Тема урока: «Оксиды углерода»





Скачать 75.54 Kb.
НазваниеТема урока: «Оксиды углерода»
Дата публикации18.09.2013
Размер75.54 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Химия > Урок
ИКТ в творчестве педагога – 2009

Тема урока: «Оксиды углерода»

Химия 9 класс

Сирашева Любовь Михайловна

Учитель химии высшей категории

Победитель районного конкурса, дипломант городского конкурса

«Учитель года-2009»

МОУ средняя общеобразовательная школа №35 Ленинского района городского округа г Уфа Республики Башкортостан

Адрес проживания: г Уфа ул. Гоголя 53 кв. 2

Телефоны: 2510796, 89053560397

Электронный адрес: sirasheva.luba@mail.ru

c:\documents and settings\admin\мои документы\мои рисунки\рисунок2.gif

Краткая аннотация урока.

По календарно-тематическому планированию данный урок входит в раздел «Неметаллы». Согласно часовой нагрузке на тему «Углерод отводится 3 часа, это второй урок темы. Учащиеся уже ознакомились с положением химических элементов в ПСХЭ и строением атома углерода, его аллотропными модификациями. Тип данного урока - урок изучения нового материала на основе самостоятельного добывания знаний: участие учащихся в беседе с применением проблемных вопросов, выполнением расчетных и экспериментальных задач.

План урока.

Цели урока: 1.Выявить и оценить степень овладения учащимися системой знаний и умений о свойствах углерода и его соединений.

2.Рассмотреть строение, физические и химические свойства, получение и применение угарного и углекислого газов.

Задачи урока. 1.Образовательная: выявление и оценка степени овладения системой знаний и комплексов, навыков и умений о соединениях углерода;

готовности учащихся успешно применять полученные знания на практике, позволяя обеспечить обратную связь и оперативную корректировку учебного процесса.

2.Развивающая:а) продолжить развитие интеллектуальных умений – устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения, делать выводы по теме; систематизировать материал, составлять вопросы, суждения;

б) развитие речевых умений – строить связанные высказывания в учебно-научном стиле при работе в парах, группах;

в)развитие коммуникативных умений – высказывать и аргументировать свою точку зрения, выслушивать мнение своего товарища;

г) социальные умения – работать в группах;

д) продолжить развитие у учащихся умений и навыков в проведении химического эксперимента, путем постановки проблемных вопросов;

е)продолжить развитие творческих способностей учащихся.

3.Воспитывающая: воспитание культуры умственного труда, воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки и чувства ответственности.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Оборудование: проектор, компьютер, учебник «Химия – 9» О.С. Габриелян, периодическая таблица, набор реактивов для выполнения лабораторного опыта, слайды для презентации.

Ход урока.

Организационный момент.

Повторение материала. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с

углеродом и его кислородными соединениями. В начале урока вспомни материал прошлого урока. Задание 1. Посмотрите на слайд №1 и ответьте на вопрос: «Что объединяет данные изображения?»

Задание 2. Составьте несколько предложений, чтобы получился небольшой рассказ к любому из этих изображений.(1-2 мин)

Посмотрите на следующий слайд (2) и выполните задание 3 . Опишите процесс, изображенный на фотографии.

Задание 4. Посмотрите на слайд№3 и решите анаграмму. Что здесь лишнее и почему? ( лишний – углерод, т.к. он – неметалл)

Задание 5. Поиграем в игру «Верите мне, или нет». Я буду называть какие-то утверждения, вы должны согласиться со мной или нет, свой ответ аргументировать.

1.Графит – прозрачный камень, очень твердый.

2.Из алмаза изготавливают электроды, так как он хорошо проводит электрический ток.

3.Алмаз, графит и карбид алюминия – это аллотропные вещества.

4.В противогазе применяют активированный уголь.

5.Адсорбция – это один из способов шлифовки алмазов.

Задание 6. Вспомните положение атома углерода в ПСХЭ и зарисуйте строение его атома, в каких случаях он становиться окислителем, в каких – восстановителем. Учащиеся зарисовывают схему в тетрадях, затем проверяем по слайду №5.

Изучение нового материала.

На этом уроке мы продолжим знакомство с углеродом и изучим строение и свойства (физические и химические) оксидов углерода (слайды №5 ,№ 6).

Какие задачи мы будем решать?

1.Изучим строение молекул оксидов.

2. Исследуем физические свойства.

3.Научимся находить связь между составом, строением и свойствами.

На столах учащихся находятся карты- схемы урока (приложение 1), которые они заполняют по мере прохождения материала.

Учитель: начнем изучение оксидов углерода со строения их молекул (слайд№7).

CO – оксид углерода (II), угарный газ. Определите степени окисления у обоих атомов, количество электронов переданных углеродом и количество электронов полученных кислородом.

При таком раскладе сил у углерода не будет заветной восьмерки, своих четыре электрона и общих с кислородом тоже два. Как быть? Очевидно, атому кислорода придется передать в общее пользование одну свою свободную электронную пару, т.е. выступить в качестве донора, акцептором, разумеется, будет углерод. Таким образом, ковалентных связей будет три: две связи образованы обменным способом и одна донорно- акцепторным способом.

Проблемный вопрос: исходя из строения молекулы попробуйте спрогнозировать свойства СО.

Вариант ответа: углерод потерял не все свои электроны, а только два, значит он может стать восстановителем, отдав при этом еще два электрона, находящихся на внешнем энергетическом уровне. Такое возможно с такими окислителями как кислород, галогены и даже оксиды металлов (слайд №8):

2CO +O2 = 2CO2 (углекислый газ)

CO +Cl2 =COCl2 (фосген)

CO +FeO =CO2 +Fe

Учащиеся выполняют задания, в процессе которого делается вывод:

Оксид углерода(II) – несолеобразующий оксид, восстановитель.

Учитель: но ведь атом углерода, может, очевидно, и забирать у восстановителей электроны? Как вы думаете, какой атом может уступить электроны?

Учащиеся предполагают, что это может быть водород, обладающий низкой ЭО :

СO +2H2 =CH3 OH (метанол)

Получение угарного газа и его физические свойства. На экране демонстрируем опыт ( слайд №9), т.к. газ токсичный. Используя учебник п. 29,и сайд учащиеся записывают самостоятельно физические свойства СО и уравнение реакции:

HCOOH =CO +H2 O

Переходим к оксиду углерода (IV).

Изучение начинаем со строения молекулы и зарисовываем схему:

O=C=O

Связь полярная ковалентная, молекула неполярная, так как имеет линейное строение. Затем учащиеся выполняют лабораторную работу по инструктивным карточкам (приложение 2, слайд №10).Перед выполнением лабораторной работы обязательно инструктаж по технике безопасности.

Лабораторную работу учащиеся оформляют в тетрадях.

Проблемный вопрос: углекислый газ используют в кислотных огнетушителях

Все ли можно потушить углекислым газом? Есть ли вещества, которые могут гореть в атмосфере углекислого газа? Демонстрируем слайд №11.

Записываем реакцию:

СO2 + Mg =MgO + C

Оксид углерода (IV) – это типичный кислотный оксид: взаимодействует со щелочами, с основными оксидами и водой. Напишите уравнения, характеризующие его свойства (слайд №12).

Закрепление материала.

Посмотрите на слайд и найдите соответствие между реагентами (слайд 13)

Проверяем методом самопроверки.

Учащиеся в тетрадях записывают реакции и расставляют коэффициенты, некоторые записывают на доске.

Рефлексия.

Подведем итог нашему уроку, проведем графический диктант. На столах у учащихся листы с вопросами, где нужно поставить + или - , затем все проверяем по слайду №14.

Творческое задание. Возьмите интервью у одного из оксидов углерода со словами: « Уважаемый угарный газ….. или «Уважаемый углекислый газ….

В данном задании один из учеников – корреспондент, другой- один из оксидов.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Карта – схема

вопросы

СО – угарный газ

СО2 – углекислый газ

1.Строение молекулы

2.Физические свойства

3.Химические свойства

4.Получение

5. Применение








ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Лабораторная работа «Получение углекислого газа и исследование его свойств»

  1. В пробирку внесите несколько кусочков мрамора и прилейте немного разбавленной соляной кислоты. Быстро закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Конец трубки опустите в другую пробирку, в которой находится 2-3 мл известковой воды.

  2. Несколько минут наблюдайте, как через известковую воду проходят пузырьки газа.

  3. Опустите трубку в другую пробирку с 2- 3 мл дистиллированной воды и пропустите через нее газ. Через несколько минут выньте трубку из раствора, добавьте к полученному раствору несколько капель раствора синего лакмуса.

  4. Что происходит, если на мрамор подействуют соляной кислотой?

  5. Почему при пропускании углекислого газа через известковую воду происходит сначала помутнение раствора, а затем растворение взвеси?

  6. Что происходит при пропускании оксида углерода (IV) через дистиллированную воду?

  7. Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.


Описание конкурсных материалов

Автор ( ФИО, ОУ,должность

Сирашева Любовь Михайловна, МОУ средняя общеобразовательная школа №35 Ленинского района городского округа г. Уфа РБ, учитель химии

название

Оксиды углерода

Форма

Презентация, конспект урока с приложениями, тест.

Учебный предмет, класс

Неорганическая химия, 9 класс

Название темы или раздела учебного курса

Раздел «Неметаллы», тема «Углерод»

Программные средства, с помощью которых создан дидактический материал

Microsoft Office Word, Power Point

Цели и задачи дидактического материала

Активизировать познавательную деятельность учащихся

Содержание дидактического материала

ДМ соответствует базовой образовательной программе по химии, в комплект ДМ включены карты-схемы, инструкции по выполнению лабораторной работы, реактивы и оборудование для ее выполнения, графический диктант на слайде, слайды по выполнению различных упражнений, анаграммы и слайд по развитию критического мышлении у учащихся.

Ресурсы дидактического материала

Видео- фото, графические изображения, видеосюжеты сопровождаются звуком, на презентационных слайдах применяется анимация

Используемые источники информации

Методическая литература, Интернет

Возможности использования дидактического материала:

- педагогом на уроке

-учащимися

Урок построен так, что дидактический материал можно использовать на всех этапах урока и педагогом, и учащимися.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: «Оксиды углерода» iconУрока: Оксиды углерода. Цель урока
Химические термины: углерод, аллотропия, адсорбция, графит, алмаз, оксид углерода (2) – «угарный газ», оксид углерода (4) – «углекислый...
Тема урока: «Оксиды углерода» iconРассказ по теме: «Углерод и его соединения»
Основные соединения углерода – оксиды углерода: угарный и углекислый газ и угольная кислота (формула, название, нахождение в природе,...
Тема урока: «Оксиды углерода» iconТема урока: Оксиды
Оборудование: учебник О. С. Габриеляна «Химия», презентация, компьютер, телевизор, образцы оксидов, образцы природных руд, содержащих...
Тема урока: «Оксиды углерода» iconТема урока: Оксиды: состав, номенклатура Тип урока
Ввести понятия оксидов, как сложных бинарных соединений; их признаки, классификацию
Тема урока: «Оксиды углерода» iconКонспект урока «Химический элемент Углерод»
...
Тема урока: «Оксиды углерода» iconРеферат по органической химии тема: получение алканов,алкенов,алкинов
Предельными углеводородами (алканами) называются соединения, состоящие из атомов углерода и водорода, соединенных между собой только...
Тема урока: «Оксиды углерода» iconТема урока: «Физические и химические свойства альдегидов, их применение»
При сжигании 20,5 кг пропана образовался оксид углерода (IV). Определите объем образовавшегося газа.(н у.)
Тема урока: «Оксиды углерода» iconКонспект урока по биологии в 9 классе Тема. Движение крови по сосудам
При сжигании 20,5 кг пропана образовался оксид углерода (IV). Определите объем образовавшегося газа.(н у.)
Тема урока: «Оксиды углерода» iconУрок по теме "Кислородные соединения углерода" 14. 02. 2012
Цель: Расширить и углубить представления по теме “Углерод” (представление об оксидах углерода)
Тема урока: «Оксиды углерода» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Познакомить учащихся со строением и свойствами углерода, его аллотропными модификациями, областях применения углерода
Тема урока: «Оксиды углерода» iconТема «Оксиды. Определение, состав, номенклатура и классификация.»
Цели: сформировать понятия об оксидах, номенклатуре оксидов и их классификации по агрегатному состоянию
Тема урока: «Оксиды углерода» iconКонспект урока по теме: "Окисление. Оксиды. Круговорот кислорода в природе"
Публикация «Технология деятельности учителя по диагностике и коррекции знаний учащихся»
Тема урока: «Оксиды углерода» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сформировать знания об особенностях строения атомов химических элементов подгруппы углерода, ознакомить учащихся с аллотропными видоизменениями...
Тема урока: «Оксиды углерода» iconФуллерены: синтез, исследование, свойства фуллереновой сажи
Фуллеренами в наиболее общем значении этого понятия можно назвать экспериментально полученные и гипотетические молекулы, состоящие...
Тема урока: «Оксиды углерода» iconКонспект урока для учащихся 10 класса по теме «Спирты»
При сжигании 20,5 кг пропана образовался оксид углерода (IV). Определите объем образовавшегося газа.(н у.)
Тема урока: «Оксиды углерода» iconКонспект урока Раздаточный материал Аналитическая записка по проведению урока Тема урока
Урок начинается с постановки проблемы. Ответа на поставленный проблемный вопрос учащиеся на начальном этапе урока дать не могут....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск