4
Комбинированный урок по химии на тему "Серная кислота" Цели:
актуализировать опорные знания об основных классах неорганических веществ;
расширить и углубить знания о кислотах, окислительно-восстановительных реакциях;
продолжить формировать умение правильно составлять молекулярные и ионные уравнения реакций, расставлять коэффициенты методом электронного баланса;
изучить свойства концентрированной серной кислоты, рассмотреть стадии производства серной кислоты;
формировать умение выдвигать гипотезу, проверять ее, устанавливать закономерность, искать новые факты, объяснять причину этих изменений;
развивать познавательную активность, умения наблюдать и рассуждать, делать выводы, используя при этом проблемный, исследовательский, дифференцированный подход к обучению;
обратить внимание учащихся на экологическую проблему, связанную с производством серной кислоты, использовать при этом региональный компонент, интегративные знания;
воспитывать у учащихся коммуникативные навыки, умение слушать и слышать друг друга.
Оборудование: компьютер, проектор,презентация «Серная кислота», ЦОР-модули,таблица «Растворимость кислот, оснований и солей в воде», таблица «Электрохимический ряд напряжений металлов».
Лабораторное оборудование: пробирки,спиртовки, пробиркодержатели, реактивы: H2SO4(раствор), индикаторы, медь, цинк, магний, оксид меди (ІІ), оксид цинка, гидроксид натрия (раствор),гидроксид цинка, карбонат калия, хлорид бария.
Девиз урока: «Познание начинается с удивления» (Аристотель)
ХОД УРОКА
Приветствие. Организационная часть урока
Вступительное слово учителя
Для работы потребуются:
электрохимический ряд напряжений металлов;
таблицы растворимости кислот, оснований и солей в воде;
технологические карты – конспекты (заполняются учащимися в течение урока)
Этап I. Мотивация
При Петре I это вещество привозили в Россию из-за границы. Но уже в 1798 г. Купец Муромцев«выварил» 125 пудов (около двух тонн) нагреванием железного купороса. «Купоросная кислота», «купоросное масло», «серное масло», «купоросный спирт» так называли в XVII-XVIII веке это вещество.Как вы думаете, какое современное название этого вещества?
Этап II. Актуализация опорных знаний(входной контроль)
Учащиеся выполняют тест: «Серная кислота» (5минут)
Проверяем ответы учащихся (на 9 вопросов) и делаем записи в технологической карте:
Совместно с учащимися определяем тему и задачи урока. Изучить: строение, получение, свойства,применение.
Строение
– Какая геометрическая фигура представлена на схеме?
H2SO4
строение ответ:тетраэдр
2. Получение (использованы электронные уроки и тесты, мультимедийные учебные пособия 9 кл.,электронный модуль)
– Что можно использовать в качестве хим. сырья для производства серной кислоты? – Какое хим. сырье обеспечит более короткий технологический процесс? – Какое хим. сырье используют для производства серной кислоты на комбинате «Печенга-Никель» у нас в Мурманской области? – Какая стадия производства серной кислоты каталитическая? – В чем растворяют оксид серы (VІ) для получения H2SO4?
Проблема:
Не в воде, а в концентрированной H2SO4получают олеум. Совместно с учащимися приходим к выводу, почему именно так осуществляют третью стадию производства.
Физические свойства H2SO4
Правило растворения концентрированной H2SO4:почему сначала вода, потом кислота?
4. Свойства серной кислоты
Возвращаемся к вопросу №10 теста
– Назовите вещества, с которыми может, на ваш взгляд, вступить в реакцию раствор H2SO4? (Учащиеся выдвигают свое предположение)
| Zn
| MgO
| NaOH
| Na2CO3
| H2SO4
| ?
| ?
| ?
| ?
| ?Можно ли считать предположение объективным и правильным?
Этап III. Исследование
Народная мудрость гласит: …доверяй, но проверяй; или лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать…
Задание: исследуйте отнотношение серной кислоты к различным веществам.
Работа в группах.
Действие серной кислоты на:
І группа металлы: Zn, Mg, Cu ІІ группа оксиды металлов: CuO, ZnO ІІІ группа гидроксиды металлов: NaOH, Zn(OH)2 ІV группа соли: Na2CO3, BaCl2
!!! Помним и соблюдаем правила техники безопасности.
Учащиеся выполняют исследование, результаты оформляют в таблицу (10 минут)
Учитель проверяет и оценивает работы учащихся, быстро выполнивших исследование и оформивших таблицу. Проверяем, обсуждаем, делаем выводы:
изменяет окраску индикаторов
H2SO4 (обладает общими свойствами всех кислот)
| М (до водорода) М2Оn (основными и амфотерными) М(OH)n (щелочи, нерастворимые в воде основания)
соли ()
| H2SO4 – сильная кислота (Н+)
Этап IV. Изучение нового материала
Вспоминаем разрушающее действие концентрированной H2SO4 Демонстрация видеофрагмента.
– Какой газ не выделился при взаимодействии концентрированной H2SO4 с железом (t°), в отличие от проведенного ранее эксперимента? Проблема: Почему один и тот же металл ведет себя по-разному? Fe
| р-р H2SO4
| H2
| конц. H2SO4, (t°)
| SO2
|
| Cu
| р-р H2SO4
| не реагирует
| конц. H2SO4
| SO2
|
| 1. Взаимодействие концентрированной H2SO4с металлами
Учащиеся анализируют схему, находят отличие.
– Сколько продуктов реакции образуется при взаимодействии? – Какой продукт не выделяется в отличие от взаимодействия с раствором серной кислоты? – В чем причина?
Рассмотрим пример:
Cu0 + 2H2S+ 6O4 ––> Cu+ 2SO4 + S+ 4O2 + 2H2O *8Na 0 + 5H2S+ 6O4 ––> 4Na2+1 SO4 + H2S-2 + 4H2O **2Fe + 6 H2SO4 ––> Fe2(SO4)3 + 3SO2 + 6H2O
2. Взаимодействие с неметаллами
3. Взаимодействие с органическими веществами
Действие концентрированной H2SO4 на воду настолько велико, что она служит дегидратирующим реагентом. Кратко схему реакции можно представить так:
Этап V. Применение H2SO4
Экологические проблемы (обсуждение)
Выводы:
разбавленная H2SO4 обладает общими свойствами всех кислот;
разбавленная H2SO4 – окислитель при взаимодействии с металлами (Н+);
чистая H2SO4 и H2SO4 в конц. растворах сильный окислитель (S+6);
чистая H2SO4 не реагирует с благородными металлами (Au, Pt) и с Al, Cr, Fe из-за пассивации;
конц. H2SO4 окисляет некоторые неметаллы (C, S, P) до высшей положит. с.о.;
конц. H2SO4 взаимодействует с металлами (в том числе Cu, Ag, Hg), стоящими в ряду напряжений после водорода;
активные металлы восстанавливают H2SO4до H2S (щ. и щ/з);
от Zn до Н – до S;
с малой активностью до SO2;
H2SO4 сильный дегидратирующий агент (меры предосторожности);
бурно реагирует с водой (правило разбавления);
раствор SO3 в концентрированной H2SO4олеум;
будучи нелетучей кислотой, H2SO4способна вытеснять другие кислоты из их солей.
серную кислоту на комбинате “Печенга-Никель” получают из сернистого газа.
Домашнее задание: §23, № 3, 4;
|
| |