Автор: Плешаков А.А.
Предмет: Окружающий мир
Класс: 3
Тип урока: урок изучения нового
Технологическая карта изучения темы «Превращения воды. Круговорот воды в природе»
-
Тема
|
| Цели
| Образовательная (соотносится с темой и содержанием урока, его дидактической задачей) познакомиться с круговоротом воды в природе, как важнейшем явлении в природе, связав его с состояниями воды.
Воспитательная Воспитывать у детей чувства ответственности в ходе выполнения задания индивидуального и группового. Воспитывать бережное отношение детей к воде.
Развивающая (развитие познавательных (интеллекта), коммуникативных, регулятивных УУД). Развивать умение перерабатывать полученную информацию, систематизировать её и делать выводы. Развивать умение работать в группе, оценивать свою и чужую работу, слушать и понимать речь других, вступать в беседу, планировать свою работу. Развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность, творческие способности.
| Планируемый результат
| Предметные:
Знать три состояния воды.
Уметь рассказать о круговороте воды.
Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. (Личностные УУД).
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по плану (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД)
| Ресурсы:
- основные
- дополнительные
| Доска, компьютер, карточки, тетрадь, учебник. Оборудование для практической работы: вода, кипятильник, лед, стекло. Картон, клей, ножницы, цветная бумага, фломастеры. Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 3 класс,
авт. А.А. Плешаков
| Организация пространства
| (фронтальная работа, работа в группах)
| Оборудование:
| Вода, кипятильник, лед, стекло. Картон, клей, ножницы, цветная бумага, фломастеры., мультимедийное оборудование, компьютерная презентация по теме урока, учебник Плешакова А.А. и рабочая тетрадь к нему на печатной основе. Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 3 класс,
авт. А.А. Плешаков.
|
-
Технология проведения
| Учебная деятельность обучающихся, учебные действия
| Деятельность
учителя
| Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
| Планируемые результаты
| УУД
| I. Самоопределение к деятельности (1 мин.)
Цели:
Формирование умения оценить свою готовность.
| Выполняют оценку/самооценку готовности: правильность выбора учебных принадлежностей; настрой на урок.
| Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности (на уроке). Управляет ситуацией самооценки.
| Вопросы, на которые не требуются ответы учеников.
( по Щурковой Н. Е.)
| РегулятивныеУУД (формирование умения планировать, контролировать свою деятельность.)
Личностные УУД (социальные компетенции, личностные качества)
|
II. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)
Цели:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
- уточнить тематические рамки.
| Обучающиеся выслушивают загадку учителя, высказывают предположения о теме урока.
| Учитель предлагает детям отгадать загадку и выяснить о чем пойдет речь на уроке.
|
Метод «ключевых вопросов»
| Коммуникативные УУД(излагать свое мнение, аргументировать его)
Личностные УУД (сформированность мотивации к обучению)
| III. Постановка учебной задачи. Формулировка темы урока, постановка цели ( 2 мин)
Цели:
- организовать формулировку темы урока детьми;
- организовать постановку цели урока детьми.
| С помощью учителя формулируют тему урока.
С помощью учителя ставят цель.
| Организует формулировку темы урока детьми.
Организовать постановку цели урока детьми.
| На интерактивной доске появляется тема, с помощью которой ученики смогут при помощи учителя поставить цель урока.
| Регулятивные(принимать и сохранять цель)
| IV. Решение учебной задачи. Изучение нового ( 10 мин)
Цель:
- Актуализировать знания детей о состояниях воды.
- Формировать умение классифицировать объекты.
| Учащиеся отвечают на вопросы учителя, в ходе работы заполняют таблицу: «Превращения воды».
| Организация работы у доски
Организует фронтальный опрос.
Организует работу с таблицей.
| Работа с таблицей. На интерактивной доске появляется таблица, по ходу ответов детей она заполняется.
| Коммуникативные (готовность слушать собеседника, вести диалог; признавать существование различных точек зрения)
Познавательные (анализ информации, систематизация, классификация; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях природных явлений)
Личностные УУД(готовность к саморазвитию)
| V.Решение учебной задачи, опыт. ( 10 мин)
Цель:
формирование умения обобщать, делать вывод.
Физминутка
| Обучающиеся делают вывод о круговороте воды.
Подтверждают свои предположения при просмотре учебного видео о круговороте воды в природе.
Объясняют схему круговорота воды в природе в парах. Повторяют танцевальные движения за учителем.
| Организует обсуждение в группах по поиску информации.
Организует фронтальный опрос.
Организует просмотр видео и работу в паре.
Организует физминутку.
| Работа с наглядным материалом.
На интерактивной доске появляется видео о круговороте воды в природе. Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 3 класс, авт. А.А. Плешаков Звучит песня «Дождя не боимся» из к/ф «Незнайка с нашего двора»
| Познавательные УУД (связи и отношения между объектами и предметами;
Использование схемы) Коммуникативные (готовность слушать собеседника, вести диалог; признавать существование различных точек зрения)
| VI. Решение учебной задачи. Практическая работа
( 10 мин)
Цели:
- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы в группах;
- организовать творческую деятельность;
- умение действовать по плану.
| Ученики делятся на группы; совместно с учителем составляют план практической работы в группе; выполняют работу; презентуют ее и записывают результаты. Обучающиеся составляют макет «Круговорот воды в природе».
| Организует практическую работу.
Организует деятельность учащихся по составлению плана работы.
| Практическая работа в группах. У каждой группы: шаблоны, цветная бумага, картон, ножницы и клей.
| Регулятивные (формирование умения планировать свою деятельность. Умение ставить цель.)
Познавательные УУД(создание моделей изучаемых объектов и процессов)
Коммуникативные(умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности).
| VII. Контроль и оценка результатов ( 5 мин)
Цель:
формирование умений обобщать знания, делать выводы, оценивать работу группы.
| Лидеры групп выходят к доске со своим макетом. Систематизация полученных знаний.
Составляют синквейн. Выполняют самооценку
| Организует выполнение учащимися самооценки.
Организует работу в парах, составление синквейна.
|
Выступление лидеров групп
Синквейн. Самооценка.
| Коммуникативные УУД(умение презентовать работу, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности)
Регулятивные (оценка своей деятельности)
| VIII. Итог занятий. Рефлексия учебной деятельности (5 мин)
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
| Отвечают на вопросы учителя. Делают записи на бумаге.
Делают самооценку
| Организует фиксирование нового содержания. Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности.
| У каждого ученика бумажная «капелька».
Обучающиеся делают записи на капельках. Ассоциации после урока.
|
Регулятивные (освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии)
| Домашнее задание
|
| Предлагает обучающимся домашнее задание на выбор.
|
| Регулятивные УУД(поиск информации, работа с таблицей)
Коммуникативные УУД(составлять тексты в устной и письменной форме)
Личностные (взаимодействие с родителями)
|
Ход урока
Этап урока
| Деятельность учителя и обучающихся
| Планируемые результаты (УУД)
| I. Самоопределение к деятельности (1 мин.)
Цели:
Формирование умения оценить свою готовность.
| -Здравствуйте дорогие исследователи. Да, да, именно исследователями вы сегодня и будете.
-Проверьте, все ли готовы к уроку?
- Посмотрите на свои парты, ничего не забыли?
- Закройте глаза и представьте, как вы хорошо можете работать. И скажите про себя «Я хочу много знать». Поднимите руку, кто хорошо себя чувствует и готов к работе.
- А теперь на своих карточках раскрасьте тучку карандашом такого цвета, с которым вы ассоциируете свое настроение.
| РегулятивныеУУД (формирование умения планировать, контролировать свою деятельность.)
Личностные УУД (социальные компетенции, личностные качества)
| II. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)
Цели:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
- уточнить тематические рамки.
| - Вы ведь любите отгадывать загадки? Тогда это испытание для вас.
Я и туча, и туман,
Я ручей и океан, я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода) - Отгадка – вода, значит сегодня на уроке мы будем исследовать воду. Узнаем о ней что-то новое.
- Ребята, а как мы должны относится к воде?
- Бережно, ведь пресной, чистой воды на земле меньше чем соленой.
- Верно, молодцы.
| Коммуникативные УУД(излагать свое мнение, аргументировать его)
Личностные УУД (сформированность мотивации к обучению)
| III. Постановка учебной задачи. Формулировка темы урока, постановка цели ( 2 мин)
Цели:
- организовать формулировку темы урока детьми;
- организовать постановку цели урока детьми.
| - Вспомните загадку. Скажите, а почему автор говорит, что вода – это и туча, и туман, и ручей, и стекло?
- Автор так говорит про воду, потому что она бывает в разных состояниях. Вода, пар, лед. Это превращения воды.
- Это верно, молодцы. Исследуем превращения воды поподробнее?
- Да.
- Какова будет наша цель на уроке?
- Наша цель – узнать о превращениях воды в природе.
| Регулятивные(принимать и сохранять цель)
| IV. Решение учебной задачи. Изучение нового ( 10 мин)
Цель:
- Актуализировать знания детей о состояниях воды.
- Формировать умение классифицировать объекты.
V.Решение учебной задачи, опыт. ( 10 мин)
Цель:
формирование умения обобщать, делать вывод.
Физминутка
|
-Как вы думаете, от чего зависит различное состояние воды?
- От температуры.
- При какой температуре вода превращается в лед? (выслушиваются версии обучающихся, заостряется внимание на правильном ответе)
- 0 градусов
- Где мы можем наблюдать воду в твердом состоянии?
- Зимой на реке, лед в холодильнике, лужи осенью замерзают и покрываются льдом, на окнах появляются узоры зимой, град, снег, сосульки и др. - Какие вы внимательные, молодцы. Где мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии?
-Когда кипит чайник. Туман.
(Подготовленный обучающийся рассказывает о тумане) - Сможем ли мы увидеть прямо сейчас как испаряется вода? Проведем мокрой тряпкой по доске. И где же наша вода? Испарилась прямо у нас на глазах! Вот это чудеса…
Ребята, как настоящие исследователи, порассуждайте, что же такое водяной пар.
- Вода испарилась, то есть превратилась в пар – прозрачный, бесцветный газ. Водяной пар – это вода в газообразном состоянии.
В природе вода постоянно испаряется с поверхности морей, рек, озер, почвы. Поэтому в воздухе всегда содержится невидимый водяной пар.
(Подготовленный обучающийся выступает с сообщением на тему: «О чем трещит костер».) - Как расположены частицы воды в жидком, твердом и газообразном состоянии? (зарисуйте в таблице).
- В твердом состоянии частицы расположены очень близко, в жидком – подальше, а в газообразном – совсем далеко.
- А теперь вы предстанете в роли знатоков состояний воды, я буду загадывать загадки, а отгадки мы распределим в таблице. -Молоко над рекою плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко –
Стало видно далеко. (Туман)
-Не пешеход, а идёт.
Мокнут люди у ворот.
Ловит дворник его в кадку.
Очень трудная загадка? (Дождь)
-На дворе переполох,
С неба сыплется горох. (Град)
-Рыбам зиму жить тепло:
Крыша – толстое стекло. (Лёд)
-Бел, как мел, с неба прилетел.
Зиму пролежал, в землю убежал. (Снег)
-Вечером родится,
Ночь живёт,
Утром умирает. (Роса)
-И не снег, и не лёд,
А серебром деревья убирает. (Иней)
Состояния воды
Состояния воды
| Твердое
| Жидкое
| Газообразное
| Расположение частиц
|
|
|
| Примеры
| Град, лед, снег, иней.
| Дождь, роса.
| Туман
|
- Дополните таблицу своими примерами, проверьте работы в парах. - А теперь пришло время настоящих исследований. Готовы? Нагреваем воду до кипения, над ней подставляем стекло со льдом и мы видим на ней капли, которые падают вниз. Как это объяснить? (Выслушиваются предположения обучающихся, подводится итог. )
- Вода при нагревании быстро испаряется. Невидимый пар поднимается вверх. Соприкасаясь с холодным предметом, он снова превращается в воду и в виде капель падает вниз. - Это мы посмотрели опыт в классе, а скажите, как эти процессы происходят в жизни?
- Солнышко греет воду, она испаряется, поднимается в облака, потом идет дождь и вода снова попадает на землю. - Это называется круговорот воды в природе. - Проверим свои предположения, посмотрим фильм о круговороте воды (2 мин.). - А теперь расскажите о круговороте по схеме в учебнике соседу по парте.(Обучающиеся объясняют схему круговорота воды в природе)
-Пришло время отдохнуть. Повторяйте движения.
Звучит песня «Дождя не боимся» из к/ф «Незнайка с нашего двора». Обучающиеся повторяют движения за учителем.
| Коммуникативные (готовность слушать собеседника, вести диалог; признавать существование различных точек зрения)
Познавательные (анализ информации, систематизация, классификация; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях природных явлений)
Личностные УУД(готовность к саморазвитию)
Регулятивные УУД(работа с таблицей) Познавательные УУД (связи и отношения между объектами и предметами;
Использование схемы) Коммуникативные (готовность слушать собеседника, вести диалог; признавать существование различных точек зрения)
| VI. Решение учебной задачи. Практическая работа
( 10 мин)
Цели:
- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы в группах;
- организовать творческую деятельность;
- умение действовать по плану.
| - Ребята, я предлагаю вам поработать творчески. В каждой группе вам предстоит создать макет круговорота воды в природе. В помощь вам схема из учебника и образец работы, но оформлять вы можете так, как захотите.
Составим план нашей работы:
1.Подготовить рабочее место.
2. Поставить цель работы.
3.Рассмотреть схему.
4. Выбрать материалы для работы.
5. Распределить обязанности в группе.
6. Выполнить работу.
7. Подготовить презентацию работы.
|
Регулятивные (формирование умения планировать свою деятельность. Умение ставить цель.)
Познавательные УУД(создание моделей изучаемых объектов и процессов)
Коммуникативные(умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности).
| VII. Обобщение усвоенного. Оценка. ( 5 мин)
Цель:
формирование умений обобщать знания, делать выводы, оценивать работу группы.
| Дети презентуют работу. После чего оценивают себя. – Мы научились объяснять как происходит круговорот воды в природе, таким образом цель достигнута.
-В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лед,
Растает, и снова в поход!
- Изменяется ли количество воды на планете?(Нет, оно остается прежним)
- О каких трех состояниях воды вы узнали? (жидкое, твердое и газообразное)
- Что вам показалось наиболее интересным? (Превращения воды, опыт, изготовление макета).
-А на последок составим синквейн на тему «Вода». Напоминаю:
1. тема
2. 2 прилагательных
3. 3 глагола
4. 1 предложение
5. Ассоциация
| Коммуникативные УУД(умение презентовать работу, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности)
Регулятивные (оценка своей деятельности)
| VIII. Итог занятий. Рефлексия учебной деятельности (5 мин)
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
| - Какую цель ставили? Достигли цели?
- Какая тема урока была?
- Вы довольны собой, мои юные исследователи?
-На капельке отразить свои ощущения от урока.( слова, эмоции, смайлик) «Посадить» капельку на облако. (у каждого ученика бумажная «капелька») - Как вы себя чувствуете? А теперь на своих карточках раскрасьте облачко таким карандашом, с которым вы ассоциируете свое настроение на конец урока. У кого цвет изменился? С чем это связано?
- Спасибо вам за прекрасную работу.
| Регулятивные (освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии)
| Домашнее задание
| - Дома вам предстоит сделать то, что вас заинтересует по теме «Состояния воды. Круговорот воды в природе». 1 вид задания – таблица.
Знал раньше
| Узнал на уроке
| Хочу узнать еще
|
|
|
|
- Найти информацию о том, что будет в 3 колонке. Только помните, 3 колонка должна быть заполнена обязательно.
2 вид задания – сочинить сказку про путешествие капельки воды по свету.
| Регулятивные УУД(поиск информации, работа с таблицей)
Коммуникативные УУД(составлять тексты в устной и письменной форме)
Личностные (взаимодействие с родителями)
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Карта настроения
Начало урока
|
| Конец урока
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Состояния воды
Состояния воды
|
|
|
| Расположение частиц
|
|
|
| Примеры
|
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Домашняя работа по теме «Состояния воды. Круговорот воды в природе»
Знал раньше
| Узнал на уроке
| Хочу узнать еще
|
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
|