Скачать 68.37 Kb.
|
Мир индикаторов" — творческая лаборатория Корнышова Светлана Станиславовна, учитель химии Статья отнесена к разделу: Преподавание химии тема занятия: “МИР ИНДИКАТОРОВ” Тип занятия – творческая лаборатория Цель занятия - сформировать у учащихся представления о природных индикаторах, растительных пигментах – антоцианах, с помощью исследования их свойств и развивать умения проводить исследовательский эксперимент. Межпредметные связи – взаимосвязь с предметом биологией – использование природных объектов для исследования Обеспечивающие занятия – уроки по темам “Кислоты”, “Основания” Наглядные пособия – электронная презентация PowerPoint “Мир индикаторов” Приложение 1 Для демонстрационного опыта стеклянный цилиндр, цветок розы и ватка смоченная концентрированным раствором нашатырного спирта Раздаточный материал – технологические карта, лабораторное оборудование: штатив с пробирками, химическая ложечка, стакан с водой, реактивы: растворы уксусной кислоты, нашатырного спирта, гидроксида натрия, соляной кислоты, лакмусы, метилоранж, фенолфталеин, лепестки цветов красного и синих цветов, ягоды клюквы, черники, шиповника и кусочки свёклы, томатов. Технические средства обучения – компьютер учителя, мультимедийный проектор, экран Литература – учебник “Химия 8” автор Габриелян ОЭ, журнал “Химия в школе”2002 № 7 Учебник по органической химии автор С Юнг Публикации в журнале “Добрые советы” Информация с веб-сайта alchemic/@/ru Тема занятия: “МИР ИНДИКАТОРОВ” Цель сформировать у учащихся представления о природных индикаторах , растительных пигментах – антоцианах, с помощью исследования их свойств и развивать умения проводить исследовательский эксперимент. Организационный момент. Химия на первый взгляд скучна и непонятна. Но она может стать увлекательной, полной чудесных превращений, если узнать её правила. В стихотворении известного английского поэта Р. Киплинга – “Синие розы”, есть такие строки: Как-то милой я принес Целый ворох красных роз Не взяла она – и в слезы Синие найди ей розы Зря изъездил я весь свет – Синих роз под солнцем нет. Конечно, нет малиновых васильков и синих ландышей, но придать цветкам фантастическую окраску можно. Демонстрационный опыт: В цилиндр налить концентрированный нашатырный спирт и поместить красный цветок. Через несколько минут можно наблюдать изменения окраски.
При взаимодействии с парами нашатырного спирта окраска красной розы становится фиолетовой. Следовательно, произошла химическая реакция. Возможности науки необычайно широки, но свои первые шаги она начинала с изучением природных веществ. Тема нашего занятия МИР ИНДИКАТОРА
Цель занятия: сформировать представления о природных индикаторах , растительных пигментах – антоцианах, с помощью исследования их свойств и развивать умения проводить исследовательский эксперимент. “Слайд 1” Основная часть занятия. Впервые применение индикаторов описал английский ученый Роберт Бойль (1627 – 1691). Он заметил, что отвары цветов некоторых растений в растворах кислот и щелочей приобретают неодинаковую окраску. “Слайд 2” Я вам предлагаю восстановить исторический опыт Роберта Бойля. Лабораторный опыт: В две пробирки налейте по 1 мл раствора кислоты и поместите в них в одну красный лепесток цветка, а в другую синий. Затем точно такой же опыт проведите с раствором щелочи. Налейте в две пробирки раствор щелочи и поместите в одну синий лепесток, а в другую красный.
В 1667 году пропитав фильтровальную бумагу отваром тропического лишайника – лакмуса – и отваром фиалок и васильков, Бойль тем самым положил начало применению индикаторной бумаги(“реактивные бумажки”) первые индикаторы были растительные, современные же индикаторы – в основном продукты химического синтеза: фенолфталеин, метиловый оранжевый, лакмус. “Слайд 3” Лабораторный опыт. Перед вами на химических лотках находятся растворы индикаторов и индикаторные бумажки. Определите, как они изменяют цвет в растворах кислот и щелочей.
Для записи своих наблюдений вести в виде лабораторного журнала. ЛАБОРАТОРНЫЙ ЖУРНАЛ
Отметьте изменения окраски растворов индикаторов в виде таблицы. “Слайд 4”
Предлагаю вам провести химический эксперимент, и определить, какие из плодов и овощей можно использовать как индикаторы? Не забудьте записать свои наблюдения и выводы в лабораторный журнал Исследовательская деятельность Химический эксперимент “Слайд 5”
Проведя химический эксперимент, какие результаты вы получили? Какие из плодов и овощей можно использовать как индикаторы? “Слайд 6” Вещества нестойкие в растворах кислот и щелочей, природные красители называют антоцианы Антоцианы сложные неустойчивые соединения, в клетках растений обычно содержится несколько различных антоцианов, и проявление их связано с химическим составом почвы и возрастом растения. “Слайд 7” Поступая в организм человека с фруктами и овощами, антоцианы проявляют действие, схожие с витамином Р, они поддерживают нормальное состояние кровяного давления и сосудов, предупреждая внутренние кровоизлияния. Если часть растения имеет голубой, синий и фиолетовый цвет, то нет никакого сомнения в том, что его окраска обусловлена антоцианами. А вот с красной окраской растений дела обстоят сложнее. Заключительная часть занятия. Чтобы прояснить ситуацию предлагаю вам выполнить следующие творческие задания? “Слайд 8” Зная о способностях антоцианах изменять окраску в различных средах, докажите присутствие или опровергните наличие антоцианах в плодах томатов и шиповника. Ребята выполняют химический эксперимент и делают вывод о результатах исследования.
Творческое задание на дом. “Слайд 9” Многие лекарственные препараты представляют собой кислоты, соли и основания. Изучите раствор выданного вам лекарственного препарата с помощью растительных индикаторов и определите, к какому классу веществ он может относиться. |
Урок творческая лаборатория по физике в 10 классе. Тема: «Диффузия основа жизни!» Самостоятельные занятия (работа над коллективными и индивидуальными проектами, курсовые работы) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Творческая лаборатория «Создание фото и видеоматериалов» Терещенко Анна Владимировна, к п н., доц | ||
Савченко Д. Н. Креатология. Творческая Лаборатория. Новые виды креатологии... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Семинар на тему: «Формирование системы позитивных ценностей у учащихся на уроке технологии. Творческая лаборатория школьника на уроке... | ||
Мир запахов. Духи (Творческая работа по химии) Утвердить прилагаемые формы федерального статистического наблюдения с указаниями по их заполнению и ввести их в действие | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Министерством образования и науки Республики Татарстан подведены итоги республиканского смотра-конкурса среди дошкольных образовательных... | ||
Тема: Творческая история создания романа – эпохи «Война и мир» (1863-1869)... Над романом «Война и мир» Толстой работал с 1863 по 1869 годы 7 лет. В этот период писатель говорил: «В каждый день труда оставлять... | Творческая работа «Мир “глызами” другого разумного существа»: см... Дубна (унц) аспиранты 2003/2004 – преп. Катречко С. Л. Требования и примерный список вопросов к экзамену кандидатского минимума | ||
Лаборатория №41 си тэс: Лаборатория мощных электромагнитных воздействий... Межвузовская студенческая научно-практическая конференция «Молодежь, наука, сервис – XXI век» | Творческая работа Количество баллов место 1 Рогава Георгий сош №14... Протокол оценки творческих работ обучающихся общеобразовательных учреждений Щёлковского муниципального района Московской области,... | ||
Учебная программа факультативных занятий «Творческая мастерская»... «Творческая мастерская» рассмотрена на заседании Президиума Научно-методического совета при Министерстве образования республики Беларусь... | Информация Указов Президента Российской Федерации В. В. Путина от 07 мая 2012 года и достижению целевых индикаторов | ||
Долгосрочная цель 02. Обеспечение сбалансированности и устойчивости... Сведения о достижении значений целевых показателей (индикаторов) за II квартал 2015 г | План работы на 2012-2013 учебный год. Проблема: низкая творческая... Тема: Творческая и профессиональная активность педагогов как одно из условий качественного преподавания предметов художественно-эстетического... | ||
Комплекс показателей (критериев) и индикаторов соко моу гимназии №18 ... | Программа внеурочной деятельности обучающихся по информатике «Творческая... Программа кружка «Творческая мастерская «Создание видеофильма» разработана для организации внеурочной деятельности обучающихся 5,... |