Скачать 90.79 Kb.
|
Урок № 34"Получение кислорода. Понятие о катализаторах" (методическая разработка урока для 8-го класса)Башкатова Галина Васильевна, учитель химии Пояснительная записка. Урок “Получение кислорода. Понятие о катализаторах” подготовлен для VIII класса и проводится при изучении темы "Кислород. Оксиды" в курсе химии. В работе используется учебник "Химия-8" П. А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, Л.С Понтак. Урок разработан в форме исследования с целью получения новых знаний с использованием проблемного и дифференцированного подходов, использований информационно-коммуникативных и здоровьесберегающих технологий. Форма урока выбрана не случайно. Проблема получения кислорода значима для учащихся, достаточно сложна, но посильна для изучения восьмиклассниками под руководством учителя. Учитель направляет с помощью вопросов мысль учащихся, приводит к осуществлению вывода о необходимости теоретических знаний для объяснения различных природных явлений. Перед уроком были запланированы для приобретения учащимися познавательного опыта предварительные учебные мероприятия (творческие задания). Основная цель урока - научить восьмиклассников получать кислород в лаборатории, познакомить их со способами получения кислорода в промышленности и в природе, сформировать у учащихся понятия "катализатор" и "каталитическая реакция", дать представление о роли катализаторов в современной жизни, научить вести диалог, делать выводы. Особое внимание уделяется тому, чтобы восьмиклассники научились работать с опорными сигналами и учебно-инструктивными картами. Содержание урока включает не только химический, но и исторический, биологический, экологический, эстетический компоненты, которые соотнесены с интересами и возрастными особенностями учащихся. На уроке планируется продолжить развитие умений и навыков проведения химического эксперимента, познавательного интереса к предмету. Урок должен продолжить формирование бережного отношения к окружающей среде. В процессе проведения урока учитель использует демонстрационный и лабораторный эксперимент. Демонстрационный эксперимент:
Лабораторная работа: Получение кислорода разложением перекиси водорода при нагревании и доказательство его наличия. Оборудование:
. На столах учащихся:
Реактивы:
Место проведения: школьный кабинет химии. Эпиграф: Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле ... Аристотель План урока. I. Мотивационно-ориентировочный этап. 1. Актуализация знаний, полученных на предыдущем уроке. 2. Постановка целей урока. II. Операционно-исполнительский этап. 1. Прогнозирование способов получения кислорода. 2.Изучение способов получения кислорода, экспериментальная проверка некоторых способов. а) получение кислорода в природе. б) получение кислорода в промышленности. в) получение кислорода в лаборатории: - способ Дж. Пристли, способы сбора кислорода, - способ получения кислорода из перманганата калия, - получение кислорода из пероксида водорода, разложение пероксида водорода в присутствии катализатора и без него, - получение кислорода из перманганата калия- обсуждение возможности получения кислорода из хлората калия и воды. III. Оценочно-рефлексивный этап. 1. Контроль и самоконтроль, работа с опорными сигналами. 2. Выводы. 3. Домашнее задание. Ход урока I. Мотивационно-ориентировачный этап. 1. Актуализация знаний, полученных на предыдущем уроке. Учитель. В Англии на одной из площадей г.Лидса стоит бронзовая скульптура молодого красивого человека в модном костюме XVIII века. Поворот головы, пристальный взгляд выражают внимание и терпеливое ожидание результата. В правой руке он держит линзу, а в левой – тигель с “ртутной окалиной”. Этот известный химик запечатлен в момент проведения знаменитого опыт. О каком опыте идет речь? Учащиеся обсуждают следующие вопросы:
II. Операционно-исполнительский этап. 1. Прогнозирование способов получения кислорода. Учитель: Тема сегодняшнего урока: "Получение кислорода. Понятие о катализаторах". Пользуясь опорным сигналом, попробуйте предположить, из каких веществ можно получить кислород, простых или сложных; что объединяет эти вещества? При каких условиях происходит выделение кислорода из данных веществ? К какому типу химических реакций можно отнести процессы получения кислорода? (Приложение № 1). Учащиеся предполагают, что кислород можно получить из сложных веществ, содержащих в своем составе кислород, при нагревании, в результате разложения этих веществ.
Получение кислорода в природе. В своих домашних творческих работах почти все вы написали: "Для сохранения чистого воздуха, если бы я был мэром города Москвы, я бы приказал озеленять улицы, сажать деревья, цветы во дворах, разбивать скверы и парки." (Зачитывается одна из творческих работ учащихся, учитель обращает внимание восьмиклассников на выставку мини-сочинений, рисунков их товарищей на тему: "Что бы я сделал для сохранения чистого воздуха в Москве?
Вывод: в природе кислород получается в процессе фотосинтеза из углекислого газа и воды в хлоропластах на свету. б) Получение кислорода в промышленности. Самостоятельная работа. Пользуясь инструктивной картой, сделайте предположение, как получают кислород в промышленности? Ответьте на вопросы:
Вывод: температура кипения азота ниже, чем у кислорода, поэтому при охлаждении воздуха до -1830С0 кислород превращается в синюю жидкость, а газообразный азот испаряется. Это физический способ разделения смесей. в) Получение кислорода в лаборатории. Учитель: Существует несколько способов получения кислорода в лаборатории. Джозеф Пристли получал кислород из "ртутной окалины" - оксида ртути (II). Учащиеся записывают уравнение химической реакции, указывают условия её протекания. 2 НgО—>2 Нg+ 02 Далее учитель предлагает школьникам задание:
(Приложение № 2, компьютерная презентация). Вывод: кислород можно собрать в перевернутую вниз дном пробирку (потому что он тяжелее воздуха) и над водой (потому что этот газ не реагирует с водой и почти не растворяется в ней). После обсуждения способов сбора кислорода учитель проводит демонстрационный эксперимент "Получение кислорода разложением перманганата калия и собирание его методом вытеснения воздуха».Учащиеся обсуждают наблюдаемые явления, записывают уравнения химических реакций, указывают условия и признаки их протекания. 2 КMnО4 —> К2МnО4 + МпО2 + 02 Учитель предлагает восьмиклассникам снова обратиться к опорному сигналу (Приложение № 1) и подумать, из каких еще веществ можно получить кислород. На основании анализа опорного сигнала, восьмиклассники делают вывод, о том, что можно получить кислород, нагревая перекись водорода. Работая в группах по двое, учащиеся выполняют лабораторную работу "Получение кислорода из пероксида водорода при нагревании" (Приложение № 3). В пробирку помещают немного пероксида водорода и осторожно нагревают. Проверяют выделяющийся газ тлеющей лучиной, в результате чего убеждаются, что образуется именно кислород. Затем учащиеся нагревают в пробирке немного оксида марганца (IV) и отмечают, что в этом случае не наблюдается никаких признаков химической реакции. С помощью учителя, а, также используя слайд из компьютерной презентации, восьмиклассники записывают уравнения химической реакции. Учитель предлагает изменить условия проведения эксперимента с пероксидом водорода. Демонстрируется опыт "Получение кислорода из пероксида водорода в присутствии катализатора". В ходе эксперимента ученики наблюдают выделение кислорода при добавлении к пероксиду водорода оксида марганца (IV) без нагревания. Создается проблемная ситуация. Учитель задает вопрос: какую роль играет оксид марганца (IV) в данном процессе? Учитель сообщает восьмиклассникам, что в данном случае оксид марганца (IV) играет роль катализатора. Для того чтобы понять, как работает катализатор, учитель предлагает познакомиться с арабской притчей, которую рассказал в 1941 году королю Дании Христиану Х на церемонии вручения высшей научной награды этой страны биохимик Линдерстрём-Ланг. Умирал старый араб. Все его богатство состояло из 17 прекрасных белых верблюдов. Перед смертью он собрал своих сыновей и объявил им свою последнюю волю: "Мой старший сын, опора семьи, должен получить после моей смерти половину всех верблюдов, среднему сыну я оставляю треть, а младшему - девятую часть стада." Сказал так и умер. А братья, похоронив отца, стали делить стадо. Но 17 не делится ни на 2, ни на 3, ни на 9. Помог им старый мудрец. "Выполнить волю отца очень просто, - сказал он. - Я дарю вам своего старого черного верблюда, а вы попробуйте разделить стадо." У братьев оказалось 18 верблюдов. Старший сын получил 9, средний - 6, а младший - 2 из них. Однако, 9+6+2 = 17, черный верблюд оказался лишним. Вот этот черный верблюд подобен катализатору, он сделал возможным процесс, который без него был бы немыслим, а сам остался без изменений. Учитель формулирует определения "катализатор" и "каталитическая реакция". Катализатор - это вещество, которое участвует в химической реакции, ускоряет её, но само при этом не расходуется". Каталитическая реакция - химическая реакция, которая протекает с участием катализатора". Затем на экран проецируется задание для самостоятельной работы (Приложение № 2). Учащимся предлагается обсудить механизм действия катализатора. Информация учителя: Катализаторы играют очень большую роль в жизни человека: все процессы в живом организме идут в присутствии катализаторов (ферментов), почти все химические производства существуют благодаря работе катализаторов. Валеологическая пауза (1,5-2 мин.). Звучит Фонограмма. Учащиеся выполняют упражнения для глаз, пальцев рук, мышц спины. После обсуждения понятия "катализатор", учитель снова обращает внимание учащихся на опорный сигнал, предлагая обсудить возможность получения кислорода из других веществ. Восьмиклассникам сообщается, что Карл Вильгельм Шееле, шведский аптекарь, талантливый экспериментатор, получал кислород при нагревании селитры и бертолетовой соли. Селитра - нитрат калия - при нагревании разлагается на нитрит калия и кислород.
Восьмиклассники совместно с учителем записывают уравнения химических реакций: 2 КNО3 —> 2 КNО2 + О2 нитрат калия нитрит калия Учитель сообщает, что кислород можно получить также из хлората калия (бертолетовой соли) и при разложении воды электрическим током. На доске записываются уравнения химических реакций, демонстрируется видеоопыты
III. Оценочно-рефлексивный этап. Учитель возвращает учащихся к плану урока, предлагает подвести итог, обращает внимание восьмиклассников на то, что они сумели провести обследование, поняли, что можно самостоятельно добывать знания. Далее предлагается сделать вывод: как же получают кислород? Какие реакции лежат в основе его получения? Пользуясь опорными сигналами, записями на доске и в тетрадях, учащиеся приходят к выводу: “Кислород в лаборатории получают разложением сложных веществ при нагревании” В заключение урока проводится обсуждение домашнего задания. Домашнее задание.
Учитель химии Башкатова Г.В. Подпись учителя Башкатовой Г.В. заверяю Директор школы Матвеева И.С. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода. Свойства кислорода. Применение кислорода. Круговорот... | Т ема: Получение кислорода ... | ||
Урока: "Получение кислорода". 8-й класс Кислород”. Для начала мы повторим тему пройденного урока “Кислород и его применение”. Затем приступим к изучению новой темы “Получение... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока. Конкретизировать знания о химическом элементе и простом веществе на примере кислорода. Изучить химические свойства кислорода.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рассмотреть положение кислорода в периодической системе, его физические и химические свойства, получение и применение | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока: Кислород. Его физические и химические свойства. История открытия кислорода. Получение и применение | ||
Урок по темам: Подгруппа кислорода» и«Основные закономерности протекания химических реакций» Повторительно-обобщающий урок по темам: Подгруппа кислорода» и «Основные закономерности протекания химических реакций» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: изучить химические свойства кислорода, как простого вещества. Рассмотреть области применения кислорода | ||
Конспект урока химии. 8 класс. Тема урока: «Кислород, его общая характеристика... Развивать умение наблюдать за протеканием химических реакций, мыслительную деятельность учащихся, практические навыки при выполнении... | Изучение особенностей реакций гидродесульфирования и гидрирования... | ||
Кирова Маргарита Но для человека важно, чтобы в воздухе содержание кислорода было высоким, это влияет на его здоровье. Однако в процессе жизнедеятельности... | Сказка «Приключение Серной Кислоты» (9 класс) Цели урока: Закрепить и проверить знания учащихся по теме «Подгруппа кислорода», сравнить свойства аллотропных видоизменений кислорода... | ||
Сказка «Приключение Серной Кислоты» (9 класс) Цели урока: Закрепить и проверить знания учащихся по теме «Подгруппа кислорода», сравнить свойства аллотропных видоизменений кислорода... | Сказка «Приключение Серной Кислоты» 9 класс Цели урока: Закрепить и проверить знания учащихся по теме «Подгруппа кислорода», сравнить свойства аллотропных видоизменений кислорода... | ||
«Аллотропия. Аллотропные модификации углерода, кислорода, олова» Цель работы: Знать понятие аллотропии, аллотропные видоизменения некоторых веществ; понимать причины существования аллотропных модификаций... | Урок в 8 классе по химии Тема: Получение чистой воды Задача У: рассмотреть способы получение чистой воды; получить чистую воду экспериментальным путем |