Урок химии в 9 классе Тема: Углекислый газ, угольная кислота и её соли





Скачать 84.83 Kb.
НазваниеУрок химии в 9 классе Тема: Углекислый газ, угольная кислота и её соли
Дата публикации15.09.2014
Размер84.83 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Химия > Урок



МОУ Кондинская СОШ

Шатровский район Курганская область







Урок химии в 9 классе

Тема: Углекислый газ, угольная кислота и её соли
Задачи урока:

1. Познавательная - углубить и обобщить сведения о хим. элементах. Выявить сущность производственных процессов.

2. Психологическая – объяснить целостность живого и неживого единства природы и природных явлений.

3. Развивающая – дать представление о химической форме движения материи. Формировать умение логически мыслить, проводить хим. опыты, составлять уравнения реакций, делать выводы

4. Воспитательная: повышать интерес к проблемам современной науки, воспитывать культуру труда.

Оборудование: таблицы, рисунки учебника, дидактический материал, СаСО3, пробирки, пробка с газоотводной трубкой, стеклянная трубочка, HCl, H2O, лакмус, пищевая сода - NaHCO3, уксусная кислота, стеклорез, графит

Технологии: исследовательская работа практического характера,

дифференцированное обучение

Эпиграф к уроку: «Способность видеть чудесное в обыденном – неизменный признак мудрости».

Р. Эмерсон (слайд 1)

Ход урока

I. Организационный этап (взаимное приветствие учителя и учащихся, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания)

Учитель. Сегодня на уроке, ребята, нам предстоит вспомнить и закрепить знания о углероде и его соединениях, решать задачи, объяснять явления, происходящие в природе. Работа предстоит большая, но интересная, и я надеюсь, что все вы прекрасно справитесь с ней.
II. Повторение

1. Дать характеристику элементу углероду, исходя из положения его в П.С. химических элементов. (слайд 2)

2. Какие аллотропные видоизменения углерода Вам известны? (слайд 3)

3. Какие соединения углерода Вам известны?
III Основная часть

Молодцы! Хорошо изучили химические элементы подгруппы углерода. Теперь мы переходим к изучению свойств их соединений. После изучения хим. элементов переходим к изучению соединений этих элементов. Из каких соединений мы всегда это начинаем?

- В II валентном состоянии и в IV валентном состоянии.

Запишите в тетрадях число и тему «Углекислый газ, угольная кислота и её соли» (слайд 4)

Углерод образует два оксида (слайд 5)

На доске:

СО – угарный газ СО2 углекислый газ

C О –электронная формула О С О

Структурная формула

С = О углерод с кислородом О=С=О

Углерод образует 2 обычные ковалентные полярные связи, при этом на углероде окажется всего 6 электронов, а при образовании сложных веществ около каждого элемента должно быть 8 электронов. Поэтому, за счёт ещё одной пары электронов кислорода образуется донорно-акцепторная связь.

А СО2, отличаясь от СО на 1 атом кислорода, в корне отличается от него по свойствам. Он настолько безобидное вещество, так же без цвета, без запаха хорошо растворяется в воде.
(слайд 6)- Химические свойства

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Получают в промышленности при разложении (слайд 7)

СаСО3=СаО+СО2

В лабораторных целях. Стр 192 опыт 2 (слайд 8)

СаСО3+2НCI=СаCI22СО3

СО2 + Са(ОН) 2 = СаСО3 + Н2 О
Качественная реакция на карбонат – ион (слайд 9)




Na2CO3+ HCl =


Применение. (слайд 10)

СО2 - получение сахара

тушение пожаров

производство фруктовых вод (шипучих напитков)

получение «сухого льда»

при выпечке

получение соды ( Na2CO3, NаНСО3 ).

(Опыт приготовление шипучки)

При растворении в воде образует кислоту ( просмотр мультимедиа учебника)

  1. СО22О=Н2СО3 (лакмус)


Н2СО3 - характеристика кислоты (слайд 11)

Нагреть кислоту + лакмус или метиловооранжевый постепенно меняется с красной на фиолетовую (или оранжевую)

В какой среде это происходит (нейтральной)

Что вам известно о солях угольной кислоты: (слайд 12)

СРЕДНИЕ - КАРБОНАТЫ

КИСЛЫЕ – ГИДРОКАРБОНАТЫ

CaCO3+ H2O + CO2= Ca(HCO3)2

Ca(HCO3)2= CaCO3↓+ H2O + CO2

Производство солей угольной кислоты (слайд 13)



Эта реакция проводит к образованию накипи на стенках котлов, труб парового отопления и домашних чайников, а в природе в результате этой реакции формируются в пещерах свисающиеся вниз причудливые сталактикы, навстречу которым снизу вырастают сталагмиты. (слайд 14,15)


В результате образуется временная и постоянная жесткость воды. А как вы думаете ее можно удалить? (слайд 16)

ЖЕСТКОСТЬ ВОДЫ

Временная

Ca(HCO3)2, Mg(HCO3)2

Постоянная

CaCl2, CaSO4, MgCl2 и др

Способы устранения

  1. кипячение

  2. добавление соды –Na2CO3 или Ca(OH)2

  1. добавление соды

  2. использование катионнообменных препаратов


Если останется время провести реакции или задать на дом

VI, Информация о домашнем задании. (слайд 17)

1.Что такое “сухой лед”? Почему он так называется? Чем “сухой лед” отличается от обычного?

2. & 30 упр № 6

3. Провести домашний эксперимент на устранении накипи на посуде?

Итак,

закрепление:

Что мы узнали?

Напишите все, что вы запомнили сегодня на уроке, понравился ли вам урок.

Рефлексивный тест (слайд 18)

1.Я узнал(а) много нового- крсный

2.Мне это пригодится в жизни- желтый

3.На уроке было над чем подумать- синий

4. На все возникшие вопросы я получил(а) ответы- белый

5.На уроке я поработал(а) добросовестно- голубой

6. Мне понравился урок - черный

VII. Подведение итога урока. Выставление Оценок.

(слайд 19) «Сами трудясь, вы многое сделаете для себя и для близких,

а если при труде успеха не будет, будет неудача, не беда – пробуйте еще».

Д.И.Менделеев

Самоанализ урока: углекислый газ, угольная кислота и её соли – 16 февраля 2010 года

Она тесно связана с программными требованиями по изучению курса неорганической химии, химии – неметаллов.

Тип урока: изучение нового материала


Вид урока: урок  - исследование.

Этот урок очень важен  для  формирования целостного восприятия картины мира. Такой вид урока обязательно планируется учителем в начале прохождения блока тем, связанных с проявлением всеобщих законов природы, используя принцип концентрума.

Отсюда и основная цель урока:

Формировать систему комплексного восприятия химических процессов, как части мирового движения материи.

Основные задачи урока:

1. Познавательная - углубить и обобщить сведения о хим. элементах. Выявить сущность производственных процессов.

2. Психологическая – объяснить целостность живого и неживого единства природы и природных явлений.

3. Развивающая – дать представление о химической форме движения материи. Формировать умение логически мыслить, проводить хим. опыты, составлять уравнения реакций, делать выводы

4. Воспитательная: повышать интерес к проблемам современной науки, воспитывать культуру труда.

 

Сверхзадачей урока  явилось активное формирование аналитического мышления обучающихся, их  способности к комплексному восприятию взаимосвязей различных областей жизни и науки , способствовать научному мировосприятию.

 

Конечная практическая цель: Уметь проводить самостоятельный анализ вновь полученных данных с эксперимента, уметь сопоставлять причину и следствие в химическом процессе.

 

Чтобы добиться наибольшей эффективности, использовала при планировании урока как традиционные, так и инновационные технологии:

Групповая форма работы

Фильм-презентация

Эвристическая беседа

Самооценка учащихся

Эвристическая беседа используется в ходе всего урока с целью активизации всех обучающихся класса. Она легко позволяет вовлекать в процесс обсуждения  даже молчунов, так как для выяснения истины важно любое мнение – в том числе и ошибочное, а за неверное суждение никто не осуждает.

Групповая форма работы применяется со следующей целью: это одна из форм личностно-ориентированного подхода к обучению, когда именно учащиеся являются основным звеном в обучении, работает принцип «все обучают всех», в активную познавательную деятельность включен каждый, лидер – наиболее сильный ученик. Групповая форма работы используется на заключительном этапе урока в момент решения задачи, и обобщения материала и при подведении итогов. Целесообразноcть  - активизация обмена знаниями и взаимопомощи обучающихся.

Демонстрация опытов позволяет оживить внимание учащихся при обсуждении этой довольно трудной темы.

Фильм - презентация дает возможность усилить игровой компонент урока, красочно иллюстрировать ответы и объяснения, проводить беглый опрос. 

Разберем урок по этапам. Основная цель была поставлена в начале урока, а успешность ее достижения легко определить в конце, когда учащиеся проделывают эксперимент и свободно отвечают на вопросы.

Следующие моменты урока связаны воедино  изучением химических процессов. На этом этапе деятельность учащихся максимально разнообразна: ответы у доски, беглый, составление уравнений, комментарии к демонстрации опыта, самостоятельная работа. Разнообразные формы работы позволяют охватить практически весь класс.

   При подведение итогов  я стараюсь акцентировать внимание на цели нашего урока. Важно, чтобы у учащихся сложилось убеждение, что химические процессы происходят согласно всеобщему закону природы- закону сохранения энергии.

Мне кажется, что урок получился интересным, развивает кругозор обучающихся, оказал на них положительное влияние, т.к. учащиеся с увлечением работали.

 

Виды работы учащихся:

Устные  ответы во время беглого опроса.

Написание уравнений реакции у доски

Представление результатов предварительного исследования

Групповое сотрудничество при подготовке к уроку и при обсуждении проблемы.

Оценка ответов

Активность участия в обсуждении

Выполнение практической работы

Применение знаний о свойствах веществ, характеристики элемента

Подведение итогов урока с помощью рефлексивного теста. 

Таким образом, основные задачи урока были решены, цель достигнута. Обучающиеся показали умение добывать и анализировать информацию, смогли подойти к проблеме комплексно. Они справились с предложенными заданиями, уверенно отвечали. Что касается воспитательных задач, то я надеюсь, что  они также решены, благодаря элементам урока, конечно цель достигнута и благодаря общей подготовленности учащихся к коллективно- распределенной деятельности.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок химии в 9 классе Тема: Углекислый газ, угольная кислота и её соли iconРассказ по теме: «Углерод и его соединения»
Основные соединения углерода – оксиды углерода: угарный и углекислый газ и угольная кислота (формула, название, нахождение в природе,...
Урок химии в 9 классе Тема: Углекислый газ, угольная кислота и её соли iconУрок химии в 8 классе по теме: «Кислоты»
Аскорбиновая кислота в таблетках. Рас­творы азотной, серной, фосфорной, соляной кислот. Индикаторы. Концентрированная серная кислота....
Урок химии в 9 классе Тема: Углекислый газ, угольная кислота и её соли iconУрок химии в 9 классе «Серная кислота как электролит»
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная
Урок химии в 9 классе Тема: Углекислый газ, угольная кислота и её соли iconУрока: Оксиды углерода. Цель урока
Химические термины: углерод, аллотропия, адсорбция, графит, алмаз, оксид углерода (2) – «угарный газ», оксид углерода (4) – «углекислый...
Урок химии в 9 классе Тема: Углекислый газ, угольная кислота и её соли iconУрок по теме «Дыхание растений»
Растения дышат, как и человек, круглые сутки, потребляя из воздуха кислород и выделяя углекислый газ,поэтому Не стоит иметь в спальне...
Урок химии в 9 классе Тема: Углекислый газ, угольная кислота и её соли iconУрок по химии на тему "Серная кислота"
Оборудование: компьютер, проектор,презентация «Серная кислота», цор-модули,таблица «Растворимость кислот, оснований и солей в воде»,...
Урок химии в 9 классе Тема: Углекислый газ, угольная кислота и её соли iconУрок-зачет по химии в 8 классе по теме «Водород, кислоты, соли»
Биология 6 класс/ И. Н. Пономарёва, О. А. Корнилова, В. С. Кумченко: под ред проф. И. Н. Пономарёвой. М.: Вентана-Граф, 2011
Урок химии в 9 классе Тема: Углекислый газ, угольная кислота и её соли iconКонспект и задание к уроку по теме «Атмосфера»
Состав воздуха: 78 азот, 21 кислород, 1 другие газы (аргон, углекислый газ), влага и взвеси (примеси)
Урок химии в 9 классе Тема: Углекислый газ, угольная кислота и её соли iconКонспект урока соли Кузнецова Светлана Ивановна мбоу сош д. Михайловка...
Образовательные задачи: сформировать у учащихся представление о солях как производных кислот и оснований; познакомить учащихся с...
Урок химии в 9 классе Тема: Углекислый газ, угольная кислота и её соли icon«Стоит ли отказываться от спиртного?»
Охватывает примерно 90% алкоголя, образуя в качестве конечных продуктов углекислый газ и воду. Оставшиеся 10% выводятся через легкие...
Урок химии в 9 классе Тема: Углекислый газ, угольная кислота и её соли iconУрока химии в 7(8) классе Тема: Состав и свойства солей. Соли в природе...
Оборудование: учебник, схема-опора (маршрутный лист), карточки с формулами солей, образцы некоторых солей
Урок химии в 9 классе Тема: Углекислый газ, угольная кислота и её соли iconУрок-практикум по химии 9 класс Гидролиз солей. Определение реакции среды при гидролизе соли
«Гидролиз солей. Реакция среды при гидролизе соли»; закрепить теоретические представления о возможности протекания гидролиза и определении...
Урок химии в 9 классе Тема: Углекислый газ, угольная кислота и её соли iconСерная кислота и ее соли
Цели урока: Изучение химических свойств серной кислоты, закрепление умений записывать уравнения реакций в свете овр
Урок химии в 9 классе Тема: Углекислый газ, угольная кислота и её соли iconАлкоголь и его отрицательное действие на организм
Охватывает примерно 90% алкоголя, образуя в качестве конечных продуктов углекислый газ и воду. Оставшиеся 10% выводятся через легкие...
Урок химии в 9 классе Тема: Углекислый газ, угольная кислота и её соли iconРеферат Электромобили вчера, сегодня и завтра
Количество транспорта неуклонно растет, а бензин и дизельное топливо расходуются в немыслимых масштабах. Содержащийся в них углерод...
Урок химии в 9 классе Тема: Углекислый газ, угольная кислота и её соли iconКонспект урока химии 8 класс Тема урока «Соли и их классификация»
Публикация «Технология деятельности учителя по диагностике и коррекции знаний учащихся»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск