Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 86.44 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации31.03.2014
Размер86.44 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Токсическое воздействие этанола на организм человека: причины и последствия

Интегрированный урок в 10 классе.

Бородина Л. В.

Горгосова Л. Н.
Девиз урока

Яд, который действует не сразу,

не становится менее опасным.
Тип урока:

Применение имеющихся знаний в новой проблемной ситуации.

Подготовительный этап:

Анкетирование, которое показало, что большинство учащихся 1-9 классов знают о ядовитых действиях спиртов на организм человека, но причины этого им не известны. Изучение дополнительной научно – популярной литературы и других источников по данной проблеме.

Цели урока: (слайд№2)

1. Рассмотреть механизм действия спирта на клетки, органы и системы органов человека.

2. Провести исследования по выявлению причин токсичности этилового спирта.

3.Спрогнозировать последствия токсического действия этанола.

4.Создать ситуацию для осознания учащимися вредного употребления алкоголя.

Ход урока: (слайд№3)

Из истории спиртных напитков. Почему люди пьют ?( из выступлений учащихся)

- Человек не знал алкоголя долгие сотни тысяч лет. Приобщение к пьянству – сравнительно молодая ошибка человечества. Явление сбраживания было открыто почти одновременно во многих местах, а сейчас нес кого спрашивать за то, что этот злой и могущественный джин был выпущен из глиняного сосуда и оказался на свободе. А что же в России? На царских пирах пили ковшами и чашами, но не водку, а «мёд – пиво», крепость их не превышала 5-7градусов. Водка в России появилась в 16 веке. В 1552 году Иван Грозный устроил в России первый кабак, где водку продавали только опричникам. Спаивание народа безудержным становится в конце 19 века., когда не одно знаменательное событие не проходит без выпивки. По историческим справкам, в России к 1905 году употребляли 0,57 ведра вина на человека в год; во Франции – 4, 76 ведра, в Германии - 1,87. Сейчас в мире выпивают 25 миллиардов бутылок вина в год (по 5 на человека), а в России по 8,5 литра.

Учитель биологии: «Пьянство – есть упражнение в безумии», так сказал великий Пифагор. Другие именовали алкоголь – похитителем рассудка. Почему? Вот об этом мы сейчас с вами и поговорим. Я предлагаю вам в течение урока подумать над вопросом «Стоит ли жить, чтобы пить?».

Проблема: «Нужно ли жить для того, чтобы пить?»

  1. Пьянство мы называем вредной привычкой. А почему люди пьют, каковы на это причины? (из выступлений учащихся):

Мотивы, побуждающие молодёжь употреблять алкоголь:

- Самоутверждение, в том числе:

А) потому что мне это нравится;

Б) потому что приятно «быть немножко пьяным»;

В) потому что «скучно».

- Символическое участие (давление сверстников):

А) потому что мои друзья тоже пьют;

Б) чтобы друзья не считали меня «белой вороной»;

В) чтобы легче было общаться с другими людьми.

- Снятие психического напряжения:

А) чтобы придать себе смелости;

Б) чтобы быть спокойнее;

  1. Примерное анкетирование.

Класс




10

11

Употребляют или пробовали спиртное


Шампанское











Пиво










Вино










Водка







Не употребляют










Спиртное

Понравилось










Не понравилось







Знают о последствиях злоупотребления алкоголя









Обсуждение результатов.

  1. Используя схему 1 прослеживаем путь этанола в организме человека:

а) проникновение через ротовую полость, пищевод, желудок.

б) всасывание в кровь

в) поступление в функциональные системы организма

г) метаболизм в печени

д) удаление из организма
(слайд№4) учитель химии.

  1. Издавна человеку известно большое число ядовитых веществ, все они отличаются по силе воздействия на организм человека. Среди них выделяется вещество, которое известно в медицине как сильный протоплазматический яд, это этиловый спирт. Смертность от алкоголизма превышает число смертельных случаев, вызываемых всеми инфекционными заболеваниями, вместе взятыми (1)

  2. Рассматриваем строение молекул спиртов, их общие физические свойства.

Вопрос: как происходит всасывание этилового спирта в кровь: (слайд№5)

  1. Ученик:

- Обжигая слизистую оболочку полости рта, глотки, пищевода, он поступает в ЖКТ. В отличие от многих других веществ он быстро и полностью всасывается в желудке. Легко преодолевая биологические мембраны, примерно через час, он достигает максимальной концентрации в крови. (1) Попадая в межтканевую жидкость, он забирает воду из клеток, так как концентрация веществ вне клеток резко увеличивается. Развиваются отеки.

Клетки, страдая от недостатка воды, стареют в 1,5 раза быстрее.

Учитель химии: Почему же молекулы спирта быстрее молекул воды проникают в кровь?

- Ученик: Беспрепятственно преодолеть биологические мембраны им позволяет малый размер, слабая поляризация, образование водородных связей с молекулами воды, хорошая растворимость спирта в жирах.(1)

6. Учитель химии: Продолжаем прослеживать путь спирта в организме: (слайд№6)

- быстро всасываясь в кровь, хорошо растворяясь в межклеточной жидкости, спирт поступает во все клетки организма. Учёными установлено, что нарушая функции клеток, он вызывает их гибель:

при употреблении

100 гр. Пива погибает около 3000 клеток мозга,

100 гр. Вина – 500 клеток мозга,

100 гр. Водки – 7500 клеток. (1)

Одна рюмка водки снижает работоспособность человека на 20-30 %. В состоянии опьянения совершается 55% всех краж, 79% грабежей, 69% нападений. Соприкосновение эритроцитов с молекулами спирта приводит к свёртыванию кровяных клеток.

(слайд№7)

  1. Химический эксперимент: «Влияние этанола на молекулы белков»

Цель эксперимента: убедить учащихся, что спирт денатурирует белки, необратимо нарушает их структуру и свойства.

Ход опыта: Берём две пробирки, содержащие по 2 мл. белка, приливаем в первую из них несколько мл. воды, во вторую – столько же спирта 90% го. Результат опыта: в первой пробирке белок растворился, так как он является легкорастворимым белком и хорошо усваивается организмом.

Во второй пробирке образуется плотный белый осадок – в спирте белки не растворяются, спирт отнимает у белков воду, в результате этого нарушаются структура и свойства белка, его функции.

Вопрос учащимся: Что происходит с клетками организма когда поступает алкоголь высокой концентрации.

Ответ: Белки начинают разрушаться, что ведёт к нарушению работы всех клеток органов.

6.Учитель биологии: сейчас мы рассмотрим процессы, происходящие с этанолом в печени:

В печени происходит обезвреживание ядовитых веществ, поступивших в кровь. Этот орган врачи называют мишенью для алкоголя, т.к. 90% этанола обезвреживается именно в нём. В печени происходят химические процессы окисления этилового спирта.

8. Учитель химии: давайте рассмотрим этапы процесса окисления спирта:

(O) (O) (O)

C2H5OH------- CH3 –C =O ______ CH3 –C =O ______ CO2 + H2O

H OH

Уксусный уксусная конечные продукты распада

альдегид кислота

Промежуточные продукты распада (слайд№8)

Этиловый спирт окисляется до конечных продуктов распада только тогда, когда суточное потребление этанола не превышает 20 гр., если же доза превышена, то в организме накапливаются промежуточные продукты распада. Это приводит к целому ряду побочных отрицательных эффектов: повышенному образованию жира и накоплению его в клетках печени, накоплению пероксидных соединений, способных разрушать клеточные мембраны, в результате чего содержимое клеток вытекает через образовавшиеся поры, весьма нежелательным явлениям, совокупность которых приводит к разрушению печени – циррозу. (слайд№9)

Уксусный альдегид в 30 раз токсичнее этилового спирта, кроме того, в результате различных биохимических реакций в тканях и органах, в том числе, в головном мозге, возможно образование тетрагидропапаверолина, структура и свойства которого напоминают широко известные наркотики психотропного действия – морфин и канабинол. Врачи доказали, что возникновение мутаций и различных уродств у эмбрионов вызывает именно уксусный альдегид. (1)

Уксусная кислота усиливает синтез жирных кислот и приводит к жировому перерождению печени.

Учитель биологии: обратите внимание на таблицу, где показано воздействие алкоголя не только на печень, но и на другие органы. Мне на ум приходит пример из литературы. В царские времена крестьяне 25 лет служили в солдатах у царя. И часто без семьи злоупотребляли алкоголем. При вскрытии одного из них после смерти, вместо печени был обнаружен пустой мешочек оболочек. Из ваших творческих проектов ответьте мне на вопрос, на какие другие органы влияет алкоголь?

(Выступления из творческих проектов учащихся «Влияние алкоголя на системы органов», «Влияние алкоголя на потомство», «Деградация личности и смерть», «Формирование алкогольной зависимости»… )

9.Учитель химии: давайте рассмотрим, в чём же причины токсичности этилового спирта? (слайд№10)

Изучая физические свойства спиртов, мы затрагивали вопрос изменения их токсичности в гомологическом ряду одноатомных спиртов. С увеличением молекулярной массы веществ, возрастают их наркотические свойства. Если сравнить этиловый и пентиловый спирты, то молекулярная масса второго больше в 2 раза, а токсичность в 20 раз. Спирты, содержащие 3-5 атомов углерода, образуют, так называемые, сивушные масла, наличие которых в спиртных напитках увеличивает их ядовитые свойства. В этом ряду исключение составляет метанол – сильнейший яд. При попадании в организм 1-2 чайных ложек его поражается зрительный нерв, что приводит к полной слепоте, а употребление 30 – 100 мл. приводит к смертельному исходу. Опасность усиливается из – за сходства метилового спирта с этиловым по свойствам, внешнему виду, запаху.

- к факторам, увеличивающим токсичность метилового спирта, можно отнести малый размер молекул (высокая скорость распространения), а также то, что промежуточные продукты его окисления – муравьиный альдегид и муравьиная кислота – сильные яды.
10. Учитель биологии: давайте проследим дальнейший путь этилового спирта в организме: (слайд№11)

- не обезвреженный печенью, спирт и продукты его распада вновь поступают в кровь и разносятся по всему организму, надолго оставаясь в нём. Например, в головном мозге спирт обнаруживается в неизменном виде через 20 дней после его принятия. Концентрация алкоголя в 0,7-0,8% обычно вызывает смертельное отравление, если не оказать вовремя помощи, для ребёнка 10 лет достаточно 100 г. вина, чтобы вызвать острое отравление
11. Учитель химии: Как спирт и продукты его распада выводятся из организма? (слайд№12)

C2H5OH 10% в неизменном виде ч\з лёгкие, почки и кожу

90% в виде CO2 и H2O ч\з лёгкие и почки
12. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель химии: Как мы сегодня выяснили, проблема алкоголизма носит глобальный характер. В разных странах по – разному борются с этим злом. Мы – учителя ведём популяризацию здорового образа жизни и отказа от вредных привычек. Данный урок – один из таких примеров. И мы хотим знать ваш ответ на проблемный вопрос «Нужно ли жить для того, чтобы пить?»

Ответы учащихся.

13. Тестирование и проверка.

(слайд№13,14)

Используемая литература:


  1. Журнал «Химия в школе» №1, 2003 год. С. Ю. Игнатьева «Профилактика алкоголизма: интегрированный урок в 10 классе»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск