Скачать 91.14 Kb.
|
Конспект урокапо теме: "Окисление. Оксиды. Круговорот кислорода в природе".Разработка учителя химии МОУ СОШ с. Старая Порубёжка Бурцевой Галины Васильевны. Цели урока: - обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Кислород», - закрепить понятие «оксиды»,умение находить их по формуле, - закрепить умения учащихся составлять формулы веществ по валентности и химические уравнения, определять массовую долю элемента в веществе - сформировать и закрепить умение называть оксиды, - развивать познавательный интерес, - развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы. - формировать навыки здорового образа жизни. Тип урока: обобщение и закрепление знаний. Методы: беседы, устный опрос, организация упражнений по применению знаний (групповая, индивидуальная), самопроверка учащихся. Оснащение урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, таблицы, раздаточный материал, Оборудование и химические реактивы: Склянки с веществами: CO2; SiO2; H2O; CuO; Fe2O3; KOH; NaCl; Na2CO3;H2SO4, таблицы, карточки с заданиями Ход урока
Девиз урока:
- Сегодня мы проведем несколько необычный урок: мы проведем эксперимент суть которого я вам расскажу в конце урока. А сейчас мне нужен доброволец. (Вышедшему ученику в течение 10 секунд показывают 6 карточек со знаками химических элементов и затем он пытается по памяти назвать знаки этих элементов).
Класс разделен на 3 группы, в каждой – капитан, который следит за тем, чтобы каждый член группы участвовал в работе. - Не забудьте пожалуйста – в конце урока каждый поставит себе оценку за урок.
- А сейчас я вам загадаю загадку: Он повсюду и везде: (слайд 3) В земле, в воздухе, в воде. Он и в утренней росе, И в небес голубизне. - О чем эти стихи? Сегодня мы продолжим изучение этого удивительного элемента и более детально познакомимся с понятиями «окисление» и «оксиды», На экране появляется слайд с О.К. «Кислород. Оксиды».(слайд 4) -И прежде, чем отправляться в путешествие по теме «Оксиды», давайте вспомним, Что вы уже знаете о кислороде? Защита О.К «Кислород. Оксиды». Дополнительные вопросы: - Как обнаружить кислород в сосуде? - Какое место занимает в ПСХЭ?(слайд 5) - Молодцы ребята! А сейчас я загадаю вам ещё одну загадку: Кислород – восьмой по счету, Если вес за меру взять. Если ж мера – место в жизни, Номер надо поменять. - Какого же места достоин кислород по его роли в жизни? - Почему?( Человек может прожить без пищи несколько недель, без воды несколько дней, но без кислорода только несколько минут.) - Что происходит в организме человека при недостатке кислорода? - Каковы признаки гипоксии?( слабость, быстрая утомляемость, плохой сон, снижение памяти, головные боли, частые инфекции, снижение успеваемости в школе) - А что нужно делать чтобы кровь человека лучше насыщалась кислородом ? Дыхательная гимнастика. - Отдохнули? А сейчас посмотрим как мы усвоили практическую часть прошлого урока. Самостоятельная работа учащихся (карточки) I - Записать уравнение реакции получения кислород из перманаганата калия(KMnO4) , записать его на листах бумаги (каждому ученику по одному листу) и показать классу. II – Записать уравнение реакции взаимодействия Мn(IV) с кислородом, записать его на листах бумаги (каждому ученику по одному листу) и показать классу. III - Определить массовую долю кислорода в перманаганате калия(KMnO4), ответ записать маркером на альбомном листе и показать классу.. Взаимопрверка и самооценка(на экране высвечиваются каждый раз слайды с правильными ответами).(слайды 6,7,8) IV Актуализация знаний по теме «Окисление», «Оксиды». Учитель: Вы уже многое знаете о кислороде и его свойствах, но этого мало. Давайте познакомимся поближе с оксидами, научимся их узнавать по составу, правильно называть , составлять их формулы и уравнения реакций получения оксидов. - Прежде всего, давайте вспомним как называются реакции взаимодействия кислорода с простыми и сложными веществами?(слайд 10) - Каковы признаки реакций горения? - Также эти реакции называются реакциями окисления. Подробнее с реакциями окисления мы познакомимся в конце 8 класса. - Какие вещества образуются в результате реакций горения? - Выпишите из §20 формулы и названия оксидов(слайд 9) - Кто попробует дать определение оксидам?(слайд 11) Лабораторный опыт 8 «Ознакомление с образцами оксидов» На ваших столах стоят склянки с веществами, отберите из этих веществ оксиды и запишите их формулы в табличку, которая лежит у каждого из вас на столе. Проверяем выполнение задания и заносим ответы в таблицу на доске.(слайд12) Каждая группа работает дальше со своим заданием: I – Определите физические свойства оксида. Оксидом какого элемента является ( металла или неметалла)? Существует ли взаимосвязь между качественным составом оксида и его агрегатным состоянием? Заполните соответствующие графы в таблице. II – Определите физические свойства оксида и валентность элементов в оксидах. Существует ли взаимосвязь между валентностью элемента и агрегатным состоянием оксида? Заполните соответствующие графы в таблице. III – Определите физические свойства оксида. Какое строение имеет это вещество(молекулярное или немолекулярное)? Существует ли взаимосвязь между агрегатным состоянием оксида и его строением? Заполните соответствующие графы в таблице:
Выступление каждой группы и заполнение таблицы на доске и на местах. -У нас осталась незаполненной одна графа в таблице – название оксида. Кто- нибудь из вас понял как образуются названия оксидов? Если не поняли, объясняет учитель. Дети повторяют(слайд 11). - У каких элементов постоянная валентность? - Назовите оксиды из вашей таблицы. По два каждая группа. Проверяем, записываем в таблицу. (Небольшие сообщения о каждом из них) Оксид углерода (IV)(углекислый газ). При атмосферном давлении диоксид углерода не существует в жидком состоянии, переходя непосредственно из твёрдого состояния в газообразное. Твёрдый диоксид углерода называют сухим льдом. При повышенном давлении и обычных температурах углекислый газ переходит в жидкость, что используется для его хранения. Он поглощает испускаемые Землёй инфракрасные лучи и является одним из парниковых газов, вследствие чего принимает участие в процессе глобального потепления. Твёрдая углекислота — сухой лёд — используется в ледниках. Жидкая углекислота используется в качестве хладагента в холодильниках, морозильниках и т.д. Баллоны с жидкой углекислотой широко применяются в качестве огнетушителей и для производства газированной воды и лимонада. Оксид кремния (SiO2) - твердое, очень тугоплавкое вещество (температура плавления более 1700 °С), широко распространенное в природе, где оно встречается главным образом в виде минерала кварца. Кварц используется в различных областях науки и техники, и его кристаллы часто выращиваются искусственно. Расплав кремнезема при охлаждении образует кварцевое стекло, которое имеет незначительный температурный коэффициент расширения, поэтому из него готовят лабораторную посуду, устойчивую к резким изменениям температуры. Кварцевый песок — это материал, получаемый дроблением и рассевом молочно-белого кварца. Кварцевый песок – натуральный фильтрующий материал, применяемый для очистки питьевой воды, воды для плавательных бассейнов, и сточных вод. Его сорбционная способность позволяет удалять из воды растворённые железо и марганец. Песок применяется в строительстве, производстве стекла, цемента, силикатного кирпича, облицовочной плитки, керамических, фарфоровых и фаянсовых изделий. Применение оксида меди (ІІ): получение комбикормов, получение катализаторов, как пигмент для стекла, керамики, эмалей, в лабораторной практике. Оксид меди(ІІ) применяется в противогазах и гальванических элементах, а кроме того в смеси с фосфорной кислотой в качестве очень прочной и твердой как камень "фосфорной" замазки в химлабораториях для склеивания стекла и металла, керамики и др. V Этап проверки усвоения полученных знаний. - А теперь мы немного поиграем. И для игры нам будут нужны знания, которые мы получили на этом уроке. Игра «Третий лишний» (слайд13) Игра «Найди соответствие»(слайды 16 и 17) -И так, нам осталось рассмотреть один вопрос – круговорот кислорода в природе. Давайте вспомним, ребята, где в природе встречается простое вещество – кислород? -Какие изменения с ним происходят в природе? -Давайте запишем уравнения реакций окисления простых веществ, в результате которых образуются оксиды, записанные в нашей таблице. - Почему же содержание кислорода в воздухе почти не меняется? Защита опорного конспекта «Круговорот кислорода в природе» (слайд 18). - Что можем мы с вами сделать для поддержания постоянного содержания кислорода в воздухе? Релаксация под пение соловья. Итоги урока: -Что нового вы узнали на этом уроке? -Решили ли мы задачи, которые стояли перед нами? -Какую оценку вы поставили себе за урок ? (Рефлексия) Домашнее задание: §20, дописать уравнения реакций к лабораторной работе, на стр.60 выполнить упражнения : I гр. – упр.5, II гр. – упр.7, III гр. – упр.6. Завершение эксперимента: Выполнение того же задания что и в начале, тем же учеником, только с другими карточками. -Какой мы можем сделать вывод? Утомились мы за урок? - Сохранили мы здоровье и силы для следующих уроков? |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода. Свойства кислорода. Применение кислорода. Круговорот... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока. Конкретизировать знания о химическом элементе и простом веществе на примере кислорода. Изучить химические свойства кислорода.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Как в народе называют описанный в стихотворении процесс? Верно, круговорот воды в природе (демонстрация ролика «Круговорот воды в... | Реферат на тему: "Круговорот веществ в природе." После смерти организмов составляющие их химические элементы возвращаются в окружающую среду. Так возникает биогенный круговорот веществ... | ||
Конспект урока химии. 8 класс. Тема урока: «Кислород, его общая характеристика... Развивать умение наблюдать за протеканием химических реакций, мыслительную деятельность учащихся, практические навыки при выполнении... | Урок №34 "Получение кислорода. Понятие о катализаторах" Урок “Получение кислорода. Понятие о катализаторах” подготовлен для VIII класса и проводится при изучении темы "Кислород. Оксиды"... | ||
Урок изучения нового Технологическая карта изучения темы «Превращения... Образовательная (соотносится с темой и содержанием урока, его дидактической задачей) познакомиться с круговоротом воды в природе,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: Обобщить, систематизировать, проверить знания учащихся по теме «Физические свойства воды, вода в природе, значение воды в жизни... | ||
Реферат По теме: «Круговорот азота в природе» Последняя, вступая в реакцию с находящимися в почве карбонатами, например с карбонатом кальция СаСОз, образует нитраты | Сказка «Приключение Серной Кислоты» (9 класс) Цели урока: Закрепить и проверить знания учащихся по теме «Подгруппа кислорода», сравнить свойства аллотропных видоизменений кислорода... | ||
Сказка «Приключение Серной Кислоты» (9 класс) Цели урока: Закрепить и проверить знания учащихся по теме «Подгруппа кислорода», сравнить свойства аллотропных видоизменений кислорода... | Сказка «Приключение Серной Кислоты» 9 класс Цели урока: Закрепить и проверить знания учащихся по теме «Подгруппа кислорода», сравнить свойства аллотропных видоизменений кислорода... | ||
Тема урока: Оксиды Оборудование: учебник О. С. Габриеляна «Химия», презентация, компьютер, телевизор, образцы оксидов, образцы природных руд, содержащих... | Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «вода. Круговорот... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с углубленным | ||
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «вода. Круговорот... Базовый учебник Макарова Н. В., Кочурова Е. Г, Николайчук Г. С. и др./ под ред. Макаровой Н. В. «Информатика и икт. 8-9» | Рассказ по теме: «Углерод и его соединения» Основные соединения углерода – оксиды углерода: угарный и углекислый газ и угольная кислота (формула, название, нахождение в природе,... |