Урок по теме "Кислородные соединения углерода" 14. 02. 2012





Скачать 116.71 Kb.
НазваниеУрок по теме "Кислородные соединения углерода" 14. 02. 2012
Дата публикации15.09.2014
Размер116.71 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Химия > Урок
Бурмистрова Т.Г.

Урок по теме "Кислородные соединения углерода" 14.02.2012

Цель: Расширить и углубить представления по теме “Углерод” (представление об оксидах углерода).

Задачи урока.

Повторить физические свойства углекислого газа, способы его получения в лаборатории и промышленности.

Изучить химические свойства углекислого газа.

Отработать практические навыки и умения учащихся, работать индивидуально и в группе

Показать связь знаний об оксидах углерода с жизнью., значимость проблемного вопроса для каждого

Организовать самостоятельную работу по изучению нового материала на дому по теме “Угарный газ”.

Развивать умения работать с лаб оборудованием, объяснять сущность полученных реакций

Использовать полученные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде, оценки влияния хим.загрязнения окружающей среды на организм человека

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: лабораторная работа, беседа, ролевая игра, самостоятельная работа, объяснение с демонстрацией опытов.

Методы урока: репродуктивный, программированный, эвристический, проблемный.

Оборудование и реактивы: учебник, таблица, известковая вода, мрамор, растворы кислот, прибор для получения газов, стеклянная посуда, лучинка, пластиковая бутылка, раствор гидроксида натрия, твердый гидроксид калия.

Ход урока

1. Организационный момент. Сообщение целей и задач урока. (1 мин.)

2. Постановка проблемного вопроса. (1 мин.)

За последние десятилетие стало очевидным, что человек перенасытил природу загрязняющими веществами. Согласно расчетам, поступление их из антропогенного источника в 10, а то и в 1000 раз больше, чем из естественных в зависимости от вещества.

Остро встает проблема – уберечь окружающую среду и здоровье человека.

Запись на доске: “ Чтобы на Земле было больше тепла, необходимо увеличить вырубку лесов - основных потребителей углекислого газа, а также уничтожить бестопливные источники энергии”

Сегодня на уроке нам предстоит подтвердить правильность высказывания или отвергнуть его.

3. Изучение нового материала. Оксид углерода (IV). (38 мин.)

Работа с таблицей “Оксид углерода (II) и оксид углерода ( IV )” [Приложение №1].

В течение урока учащиеся самостоятельно заполняют таблицу.

3.1. Нахождение углекислого газа в природе. (1 мин.)

Уч: Содержание углекислого газа в природе составляет 0,03%. В 60 раз больше углекислого газа содержится в растворенном виде в морях и океанах. В течение каждого года отбирается из атмосферы примерно 1/50 всего содержащегося в ней углекислого газа растительным покровом земного шара, но эта убыль каждый год регулярно восполняется жизнедеятельностью животного мира, процессами дыхания и гниения. При извержении вулканов вместе с лавой из них изливается и оксид углерода.

3.2. Молекулярная формула. (1 мин.)

Уч: СО2

Уч: Возникает вопрос - каким способом можно собрать углекислый газ?

Д: Необходимо рассчитать молекулярную массу углекислого газа, сравнить ее с молекулярной массой воздуха.

3.3. Молекулярная масса.

М r (СО2) = 44

М r (возд.) = 29

Углекислый газ тяжелее воздуха в 1,5 раза.

Вывод: собираем газ методом вытеснения воздуха, пробирку держим дном вниз. 

3.4. Получение углекислого газа. (5 мин.)

Лабораторный опыт №1. [Приложение № 2]

1) В химической лаборатории.

Уч: Запишем уравнение химической реакции:

Д: СаСО3 + 2НСl = СаСl2 + СО22О (ученик работает у доски).

Уч: Запишите уравнение в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде

2) В промышленности.

Уч: В промышленности СО2 получают обжигом известняка.

                  t
СаСО3 = СО2 + СаО

3.5. Физические свойства углекислого газа. (1 мин.)

Уч: Назовите физические свойства углекислого газа.

Д: Бесцветный газ, растворимый в воде, тяжелее воздуха в 1,5 раза, термически устойчив, при сжатии легко переходит в жидкое и твердое состояние. Твердый СО2 (“сухой лед”) при комнатной температуре возгоняется, т.е. переходит в газообразное состояние, минуя жидкое.

3.6. Химические свойства углекислого газа. (15 мин.)

Общие с другими оксидами.

Уч: К какой группе оксидов относится углекислый газ?

Д: По химическим свойствам СО2 является кислотным оксидом.

Уч: Какие химические свойства характерны для углекислого газа как представителя кислотных оксидов?

  1. Взаимодействует со щелочами.

  2. Взаимодействует с основными оксидами.

  3. Взаимодействие с водой.

Уч: Демонстрационный опыт №1. [Приложение № 3]

Уч: Наблюдаем деформацию пластиковой бутылки. Почему это происходит?

Д: Углекислый газ вступает во взаимодействие с гидроксидом натрия, его концентрация уменьшается, т.к. образуется соль. Бутылка сжимается.

Уч: Написать уравнение реакции в таблице.

1) NaOH + CO2 = Na2CO3 + H2O

КOH + CO2 = К2CO3 + H2О

2)Взаимодействие с основными оксидами учащиеся разбирают самостоятельно.

MgO + CO2 = MgCO3

3) Взаимодействие с водой.

Уч: Демонстрационный опыт № 2. [Приложение № 4]

Уч: Как изменил свою окраску лакмус?

Д: Лакмус изменил окраску с фиолетовой на красную.

Уч: Какой вывод мы можем сделать?

Д: Образовалась кислота.

Уч: Запишите уравнение реакции в таблицу.

Н2О + СО2<->Н2СО3

Специфические свойства.

Уч: 1) Окислительные свойства углекислого газа

Определите степень окисления углерода в углекислом газе.

Д: С+4.

Уч: Окислителем или восстановителем является углекислый газ?

Д: Углекислый газ является слабым окислителем.

Уч: 1) Горение магния в среде углекислого газа.

2 Mg + CO2 =2MgO + C

Ученик у доски разбирает реакцию как ОВР.

Некоторые активные металлы способны отнимать кислород от углерода углекислого газа.

2) Взаимодействие с гидроксидом кальция (Качественная реакция на углекислый газ)

Са(ОН)2 + СО2 = СаСО3 + Н2О

Уч: Какой признак реакции вы наблюдаете?

Д: Выпадение осадка белого цвета.

Вывод.

Уч: Углекислый газ - кислотный оксид, вступает во взаимодействие с щелочами, основными оксидами. При взаимодействии с водой образуется нестойкая угольная кислота. Углекислый газ проявляет слабые окислительные свойства.

3.7. Роль в природе и жизни человека. (15 мин.)

Ролевая игра “Суд над углекислым газом”. [Приложение № 5]

Решение суда каждый ученик записывает дома самостоятельно.

4. Заключительный этап. (4 мин.)

Уч: Возвращаемся к записи на доске: “Чтобы на Земле было больше тепла, необходимо увеличить вырубку лесов- основных потребителей углекислого газа, а также уничтожить бестопливные источники энергии”. (Учащиеся высказывают свое мнение)

5. Рефлексия. (1 мин.). [Приложение № 6]

Запись Д/З.

Параграф № 30 (до угольной кислоты), вынести и записать в тетради решение суда, заполнить 3 колонку в таблице “Оксиды углерода”.

Приложение №1

Таблица « Оксид углерода ( II) и оксид углерода ( IV )»


№ п/п

Характеристика

СО2- углекислый газ

СО- угарный газ

1.

Нахождение в природе







2.

Химическая формула







3.

Молекулярная масса







4.

Получение

А) в лаборатории

Б) в промышленности







5.

Физические свойства







6.

Химические свойства

А) общие с другими оксидами

Б) специфические







7.

Роль в природе и жизни человека

А) отрицательная

Б) положительная







8.

Факты, которые меня удивили.







Приложение №2
Получение, собирание и распознавание оксида углерода(IV)
Оборудование и реактивы: штатив для пробирок, пробирки, пробка с газоотводной трубкой, соляная кислота, мел или мрамор, известковая вода.
Содержание и порядок выполнения опыта.
1. Изучите инструкцию по проведению опыта.

В пробирку поместите несколько кусочков мела или мрамора и прилейте 1-2 мл разбавленной соляной кислоты. Быстро закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Конец трубки опустите в другую пробирку, в которой находится 2-3 мл известковой воды.

Несколько минут наблюдайте, как через известковую воду проходят пузырьки газа.

Проведите описанный опыт, соблюдая правила техники безопасности.
Вопросы и задания

1.Рассмотрите проведенную реакцию в свете теории электролитической диссоциации.

2.Напишите уравнение реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.

Приложение №3
Демонстрационный опыт №1
В пластиковую бутылку собрать углекислый и добавить твердый гидроксид калия

Приложение №4
Демонстрационный опыт№2
Пропустить углекислый газ через дистиллированную воду и прилить лакмус.

Приложение №5

« Суд над углекислым газом»



Ответственный секретарь. Всех присутствующих прошу записывать ход судебного заседания по предложенным планам-протоколам в виде таблицы.

Начнем судебное заседание. Слово имеет судья.

Судья.( Говорит на фоне детской презентации « Углекислый газ»)

Сегодня в этом зале вершится суд над подсудимым- углекислым газом.

Итак, являясь: во-первых, газом, во-вторых, без цвета, в- третьих, газом без запаха, в-четвертых, тяжелее воздуха в 1,5 раза, в-пятых, растворимым в воде, а также газом, взаимодействующим с водой, щелочами и основными оксидами, т.е. проявляющим химическую активность кислотных оксидов; газом, не поддерживающим горение и не способным к окислению, Углекислый газ обвиняется:

Во-первых, в загрязнении атмосферного возуха:

Во-вторых, в создании парникового эффекта на планете Земля.

Суду необходимо:

  1. Понять состав преступления, выслушав Прокурора.

  2. Познакомиться с показаниями Защитников обвиняемого.

  3. Выслушать показания обвиняемого-гражданина Углекислого газа.

  4. Принять справедливое решение.

Слово по составу преступления предоставляется прокурору экологического отдела Прокуратуры городского суда (называется Ф.И.О. ученика)

Прокурор. Прокуратура суда возбудила уголовное дело против гражданина Углекислого газа.

Ответственный секретарь. Встаньте, подсудимый.

Прокурор. Прокуратурой было доказано, что подсудимый Углекислый газ попадает в воздушный бассейн:

1)с выбросами промышленных предприятий;

2) с выбросами ТЭЦ;

3) с выхлопными газами автомобилей.

Углекислый газ загрязняет окружающую нас среду и делает ее неблагоприятной для жизни человека и животных.

Он входит в тройку самых распространенных газообразных загрязнителей воздуха вместе с угарным и сернистым газами.

Если учитывать , что для нормальной жизнедеятельности человека и животных нужен воздух, где содержание углекислого газа не более 0,03%, а выбросы его год от года растут, то в ближайшее время можно ожидать серьезные нарушения в процессах дыхания и жизни живых существ.

Накопление в атмосфере углекислого газа приводит не просто к загрязнению

Это загрязнение атмосферы вызывает потепление климата на земле вследствие возникновения ПАРНИКОВОГО ЭФФЕКТА. Углекислый газ поглощает инфракрасные лучи и мешает отведению тепла от поверхности Земли- в этом суть парникового эффекта.

А вы представляете ,к чему приведет потепление климата?

1. Начнется таяние ледников и вечной мерзлоты. И если они растают, то уровень Мирового океана поднимется почти на 50м и почти вся поверхность суши окажется под водой.

2. Сейчас ежегодный подъем составляет 0,8мм.

3. Рухнут города , построенные на вечной мерзлоте.

Все это означает мировую катастрофу.

Судья. Подсудимый, вы признаете свою виновность в содеянном?

Подсудимый. Нет, не признаю. Подумайте, что было бы с человечеством, если бы я не участвовал в фотосинтезе? И что же мне делать, если само человечество делает все для того , чтобы я рос?

Первый защитник. Защита просит слово.

Судья. Слово предоставляется Защитнику.

Первый защитник. Я беру под защиту подсудимого- Углекислого газа. Я доказываю его положительное влияние на окружающий мир.

Во-первых, огромную роль в природе играет процесс фотосинтеза-процесс образования органических веществ и кислорода из углекислого газа и воды под

действием солнечного света в хлоропластах зеленых растений.

Без этого процесса мы не имели бы клубней картофеля, зерен риса и злаковых и не только их. Мы не имели бы углеводов и давно бы умерли с голоду.

Во-вторых, неизвестно, что лучше, а что хуже: потепление или замерзание. Сейчас средняя температура на поверхности Земли +14 градусов. Расчеты же показывают, что если бы углекислый газ исчез из атмосферы, то эта температура бала бы близка к -20С.

В-третьих, без углекислого газа невозможно испечь пышные хлебобулочные изделия, воздушные торты и рассыпчатое печенье.

При выпечке хлеба он образуется в результате процесса брожения под действием дрожжей.

Чем больше выделяется углекислый газ, тем пышнее и вкуснее хлеб.

При выпечке кондитерских изделий пищевую соду «гасят» уксусом. Опять выделяется углекислый газ.

В-четвертых, хорошей минеральной воды без углекислого газа тоже не бывает. Сколько людей спасает минеральная вода от самых разных заболеваний.

Итак, углекислый газ имеет колоссальное положительное значение как в природе, так и в жизни человека. Я настаиваю на освобождении подсудимого.

Судья. Слово имеет второй защитник.

Второй защитник. Я предлагаю сегодня на скамью подсудимых рядом с углекислым газом или даже вместо него посадить Человека. В глубокой древности главные выбросы углекислого газа происходили во время природных катаклизмов: извержений вулканов, пожаров и т.д. сегодня же роль вулканов взял на себя человек. Ежегодно человечество сжигает более 4 млрд т бурого и каменного угля, более 3,5 млрд т нефти, нефтепродуктов и другого топлива. Топливо сжигается, а отходы почти не улавливаются. Перерабатывает их человек очень плохо.

Осуждению подлежит и уничтожение человечеством лесов. За последние 20 лет лесной массив сократился вдвое. А всем хорошо известно, что зеленые растения- это «легкие» планеты Земля. Прошу учесть мои доводы и разделить вину между подсудимым и Человеком.

Судья. Суд над гражданином Углекислым газом выслушал все показания прокурора, подсудимого, защитников.

Суд удаляется для принятия решения и вынесения приговора.
Приложение №5
При выходе из класса заполнить таблицу на доске с помощью разноцветных кружков.

Красный - да, синий - нет, зеленый – не знаю.






да

нет

Не знаю

Были использованы интересные формы работы










На уроке чувствовал себя комфортно










Узнал на уроке много нового










Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по теме \"Кислородные соединения углерода\" 14. 02. 2012 iconРассказ по теме: «Углерод и его соединения»
Основные соединения углерода – оксиды углерода: угарный и углекислый газ и угольная кислота (формула, название, нахождение в природе,...
Урок по теме \"Кислородные соединения углерода\" 14. 02. 2012 iconУрок «Фосфор и его соединения». Цель: 1
Цель: Повторить строение атома Р, познакомиться с его аллотропными видоизменениями, рассмотреть кислородные соединения фосфора
Урок по теме \"Кислородные соединения углерода\" 14. 02. 2012 iconРеферат по органической химии тема: получение алканов,алкенов,алкинов
Предельными углеводородами (алканами) называются соединения, состоящие из атомов углерода и водорода, соединенных между собой только...
Урок по теме \"Кислородные соединения углерода\" 14. 02. 2012 iconУрока в изучаемой теме: второй урок по теме «Фосфор и его соединения»
Цель урока: формирование и закрепление знаний, умений и навыков по теме «Фосфор и его соединения»
Урок по теме \"Кислородные соединения углерода\" 14. 02. 2012 iconУрока: Оксиды углерода. Цель урока
Химические термины: углерод, аллотропия, адсорбция, графит, алмаз, оксид углерода (2) – «угарный газ», оксид углерода (4) – «углекислый...
Урок по теме \"Кислородные соединения углерода\" 14. 02. 2012 iconУрок по теме: «Способы соединения проводников»
Кучин Сергей Вениаминович, учитель физики и информатики моу «Кафтанчиковская сош»
Урок по теме \"Кислородные соединения углерода\" 14. 02. 2012 iconУрок химии в 9 классе Тема: Углерод и его соединения Урок-сказка...
Цель. Закрепить знания по теме в игровой, занимательной форме. Подготовить учащихся к самостоятельной работе. Вызвать у них интерес...
Урок по теме \"Кислородные соединения углерода\" 14. 02. 2012 iconУрок химии по теме: "Кремний и его соединения"
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8» с. Манычское Апанасенковского района...
Урок по теме \"Кислородные соединения углерода\" 14. 02. 2012 iconУрок по теме: «Соединения серы»
Итак: so2 и so3 кислотные оксиды. При взаимодействии с водой образуют кислоты слабую H2SO3 и сильную H2SO4
Урок по теме \"Кислородные соединения углерода\" 14. 02. 2012 iconКонспект урока «Химический элемент Углерод»
...
Урок по теме \"Кислородные соединения углерода\" 14. 02. 2012 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Химические свойства карбоновых кислот. Урок №2 в теме «Кислородсодержащие органические соединения. Карбоновые кислоты»
Урок по теме \"Кислородные соединения углерода\" 14. 02. 2012 iconДомашнее задание по химии ноябрь –декабрь 2013 г. Учитель Леонова Н. А
Рефераты на выбор: «Соединения щелочных и щелочно-земельных металлов и их применение», «Соединения алюминия, их применение», «Соединения...
Урок по теме \"Кислородные соединения углерода\" 14. 02. 2012 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Познакомить учащихся со строением и свойствами углерода, его аллотропными модификациями, областях применения углерода
Урок по теме \"Кислородные соединения углерода\" 14. 02. 2012 iconТараторкина Ольга Дмитриевна, мастер производственного обучения Белово...
Тема: Сварка стыкового соединения без скоса кромок в вертикальном положении сварного шва
Урок по теме \"Кислородные соединения углерода\" 14. 02. 2012 iconУрок – игра «Счастливый случай»
Урок проводится в 10 классе после изучения раздела «Кислородсодержащие соединения»
Урок по теме \"Кислородные соединения углерода\" 14. 02. 2012 iconРеферат. Что такое карбонильные соединения
«Соединения, в которых карбонильная группа соединена с двумя радикалами, называют кетонами. Соединения, где карбонильная группа соединена...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск