Скачать 95.36 Kb.
|
Открытый урок химии в 9 классе по теме «Оксиды углерода» Тема урока: Оксиды углерода. Цель урока: Познакомить учащихся с оксидами углерода. Задачи: - ознакомить учащихся со свойствами оксида углерода (2) как несолеобразующего оксида, обладающего свойствами восстановителя; показать значение этого вещества как топлива; отметить его ядовитость и меры предосторожности при работе с ним. - привести в систему знания учащихся об оксиде углерода (4), повторить его свойства; рассмотреть экологические проблемы, связанные с повышением углекислого газа в атмосфере Земли;
Тип урока: комбинированный, с элементами инсценирования. Для участия в сценке привлекаются ученики 10 класса. Методическое обеспечение: - эмблемы углерода и его соединений;
Оборудование и реактивы: Химические термины: углерод, аллотропия, адсорбция, графит, алмаз, оксид углерода (2) – «угарный газ», оксид углерода (4) – «углекислый газ», восстановитель, несолеобразующий, газогенератор. Оформление доски: Дата, тема урока, химические термины (на отдельном листе), эпиграф урока, сравнительная таблица оксидов углерода. План урока:
а) Оксид углерода (2) – состав, строение, свойства, получение и применение. б) Оксид углерода (4) – состав, строение, свойства, получение и применение. в) Экологические проблемы, связанные с соединениями углерода (кислотные дожди, парниковый эффект), и пути их решения.) г) Самостоятельная работа: заполнение таблицы, взаимопроверка. 3. Закрепление. 4. Домашнее задание. Ход урока:
1-й уч-ся: В сказочном царстве, химическом государстве жил-был граф Углерод. Он был очень важной персоной, т.к. находился в родстве со всеми живыми организмами. Граф был мягким и добродушным, говорил он большей частью стихами: 2-й уч-ся (Граф): Я здесь, коллега, альфа и омега. В тиглях от жара синий угар. Я из отвара делаю пар. В жидкости плотной плавлю кристалл. Запах кислотный к пальцам пристал. Я трансформатор и фармацевт, В химии я – гениальный поэт… Я – углерод и неспроста Свет превращаю в зелень листа. Нефть и газы в недрах прессую, Углем по извести землю рисую…. 1-й уч-ся: Граф Углерод был мягким и добродушным, но, когда случалось вступать с кем-то в спор, когда на него оказывали давление и доводили его до «белого каления», Углерод становился совсем другим, непохожим на самого себя: очень твердым, бесцветным, прозрачным. В такой момент он был необычайно хорош и привлекал внимание всех красавиц сказочного государства. Учитель: О каких свойствах углерода вы услышали в этой сказке? Ответы уч-ся о физических и химических свойствах аллотропных модификаций углерода. 1-й уч-ся: Углерод очень любил принимать гостей, проявляя при этом свои окислительные способности. С водородом он образовывал углеводороды, а с друзьями металлами – карбиды. Учитель: Запишите эти свойства в тетради и на доске. С + 2Н2 = СН4 2С + Са = СаС2 Al + 3C = Al4C3 1-й уч-ся: Благодаря восстановительным свойствам в реакции с кислородом было у Углерода два сына: Угарный газ (Угарик) и Углекислый газ (Углекислик). Дети росли, а отец радовался, глядя на них.
1) Учитель: С этими сыновьями мы сегодня и познакомимся. Запишите в тетради дату, тему урока и приготовьте таблицу для сравнения свойств этих оксидов. (На доске – дата, тема урока, образцы заготовленных таблиц на партах учащихся.) 2) Учитель: Сейчас вы послушаете Угарика и Углекислика. Будьте внимательны, после их выступлений вам нужно будет заполнить таблицы самостоятельно. 3) Выходит ученик с эмблемой угарного газа: Угарный газ был бесцветным, без запаха, немного легче воздуха, плохо растворим в воде, с температурой кипения -191,50С. Он, как и углерод, был восстановителем, восстанавливал металлы из их оксидов; в кислороде газ СО горел голубоватым пламенем. (записывает на доске уравнения реакций). СО + СuO = Cu + CO2 2CO + O2 = 2CO2 + 572кДж Было у угарного газа свойство, которое очень огорчало отца. Кто из вас знает, какое это свойство? Послушав ответы уч-ся, Угарик дает правильный ответ: Угарный газ соединяется с гемоглобином крови, при этом образуется прочное соединение - карбоксигемоглобин. При этом кровь уже не может переносить кислород, такое свойство смертельно опасно. Угарный газ ядовит. Его ПДК в воздухе – 20мг/м3. Присутствует он и в выхлопных газах двигателей внутреннего сгорания, и в сигаретном дыме. Образуется при сгорании большинства горючих материалов в условиях ограниченного доступа воздуха. 4) Просмотр видеозаписи 5) Выходит ученик с эмблемой углекислого газа: Углекислик был, как и брат, бесцветным, но в 1,5 раза тяжелее воздуха. У него было много друзей (основания и основные оксиды), с которыми он образовывал соли (записывает на доске уравнения реакций). CO2 + NaOH = NaHCO3 CO2 + CaO = CaCO3 Только известковая вода не любила Углекислика. Завидев его, она начинала нервничать, и по её помутнению все сразу узнавали о появлении Углекислого Газа. (записывает уравнение реакции): CO2 + Ca(OH)2 = CaCO3↓ + H2O 6) Демонстрация получения углекислого газа и его взаимодействие с известковой водой. (Просмотр видеозаписи с опытами № ). 7) Углекислик (продолжает рассказ): Углекислый газ помогал тушить пожары, был незаменим в производстве сахара, соды, стекла и многих других веществ. Углекислый газ умел превращаться в «сухой лёд», чем очень гордился. Для человека вреден как избыток его, так и недостаток. В небольших количествах (до 2%) углекислый газ стимулирует деятельность дыхательного центра. С увеличением концентрации возникают серьёзные расстройства, и при 10%-й концентрации дыхание останавливается, происходит потеря сознания, при 20% - паралич жизненных центров в течение нескольких секунд. К счастью, человек редко сталкивается с такими большими концентрациями СО2 в воздухе ( это возможно, например, в подвалах без вентиляции, где хранят сухой лёд). 8) Просмотр видеозаписи с опытами 9) Углекислик (продолжает рассказ): все газы обязаны своим названием углекислому газу. А известно ли вам, что углекислый газ был давно известен людям? Если вы интересуетесь географией, то такое название, как «Собачья пещера» должно быть вам известно. (рассказ из истории). 10) 1-й ученик: В 1620г. И. Ван Гельмонт нашел, что уголь при сгорании выделяет «лесной дух; 62 фунта дубового угля дают 1 фунт золы, а остальные 61 фунт служат для образования лесного духа. Этот лесной дух, неизвестный до сих пор, нельзя собрать ни в какой сосуд и нельзя сделать видимым телом. Я называю его новым именем – газ»… С тех пор все газообразные вещества стали называть газами. 11) Выходит эколог: А мне хочется вам рассказать о влиянии углекислого газа на окружающую среду. Вместе с оксидами серы углекислый газ вносит свой вклад в образование кислотных дождей (записывает уравнение реакции: СО2 + Н2О = Н2СО3). Впервые кислотные дожди были отмечены в Скандинавии. Потом появились на северо-востоке США. Сейчас эта проблема существует во всем индустриальном мире. Рыба исчезла из многих озер. Поверхность каменных и бетонных домов, мраморных статуй разъедена. Сельскохозяйственные культуры замедляются в росте, леса умирают. Только Тихий океан поглощает 15-18% ежегодного антропогенного выброса СО2 в атмосферу. За последние десятилетия концентрация СО2 в атмосфере медленно, но неуклонно повышается, а с ней из-за парникового эффекта – и температура (за последние 100 лет – на полградуса). По прогнозам, к 2025 году содержание Углекислого газа в воздухе может удвоиться. Казалось бы, мелочь, для дыхания человека это несущественно, а для растений это благоприятно. Но ведь среднегодовая температура вырастет на несколько градусов. Это очень много: начнут таять льды Арктики и Антарктики, уровень Мирового океана повысится, и под водой окажутся огромные территории. Если это произойдет, то будет уничтожена большая часть полей. Некоторые страны потеряют все культурные земли, в других странах лучшие сельскохозяйственные регионы изменят своё местонахождение. Кроме того, изменится климат Земли, и мы даже не знаем точно, к каким катастрофическим последствиям это приведет. Ученые предсказывают, что двукратное повышение уровня СО2 в атмосфере по сравнению с доиндустриальной эпохой поднимет общую среднюю температуру на 2,80С. Наибольшее увеличение температуры произойдет в северном полушарии на широте около 400, где больше всего сжигается топлива и значительнее сезонные влияния на жизнь растений. По оценке американских специалистов, потепление климата в ближайшие 100 лет приведет США к затоплению 80% прибрежных территорий. 12) Учитель: Спасибо Экологу, Угарику и Углекислику. Я надеюсь, что сегодня на уроке вы узнали много нового и вам было интересно. На следующем уроке мы продолжим изучение соединений углерода, поговорим об угольной кислоте и её солях. А сейчас закончите, пожалуйста, заполнение таблицы и проверим правильность её заполнения. (Правильно заполненная таблица демонстрируется на доске, ученики проверяют (взаимопроверка), ставят оценки друг другу.
Углерод, аллотропия, адсорбция, графит, алмаз, восстановитель, несолеобразующий, оксид углерода (2) – «угарный газ», оксид углерода (4) – «углекислый газ». СО CO2 эколог
|
Рассказ по теме: «Углерод и его соединения» Основные соединения углерода – оксиды углерода: угарный и углекислый газ и угольная кислота (формула, название, нахождение в природе,... | Тема урока: «Оксиды углерода» Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе... | ||
Тема урока: Оксиды Оборудование: учебник О. С. Габриеляна «Химия», презентация, компьютер, телевизор, образцы оксидов, образцы природных руд, содержащих... | Конспект урока «Химический элемент Углерод» ... | ||
Тема урока: Оксиды: состав, номенклатура Тип урока Ввести понятия оксидов, как сложных бинарных соединений; их признаки, классификацию | Конспект урока русского языка в спаренных 1 и 2 классах Тема урока: Цель урока Цель урока: формировать навык грамотного письма слов с безударными гласными, находящимися в сильной и слабой позициях | ||
Урок по теме "Кислородные соединения углерода" 14. 02. 2012 Цель: Расширить и углубить представления по теме “Углерод” (представление об оксидах углерода) | Урока: “ Parts of the body. Цель урока Цель урока: познакомить учащихся с названиями частей тела, научить описывать животных | ||
Урока: «Всё познаётся в сравнении». Цель урока Цель урока: обобщение и развитие знаний о кислотах как об одном из классов неорганических соединений | Тема урока: основания цель урока Цель урока – познакомить учащихся с одним из классов неорганических веществ – основаниями | ||
Тема урока: Воспитание вежливости по В. Осеевой «Волшебное слово». Цель урока Цель урока: формировать умение анализировать художественное произведение на доступном детям уровне | Тема урока: СССР в 1930-е годы. Коллективизация и индустриализация. Цель урока Цель урока: Познакомиться с деятельностью большевиков по осуществлению программы построения социализма в одной стране | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока. Конкретизировать знания о химическом элементе и простом веществе на примере кислорода. Изучить химические свойства кислорода.... | Урока: Как выяснить, что я не знаю? Цель урока Цель урока: на основе обобщения опыта проведения уроков математики в 1 четверти сформировать представления о последовательности действий... | ||
Конспект урока по теме: "Окисление. Оксиды. Круговорот кислорода в природе" Публикация «Технология деятельности учителя по диагностике и коррекции знаний учащихся» | Конспект урока по устройству автомобиля тема урока : «система пуска... Цель урока: ознакомить учащихся с устройством и работой системы пуска двигателя. Развивать логическое и творческое мышление, прививать... |