Скачать 211.97 Kb.
|
Дубна (УНЦ) аспиранты - 2003/2004 – преп. Катречко С.Л.Требования и примерный список вопросов к экзамену кандидатского минимума.(2.1) Организационной особенностью курса будет проведение контрольных работ по первоисточникам под контролем представителя УНЦ. Т.е. предлагается следующая схема: я приезжаю через неделю (2 раза в месяц), а 1 раз в месяц проводится такая контрольная работа (предварительное задание аспиранты получают от меня на лекциях, а собственно вопросы я присылаю по e-mail накануне контрольной). 2-ой вопрос к кон/раб. 12.11: В чем состоит мудрость Сократа? (по фр. диал. Платона «Апология Сократа» + Розов + Дубровский) = http://www.philosophy.ru/library/katr/edu/sam0.html (2.2) Во-вторых, необходимо написание самостоятельных работ, предполагающих проработку каких-то философских текстов. Эти работы пишутся "дома" и могут быть присланы по e-mail. Примерный список этих работ + более подробная расшифровка задания есть на моей странице www.philosophy.ru/library/katr/. Общие требования для сдачи («допуска») экзамена: 1. Написание небольших письменных самостоятельных работ (объем: 1—3 с.) 2. Освоение первоисточников (см. примерный список первоисточников – ниже). Конспекты первоисточников. 3. Написание самостоятельного реферата по философии (объем – 25 страниц + соответствующее оформление) или выполнение альтернативной самостоятельной работы по переводу философских статей или сканированию философских текстов (см. список тем рефератов в конце текста). Самостоятельные работы аспирантов:
3.1. Творческая работа «Мир “глызами” другого разумного существа»: см. взгляды обэруитов (Д. Хармс, Я. Друскин; «Логос» 1993 № 4: http://anthropology.rinet.ru/old/4-93/soder4-93.htm)
Расшифровка работы:
К/РАБ: Сравнительный анализ основных научно-исследовательских программ Нового времени (Ньютон, Декарт, Лейбниц-Кант). (по книге П. Гайденко «История новоевропейской философии в ее связи с наукой» + Лейбниц «Монадология» + И. Кант «Физическая монадология»).
Рефераты к экзамену канд. мин. по философии (УНЦ ОИЯИ 2003/2004 гг.) Возможны три организационных варианта реферата (+ возможны их различные комбинации):
Примерный список тем рефератов:
=== Возможен выбор темы самостоятельно по согласованию с преподавателем. === Перевод подборки статей из on-line журналов по философии:
Конспекты первоисточников:
Контрольные работы аспирантов: 12.11.03 №1: 1. Что такое философия? Каков ее предмет? Каковы ее методы? Чем она (философия) отличается от науки? Выразите свое отношение (согласие/несогласие, крит. замечания) к освоенной Вами позиции (например, позиции Х.Ортеги-и-Гассета или К.Ясперса). 2. "В чем заключается мудрость Сократа?" (сам.работа 01): 2.1. Дайте свой вариант интерпретации фразы "Я знаю, что ничего не знаю". 2.2. Чем не-ведение отличается от не-знания по М.Розову? 2.3. Какие познавательные ситуации выделяет Д.Дубровский? 3. "Специфика спсоба бытия человека?" (сам.работа 1): 3.1. Как Вы понимаете утверждение М.Бахтина о том, что с появлением сознания МИР кардинально меняется. Почему он оговаривается, что это изменение нельзя трактовать как простое удвоение (отражение в сознании)? Что нового появляется в МИРЕ? Что случается с камнем и/или Солнцем? 4. Ранее мы говорили о том, что для видения дома необходимо знание "идеи" дома. Предложите свой вариант возникновения идей у человека. Как на этот вопрос отвечает Платон (см. диалоги "Федон", "Менон") №2-Платон- 1. В чем заключается мудрость Сократа?" (диалогу Платона "Апология Сократа") 2. К/р по диалогу "Менон": 2.1. Можно ли согласиться с концепцией припоминания (анамнезиса) на примере обучения мальчика раба? 2.2 Чем постановка вопроса Сократа о добродеели отличается от постановки вопроса Менона? (здесь можно воспользоваться моей лекцией по адресу http://philosophy.ru/library/ksl/lek1.html №3-Платон-Демокрит-Аристотель: 1. В чем заключается суть геометрической теории вещества Платона (по диалогу "Тимей")? 1.1. В чем принципиальные отличия этой теории от предшествующих теорий натурфилосософов милетской школы? 1.2. Укажите сходство и различие между платоновской теорией и демокритовским -атомистическим - подходом. 1.3. Как мыслится Платоном взаимопереход одних веществ в другие? 1.4. Есть ли сходство между платоновской теорией и современными концепциями (теория кварков, (супер)струн)? 2. Изложите суть учения Платона о познавательных способностях из диалога "Государство". 2.1. Как связано это учение с его более ранней концепцией анамнезиса (припоминания)? 2.2. Какие основные познавательные способности выделяет Платон? 2.3. Есть ли связь между познавательными способностями и (онтологическим) строением мира? 2.4. Каким "состояниям" узников в пещере (см. платоновский "миф о пещере") соответствует каждая из познавательных способностей? 3. Изложите суть учений Аристотеля о четырех причинах и категориях (по трактатам "Метафизика" (кн.1) и "Категории"). 3.1. Является "категориальная сетка" Аристотеля универсальной? Полной? Неизбыточной? 3.2. Какие из категорий Аристотеля, на Ваш взгляд, имеют подчиненный (зависимый) характер? 3.3. Поясните различие между первичными и вторичными сущностями. 3.4. Поясните различие между существенными и привходящими признаками (при ответе на этот вопрос используйте проработку этой темы у Порфирия). 3.5. Выберете какую-либо первичную сущность и укажите для нее весь категориальный ряд Аристотеля. 3.6. Предложите свою категориальную сетку, более соответствующую современной физике. 4. Изложите суть концепции Аристотеля о познавательном процессе и способностях (по его трактату "О душе"). 4.1. Как протекает познавательный процесс? Какие основные его стадии можно выделить и в чем специфика каждой из них? 4.2. Какова структура элементарного чувственного акта (например, зрения)? Что необходимо, чтобы этот акт состоялся? 4.3. Как Аристотель решает проблему осязания? 4.4. Перечислите общие качества по Аристотелю. Как они познаются? 4.5. Дайте общую характеристику аристотелевского УМА? В чем специфика этой стадии познавательного процесса? 5. (2 - 4). Сравните гносеологические концепции Платона и Аристотеля. Укажите их сходство и различие. №3.1-Аристотель "Категории": 1. Какие категории выделяет Аристотель? Дайте краткую характеристику каждой. 2. Как можно эти категории разбить на два класса. В чем их принципиальной отличие? 3. Какие типы сущностей анализирует Аристотель? 4. (ключевой вопрос!) Что может претендовать на роль сущности? Выберите один из предлагаемых ниже вариантов и дайте свое обоснование ( с учетом того, что Аристотель при выборе сущности руководствовался тремя критериями: мыслимость, самостоятельность и способность быть носителем противоположностей): 4.1. чтойность ("суть бытия") 4.2. общее 4.3. род 4.4. субстрат, или подлежащее 4.5. отдельная вещь 5. (факультативный вопрос) Чем отличается категории "места" ("времени") от непрерывных количеств, названных Аристотелем "место" и "время"? Чем отличается, на Ваш взгляд, математическое и физическое пространство (время)? №3-Лейбниц: Вопросы к контр/работе аспирантов УНЦ по текстам: (1) Лейбниц "Монадология"; (2) Кант "Физическая монадология" 1. В чем принципиальное отличие лейбницевского концепта МОНАДЫ от левкиповского, демокритовского и эпикуровского концептов АТОМА? Можно ли сравнить концепт монады с пифагорейским концептом ЧИСЛА и аристотелевским концептом ФОРМЫ? (ср. с текстом Монадологии и фрагментом текста Лейбница ниже) 2. Какие характеристики монад Лейбниц выделяет? Сколько типов монад выделяет Лейбниц? Обладают ли монады пространственными характеристиками, каковы из размеры? 3. Как соотносятся лейбницевские монады (как метафизические точки) и его же бесконечно малые (как математические точки)? 4. Каков механизм взаимодействия монад, если каждая из них не имеет окон? В чем суть предложенного Лейбницем механизма взаимодействия, который получил название предустановленной гармонии? 5. Как решает Лейбниц проблему зла в мире? Прокомментируйте положение Лейбница о том, что "наш мир лучший из возможных" миров. 6. Какую роль Богу отводит Лейбниц в своей системе монадологии"? 7. Каково соотношение монадологии и физики Лейбница? Что, на Ваш взгляд, соответствует монадам в физическом мире? Дайте краткое описание монадологической картины мира. 7.1. Какую физическую картину мира строит Лейбниц? 7.2. Можно ли сказать что тела состоят из монад? Как Вы понимаете аналогию Лейбница с прудом, полным рыб (монад)? 7.3. Каковы представления Лейбница о пространстве и времени? (при ответе на эти вопросы - особенно 7.1 - 7.3 - желательно (необходимо) проработать не только "Монадологию" Лейбница, но и учебное пособие П. Гайденко или другие учебные пособия по философии Лейбница) 8. Какую физическую интерпретацию монад предлагает Кант в своей "Физической монадологии"? Как Кант решает проблему соотношения метафизического (= физического) и геометрического подходов? ====== Фрагмент из более раннего текста Лейбница "Новая система природы и общения между субстанциями, а также о связи, существующей между душой и телом": "3. …Ведь множество [сложное - К.С.] может получать свою реальность только из действительных единиц, имеющих другое происхождение и представляющих собой нечто совершенно иное, нежели точки <* -см. ниже>, относительно которых несомненно, что непрерывное не может состоять из них; дабы найти эти реальные единицы, я был принужден прибегнуть к атому формальному, ибо что-то материальное не может быть в одно и то же время и материальным, и совершенно неделимым, иными словами обладать истинным единством." (Т. 1, стр. 272) [ <*> первоначальная редакция текста выглядела так: "... нежели математические точки, которые суть лишь предельно малые пространства с предельно малыми модификациями, и, несомненно, непрерывное не может состоять из них. Дабы найти эти реальные единицы, я был принужден прибегнуть к точке зрения реальной, и, так сказать, одушевленной, т.е. к атому-субстанции, которой, чтобы создавать целостное бытие, должен содержать в себе нечто активное (форму)" (Герхардт IV 478)] Далее он дает более детальное описания различия (обращу внимание на вторую часть этого параграфа, где проводится сравнение метафизических, математических и физических точек; начало этой части я отметил [**], а ее саму выделил жирным шрифтом): "11. Далее через посредство души, или формы, существует истинное единство, соответствующее тому, чему дают название "я" в нас самих; это то, что не может иметь места ни в искусственных машинах, ни в простой массе материи, как бы она не была организована: на такую массу можно смотреть только как на армию, или стадо, или пруд, полный рыбы, или как бы на часы, составленные из пружин и колес. Однако если бы не было бы действительных субстанциальных единиц, то и в собрании не было бы ничего ни субстанционального, ни реального. Это-то и побудило Кордемуа оставить Декарта и принять учение об атомах Демокрита, дабы найти действительное единство. Но материальные атомы противоречат разуму, не говоря уже о том, что и они сложены из частей, так как непреодолимая связь одной части с другой (если ее только можно представить или иметь основания предположить) не уничтожает их различия. [**] Существуют только атомы атомы-субстанции , т.е. единицы или реальные единства, абсолютно лишенные частей, составляющие источники деятельностей и первые абсолютные принципы сложения вещей и как бы последние элементы в анализе вещей субстанциальных. Их можно было бы назвать метафизическими точками: они обладают чем-то жизненным и своего рода представлениями; математические же точки - это их точки зрения для выражения универсума. Но когда телесные субстанции стягиваются, то все их органы образуют, на наш взгляд, одну физическую точку. Таким образом, точки физические неделимы только по видимости; математические точки - точки в строгом смысле, но они только модальности; только точки метафизические, или точки-субстанции (а их образуют формы или души), суть точки в строгом смысле, и притом реальные; и без них не было бы ничего реального, так как без настоящих единиц не может быть множества." (стр.276 - 277) №4-Гайденко: На контрольную выносятся такие вопросы (два списка по три вопроса): 1 список. 1.1. В чем суть (специфика) демокритовской ("физической") научно-исследовательской программы? Как здесь решается проблема физического движения? 1.1. В чем суть (специфика) пифагоро-платоновской ("математической") научно-исследовательской программы? Как здесь решается проблема физического движения? 1.1. В чем суть (специфика) аристотелевской ("континуалисткой") научно-исследовательской программы? Как здесь решается проблема физического движения? 2 список. 2.1. В чем суть (специфика) ньютоновской научно-исследовательской программы? Как здесь решается понимается пространство и время? 2.2. В чем суть (специфика) декартовской научно-исследовательской программы? Как здесь решается понимается пространство и время? 2.3. В чем суть (специфика) лейбницевской научно-исследовательской программы? Как здесь решается понимается пространство и время? Каждому студенту надо дать два вопроса: по одному из каждого списка. Желательно, чтобы одинаковых вариантов не было, а контрольная работа была написана в режиме РЕАЛЬНОЙ контрольной (без ИСПОЛЬЗОВАНИЯ каких-либо пособий, учебников П.Гайденко!) за 1.5 - 2 часа. Оцениваться будет именно проработка книги П.Гайденко "Эволюция понятия науки", а не просто общий сведения о том или ином философе из других учебников и/или словарей. №5-Современная гносеология: Проведение контрольной работы на тему "Современная гносеология" (по работам Р.Коллингвуда "Теория воображения" // Г.Фоллмера "Эволюционная теория познания" // Р.Ингардена "Введение в феноменологию Э.Гуссерля"; все работы есть в Инете, см. www.philosophy.ru/library/katr/). №6-Онтология: 1. Сформулируйте тезис об онтологической относительности У.Куайна (см. его работу "Онтологическая относительность"). — Что такое референциальная непрозрачность? Каковы ее причины? — Что такое "миф о музее"? — Как можно перевести термин "гавагаи" ? 2. Какие способы "задания" вещей предлагает У. Куайн (в своей работе "Вещи и их место в теориях")? 3. Как можно было бы разрешить парадокс корабля Тезея? — Как этот парадокс разрешает А.Уемов, М.Розов, У.Куайн (см. материалы форума "Философский практикум")? — Каково Ваше собственное решение (приведите аргументы в его пользу)? Темы рефератов прошлых лет Рефераты 2003 г.
Рефераты 2001 -- 2002 гг.
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сознание каждого разумного существа формирует тот мир, в котором это сознание воплощено 24 | Мир запахов. Духи (Творческая работа по химии) Утвердить прилагаемые формы федерального статистического наблюдения с указаниями по их заполнению и ввести их в действие | ||
Творческая работа Количество баллов место 1 Рогава Георгий сош №14... Протокол оценки творческих работ обучающихся общеобразовательных учреждений Щёлковского муниципального района Московской области,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Формы работы: наблюдение; моделирование; исследование; творческая работа; индивидуальная работа; фронтальная работа; работа в парах;... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические приемы: аналитическая работа с текстом, приемы сравнения, самостоятельная работа, творческая работа | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Приемы работы: фронтальная беседа; самостоятельная работа с текстом; выразительное чтение; творческая работа по главам; письменная... | ||
Информационный (классный) час во 2- 4 классах Ты хочешь знать, как устроен мир? Как общаются между собой живые существа: люди или животные…? | «Самые самые рыбки» Океан мало изучен ввиду его труднодоступности для человека, ежедневно открывается 1 новый вид, живущий в мировом океане. Конечно,... | ||
Бог и человек у Гераклита Эфесского Бог у Гераклита не есть нечто индивидуальное и единичное (потому что логос не хочет называться именем Зевса как такового, но называется... | Расписание уроков, факультативов, занятий до; методическая работа в гимназии Полное наименование общеобразовательного учреждения в соответствии с Уставом – Муниципальное общеобразовательное учреждение «Дмитровская... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока: «Исторические взгляды Л. Н. Толстого и их отражение в романе «Война и мир» | Творческая активность учителя и учащихся на урок Елание изучать язык другого народа – начало доброго отношения к своему народу, осознания своей принадлежности ко всем людям нашей... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методы и приемы: «мозговой штурм», работа в парах, группах, индивидуальная работа, творческая деятельность, равноправное партнерское... | Творческая работа на тему: «Компьютер и дети» Пк стремительно вошли в современную действительность и стали ее неотъемлемым атрибутом. Работа во многих областях человеческой деятельности... | ||
Курсовая работа Разумеется, применение слова "спасение" к религиям древнего Китая достаточно условно, поскольку конфуцианство вообще не создало какой-либо... | Творческая работа на тему Подготовка специалистов – бухгалтеров в Торжокском политехническом колледже в 1944 – 2013 гг |