Скачать 76.91 Kb.
|
Конспект урока по теме «Сера» Тема: «Сера» Класс: 9 Цели: I. образовательные: 1) актуализировать знания учащихся о кислороде и сере, как простых элементах, 2) ознакомиться с природными соединениями серы, их месторождениями, рассмотреть физические и химические свойства простого вещества серы, 3) рассмотреть применение серы, 4) продолжить формирование общенаучных и предметных умений и навыков (общаться на языке химической науки, умение планировать свой ответ, работать с различными источниками информации, читать и писать в быстром темпе, извлекать информацию при слушании и чтении текста, давать оценку изучаемым химическим явлениям); II. воспитательные: 1) содействовать реализации мировоззренческих идей о познаваемости мира и его закономерностей, причинно-следственной взаимосвязи между явлениями, 2) продолжить формирование химической картины мира, 3) используя межпредметные связи с историей, литературой и геологией, содействовать реализации культурологического воспитания, 4) в ходе самостоятельной работы в группах содействовать реализации трудового воспитания; III. развивающие: 1) развитие эмоций и мотивов учащихся путем создания на уроке эмоциональных и мотивационных ситуаций (удивление, радость), а также используя яркие примеры и иллюстрации, воздействующие на чувства учащихся, 2) развитие аналитических способностей: умение выделять и запоминать главное, анализировать и сравнивать, делать выводы, компактно и логически последовательно излагать свои мысли, 3) развитие памяти, внимания, мышления, речи, 4) способствовать активизации познавательной деятельности и развитию познавательного интереса к предмету, используя систему демонстрационного эксперимента, а также интересных фактов из смежных наук. Межпредметные связи: Связь химии с другими науками: географией и геологией – распространенность серы в природе, ее месторождения, минералы; историей – сведения о применении серы; литературой – отрывок из художественного произведения Тип урока: комбинированный Методы: I. репродуктивный, частично-поисковый, II. словесные (рассказ, беседа), наглядно-образные (коллекция слайдов, демонстрационный эксперимент), самостоятельная работа учащихся Средства: 1) дидактический материал (карточки с индивидуальными заданиями для проверки д/з), 2) ТСО (мультимедийная установка), интерактивная доска (при проверке д/з, при изучении нового материала – минералов серы), 3) классная доска (при изучении нового материала, при закреплении), 4) демонстрационный эксперимент (при изучении нового материала), 5) учебник, дополнительная литература (для изучения нового), 6) видеозапись демонстрационного эксперимента Оборудование и реактивы: На столах учащихся: дополнительная литература. На столе учителя: реактивы (сера, вода), спиртовка, кристаллизатор, демонстрационная пробирка, пробиркодержатель. На стене: географическая карта. Интерактивная доска, мультимедийный проектор, проекционный экран, кодоскоп. Структура урока:
Ход урока I. Организационный момент Учитель. Ребята! На прошлом занятии мы дали характеристику элементам главной подгруппы VI группы. Изучили свойства кислорода, его аллотропные модификации. Сегодня на уроке мя ближе познакомимся с другим элементом этой группы – серой. Изучим ее распространенность в природе, свойства, применение. Но для начала давайте повторим материал прошлого урока. II. Проверка домашнего задания 5 учеников работают самостоятельно по карточкам: KMnO4 O2 NO NO2 (4)↓ (5) CO2 SO2 Решение: 1) 2KMnO4 K2MnO4 + MnO2 + O2 2) O2 + N2 2NO 3) 2NO + O2 = 2NO2 4) C + O2 CO2 5) S + O2 SO2 2 ученика работают у доски: 1-й ученик пишет строение атома кислорода, 2-й ученик пишет строение атома серы С остальными учениками проводится беседа. Учитель.
Учитель. На интерактивной доске представлены высказывания об аллотропных модификациях кислорода. Вам нужно определить, какие из них относятся к простому веществу кислороду, а какие к озону.
Учитель. Молодцы, ребята! В ходе урока вы будете активно работать и в конце урока получите оценки. Учитель собирает карточки. III. Актуализация Учитель. Посмотрим на доску. Давайте сравним строение атомов кислорода и серы. В чем их сходство? (Ученик: на внешнем энергетическом уровне 6 электронов). В чем различие? (Ученик: разное количество энергетических уровней). Как это различие влияет на степени окисления? (Ученик: так как у серы на третьем энергетическом уровне есть d-подуровень, то спаренные электроны внешнего энергетического уровня могут распариваться и переходить на 3d-подуровень. Поэтому сера может проявлять кроме степени окисления -2, также степени окисления +2, +4, +6. У кислорода d-подуровня нет, поэтому он проявляет степень окисления -2). Учитель. Какие еще сходства между кислородом и серой вы можете назвать? (Ученик: эти элементы образуют аллотропные модификации). Учитель оценивает учеников, отвечавших у доски. Учитель. Сегодня на уроке мы ближе познакомимся с аллотропными модификациями серы, ее физическими и химическими свойствами, распространенностью в природе и применением. Запишите тему урока «Сера». IV. Изучение нового материала Учитель. Ребята, как вы знаете, в наши дни важную роль играют средства массовой информации. Они знакомят нас с последними новостями культуры и науки, экономики и политики, дают нам полезные знания, знакомят с невероятными событиями. А согласно словам английского математика Иена Стюарта «Когда много размышляешь о невероятных событиях, они, в конце концов, становятся понятными». (цитата представлена на интерактивной доске) Сегодня мы почувствуем себя юными журналистами и попробуем создать первый выпуск информационно-развлекательной программы «Вестник химии», посвященный невероятному веществу сере. Вы будете готовить свои репортажи в группах. Для поиска необходимой информации вам дана специальная литература, которая находится у вас на столах. 1-я группа ознакомит нас с распространенностью серы в природе, 2-я – с физическими свойствами серы, 3-я – с химическими свойствами серы, 4-я – с применением серы. На подготовку репортажей вам дается 5 минут. Будьте логичны, кратки. Ученики работают в группах. Учитель следит за работой учеников. Учитель. Свой первый репортаж подготовила для нас группа путешественников, которые интересуются природными ископаемыми, минералами, делают их фотосъемку. I группа знакомит с распространенностью серы в природе. Ученики показывают компьютерную презентацию минералов серы. Учитель. Молодые естествоиспытатели провели свое исследование и изучили физические свойства серы, о которых сейчас вам и поведают. II группа знакомит с физическими свойствами серы. Учитель. Вы узнали, что сера имеет несколько аллотропных модификаций. Давайте сейчас посмотрим, как можно получить из ромбической серы пластическую. Учитель показывает демонстрационный опыт «Получение пластической серы». Учитель. А каковы же химические свойства серы? Чтобы это узнать, репортеры третьей группы посетили спектакль под названием «Путешествие серы по Периодической системе», и он так им понравился, что они решили его вам показать. III группа знакомит с химическими свойствами серы. Кроме этого, репортеры засняли на камеру, как сера взаимодействовала с кислородом. Показ видеоэксперимента «Горение серы в кислороде». Учитель. При курении также образуются оксид серы (IV) и сероводород. Не вредите своему здоровью. Не курите! Учитель. Известная человеку с давних времен, сера являлась составной частью знаменитого в истории древнего мира греческого огня – легко воспламеняющейся горючей смеси, применявшейся для военных целей. Греческие цари владели секретом изготовления греческого огня на протяжении четырех веков. С помощью греческого огня в 941 году под Царьградом был уничтожен флот киевского князя Игоря. Серой окуривали сосуды для приготовления и хранения вина. Ею пользовались для обеззараживания помещений. Так, возвратившийся из дальних странствий Одиссей обращается к служанке: «Принеси мне серу, которая очистит всю грязь, и принеси мне огонь, чтобы я мог очистить серой мой дом». О других способах применения серы вам расскажут корреспонденты, прибывшие к нам из Великобритании. IV группа знакомит с основными областями применения серы на английском языке. V. Закрепление Учитель. Ребята, мы сегодня много размышляли о невероятном элементе и простом веществе сере и нам с другой программы прислали задание, чтобы определить, стало ли нам понятно то, что мы изучали. Давайте применим знания, полученные нами, при решении этого задания. Задание: написать уравнения реакций, отражающих превращения веществ (задание представлено на интерактивной доске): Na2S (2) HgSS CS2 (4) ↓ SO2 Решение:
VI. Д/з §22, №3 VII. Рефлексия Учитель. Ребята, что вы знали о сере до сегодняшнего урока? Что вы сегодня узнали о сере новое? VIII. Выставление оценок за урок Павлова Елена Сергеевна, учитель, МОБУ «Лицей № 5» г. Оренбурга |
Сера одно из немногих веществ, которыми уже несколько тысяч дет назад... Сера — одно из немногих веществ, которыми уже несколько тысяч дет назад оперировали первые «химики». Она стала служить человечеству... | Урок обобщение по теме: «Мир веществ» Реактивы и оборудование: алюминий,медь, сера фосфор, оксид кальция, оксид алюминия, соляная кислота, гидроксид калия, хлорид натрия,... | ||
Гуманитарный подход в преподавании химии В химическом царстве, в Периодическом государстве жила-была красавица Сера. Захотелось ей узнать про своих близких и дальних родственников... | Конспект урока по математике для 1 класса «Школа России» Тема урока Тема и номер урока в теме Временные представления (раньше, позже, сначала, потом) | ||
Конспект урока окружающего мира 3 класс Тема: Животноводство План-конспект урока по английскому языку в 4-м классе по теме "Животные и их места обитания" | Конспект и презентация урока по теме "Водород" Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа») | ||
Конспект урока Тема урока: «Чтение слов с буквой ш. Сочетание ши.» Методика преподавания интегрированных уроков осуществляется путем межпредметных связей с созданием реальных жизненных ситуаций. Конспект... | Конспект урока Тема урока Вода в природе Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа») | ||
Конспект урока по литературе тема: «Творчество М. Ю. Лермонтова,... План-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. «Бородино»» | Конспект урока № английского языка в 11 классе Тема урока: Профессия,... Материальное обеспечение урока: Интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, видеофрагменты по теме, авторские упражнения... | ||
Конспект урока Тема урока Обобщение по теме «Строение атома» Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока | Конспект открытого урока по теме «Электронная почта». Общая тема... Методические задачи урока: Дать представление об электронной почте, правильном написании адреса электронной почты, о спаме и борьбе... | ||
Конспект урока радиоактивность как свидетельство сложного строения... Тема и номер урока в теме «Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов.» №53 п/п, а в теме «Строение атома и атомного... | Конспект урока профессия: «Закройщик», срок обучения 4 года, 3 курс... Тип урока: Совершенствование знаний по теме «Снятие измерений, анализ измерений» | ||
Тема урока: Водоемы План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | Конспект урока. Тема урока: «Описание предметов» 7-ой урок по теме «Семья» Тема урока: «Описание предметов»(7-ой урок по теме «Семья»). 2 класс. Программа: М. З. Биболетовой |