская, Мадридская и рукопись Гролье. Благодаря ним мы сейчас можем узнать о быте, хозяйстве, охоте, жертвоприношениях, о богах – в общем, о жизни майя в целом. Много историков пыталось расшифровать древние памятники майя. Первыми исследователями памятников майя стали испанские монахи, пытавшиеся обратить майя в христианскую веру, например, Диего де Ланда. Он сделал наброски знаков, каждый из которых был отмечен буквами А, В, С и т. д. Но, к сожалению, не смог довести это дело до конца. Первое достижение в понимании формальных аспектов письменности майя было сделано ученым Юрием Кнорозовым. Он смог первым расшифровать рукописи майя, и до него этого сделать никому не удавалось. А имя Ю.В.Кнорозова известно лишь узкому кругу специалистов, работающих в этой сфере. Для написания диплома была поставлена цель: Охарактеризовать иероглифические рукописи как исторический источник. Для достижения этой цели был сформулирован ряд задач: 1. определить, что такое исторический источник а) подобрать источники того же времени б) выделить параметры анализа в) сравнить 2. охарактеризовать источник по типу Для написания диплома были использованы книги Юрия Валентиновича Кнорозова «Иероглифические рукописи индейцев майя» и «Письменность индейцев майя», труд Диего де Ланды «Сообщения о делах в Юкатане» - эти источники являются историческими, книгу Альберто Рус «Народ майя» и несколько сайтов для уточнения полученной информации:
Глава I Исторические источники — комплекс документов и предметов культуры, отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлекших за собой те или иные исторические события. 1 Чтобы узнать о майя были выбраны несколько исторических источников. Майя — индейское племя, жившее в доколумбовой Америке на территории современной Мексики и соседних стран (Гватемала, Белиз, Гондурас, Сальвадор). Оставившее после себя многочисленные колонны и пирамидальные ступенчатые храмы. Его удивительная культура, о которой свидетельствуют надписи и украшения на развалинах этих сооружений, до сих пор вызывает интерес и споры ученых. Майя были очень успешны в астрономии, математике, календаре и письменности. Главная потребность майя – земледелие, поэтому они обратили внимание на последовательность времен года и связали их с деятельностью небесных тел. Они решили, что этот процесс можно проследить и отметить. Интересно заметить, что солнечные затмения вызывали у индейцев огромный ужас. Предсказывать затмения могли только жрецы, и, следовательно, читать их рукописи могли только жрецы. Майя унаследовали календарные знания, приобретенные другими народами за несколько веков до этого, однако, дополнили их новыми идеями и изобретениями и тем самым разработали самую сложную календарную систему. Они были уверены, что если неблагоприятное событие повторяется в точные периоды календаря, надо задобрить богов, тем самым избежать этих событий. Поэтому им надо было определить, когда эта дата наступит2.
Рукописи майя – это самый ценный источник того времени. Потому что мы узнаем о жизни майя из первых уст, они сами повествуют нам о хозяйстве, охоте, обрядах. Важнейшим источником для изучения древних майя являются тексты, написанные иероглифическим письмом. Надписи на камне, дереве и других материалах, сделанные на стелах, алтарях и стенах зданий охватывают период с IV по XV века. Из иероглифических рукописей сохранилось только четыре – Дрезденская, Парижская, Мадридская и рукопись Гролье. Первая рукопись, как полагают некоторые исследователи, является копией XI века с оригинала VIII века. В ней содержатся большие разделы об обрядах, браках и много астрономических сведений. Дрезденская рукопись сохранилась, видимо, полностью, но разорвана на две неравные части, в связи с чем в первых изданиях дана неправильная нумерация страниц. Парижская рукопись относится к более раннему времени, чем Мадридская, но позже, чем Дрезденская, она посвящена списку 20 – летних периодов. Она состоит из двух отрывков без начала и конца. Рукопись сильно потрепана, некоторые страница полностью стерлись. А Мадридская рукопись была написана не раньше XV века, она повествует нам о земледелии, охоте, пчеловодстве, сведений по календарю. Она состоит из двух отрывков без начала и конца, которые были обнаружены независимо друг от друга. Многие страницы сильно потрепаны, и некоторые знаки почти не читаемы, но есть и хорошо сохранившиеся страницы. Происхождение рукописи Гролье неизвестно. Она состоит из фрагментов 11 страниц, без начала и конца. Повествует нам в основном об астрономии. Большой объем информации о жизни майя был найден в работе использован труд Диего де Ланды «Сообщение о делах в Юкатане». Диего де Ланда – это испанский монах, прибывший в земли майя, в первую очередь, с целью обращения туземцев в католическую веру. Католичество в средние века устанавливало свою власть не только проповедями и молитвами, но и огнем и мечом. Католическая миссия, возглавляемая де Ландой, провела масштабное уничтожение «еретических» документов майя – в первую очередь жреческих рукописей. Через месяц в Юкатан прибыл епископ Тораль, у которого вызвали недовольство жестокости Ланда. Он немедленно приостановил преследование отпавших от христианства индейцев. Ланда протестовал против указаний епископа и выехал в Испанию, чтобы оправдаться в своих действиях перед Советом по делам Индий. Виднейшие богословы Испании оправдали его, и в 1573 году он вернулся в Юкатан в качестве епископа г.Мериды. «Сообщение о делах в Юкатане» было написано в Испании в 1566 году. Эта работа содержит подробные сведения о жизни, быте, религии юкатанских индейцев, их культуре и обычаях. Для того, чтобы проанализировать источники, были выделены некоторые параметры. Так, будет проходить сравнение информацию об охоте, жертвоприношениях, одежде и богах. Иероглифические рукописи майя являются одновременно письменными, вещественными, этнографическими и изобразительными источниками. Надо заметить, что спецификой иероглифических рукописей как исторического источника является то, что их писали жрецы. Для них это служило «памяткой» проведения обрядов, поэтому в основном их содержание было посвящено религиозным обрядам и астрономии. Эти рукописи потом передавались другим, новым, жрецам. Особенности письменности Письменность майя – это объединение приблизительно 550 анаграмм, которые представляют собой целые слова и 150 силлабограмм, которые представляют собой слоги. Было также приблизительно сто так называемых глифов, которые представляли собой названия мест и имена богов. Как правило, в повседневном обиходе использовалось около трехсот глифов. Подлинные письмена были найдены учеными археологами, такого рода письмена майя были вырезаны на камне, они были написаны на коре, древесине, нефрите, керамике. Некоторые из рукописей были найдены в Мексике, Гватемале и северном Белизе. Еще одной особенностью письменности майя было то, что достаточно много слов были представлены более, чем одним глифом. Как правило, письмена наносились в виде соединенных вертикальных колонок, читать их нужно было слева направо, а также от вершины к основанию, по своеобразной зигзагообразной траектории.3
Первые попытки расшифровки рукописей майя. После испанского завоевания в 1520 году сразу начались попытки расшифровать майяскую письменность. Первыми исследователями памятников майя стали испанские монахи. Самым известный из них - Диего де Ланда, третий епископ Юкатана, который в 1566 году написал труд "Сообщения о делах в Юкатане". В эту работу он включил краткое изложение своего понимания майяской системы письма. Но, к сожалению, Ланда не смог понять, что знаки майя были не алфавитными, а чем-либо другим. Однако первую значительную попытку расшифровать письменность майя предпринял Эрнст Фёрстеманн, сотрудник Королевской библиотеки в Дрездене. В 1880 году он занялся изучением иероглифов в кодексах и на нескольких известных в то время резных каменных монументах. За четырнадцать лет Эрнст разгадал сложный календарь майя. Он показал, что календарь базировался на парных циклах в 260 и 365 дней и календарная дата обычно отмечалась по своей позиции в обоих циклах. Благодаря работам Фёрстеманна и других ученых (например, американца Джозефа Гудмэна), очень рано стало ясно, что счет времени был необъяснимо важным для майя. Однако система летосчисления могла иметь множество контекстов, включая исторический, религиозный и мифологический, поэтому ученым не было ясно, что содержали в себе некалендарные части майяских надписей. Первое достижение в понимании формальных аспектов письменности майя было сделано ученым Юрием Кнорозовым4. Юрий Кнорозов - основатель советской школы майянистики. (19.11.1922 – 30.03. 1999) Ю.В.Кнорозов родился в 1922 году под Харьковом в семье инженера. В 1937 г. Юрий Валентинович закончил семь классов железнодорожной школы, а в 1939 г. Кнорозов поступил в Харьковский государственный университет им. А.М. Горького на исторический факультет. Когда Украина была оккупирована, Кнорозов оказался в Москве. В 1943 г. он учился уже в МГУ. Сразу после войны закончил институт по специализации – этнография. Ю. В. Кнорозов хотел поступать в аспирантуру МГУ, но ему было отказано, и потому дешифровку древнего письма майя молодой ученый продолжил уже в Ленинграде. Прежде чем приступить к работе с текстами майя, Кнорозов решил разобраться с теоретическими вопросами дешифровки древних письменностей: он четко определил, что именно считается лингвистической дешифровкой (переход к точному фонетическому чтению иероглифов) и чем она отличается от принятой в то время в майянистике интерпретации знаков, являющейся всего лишь попыткой предположить значение или чтение отдельных знаков. Создав теоретическую базу для работы с письмом майя, Ю.В.Кнорозов перевел со староиспанского на русский язык «Сообщение о делах в Юкатане». И сразу же понял, что алфавит из 29 знаков, записанный в XVI в. францисканским монахом Диего де Ландой является ключом к дешифровке самого письма. Ему удалось разобраться с недоразумениями, возникшими при диктовке алфавита (когда информатор записывал майяскими знаками не звуки, а названия испанских букв). Первая публикация результатов дешифровки, которая вышла в Советской Этнографии в 1952 г., со скромным названием «Древняя письменность Центральной Америки», произвела настоящий фурор. Гениальное открытие Юрия Кнорозова было с восторгом принято отечественной научной общественностью. Защита диссертации по индейцам майя стала сенсацией в Советском Союзе, о которой быстро узнали и за рубежом. Юрий Валентинович ни разу не был в Мексике, но сделал то, чего не добились многие ученые разных стран, годами проводившие полевые исследования. В 1963 году вышла великолепная монография Ю.В. Кнорозова «Письменность индейцев майя». А спустя двадцать с лишним лет, в 1975 году удалось опубликовать переводы текстов. Монография называлась: «Иероглифические рукописи майя». Всю свою творческую жизнь Кнорозов продолжал работу с древними текстами майя. После прочтения рукописей начались исследования надписей на керамических сосудах и монументальных памятниках. В 1975 году Кнорозову за его гениальное открытие была вручена Государственная премия СССР. В 1990 году президент Гватемалы в знак признательности вручил ему специальную Большую Золотую медаль. В 1995 году в посольстве Мексики в Москве ему был вручен серебряный Орден Астекского Орла (такие ордена вручаются мексиканским правительством иностранным гражданам, имеющим исключительные заслуги перед Мексикой). Эта награда имела для Кнорозова особое значение. Скончался Юрий Валентинович Кнорозов 30 марта 1999 от инсульта и последовавшего отека легких - в одиночестве, в коридоре одной из городских больниц. Так накануне прихода третьего тысячелетия ушел из жизни гений, чей вклад в науку по праву относится к величайшим достижениям ушедшего XX века5 Глава II В книге Юрия Валентиновича Кнорозова «Иероглифические рукописи майя» представлена дешифровка четырех сохранившихся рукописей майя: Дрезденской, Парижской, Мадридской и рукописи Гролье. Теперь сравним информацию из двух источников. Дрезденская рукопись Дрезденский кодекс — одна из четырёх рукописных книг майя, которые дожили до наших дней. Хранится в музее книг Саксонской государственной и университетской библиотеки в Дрездене. Рукопись была приобретена в Вене у неизвестного лица в 1739 году главным библиотекарем дрезденской курфюрстской библиотеки И. К. Гёце. Представляет собой рукопись, датируемую 1200—1250 гг. Состоит из 39 листов, надписи на которых находятся с обеих сторон; из десяти разделов, из которых три посвящены жертвоприношениям и богам, четыре – астрологии, две – занятиям бога дождя (майя считали, что если не задобрить этого бога, то у них не будет дождей, а, следовательно, и урожая, а значит – все погибнут), и один посвящен завоеванию Юкатана – острову, на котором и проживали майя. Листы бумаги, изготовленые из коры фикуса, имеют размер, примерно, 20,5 на 10 см. Длина в развёрнутом виде составляла, примерно, 3,5 м. В настоящее время рукопись выставлена в музее в виде двух частей — 20 и 19 листов. Дрезденский кодекс — единственная из рукописей майя, доступная посетителям для свободного просмотра. Рассмотрим рукопись подробнее: Первый раздел посвящен человеческим жертвоприношениям:
Второй раздел посвящен жертвам в целом и делам богов:
Вот что по этому поводу говорит Диего де Ланда:
Следующий раздел рассказывает нам о знамениях женщин(т.е. рассказ идет о богинях)
Четвертый раздел посвящен движению планеты Венеры:
Пятый раздел описывает лунные полугода:
Шестой раздел посвящен завоеванию Юкатана:
Диего де Ланда говорит:
Следующий раздел посвящен занятиям бога дождя:
Раздел восьмой говорит нам о небесных явлениях:
Восьмой раздел изображает 52 – летний и 4 – летний циклы6: Благой правитель – бог огня – будет дождь, сделает хорошими поля кукурузы стр.63 Бог солнца охраняет Красное дерево на востоке, большая придет на посевы засуха стр.63 И последний, десятый, раздел повествует нам занятиях бога дождя:
Парижская рукопись Парижский кодекс — фрагмент рукописи майя, сохранившийся лишь на 12 листах размером 24 х 13 см. Рукопись имеет длину 1,43 м, содержит текст из 1600 иероглифов. «Парижский кодекс» хранится в Национальной библиотеке Франции, где был найден лингвистом Леоном де Росни в 1859 году в мусорной корзине среди других бумаг. Он был в запечатанном конверте . Парижская рукопись состоит из десяти разделов, из которых три – это предсказания, два – дела богов, два раздела - это циклы, один – месяца, один – подразделения и один – змеиные периоды. Рассмотрим рукопись подробнее: Раздел первый сообщает нам предсказания к годам 20-летнего цикла:
Второй раздел повествует нам о предсказаниях к двадцатилетиям:
Раздел третий изображает 13 подразделений:
Четвертый раздел говорит о занятиях бога долин:
Пятый раздел информирует нас о занятиях бога дождя:
Шестой раздел говорит нам о предсказаниях:
Седьмой говорит нам о 13 месяцах:
Следующий раздел изображает змеиные периоды:
Раздел девятый говорит о цикле 1.5.5.0:
Последний раздел повествует о 52-летнем цикле:
Мадридская рукопись Мадридский кодекс — рукопись Майя. Хранится в Мадриде. Рукопись состоит из 112 страниц. Длина ее — 6 метров. Как и другие рукописи, они сложена складками, однако у нее нету ни начала ни конца. Мадридская рукопись состоит из 15 разделов: больше всего описаны дела и занятия богов-7 разделов, один раздел про астрологию, два раздела про циклы майя, два- про божества, и один раздел об охоте. Рассмотри подробнее: Раздел первый говорит о движениях планеты Марс:
Второй раздел повествует нам о занятиях бога дождя:
Раздел третий сообщает нам о земледельческих божествах:
О земледелии и развитии хозяйства говорит Диего де Ланда: 1. главное в хозяйстве- кукуруза и хлеб 2. тушат овощи и мясо 3. майя много едят, но при необходимости могут долго протянуть без еды. Четвертый раздел информирует нас о юбилейных праздниках:
Пятый раздел посвящен делам бога изобилия:
Диего де Ланда дополняет, что у них были топорики для обработки дерева Шестой раздел сообщает нам о божествах грозы и губительных ливнях:
Седьмой раздел говорит нам о 52-летних и 4-летних циклах:
Раздел восьмой рассказывает нам об охоте:
Диего де Ланда говорит о войске и оружии майя: 1. Для нападения у майя были луки и стрелы; для обороны – щиты 2. Есть топорики для обработки дерева и как оружие 3. В войске 2 капитана Раздел девятый говорит нам о делах бога купцов:
Десятый раздел говорит о занятиях богов:
Раздел одиннадцатый повествует о 32-дневном и 130-дневном цикле:
Раздел двенадцатый посвящен 260-дневнму циклу и 13-дневке:
Раздел тринадцатый говорит нам о занятиях богов и делах бога войны:
Четырнадцатый раздел о занятиях богов:
Пятнадцатый раздел о божествах пчеловодах:
Рукопись Гролье Кодекс Гролье сохранился частично. Рукопись Гролье говорит нам о движениях планетах Венеры:
Таким образом, проанализировав рукописи можно узнать о жертвоприношениях: чаще всего в жертву приносили богу изобилия, богу дождя и богу неба; о том, что основными планетами, изучаемыми майя, были Венера, Марс и луна, о том, какими делами какие бога занимались, а также о циклах майя. Несомненно, нельзя не сказать о том, что майя очень хорошо разбирались в астрологии, этим они и известны в настоящее время7. В другой монографии Ю.В.Кнорозова «Письменность индейцев майя» в основном говорится о пророчествах: 15 разделов, так же присутствует немного информации о делах богов, заклинаниях и создании 20-дневнего месяца. Рассмотрим подробно: Пророчества о двадцатилетиях:
Борьба богов:
Заклинание:
Создание 20-дневнего цикла:
Вывод: Таким образом, вышесказанное еще раз подтверждает, что майя были очень хорошими астрономами, благодаря своим знаниям они могли создавать пророчества, заклинания и предсказания. Для наглядности попробуем представить все вышеописанное в виде таблицы:
Подведем итоги. В большинстве случаев информация, написанная майя, и информация, написанная Диего де Ландой, совпадает. Например, они сходятся в том, что в основном в жертву приносили животных; если надвигались серьезные катаклизмы, тогда приносили в жертву людей («Богиня Тит Соот сидит, держа в руках змею» стр. 7Д). Крышу домов покрывали соломой или листьями веерной пальмы. Одежда состояла из ленты шириной в руку, называемой набедренной повязкой. В некоторых рубриках, например про жертвоприношения, Диего де Ланда дополнял Юрия Валентиновича Кнорозова: протыкали кожу на лице, надрезали части своего тела; самым мужественным мужчиной был тот, который совершит больше всего кровопролитий; во время проведения ритуала жрецу помогали четверо мужчин (они держали жертву за руки и за ноги); проведение обрядов четко следовало календарю. Но кое в чем их мнения расходятся: Диего де Ланда пишет, что женщины не применяли кровопролитий, а это противоречит расшифровкам Кнорозова: «Женщина связана, лежит со вскрытой грудью (чтобы вырвать сердце)». Еще несколько различий о похоронах умерших: Юрий Валентинович писал, что телу умершего придавали позу еще не родившегося ребенка, окрашивали его в красный цвет и тщательно связывали. А Диего де Ланда писал, что умершим набивали рот размолотой кукурузой и с ней несколько камешков, которые они использовали как монеты, чтобы у них не было недостатка в еде. В могилу помещали несколько идолов; колдунам – колдовские приборы, жрецам – некоторые книги. Но здесь опять присутствует схожая информация о том, что они покидали дома, в которых были погребены умершие Таким образом, при сравнении выяснилось, что в основном они писали о хозяйстве, охоте, быте и одежде, но у Диего некоторые рубрики отсутствовали : например, он ничего не говорил о предсказаниях и астрономии майя, потому что о ней знали только жрецы, и для простых индейцев эта информация была недоступной. Однако он писал о прическах, чего нет у майя. Хотя, возможно, эти рукописи были утеряны во время кампании Диего де Ланды. Но и Диего де Ланда, и майя очень красочно описывали жертвоприношения. Заключение Поскольку под историческим источником понимается комплекс документов и предметов культуры, отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной эпохе, то рукописи индейцев майя можно дополнить и проверить трудом Диего де Ланды «Сообщение о делах в Юкатане», который застал на цивилизацию майя и имел с ней контакт. Для него основной задачей было выявить отличительные черты жизни индейцев от европейцев, поэтому в своей книге он описывает наиболее «шокирующие» его особенности. Диего де Ланда не подозревал, что майя настолько развиты в астрономии и математике; потому что этой информацией индейцы с ним не делились, а читать их рукописи он не умел. В процессе анализа источников были выделены тематические разделы: охота, хозяйство, селения и жилища, одежда и украшения, жертвоприношения. По сравнению с прибывшими на остров испанцами, у майя были слабо развиты приспособления для охоты. Но хозяйство было развито достаточно сильно, у них преобладало подсечно-огневое земледелие. Диего де Ланда по этому поводу отмечает, что майя много ели, но при необходимости могли долго обходиться без пищи. Так как индейцы писали рукописи для следующих поколений, в которых говорится, например, что жилища надо строить у источников воды, дома должны быть прямоугольными, а крепления делаться с помощью лиан. Диего де Ланду поразило то, что у них отсутствовали двери, а кровати делались из прутьев. Это говорит о том, что комфортабельность для них была не главным. Так же Диего де Ланда указывает важную для завоеваний особенность- соломенную крышу легко поджечь. Для майя считалось нормальным косоглазие, вплетать в волосы цветы или светлячков. Испанского завоевателя удивило то, что в детстве мамы прижигали детям кожу на подбородке и макушке, чтобы волосы не росли. В разделе о жертвоприношениях можно узнать, что майя чаще всего жертву приносили богу дождя, неба и изобилия. Несмотря на то, что в это время в Европе были инквизиции, испанцев изумило то, что индейцы сами шли на жертвоприношения, считая себя самыми мужественными и смелыми. Список использованной литературы
Приложение 2 Народ майя. Э.Г. Александренкова; - М.: Мысль, 1986 5 http://www.knorosov.ru/ 6 Цикл имеет отношение к выравниванию солнца и земли, и зимнему солнцестоянию. Время 20-дневнего цикла, взятое 13 раз равняется 260-дневному циклу. Он разделяется на 4 периода по 65 дней. 7 Ю.В.Кнорозов «Иероглифические рукописи майя» Ленинград, 1975 8 Ю.В.Кнорозов «Письменность индейцев майя» |
Исследовательская работа ученицы 9 класса Фильмы Вима Вендерса | Исследовательская работа ученицы 9 класса «А» Оловенцовой Екатерины... | ||
Исследовательская работа ученицы 9 класса Взаимоотношения Парфии, Рима и Иудеи через призму «Иудейских древностей» | Исследовательская работа ученицы 10 класса «А» Ефремовой Евгении... Социокультурная характеристика | ||
Исследовательская работа Ученицы 10 класса Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося... | Научно-исследовательская работа по математике Ученицы 7 класса Черногоровой Виолетты Дмитриевны Лисицына Татьяна Петровна учитель математики высшей категории мбоу сош №22, п.... | ||
Исследовательская работа Ученицы 10 класса Целью моей работы является изучение вопроса о том, как именно Император оценивал политическую ситуацию в стране; на основании какой... | Исследовательская работа «Тайна имени». Выполнила ученица 6 класса... Научно-исследовательская деятельность в Мокрушинской школе Канского района Красноярского края | ||
Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская... Научно-исследовательская работа (нир) относится к циклу «Практики и научно-исследовательская работа» магистерской программы «Русский... | Научно-исследовательская работа Измайлово. История царской усадьбы... Авторы: Борщевская Рахиль, Южакова Анастасия, Узиенко Мария – ученицы 7 класса «Б» гимназии №1567 зао г. Москвы | ||
«Да возродится храм!» Исследовательская работа ученицы 10 класса... Белгородская область, Ракитянский район, с. Дмитриевка, моу «Дмитриевская средняя общеобразовательная школа», телефон 22-1-30 | Исследовательская работа Ученицы 10 класса В нашем школьном музее «Археологические памятники Евразии» находятся коллекции Хорезмской археолого-этнической экспедиции. Среди... | ||
Исследовательская работа ученицы 10 класса гимназии 1505 города Москвы... Образ Ивана Грозного в понимании С. М. Эйзенштейна и И. В. Сталина как отражение взаимоотношений художника и власти | Исследовательская работа ученицы 11 класса гуо «Жодинская женская гимназия» «Завод №2 Металлширпотреб Касимов». Этот экспонат подарила музею учительница гимназии Елена Николаевна Бекер. Она рассказала, что... | ||
Научно-исследовательская работа Выполнили ученицы 10 класса Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по специальности 030501. 65... | Исследовательская работа ученицы 9 класса «А» Ефремовой Евгении по... Поколение моих сверстников должно уважать своих предков и знать через что прошли наши дедушки. Ведь в нашей стране наступила настоящая... |