Урока: Оксиды углерода. Цель урока





Скачать 95.36 Kb.
НазваниеУрока: Оксиды углерода. Цель урока
Дата публикации15.09.2014
Размер95.36 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Химия > Урок
Открытый урок химии в 9 классе по теме «Оксиды углерода»

Тема урока: Оксиды углерода.

Цель урока: Познакомить учащихся с оксидами углерода.

Задачи: - ознакомить учащихся со свойствами оксида углерода (2) как

несолеобразующего оксида, обладающего свойствами

восстановителя; показать значение этого вещества как топлива;

отметить его ядовитость и меры предосторожности при работе с ним.

- привести в систему знания учащихся об оксиде углерода (4), повторить его свойства; рассмотреть экологические проблемы, связанные с повышением углекислого газа в атмосфере Земли;

  • совершенствовать умения учащихся работать самостоятельно и в парах.

Тип урока: комбинированный, с элементами инсценирования.

Для участия в сценке привлекаются ученики 10 класса.

Методическое обеспечение:

- эмблемы углерода и его соединений;

  • видеоплеер;

  • видеозаписи лабораторных опытов (№6 , 4-8);

  • периодическая таблица;

Оборудование и реактивы:
Химические термины: углерод, аллотропия, адсорбция, графит, алмаз, оксид углерода (2) – «угарный газ», оксид углерода (4) – «углекислый газ», восстановитель, несолеобразующий, газогенератор.

Оформление доски:

Дата, тема урока, химические термины (на отдельном листе), эпиграф урока, сравнительная таблица оксидов углерода.

План урока:

  1. Повторение. Сценка об углероде и его свойствах.

  2. Основная часть.

а) Оксид углерода (2) – состав, строение, свойства, получение и применение.

б) Оксид углерода (4) – состав, строение, свойства, получение и применение.

в) Экологические проблемы, связанные с соединениями

углерода (кислотные дожди, парниковый эффект), и пути их решения.)

г) Самостоятельная работа: заполнение таблицы, взаимопроверка.

3. Закрепление.

4. Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Повторение материала об углероде (в форме сценки), нацеливание на изучение нового материала:

1-й уч-ся:

В сказочном царстве, химическом государстве жил-был граф Углерод. Он был очень важной персоной, т.к. находился в родстве со всеми живыми организмами. Граф был мягким и добродушным, говорил он большей частью стихами:

2-й уч-ся (Граф):

Я здесь, коллега, альфа и омега.

В тиглях от жара синий угар.

Я из отвара делаю пар.

В жидкости плотной плавлю кристалл.

Запах кислотный к пальцам пристал.

Я трансформатор и фармацевт,

В химии я – гениальный поэт…

Я – углерод и неспроста

Свет превращаю в зелень листа.

Нефть и газы в недрах прессую,

Углем по извести землю рисую….

1-й уч-ся:

Граф Углерод был мягким и добродушным, но, когда случалось вступать с кем-то в спор, когда на него оказывали давление и доводили его до «белого каления», Углерод становился совсем другим, непохожим на самого себя: очень твердым, бесцветным, прозрачным. В такой момент он был необычайно хорош и привлекал внимание всех красавиц сказочного государства.

Учитель:

О каких свойствах углерода вы услышали в этой сказке?

Ответы уч-ся о физических и химических свойствах аллотропных модификаций углерода.

1-й уч-ся:

Углерод очень любил принимать гостей, проявляя при этом свои окислительные способности. С водородом он образовывал углеводороды, а с друзьями металлами – карбиды.

Учитель:

Запишите эти свойства в тетради и на доске.

С + 2Н2 = СН4

2С + Са = СаС2

Al + 3C = Al4C3
1-й уч-ся:

Благодаря восстановительным свойствам в реакции с кислородом было у Углерода два сына: Угарный газ (Угарик) и Углекислый газ (Углекислик). Дети росли, а отец радовался, глядя на них.


  1. Изучение нового материала.

1) Учитель:

С этими сыновьями мы сегодня и познакомимся. Запишите в тетради дату, тему урока и приготовьте таблицу для сравнения свойств этих оксидов.

(На доске – дата, тема урока, образцы заготовленных таблиц на партах учащихся.)
2) Учитель:

Сейчас вы послушаете Угарика и Углекислика. Будьте внимательны, после их выступлений вам нужно будет заполнить таблицы самостоятельно.

3) Выходит ученик с эмблемой угарного газа:

Угарный газ был бесцветным, без запаха, немного легче воздуха, плохо растворим в воде, с температурой кипения -191,50С. Он, как и углерод, был восстановителем, восстанавливал металлы из их оксидов; в кислороде газ СО горел голубоватым пламенем. (записывает на доске уравнения реакций).

СО + СuO = Cu + CO2

2CO + O2 = 2CO2 + 572кДж

Было у угарного газа свойство, которое очень огорчало отца. Кто из вас знает, какое это свойство?

Послушав ответы уч-ся, Угарик дает правильный ответ: Угарный газ соединяется с гемоглобином крови, при этом образуется прочное соединение - карбоксигемоглобин. При этом кровь уже не может переносить кислород, такое свойство смертельно опасно. Угарный газ ядовит. Его ПДК в воздухе – 20мг/м3. Присутствует он и в выхлопных газах двигателей внутреннего сгорания, и в сигаретном дыме. Образуется при сгорании большинства горючих материалов в условиях ограниченного доступа воздуха.

4) Просмотр видеозаписи

5) Выходит ученик с эмблемой углекислого газа:

Углекислик был, как и брат, бесцветным, но в 1,5 раза тяжелее воздуха. У него было много друзей (основания и основные оксиды), с которыми он образовывал соли (записывает на доске уравнения реакций).

CO2 + NaOH = NaHCO3

CO2 + CaO = CaCO3

Только известковая вода не любила Углекислика. Завидев его, она начинала нервничать, и по её помутнению все сразу узнавали о появлении Углекислого Газа.

(записывает уравнение реакции):

CO2 + Ca(OH)2 = CaCO3↓ + H2O

6) Демонстрация получения углекислого газа и его взаимодействие с известковой водой. (Просмотр видеозаписи с опытами № ).

7) Углекислик (продолжает рассказ): Углекислый газ помогал тушить пожары, был незаменим в производстве сахара, соды, стекла и многих других веществ. Углекислый газ умел превращаться в «сухой лёд», чем очень гордился. Для человека вреден как избыток его, так и недостаток. В небольших количествах (до 2%) углекислый газ стимулирует деятельность дыхательного центра. С увеличением концентрации возникают серьёзные расстройства, и при 10%-й концентрации дыхание останавливается, происходит потеря сознания, при 20% - паралич жизненных центров в течение нескольких секунд. К счастью, человек редко сталкивается с такими большими концентрациями СО2 в воздухе ( это возможно, например, в подвалах без вентиляции, где хранят сухой лёд).

8) Просмотр видеозаписи с опытами

9) Углекислик (продолжает рассказ): все газы обязаны своим названием углекислому газу. А известно ли вам, что углекислый газ был давно известен людям? Если вы интересуетесь географией, то такое название, как «Собачья пещера» должно быть вам известно. (рассказ из истории).

10) 1-й ученик: В 1620г. И. Ван Гельмонт нашел, что уголь при сгорании выделяет «лесной дух; 62 фунта дубового угля дают 1 фунт золы, а остальные 61 фунт служат для образования лесного духа. Этот лесной дух, неизвестный до сих пор, нельзя собрать ни в какой сосуд и нельзя сделать видимым телом. Я называю его новым именем – газ»… С тех пор все газообразные вещества стали называть газами.

11) Выходит эколог: А мне хочется вам рассказать о влиянии углекислого газа на окружающую среду. Вместе с оксидами серы углекислый газ вносит свой вклад в образование кислотных дождей

(записывает уравнение реакции: СО2 + Н2О = Н2СО3).

Впервые кислотные дожди были отмечены в Скандинавии. Потом появились на северо-востоке США. Сейчас эта проблема существует во всем индустриальном мире. Рыба исчезла из многих озер. Поверхность каменных и бетонных домов, мраморных статуй разъедена. Сельскохозяйственные культуры замедляются в росте, леса умирают.

Только Тихий океан поглощает 15-18% ежегодного антропогенного выброса СО2 в атмосферу.

За последние десятилетия концентрация СО2 в атмосфере медленно, но неуклонно повышается, а с ней из-за парникового эффекта – и температура (за последние 100 лет – на полградуса). По прогнозам, к 2025 году содержание Углекислого газа в воздухе может удвоиться. Казалось бы, мелочь, для дыхания человека это несущественно, а для растений это благоприятно. Но ведь среднегодовая температура вырастет на несколько градусов. Это очень много: начнут таять льды Арктики и Антарктики, уровень Мирового океана повысится, и под водой окажутся огромные территории. Если это произойдет, то будет уничтожена большая часть полей. Некоторые страны потеряют все культурные земли, в других странах лучшие сельскохозяйственные регионы изменят своё местонахождение. Кроме того, изменится климат Земли, и мы даже не знаем точно, к каким катастрофическим последствиям это приведет.

Ученые предсказывают, что двукратное повышение уровня СО2 в атмосфере по сравнению с доиндустриальной эпохой поднимет общую среднюю температуру на 2,80С. Наибольшее увеличение температуры произойдет в северном полушарии на широте около 400, где больше всего сжигается топлива и значительнее сезонные влияния на жизнь растений.

По оценке американских специалистов, потепление климата в ближайшие 100 лет приведет США к затоплению 80% прибрежных территорий.

12) Учитель: Спасибо Экологу, Угарику и Углекислику. Я надеюсь, что сегодня на уроке вы узнали много нового и вам было интересно. На следующем уроке мы продолжим изучение соединений углерода, поговорим об угольной кислоте и её солях.

А сейчас закончите, пожалуйста, заполнение таблицы и проверим правильность её заполнения.

(Правильно заполненная таблица демонстрируется на доске, ученики проверяют (взаимопроверка), ставят оценки друг другу.


  1. Закрепление пройденного (если останется время).

  2. Задание на дом:


Оксид углерода (2):

угарный газ,


С=О, СО, С О

Мr(CO) = 28

Оксид углерода (4):

углекислый газ,

О=С=О, СО2, О С О,

Мr(CO2) = 44

Получение


    1. В промышленности

С + О2 = 2СО

    1. В лаборатории

НСООН = Н2О + СО↑

  1. В промышленности

СаСО3 = СаО + СО2

  1. В лаборатории

СаСО3+2НСl=СаСl2+СО2↑+Н2О

Физические свойства:

Газ, без цвета и запаха, немного легче воздуха, очень ядовитый, так как соединяется с гемоглобином крови, плохо растворим в воде. При работе с ним нужно соблюдать осторожность.


Бесцветный газ, тяжелее воздуха, не поддерживает дыхание; растворим в воде,

при t = - 760С – сухой лёд.

Химические свойства:

СО – восстановитель

  1. СО + СuO = Cu + CO2

  2. 2CO + O2=2CO2+572кДж - горит синим пламенем.


С водой, кислотами и щелочами при обычных условиях не взаимодействует.

  1. СО2 – кислотный оксид.

а) СО2 + Н2О = Н2СО3

б) 2СО2+2NaOH=Na2CO3+ Н2О


  1. СО2 – окислитель

а) СО2 + С = 2СО

б) СО2 + 2Mg = 2MgO + C


Применение.

1) Топливо.

2) Основная часть генераторного газа – одного из видов газообразного топлива.

3) Как восстановитель в металлургии.

4) Исходное вещество при синтезе органических веществ.

1)В производстве сахара, соды, газированных напитков;

2) Не поддерживает жизнедеятельность бактерий и плесени – в его атмосфере сохраняют продукты. Сухой лёд – для хранения продуктов.

3) В жидком виде – в огнетушителях;




Углерод, аллотропия, адсорбция, графит, алмаз, восстановитель, несолеобразующий,

оксид углерода (2) – «угарный газ»,

оксид углерода (4) – «углекислый газ».

СО CO2 эколог

Оксид углерода (2):

СО, С=О, С О. Мr(CO) =


(угарный газ)

Оксид углерода (4):

CO2, О=С=О, О С О, Мr(CO2) =

(углекислый газ)

Получение








Физические свойства:







Химические свойства:






Применение.







Оксид углерода (2):

СО, С=О, С О. Мr(CO) =


(угарный газ)

Оксид углерода (4):

CO2, О=С=О, О С О, Мr(CO2) =

(углекислый газ)

Получение








Физические свойства:







Химические свойства:






Применение.







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока: Оксиды углерода. Цель урока iconРассказ по теме: «Углерод и его соединения»
Основные соединения углерода – оксиды углерода: угарный и углекислый газ и угольная кислота (формула, название, нахождение в природе,...
Урока: Оксиды углерода. Цель урока iconТема урока: «Оксиды углерода»
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе...
Урока: Оксиды углерода. Цель урока iconТема урока: Оксиды
Оборудование: учебник О. С. Габриеляна «Химия», презентация, компьютер, телевизор, образцы оксидов, образцы природных руд, содержащих...
Урока: Оксиды углерода. Цель урока iconКонспект урока «Химический элемент Углерод»
...
Урока: Оксиды углерода. Цель урока iconТема урока: Оксиды: состав, номенклатура Тип урока
Ввести понятия оксидов, как сложных бинарных соединений; их признаки, классификацию
Урока: Оксиды углерода. Цель урока iconКонспект урока русского языка в спаренных 1 и 2 классах Тема урока: Цель урока
Цель урока: формировать навык грамотного письма слов с безударными гласными, находящимися в сильной и слабой позициях
Урока: Оксиды углерода. Цель урока iconУрок по теме "Кислородные соединения углерода" 14. 02. 2012
Цель: Расширить и углубить представления по теме “Углерод” (представление об оксидах углерода)
Урока: Оксиды углерода. Цель урока iconУрока: “ Parts of the body. Цель урока
Цель урока: познакомить учащихся с названиями частей тела, научить описывать животных
Урока: Оксиды углерода. Цель урока iconУрока: «Всё познаётся в сравнении». Цель урока
Цель урока: обобщение и развитие знаний о кислотах как об одном из классов неорганических соединений
Урока: Оксиды углерода. Цель урока iconТема урока: основания цель урока
Цель урока – познакомить учащихся с одним из классов неорганических веществ – основаниями
Урока: Оксиды углерода. Цель урока iconТема урока: Воспитание вежливости по В. Осеевой «Волшебное слово». Цель урока
Цель урока: формировать умение анализировать художественное произведение на доступном детям уровне
Урока: Оксиды углерода. Цель урока iconТема урока: СССР в 1930-е годы. Коллективизация и индустриализация. Цель урока
Цель урока: Познакомиться с деятельностью большевиков по осуществлению программы построения социализма в одной стране
Урока: Оксиды углерода. Цель урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока. Конкретизировать знания о химическом элементе и простом веществе на примере кислорода. Изучить химические свойства кислорода....
Урока: Оксиды углерода. Цель урока iconУрока: Как выяснить, что я не знаю? Цель урока
Цель урока: на основе обобщения опыта проведения уроков математики в 1 четверти сформировать представления о последовательности действий...
Урока: Оксиды углерода. Цель урока iconКонспект урока по теме: "Окисление. Оксиды. Круговорот кислорода в природе"
Публикация «Технология деятельности учителя по диагностике и коррекции знаний учащихся»
Урока: Оксиды углерода. Цель урока iconКонспект урока по устройству автомобиля тема урока : «система пуска...
Цель урока: ознакомить учащихся с устройством и работой системы пуска двигателя. Развивать логическое и творческое мышление, прививать...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск