Скачать 119.11 Kb.
|
8 класс. Тема: «Испарение и конденсация» Кочетова Ольга Владимировна . /гимназия №86/ Х о д у р о к а
А) мотивация. Послушайте стихотворение: Вода появляется из ручейка, Ручьи по пути собирает река. Река полноводно течет на просторе, Пока, наконец, не вливается в море. Моря пополняют запас океана, Над ним формируются клубы тумана. Они поднимаются выше пока Не превращаются в облака. А облака, проплывая над нами, Дождем проливаются, сыплют снегами. Весной соберется вода в ручейки, Они потекут до ближайшей реки. Как в народе называют описанный в стихотворении процесс? Верно, круговорот воды в природе (демонстрация ролика «Круговорот воды в природе»). Сегодня мы будем изучать явления, без которых этот процесс был бы невозможен, а значит, и облик нашей планеты был бы иным. Б) Формулировка темы урока Начнем изучать эти явления с опыта. Подышите на прозрачное стеклышко.
«Испарение и конденсация» Тема на доске. В) Постановка цели урока.
Белье сохнет, вода разлитая на пол, исчезает, и т.д. Тогда какова цель нашего урока? Верно, изучить явления испарения и конденсации.
Для достижения цели урока необходимо вспомнить изученный ранее материал. Опрос. - Основные положения МКТ.
Выполним тест на компьютере, для начала подпишите листочек на вашем столе. Дата _________________. ___________________________________ класс ________ ( фамилия, имя )
Тест 1.
А) все вещества состоят из частиц: молекул, атомов и т.д., между частицами есть промежутки, частицы непрерывно и хаотично движутся; Б) все вещества состоят из частиц: молекул, атомов и т.д., между частицами нет промежутков, частицы непрерывно и хаотично движутся; В) все вещества состоят из частиц: молекул, между частицами есть промежутки, частицы не движутся; Г) нет правильного варианта.
А) различные молекулы; Б) внутреннее строение различно; В) молекулы горячей воды движутся быстрее молекул холодной воды; Г) молекулы холодной воды движутся быстрее молекул горячей воды;
А) равномерное движение отдельной молекулы; Б) упорядоченное движение большого числа молекул; В) непрерывное беспорядочное движение большого числа молекул; Г) прямолинейное движение отдельной молекулы.
А) энергия ,которая определяется положением взаимодействующих тел или частей Одного и того же тела . Б) энергия движения и взаимодействия частиц , из которых состоит тело . В) энергия, которой обладает тело вследствие своего движения
А) нет других красок; Б) для красоты; В) чтобы избежать перегрева.
А) в просторной; Б) в тесной; В) в валенках; Г) не знаю.
А) только теплопередачей; Б) только совершением работы; В) теплопередачей и совершением работы; Г) нет правильного ответа.
А) теплопроводность; Б) конвекция; В) излучение; Г) не знаю.
А) теплопроводность; Б) конвекция; В) излучение; Г) не знаю.
А) теплопроводность; Б) конвекция; В) излучение; Г) не знаю. Подведение итогов теста. «5» ______________ «4»_______________ «3»_______________ «2»_______________ 4. Освоение нового материала. На основе знаний о молекулярной природе тепловых явлений построим модели явлений испарения и конденсации. Изобразим сосуд, в котором находится жидкость. Изобразим молекулярную модель этой жидкости. Учтите, что молекулы жидкости расположены достаточно плотно (рис. 1). Теперь с помощью стрелок изобразим направления движения некоторых молекул (рис. 2). Каким молекулам легче всего покинуть жидкость? (находящимся ближе к поверхности) Выделим две молекулы, находящиеся у поверхности, скорости которых направлены наружу (рис.2). У какой из них больше вероятность покинуть жидкость? Почему молекуле, движущейся с меньшей скоростью, это сделать труднее? Обобщим: жидкость могут покинуть молекулы, находящиеся у поверхности, скорость которых больше средней скорости движения молекул. А что образуется над жидкостью в результате испарения? (пар) Какое определение можно дать явлению испарения? Испарение – это явление превращения жидкости в пар, происходящее с ее поверхности. Опыт. На столе стоит сосуд с горячей водой. Что происходит с жидкостью в процессе испарения? Закроем сосуд крышкой. Будет ли теперь изменяться масса жидкости? (нет) Происходит ли испарение жидкости в сосуде? Почему масса жидкости в сосуде при этом не изменяется? Вывод: наряду с испарением наблюдается обратный процесс. Это конденсация. Попробуем дать определение конденсации. Конденсация – это явление превращения пара в жидкость. Примеры учащихся (туман, роса). Дополним модель изобразив молекулу, возвращающуюся в жидкость (рис. 3). Как изменяется внутренняя энергия при испарении и конденсации? Опыт. Показать психрометр. Рассказать коротко устройство психрометра. Вывод: испарение ведет к уменьшению внутренней энергии, т. к. нет притока энергии к жидкости извне, а конденсация – к увеличению внутренней энергии. Заполним следующую схему:
Приходилось ли вам ускорять испарение? Как и для чего вы это делали? Проведем ряд опытов и постараемся ответить на вопрос: « от чего зависит скорость испарения жидкости? » Испарение зависит: Экспериментальное задание. Провести 2 опыта и сделать выводы. Выводы записать в тетрадь. 1. Опыт. Нанесем на 2 стекла одинаковые пятна одной и той же жидкости (воды). Предварительно одно подержим над нагревателем. Вывод: скорость испарения зависит от температуры. 2. Опыт. На 4 стекла на подставках наносятся пятна в следующем порядке: масло, вода, спирт, эфир. Вывод: скорость испарения зависит от рода жидкости. Выставить оценки за экспериментальное задание на бланк. От каких еще факторов может зависеть испарение.
Вывод: скорость испарения зависит от площади свободной поверхности жидкости. 4. Задача. В какую погоду скорее просыхают лужи от дождя: в тихую или ветреную? Вывод: скорость испарения зависит от удаления паров с поверхности жидкости. Примеры учащихся.( белье высыхает ) Испарение твёрдых тел. Испаряются и твердые тела. Например, лед, поэтому белье высыхает и на морозе. Испаряется нафталин, мы чувствуем его запах. Д о к л а д . Роль испарения в природе. Всего с поверхности Земли за год испаряется в среднем 513 600 км3 воды. Этого количества воды достаточно, чтобы покрыть всю поверхность земного шар слоем большим, чем 1 м. Столько же в течении года выпадает осадков. Испарение « отвечает « за важнейшую для жизни защиту организма от перегрева. Важную роль играет потоотделение, оно обеспечивает постоянство температуры тела человека и животного. За счет испарения пота уменьшается внутренняя энергия, и организм охлаждается. Например, верблюд может 2 недели не пить. Объясняется это тем, что он очень экономно расходует воду. Он почти не потеет даже при 40С жару. Шерсть его спасает от перегрева, препятствует и испарению влаги из организма. Верблюд даже в самый сильный зной, не раскрывает рта (не происходит испарения со слизистой ротовой полости). Частота дыхания низкая (8-16 раз в минуту). Температура тела верблюда понижается ночью до 340 С, а днем, в жару, повышается до 40-410 С - это очень важно для экономии воды. У верблюда имеется также приспособление для сохранения воды впрок. Из жира, когда он "сгорает" в организме, получается много воды–107 грамм из жира массой 100 грамм. Таким образом, из своих горбов верблюд при необходимости может извлечь воду массой до 50 кг (5 ведер).
Выполним для закрепления тест. Тест 2.
А) уменьшится; Б) увеличится; В) не изменится.
А) увеличивается; Б) уменьшается; В) не изменяется; Г) сначала уменьшается, потом увеличивается.
А) повышается; Б) понижается; В) остается неизменной; Г) у одних жидкостей повышается, у других понижается. Г) усиливаются колебания молекул.
А) при температуре кипения; Б) при любой температуре; В) при определенной температуре для каждой жидкости.
А) равную средней скорости молекул жидкости; Б) больше средней скорости; В) меньше средней скорости.
А) выделяется; Б) поглощается; В) не изменяется; Г) не знаю.
А) только от рода жидкости; Б) только от ветра над жидкостью; В) только от температуры; Г) только от площади поверхности; Д) от всех условий, перечисленных в а – г.
Самооценка. Оценка учителя на бланке. 17.10.02. ___________________________________ класс ________ ( фамилия, имя )
§ 16,17, упражнение 9 ( 2 – 4 ) – устно (обязательно). Задание №3 (стр. 43) (по желанию). Экспериментальные задания.
Приложение Дата _________________. ___________________________________ класс ________ ( фамилия, имя )
Экспериментальные задания.
|