Урок с использованием электронных образовательных ресурсов «серная кислота и её свойства»





Скачать 164.61 Kb.
НазваниеУрок с использованием электронных образовательных ресурсов «серная кислота и её свойства»
Дата публикации30.08.2014
Размер164.61 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Химия > Урок


МОУ «СОШ села Рыбушка Саратовского района Саратовской области»


Урок с использованием электронных образовательных ресурсов
«СЕРНАЯ КИСЛОТА И ЕЁ СВОЙСТВА»

Работа учителя химии и биологии

МОУ «СОШ села Рыбушка

Саратовского района Саратовской области

Кабардиной Ольги Викторовны.

2012г.
Пояснительная записка

Предмет: химия.

Класс: 9.

Автор УМК: Габриелян О.С.

В работе использована программа курса химии для 9 класса общеобразовательных учреждений, ее автор – О.С. Габриелян, учебник – О.С. Габриелян, «Химия 9 класс», Москва, «Дрофа», 2009 год, раздел – «Соединения химических элементов», количество часов – 2 часа в неделю, в год – 68 часов.
Тема урока: «Серная кислота и её свойства».

Цель: расширение базы знаний о серной кислоте, за счет включения в неё новых элементов о свойствах концентрированной серной кислоты и стадиях её производства.

Задачи:

  • образовательные: актуализировать опорные знания об основных классах неорганических веществ; расширить и углубить знания о кислотах, окислительно-восстановительных реакциях; продолжить формировать умение правильно составлять молекулярные и ионные уравнения реакций, расставлять коэффициенты методом электронного баланса; формировать умение выдвигать гипотезу, проверять ее, устанавливать закономерность, искать новые факты, объяснять причину этих изменений;

  • развивающие: создать условия для понимания у учащихся взаимосвязи между свойствами веществ, их получением и применением, развивать познавательную активность, умения наблюдать и рассуждать, делать выводы, используя при этом проблемный, исследовательский, дифференцированный подход к обучению; развивать у учащихся коммуникативные навыки, умение слушать и слышать друг друга.

  • воспитательные: воспитывать неравнодушное отношение к предмету, окружающей среде, обратить внимание учащихся на экологическую проблему, связанную с производством серной кислоты, использовать при этом региональный компонент, интегративные знания

Место урока в системе уроков данного раздела: 8 урок в разделе «Неметаллы» и 2 урок при изучении темы «Сера. Соединения серы.»

Тип урока: урок освоения новых знаний (урок-сказка).

Межпредметные связи: экологические проблемы, связанные с производством и использованием серной кислоты.

Наглядность: ПСХЭ Д.И. Менделеева, таблица «Растворимость кислот, оснований и солей в воде», таблица «Электрохимический ряд напряжений металлов», компьютер, проектор презентация к уроку по теме «Серная кислота и её свойства» (Презентация).

Оборудование: пробирки, спиртовка, штатив, пробиркодержатель, H2SO4 (в растворе и концентрированная), лакмус, медь, цинк, магний, оксид меди (ІІ), оксид цинка, гидроксид натрия (раствор), гидроксид цинка, карбонат кальция (мел).

Формы работы: фронтальная, работа в группах, работа в парах, самостоятельная работа, демонстрационный эксперимент.

Девиз урока: «Познание начинается с удивления» (Аристотель).

Виды деятельности: поисковый и репродуктивный.

Использование современных технологий: информационно коммуникативные технологии, ЭОР.

Список литературы.


  1. Габриелян О. С. Настольная книга учителя химии 9 класс, М., 2001, «Блик и Ко»;

  2. Габриелян О. С., учебник химии 9 класс, М., Дрофа, 2008г.

  3. Горковенко М. Ю. Поурочные разработки по химии , М., 2004, «Вако»;

  4. Закон «Об образовании»

  5. Примерная программа по химии для основной общеобразовательной школы.

  6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования


7. http://school-collection.edu.ru

8. Презентация к уроку http://moemesto.ru/kabardinaolga/file/14362171/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%BA%20%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D1%83%20%D1%85%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D0%B8%20%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BA%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%B0,%209%20%D0%BA%D0%BB%20%D1%81%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D1%84%D1%80%D0%B0%D0%B3%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%B8.ppt



Технологическая карта к уроку химии в 9 классе на тему «Серная кислота и её свойства».

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1. Организационно- мотивационный момент.

Приветствие.

Эмоциональный настрой на урок. Мотивация. Постановка целей и задач.

Погружение в тему. Историческая справка о том, как называли серную кислоту.

Выдвигают предположение о каком веществе идёт речь.

Выделять существенную информацию

из текста.

Выдвигать гипотезу и обосновывать ее.

Взаимодействуют

с учителем во  время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания.

Контролируют

правильность

ответов обучающихся.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и  сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по  существу полученного задания.




2. Актуализация знаний и умений.

Организует обсуждение определения состава и структурной формулы серной кислоты на основе имеющихся знаний о других кислотах. Демонстрация опыта: «Изменение окраски индикатора»

Выдвигают предположения о составе и строении серной кислоты и определения ее состава.


Выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их.

Взаимодействуют с учителем и учащимися во время обсуждения способов получения серной кислоты.

Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Отстаивать свою точку зрения.

Обсуждают результаты демонстрационного эксперимента.

Уметь слушать, наблюдать, объяснять результат демонстрационного эксперимента.

Презентация Слайд 2-4

Организует обсуждение физических свойств серной кислоты на основе визуальных наблюдений и имеющихся знаний.

Обсуждают физические свойства серной кислоты на основе личных наблюдений.

Самостоятельный поиск информации на основе визуальных наблюдений и дополнительных источников информации.

Взаимодействуют с учителем и учащимися во время обсуждения физических свойств серной кислоты.

Вести диалог, аргументировать свою точку зрения.

Контролируют правильность ответов учащихся.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять высказанные мнения.

Презентация Слайд 5

Организует обсуждение «родословной» серной кислоты, составление и решение цепочки превращений.

Решают цепочку превращений.

Составлять цепочки превращений и решать химические уравнения.

Взаимодействие с учащимися в процессе обсуждения и составления цепочки превращений.

Слушать собеседника, вести диалог, отстаивать свою точку зрения.

Контролируют правильность написания формул и уравнений реакции. Взаимопроверка.

Следить за правильностью написания уравнений, исправлять в случае необходимости.

Презентация Слайд 6

3. Открытие новых знаний.

Формирует знания учащихся о технологическом процессе получения серной кислоты.

Постановка проблемного вопроса: «Почему для растворения оксида серы (VI) нельзя использовать воду?»

Фиксируют графические модели технологического процесса производства серной кислоты и переводят их в речевое высказывание.

Анализировать предложенную схему технологического процесса производства серной кислоты, выбирать главное для анализа табличных данных.

Сотрудничают с учителем и учащимися во время обсуждения технологического процесса получения серной кислоты

Обсуждать, вести диалог, полно и точно выражать свои мысли.

Выдвигают предположение о возможных способах получения серной кислоты на основе имеющихся знаний. Обсуждают решение проблемного вопроса.

Соотносить имеющиеся знания с новым материалом

Презентация Слайд 7




Формирует знания о правилах растворения (ТБ) и об особенностях взаимодействия серной кислоты с органическими веществами с помощью ЭОР.

Наблюдают за демонстрационным экспериментом Просматривают видеофрагменты.

Анализировать предложенный демонстрационный эксперимент и делать выводы.

Осознанно строят речевые высказывания, ведут диалог, слушают собеседника.

Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Отстаивать свою точку зрения.

Обсуждают результаты демонстрационного эксперимента.

Уметь слушать, наблюдать, объяснять результат демонстрационного эксперимента. Делать выводы.

Презентация Слайд 8-12

http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%F1%E5%F0%ED%E0%FF+%EA%E8%F1%EB%EE%F2%E0&tg

4. Первичная проверка и закрепление изученного материала.

Организует самостоятельную работу учащихся по написанию ОВР, характеризующих химические свойства серной кислоты и взаимопроверку в парах выполненной работы.

Самостоятельно выбирают способ решения задач.

Анализировать предложенное задание, находить способ его решения, записывать и решать уравнения химических реакций.

Организует самостоятельную деятельность.

Самостоятельно мыслить и решать предложенное задание.

Предвосхищают результаты и уровень усвоения знаний

Осознать, что усвоено, корректировать результат.

Презентация Слайд 13-14

5. Физкультминутка

Организует дежурного для проведения динамической паузы.







Определяет способы взаимодействия во время проведения динамической паузы.




Организуют совместную деятельность.







6. Открытие новых знаний.

Продолжает формирование знаний учащихся о химических свойствах серной кислоты с помощью демонстрационного эксперимента и ЭОР. Организует написание химических уравнений по ходу объяснения нового материала. Постановка проблемного вопроса: «Почему разбавленная серная кислота не вступает в реакцию с медью?»

Наблюдают за демонстрационным экспериментом Просматривают видеофрагменты.

Анализировать предложенный демонстрационный эксперимент и делать выводы, записывать и решать уравнения химических реакций.

Осознанно строят речевые высказывания, ведут диалог, слушают собеседника.

Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Отстаивать свою точку зрения.

Обсуждают проблемный вопрос, результаты демонстрационного эксперимента.

Уметь слушать, наблюдать, объяснять результат демонстрационного эксперимента. Соотносить имеющиеся знания с новым материалом

Презентация Слайд 15-20

http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%F1%E5%F0%ED%E0%FF+%EA%E8%F1%EB%EE%F2%E0&tg

7. Закрепление знаний и способов действий, самопроверка знаний по эталону. Самоанализ.

Организует работу с тренажером "Химические свойства серной кислоты" и самопроверку выполненной работы.


Самостоятельно выбирают способ решения задач.

Анализировать предложенное задание, находить способ его решения.

Организует самостоятельную деятельность.

Самостоятельно мыслить и решать предложенное задание.

Предвосхищают результаты и уровень усвоения знаний

Решать тест и сравнивать результат с эталоном. Самоконтроль учебной деятельности.

http://fcior.edu.ru/card/1210/trenazher-himicheskie-svoystva-sernoy-kisloty.html

8. Включение новых знаний в систему и применение изученного материала.

Формирует и обобщает знания учащихся о применении серной кислоты.

Организует работу докладчиков.

Извлекают информацию из прослушанных сообщений, определяют основную и второстепенную информацию.

Воспринимать предложенную информацию и анализировать её.

Владеют монологической и диалогической формой речи, сотрудничают с учителем и сверстниками.

Выражать свои мысли, высказывать свое мнение, слушать принимать участие в обсуждении предложенной информации, вести диалог.

Выделяют и осознают уровень усвоения учебного материала.

Осознать уровень и качество усвоения новых знаний.

Презентация Слайд 21-22

http://files.school-collect ion.edu.ru/dlrstore/e4ae4b80-78f8-6aa5-1967-3de11a099cf3/index.htm

9. Обобщение и систематизация знаний.

Организует обсуждение выводов по изученному материалу об общих и специфических свойствах серной кислоты.

Структурируют полученные знания

Формулировать выводы.

Владеют монологической и диалогической формой речи, сотрудничают с учителем и сверстниками.

Обсуждать, вести диалог, полно и точно выражать свои мысли.

Осознание уровня усвоения учебного материала.

Анализировать полученные знания.

Презентация Слайд 23

10. Домашнее задание.

Объясняет сущность домашнего задания.

Записывают домашнее задание




Сотрудничает с учителем




Выбирают свой уровень сложности д/з




Презентация Слайд 24

11. Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия.

Оценивает работу учащихся на уроке. Рефлексия.

Анализируют свою деятельность на уроке.

Выявить затруднения возникшие на уроке.

Оценивают деятельность на уроке своих одноклассников.

Выбирать критерии для анализа и сравнения.

Оценивают уровень усвоения нового материала

Осознать то, что уже усвоено, качество и уровень усвоения.

Презентация Слайд 25

Перечень электронных образовательных ресурсов,

необходимых для проведения урока, с краткой аннотацией.




Ресурс: Разбавление серной кислоты (N 24979)

Вид ЦОР: Видеофрагмент

Поставщик ЦОР: АНО ЦЕНТР "НаукаПресс"

Аннотация: При добавлении в воду небольшого количества концентрированной серной кислоты температура раствора поднимается до 90 градусов.

Техника безопасности. Следует соблюдать правила работы с концентрированными кислотами.






Ресурс: Реакция серной кислоты с органическими веществами (N 24980)

Вид ЦОР: Видеофрагмент

Поставщик ЦОР: АНО ЦЕНТР "НаукаПресс"

Аннотация: Прильем концентрированную серную кислоту к разведенной в воде сахарной пудре. Образуется темная масса угля, вспененная выделяющимися газами.

Техника безопасности. Следует соблюдать правила работы с растворами кислот. Выделяющиеся газы ядовиты, опыт следует проводить под тягой.




Ресурс: Гигроскопичность серной кислоты (N 24983)

Вид ЦОР: ВидеофрагментВидеофрагментВидеофрагмент

Поставщик ЦОР: АНО ЦЕНТР "НаукаПресс"

Аннотация: Концентрированная серная кислота разрушает органические молекулы, отнимая водород и кислород - составляющие воды. Разрушение органических молекул сопровождается выделением свободного углерода. Поэтому лучинка в концентрированной серной кислоте чернеет, обугливается. Оборудование: химический стакан, деревянная лучинка.

Техника безопасности. Следует соблюдать правила работы с концентрированными кислотами.




Ресурс: Взаимодействие серной кислоты с металлами (N 24981)

Вид ЦОР: Видеофрагмент

Поставщик ЦОР: АНО ЦЕНТР "НаукаПресс"

Аннотация: Разбавленная серная кислота не действует на медь, но реагирует с цинком, при этом выделяется водород.Концентрированная серная кислота реагирует с цинком и медью, при этом выделяется сернистый газ.

Техника безопасности. Следует соблюдать правила работы с растворами кислот.

Сернистый газ ядовит, опыт следует проводить под тягой.




Ресурс: Качественная реакция на сульфит- и сульфат-ионы (N 24982)

Вид ЦОР: Видеофрагмент

Поставщик ЦОР: АНО ЦЕНТР "НаукаПресс"

Аннотация: К растворам сульфата и сульфита натрия добавим раствор хлорида бария - появляются белые кристаллические осадки сульфата бария и сульфита бария. При добавлении раствора азотной кислоты осадок сульфита бария растворяется, а осадок сульфата бария остается без изменения.

Техника безопасности. Следует соблюдать правила работы с растворами кислот. Хлорид бария – ядовитое вещество, остерегаться попадания раствора на кожу и слизистые оболочки.


Тренажер "Химические свойства серной кислоты"

Язык представления информации: русский

Описание: Модуль включает задание, в котором нужно определить с какими из предложенных веществ будет реагировать разбавленная серная кислота, перетащив формулы этих веществ в активную зону, а затем в поле для ввода записать формулы продуктов реакции.

Окисление этилового спирта кристаллическим перманганатом калия (N 54513)

Вид ЦОР: Видеофрагмент

Поставщик ЦОР: АНО ЦЕНТР "НаукаПресс"

Аннотация: В цилиндр наливаем серную кислоту. Осторожно, по стенке приливаем этиловый спирт. Образуются два слоя жидкости. Снизу - серная кислота. В цилиндр бросаем кристаллический перманганат калия. На границе раздела спирта и кислоты возникают вспышки и слышатся щелчки: образуется марганцевый ангидрид, который взаимодействует с этиловым спиртом.

Техника безопасности. Соблюдать правила работы с огнеопасными жидкостями и концентрированными кислотами. После демонстрации осторожно разбавить содержимое водой, нейтрализовать щелочью.
Ресурс: "Фараонова змея" (разложение нитроацетанилида) (N 32760)

Вид ЦОР: Видеофрагмент

Поставщик ЦОР АНО ЦЕНТР "НаукаПресс"

Аннотация: Нагреем смесь нитроацетанилида и серной кислоты - из тигля извергается пористая черная масса. Происходит химическая реакция. Признаки этой реакции - изменение цвета и выделение газа.

Техника безопасности. Соблюдать правила работы с концентрированной серной кислотой. При выполнении опыта не наклоняться над тиглем. Опыт выполняется под тягой.
Ресурс: Получение и свойства нитроцеллюлозы (N 54870)

Вид ЦОР: Видеофрагмент

Поставщик ЦОР: АНО ЦЕНТР "НаукаПресс"

Аннотация: Приготовим смесь безводной азотной кислоты и концентрированной серной кислоты. При действии такой смеси на целлюлозу образуется нитроцеллюлоза (эфир азотной кислоты). Целлюлоза в нашем опыте - хлопковая вата.

Техника безопасности. Опыт необходимо проводить под тягой. Соблюдать правила работы с концентрированными кислотами.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок с использованием электронных образовательных ресурсов «серная кислота и её свойства» iconУрок по химии на тему "Серная кислота"
Оборудование: компьютер, проектор,презентация «Серная кислота», цор-модули,таблица «Растворимость кислот, оснований и солей в воде»,...
Урок с использованием электронных образовательных ресурсов «серная кислота и её свойства» icon«Серная кислота, её свойства»
Данный урок является комбинированным, так как данный тип урока позволит наиболее эффективно решить все поставленные задачи
Урок с использованием электронных образовательных ресурсов «серная кислота и её свойства» iconУрок химии в 8 классе по теме: «Кислоты»
Аскорбиновая кислота в таблетках. Рас­творы азотной, серной, фосфорной, соляной кислот. Индикаторы. Концентрированная серная кислота....
Урок с использованием электронных образовательных ресурсов «серная кислота и её свойства» iconИнформация об электронных образовательных ресурсах, доступ к которым обеспечивается обучающимся
Наименование и краткая характеристика библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса, в том...
Урок с использованием электронных образовательных ресурсов «серная кислота и её свойства» iconИнформация об электронных образовательных ресурсах, доступ к которым...
Наименование и краткая характеристика библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса, в том...
Урок с использованием электронных образовательных ресурсов «серная кислота и её свойства» iconЭлектронных образовательных ресурсов
Использование электронных образовательных ресурсов (эор) в образовательной деятельности обучающихся ипкиппро
Урок с использованием электронных образовательных ресурсов «серная кислота и её свойства» icon«Обучение и методическая поддержка учителей по использованию электронных...
Поручение Президента России по разработке и утверждению комплекса требований по обеспечению совместимости создаваемых электронных...
Урок с использованием электронных образовательных ресурсов «серная кислота и её свойства» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Белгородской области. Урок является комбинированным и проводится с использованием натуральных объектов и электронных образовательных...
Урок с использованием электронных образовательных ресурсов «серная кислота и её свойства» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок (занятие) с использованием электронных образовательных ресурсов, воспроизведение которых дидактически наиболее целесообразно...
Урок с использованием электронных образовательных ресурсов «серная кислота и её свойства» iconСписок электронных образовательных ресурсов Список рекомендуемых сайтов
Список электронных образовательных ресурсов, доступных в библиотечно-информационном центре школы
Урок с использованием электронных образовательных ресурсов «серная кислота и её свойства» iconУрок химии в 9 классе «Серная кислота как электролит»
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная
Урок с использованием электронных образовательных ресурсов «серная кислота и её свойства» iconСовременный урок с использованием эор
Министерством образования разработано несколько методик и направлений в данной области, одной из которых является активное внедрение...
Урок с использованием электронных образовательных ресурсов «серная кислота и её свойства» iconОб использовании современных образовательных технологий, информационно-образовательных...
Московский институт открытого образования по проведению диагностических и тренировочных работ (СтатГрад)
Урок с использованием электронных образовательных ресурсов «серная кислота и её свойства» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Наименование и краткая характеристика библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса, в том...
Урок с использованием электронных образовательных ресурсов «серная кислота и её свойства» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Наименование и краткая характеристика библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса, в том...
Урок с использованием электронных образовательных ресурсов «серная кислота и её свойства» iconОбеспечение образовательного процесса иными библиотечно-информационными...
Наименование и краткая характеристика библиотечно- информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса, в том...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск