Скачать 75.54 Kb.
|
ИКТ в творчестве педагога – 2009 Тема урока: «Оксиды углерода» Химия 9 класс Сирашева Любовь Михайловна Учитель химии высшей категории Победитель районного конкурса, дипломант городского конкурса «Учитель года-2009» МОУ средняя общеобразовательная школа №35 Ленинского района городского округа г Уфа Республики Башкортостан Адрес проживания: г Уфа ул. Гоголя 53 кв. 2 Телефоны: 2510796, 89053560397 Электронный адрес: sirasheva.luba@mail.ru Краткая аннотация урока. По календарно-тематическому планированию данный урок входит в раздел «Неметаллы». Согласно часовой нагрузке на тему «Углерод отводится 3 часа, это второй урок темы. Учащиеся уже ознакомились с положением химических элементов в ПСХЭ и строением атома углерода, его аллотропными модификациями. Тип данного урока - урок изучения нового материала на основе самостоятельного добывания знаний: участие учащихся в беседе с применением проблемных вопросов, выполнением расчетных и экспериментальных задач. План урока. Цели урока: 1.Выявить и оценить степень овладения учащимися системой знаний и умений о свойствах углерода и его соединений. 2.Рассмотреть строение, физические и химические свойства, получение и применение угарного и углекислого газов. Задачи урока. 1.Образовательная: выявление и оценка степени овладения системой знаний и комплексов, навыков и умений о соединениях углерода; готовности учащихся успешно применять полученные знания на практике, позволяя обеспечить обратную связь и оперативную корректировку учебного процесса. 2.Развивающая:а) продолжить развитие интеллектуальных умений – устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения, делать выводы по теме; систематизировать материал, составлять вопросы, суждения; б) развитие речевых умений – строить связанные высказывания в учебно-научном стиле при работе в парах, группах; в)развитие коммуникативных умений – высказывать и аргументировать свою точку зрения, выслушивать мнение своего товарища; г) социальные умения – работать в группах; д) продолжить развитие у учащихся умений и навыков в проведении химического эксперимента, путем постановки проблемных вопросов; е)продолжить развитие творческих способностей учащихся. 3.Воспитывающая: воспитание культуры умственного труда, воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки и чувства ответственности. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Оборудование: проектор, компьютер, учебник «Химия – 9» О.С. Габриелян, периодическая таблица, набор реактивов для выполнения лабораторного опыта, слайды для презентации. Ход урока. Организационный момент. Повторение материала. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с углеродом и его кислородными соединениями. В начале урока вспомни материал прошлого урока. Задание 1. Посмотрите на слайд №1 и ответьте на вопрос: «Что объединяет данные изображения?» Задание 2. Составьте несколько предложений, чтобы получился небольшой рассказ к любому из этих изображений.(1-2 мин) Посмотрите на следующий слайд (2) и выполните задание 3 . Опишите процесс, изображенный на фотографии. Задание 4. Посмотрите на слайд№3 и решите анаграмму. Что здесь лишнее и почему? ( лишний – углерод, т.к. он – неметалл) Задание 5. Поиграем в игру «Верите мне, или нет». Я буду называть какие-то утверждения, вы должны согласиться со мной или нет, свой ответ аргументировать. 1.Графит – прозрачный камень, очень твердый. 2.Из алмаза изготавливают электроды, так как он хорошо проводит электрический ток. 3.Алмаз, графит и карбид алюминия – это аллотропные вещества. 4.В противогазе применяют активированный уголь. 5.Адсорбция – это один из способов шлифовки алмазов. Задание 6. Вспомните положение атома углерода в ПСХЭ и зарисуйте строение его атома, в каких случаях он становиться окислителем, в каких – восстановителем. Учащиеся зарисовывают схему в тетрадях, затем проверяем по слайду №5. Изучение нового материала. На этом уроке мы продолжим знакомство с углеродом и изучим строение и свойства (физические и химические) оксидов углерода (слайды №5 ,№ 6). Какие задачи мы будем решать? 1.Изучим строение молекул оксидов. 2. Исследуем физические свойства. 3.Научимся находить связь между составом, строением и свойствами. На столах учащихся находятся карты- схемы урока (приложение 1), которые они заполняют по мере прохождения материала. Учитель: начнем изучение оксидов углерода со строения их молекул (слайд№7). CO – оксид углерода (II), угарный газ. Определите степени окисления у обоих атомов, количество электронов переданных углеродом и количество электронов полученных кислородом. При таком раскладе сил у углерода не будет заветной восьмерки, своих четыре электрона и общих с кислородом тоже два. Как быть? Очевидно, атому кислорода придется передать в общее пользование одну свою свободную электронную пару, т.е. выступить в качестве донора, акцептором, разумеется, будет углерод. Таким образом, ковалентных связей будет три: две связи образованы обменным способом и одна донорно- акцепторным способом. Проблемный вопрос: исходя из строения молекулы попробуйте спрогнозировать свойства СО. Вариант ответа: углерод потерял не все свои электроны, а только два, значит он может стать восстановителем, отдав при этом еще два электрона, находящихся на внешнем энергетическом уровне. Такое возможно с такими окислителями как кислород, галогены и даже оксиды металлов (слайд №8): 2CO +O2 = 2CO2 (углекислый газ) CO +Cl2 =COCl2 (фосген) CO +FeO =CO2 +Fe Учащиеся выполняют задания, в процессе которого делается вывод: Оксид углерода(II) – несолеобразующий оксид, восстановитель. Учитель: но ведь атом углерода, может, очевидно, и забирать у восстановителей электроны? Как вы думаете, какой атом может уступить электроны? Учащиеся предполагают, что это может быть водород, обладающий низкой ЭО : СO +2H2 =CH3 OH (метанол) Получение угарного газа и его физические свойства. На экране демонстрируем опыт ( слайд №9), т.к. газ токсичный. Используя учебник п. 29,и сайд учащиеся записывают самостоятельно физические свойства СО и уравнение реакции: HCOOH =CO +H2 O Переходим к оксиду углерода (IV). Изучение начинаем со строения молекулы и зарисовываем схему: O=C=O Связь полярная ковалентная, молекула неполярная, так как имеет линейное строение. Затем учащиеся выполняют лабораторную работу по инструктивным карточкам (приложение 2, слайд №10).Перед выполнением лабораторной работы обязательно инструктаж по технике безопасности. Лабораторную работу учащиеся оформляют в тетрадях. Проблемный вопрос: углекислый газ используют в кислотных огнетушителях Все ли можно потушить углекислым газом? Есть ли вещества, которые могут гореть в атмосфере углекислого газа? Демонстрируем слайд №11. Записываем реакцию: СO2 + Mg =MgO + C Оксид углерода (IV) – это типичный кислотный оксид: взаимодействует со щелочами, с основными оксидами и водой. Напишите уравнения, характеризующие его свойства (слайд №12). Закрепление материала. Посмотрите на слайд и найдите соответствие между реагентами (слайд 13) Проверяем методом самопроверки. Учащиеся в тетрадях записывают реакции и расставляют коэффициенты, некоторые записывают на доске. Рефлексия. Подведем итог нашему уроку, проведем графический диктант. На столах у учащихся листы с вопросами, где нужно поставить + или - , затем все проверяем по слайду №14. Творческое задание. Возьмите интервью у одного из оксидов углерода со словами: « Уважаемый угарный газ….. или «Уважаемый углекислый газ…. В данном задании один из учеников – корреспондент, другой- один из оксидов. ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 Карта – схема
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 Лабораторная работа «Получение углекислого газа и исследование его свойств»
Описание конкурсных материалов
|
Урока: Оксиды углерода. Цель урока Химические термины: углерод, аллотропия, адсорбция, графит, алмаз, оксид углерода (2) – «угарный газ», оксид углерода (4) – «углекислый... | Рассказ по теме: «Углерод и его соединения» Основные соединения углерода – оксиды углерода: угарный и углекислый газ и угольная кислота (формула, название, нахождение в природе,... | ||
Тема урока: Оксиды Оборудование: учебник О. С. Габриеляна «Химия», презентация, компьютер, телевизор, образцы оксидов, образцы природных руд, содержащих... | Тема урока: Оксиды: состав, номенклатура Тип урока Ввести понятия оксидов, как сложных бинарных соединений; их признаки, классификацию | ||
Конспект урока «Химический элемент Углерод» ... | Реферат по органической химии тема: получение алканов,алкенов,алкинов Предельными углеводородами (алканами) называются соединения, состоящие из атомов углерода и водорода, соединенных между собой только... | ||
Тема урока: «Физические и химические свойства альдегидов, их применение» При сжигании 20,5 кг пропана образовался оксид углерода (IV). Определите объем образовавшегося газа.(н у.) | Конспект урока по биологии в 9 классе Тема. Движение крови по сосудам При сжигании 20,5 кг пропана образовался оксид углерода (IV). Определите объем образовавшегося газа.(н у.) | ||
Урок по теме "Кислородные соединения углерода" 14. 02. 2012 Цель: Расширить и углубить представления по теме “Углерод” (представление об оксидах углерода) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Познакомить учащихся со строением и свойствами углерода, его аллотропными модификациями, областях применения углерода | ||
Тема «Оксиды. Определение, состав, номенклатура и классификация.» Цели: сформировать понятия об оксидах, номенклатуре оксидов и их классификации по агрегатному состоянию | Конспект урока по теме: "Окисление. Оксиды. Круговорот кислорода в природе" Публикация «Технология деятельности учителя по диагностике и коррекции знаний учащихся» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сформировать знания об особенностях строения атомов химических элементов подгруппы углерода, ознакомить учащихся с аллотропными видоизменениями... | Фуллерены: синтез, исследование, свойства фуллереновой сажи Фуллеренами в наиболее общем значении этого понятия можно назвать экспериментально полученные и гипотетические молекулы, состоящие... | ||
Конспект урока для учащихся 10 класса по теме «Спирты» При сжигании 20,5 кг пропана образовался оксид углерода (IV). Определите объем образовавшегося газа.(н у.) | Конспект урока Раздаточный материал Аналитическая записка по проведению урока Тема урока Урок начинается с постановки проблемы. Ответа на поставленный проблемный вопрос учащиеся на начальном этапе урока дать не могут.... |