Творческая работа «Мир “глызами” другого разумного существа»: см взгляды обэруитов Д. Хармс, Я. Друскин; «Логос»





Скачать 211.97 Kb.
НазваниеТворческая работа «Мир “глызами” другого разумного существа»: см взгляды обэруитов Д. Хармс, Я. Друскин; «Логос»
Дата публикации22.01.2015
Размер211.97 Kb.
ТипТворческая работа
100-bal.ru > Философия > Творческая работа
Дубна (УНЦ) аспиранты - 2003/2004 – преп. Катречко С.Л.
Требования и примерный список вопросов к экзамену кандидатского минимума.


(2.1) Организационной особенностью курса будет проведение контрольных работ по первоисточникам под контролем представителя УНЦ. Т.е. предлагается следующая схема: я приезжаю через неделю (2 раза в месяц), а 1 раз в месяц проводится такая контрольная работа (предварительное задание аспиранты получают от меня на лекциях, а собственно вопросы я присылаю по e-mail накануне контрольной).

2-ой вопрос к кон/раб. 12.11: В чем состоит мудрость Сократа? (по фр. диал. Платона «Апология Сократа» + Розов + Дубровский) = http://www.philosophy.ru/library/katr/edu/sam0.html

(2.2) Во-вторых, необходимо написание самостоятельных работ, предполагающих проработку каких-то философских текстов. Эти работы пишутся "дома" и могут быть присланы по e-mail. Примерный список этих работ + более подробная расшифровка задания есть на моей странице www.philosophy.ru/library/katr/.
Общие требования для сдачи («допуска») экзамена:

1. Написание небольших письменных самостоятельных работ (объем: 1—3 с.)

2. Освоение первоисточников (см. примерный список первоисточников – ниже). Конспекты первоисточников.

3. Написание самостоятельного реферата по философии (объем – 25 страниц + соответствующее оформление) или выполнение альтернативной самостоятельной работы по переводу философских статей или сканированию философских текстов (см. список тем рефератов в конце текста).

Самостоятельные работы аспирантов:

  1. Специфика способа бытия человека (проработка отрывков М. Бахтина «Свидетель и судия», У. Матураны «Биология познания», Р. Рильке «Восьмая дуинская элегия». = http://www.philosophy.ru/library/katr/edu/sam1.html

  2. В чем состоит смысл и цель жизни человека? (на основе проработки текстов: Сенека «Нравственные письма к Луцилию», Августин «Исповедь», С.Л. Франк «Смысл жизни»). == http://www.philosophy.ru/library/katr/edu/sam3.html

  3. Природа физической реальности. (http://www.philosophy.ru/library/katr/edu/sam5.html //

3.1. Творческая работа «Мир “глызами” другого разумного существа»: см. взгляды обэруитов (Д. Хармс, Я. Друскин; «Логос» 1993 № 4: http://anthropology.rinet.ru/old/4-93/soder4-93.htm)

  1. Категориальные сетки в истории философии (гносеология – язык)

Расшифровка работы:

    1. Сравнительный анализ категориальных сеток у Платона (диалог «Софист») и Аристотеля («Категории»).

    2. Сравнительный анализ категориальных сеток Аристотеля и Канта («Критика чистого разума»; гл. «Категории» ++ текст Г. Райла «Категории».

    3. Дайте свой вариант категориальной сетки (показать ее отличие от других категориальных сеток).

  1. Что такое вещь? Парадокс корабля Тезея. Формулировка, смысл и подходы к разрешению. == http://www.philosophy.ru/library/katr/edu/sam4.html

  2. Основные научно-исследовательские программы античности (Демокрит, Платон, Аристотель). Сравнительный анализ понятий «пустоты», «пространства», «места». Их соотнесенность с понятием пространства в современной физики (по книге П. Гайденко «История античной философии в ее связи с наукой»)

К/РАБ: Сравнительный анализ основных научно-исследовательских программ Нового времени (Ньютон, Декарт, Лейбниц-Кант). (по книге П. Гайденко «История новоевропейской философии в ее связи с наукой» + Лейбниц «Монадология» + И. Кант «Физическая монадология»).

  1. Социум как предмет философского осмысления. Что представляет собой современная цивилизация? Концепция дисциплинарного общества М. Фуко (Ж. Делеза). == http://www.philosophy.ru/library/ katr/edu/sam7.html

  2. Конспекты текста мыслителя (1) до-кантовской + (2) пост-кантовской эпохи (по выбору аспиранта). == http://www.philosophy.ru/library/ katr/edu/sam03.doc (WORD)


Рефераты к экзамену канд. мин. по философии (УНЦ ОИЯИ 2003/2004 гг.)
Возможны три организационных варианта реферата (+ возможны их различные комбинации):

  1. «Классический» реферат на основе проработки философских текстов

  2. Перевод философского текста с иностранного (английского) языка.

  3. HTML – обработка философских текстов.


Примерный список тем рефератов:

  1. Сознание человека и психика животных. Концепции происхождения человеческого сознания. Его специфика (по раб. С. Лангер «Философия в новом ключе», Дж. Джейнса «Распад двухпалатного мозга» (пер. с англ. — J. Janes The origin…»), Б.Ф. Поршнева «О начале человеческой истории»).

  2. Особенности первобытного (мифологического) мышления (по работам Э. Тейлора, Дж. Фрэзера, Л. Леви-Брюля, М. Элиаде, Я. Голосовкера, К. Леви-Стросса: Л. Леви-Брюль Сверхъестественное в первобытном мышлении М., Педагогика-Пресс, 1994; К. Леви-Строс Неприрученная мысль //Первобытное мышление М., Республика, 1994; М. Элиаде Священное и мирское. М., МГУ,1994; Его же. Аспекты мифа. М., Инвест-ИПП, 1995; Я.Э. Голосовкер Логика мифа)

  3. Концепция человека (человеческого сознания) В.А. Лефевра (см. его книги «Конфликтующие структуры», «Формула человека» + книга на англ. (?) «Космический человек»)

  4. Философия сознания М. Мамардашвили (статьи М.Мамардашвили из книг «Как я понимаю философию», «Необходимость себя»; М.К. Мамардашвили, А.М. Пятигорский «Символ и сознание» + см. его сайт http://www.mkm.h1.ru/texts.htm).

  5. Эпистемологическая концепция В.С. Степина (эмпирическое vs. теоретическое знание) (см. его работу «Теоретическое знание» + др. статьи и книги)

  6. Философско-методологические взгляды (концепция) Г.П. Щедровицкого (проработка его работ + работы «Московского методологического кружка» — http://www.circle.ru/archive/)

  7. Философская концепция (натуральная эпистемология, релятивизм) В. Куайна (статьи из сборника «Современная философия науки» + его книга «Слово и объект» == HTML)

  8. Концепция конструктивного реализма Б. Ван Фрассена (ст. в сб. «Современная философия науки»; пер. с англ Bas C. Van Fraassen http://webware.princepton.edu/vanfraas/abstract; - http://webware.princepton.edu/vanfraas/pubs)

  9. Философская концепция (научный реализм) Х. Патнема (по его книге «Философия сознания» + HTML)

  10. Философские взгляды Х. Прайса (пер. с англ. Hum Price htpp://plato.stanford.edu/~price/ publications.html)

  11. Понятия пространства и времени в истории философии + современные представления (Х. Прайс (см. выше) (www.usyd.edu.au/philosophy/price/TAAP.html — H. Price Time’s Arrow and Archimedes’ Point, У. Матурана (см. ниже), С. Хокинг (S.W. Hawking) + P. Пенроуз (R. Penrose)— www.friesian.com/penrose.htm)

  12. (№№ 12—12а) Философские взгляды У. Матураны (статья «Биология познания в сб. «Язык и интеллект»; книга «Древо познания», 2001); №12а. пер. с англ. http://inteco.cl/biology/; http://inteco.cl/biology/nature.htm – H. Maturana)

  13. Философские взгляды С. Броада (пер. с англ. C.D. Broad Sctentific Thought -- www.ditext.com/ broad/st-con.html; smsp.html; philof/pm.html)

  14. Философская концепция У. Селларса (перевод с англ. Wilfrid Sellars Empiricism and the philosophy of mind - http://www.ditext.com/sellars/epm.html; + др.: «Is There a Synthetic A Priori?» — http://www.ditext.com/sellars/itsa.html == другие статьи)

  15. Философия «фризиенской» школы (пер. с англ. -- www.friesian.com/friesian.htm): концепция философии математики К. Геделя; другие материалы сайта)

  16. Концепция сознания Дж. Серля. Сознание и ИИ (статьи Дж. Серля в: «Аналитическая философия: становление и развитие (антология)» + пер. с англ. John Searle The rediscovery of the Mind www.friesian.com/searle.htm; + аргумент «китайской комнаты» (Chinese Room Argument ) http://members.aol.com/lhauser2/chinabox.html или http://www.utm.edu/research/iep/c/chineser.htm)

  17. Философские взгляды Г. Райла (работа Г. Райла «Понятие сознания» (HTML) + пер. с англ. G.Ryle «Dilemmas» + http://lucy.ac.uk/CSACSIA/Vol14/Papers/ryle_1.html)

  18. Философские взгляды С. Палквеста (пер. с англ. -- http://www.hkbu.edu.hk/srpp/pubs.html)

  19. (№№20-20а) Философская концепция Н. Гудмена (см. его книгу «Способы создания миров – www.philosophy.ru + пер. с анл. www.ditext.com/quine/stcn1.html); №20а. Сравнительный анализ концепций науки Н. Гудмена и Я. Хакинга («Представление и вмешательство»)

  20. Философские взгляды Д. Деннета (пер. с англ. D. Dennet, M.Kinsbourne Time and the Observer).

  21. Воображение и ее философское осмысление в истории философии. Сравнительный анализ концепций Платона — Аристотеля, Канта — Хайдеггера (см. его книгу «Кант и проблема метафизики»), Гуссерля — Сартра (см. его книгу «Воображаемое»).

  22. (№№23 — 23а-б) Воображение как познавательная способность: кантовский подход (И. Кант (Ю.М. Бородай Теория познания и воображение); №23а-б. Пер. с англ. статей из «коллекции» Н. Томаса: Nigel J.T. Thomas — www.calstatela.edu/faculty/nthomas/ (ieph/ieph.htm) + http://plato.stanford.edu/ehtries/mental-imagery).

  23. Метафора и ее философское осмысление. Роль метафоры в познавательном процессе (Аристотель («Поэтика» и др.), П. Рикер «Живая метафора» //Теория метафоры; сб. «Теория метафоры»; Жоль К.К. Мысль, слово, метафора. Киев: Наукова Думка, 1984; сб. «Язык и интеллект». М., Прогресс 1995).

  24. Метафизика Канта в интерпретации М. Хайдеггера. (по работам Канта «Критика чистого разума» (+ КСС) + М. Хайдеггер Кант и проблема метафизики)

  25. Логика и философия Львовско-Варшавской школы (обзор (по книге «Философия Львовско-Варшавской школы» + Г. Кюнг «Онтология и логический анализ языка».

  26. Философские взгляды Ж. Деррида (по его работам «Грамматология», «Начало геометрии» Деррида/Гуссерль).

  27. Философские взгляды М. Фуко (по его работам «Слова и вещи», «Археология знания», «Герменевтика субъекта (в сб. Социологос)» + см. его сайт http://www.athenai.ru/foucault/).

  28. Семиологическая концепция Р. Барта (работы + HTML).

  29. Основные идеи гуссерлевской феноменологии (проработка работ Э. Гуссерля «Логические исследования», «Идеи к чистой феноменологии..» и др. + html);

  30. Феноменологическая схема познания (по работам М. Хайдеггера, Р. Ингардена).

  31. Основные идеи философии М. Хайдеггера (по работам «БиВ», «Кант и проблемы метафизики», «Основные понятия феноменологии», «Введение в метафизику» + html)

  32. Философская концепция языка Л. Витгенштейна (ЛФТ + html: лекции З. Сокулер)).

  33. Сравнительный анализ философских (концептуальных) оснований интуиционизма, конструктивизма, ультра-интуиционизма (работы А. Гейтинга, Брауэра, А. Маркова, Н. Шанина, А.С. Есенин-Вольпин «Об антитрадиционной (ультраинтуиционисткой) программе оснований математики и естественнонаучном мышлении» //Семиотика и информатика, 1993. Вып. 33(?)).

  34. Сравнительный анализ философских (концептуальных) оснований теории множеств и теории категорий (Джонстон П.Т. Теория топосов. М., 1977; Голдблатт Р. Топосы. Категорный анализ логики. М., 1983).

  35. Альтернативы теоретико-множественной парадигме в математике (см. работы А.И. Уемова «язык тернарного описания» + сб. «Системные исследования», 1984)

  36. Философские взгляды А. Уемова («Веши, свойства, отношения», сб. «Системные исследования)

  37. Основные направления «девиантной» логики (обзор направлений; — постановка вопроса см. в работе А.С. Карпенко «Логика на рубеже тысячелетий» — www.philosophy.ru; + S. Haack Deviant logic: some philosophical issues).

  38. Логические идеи Эд. Залты «Теория абстрактных объектов» (E.N. Zalta «Principia Metaphysica” — http://mally.stanford.edu/principia/principia.html).

  39. Метафора «правого-левого полушарий» и ее роль в познании и моделировании сознания (по работам С.Ю. Маслова Теория дедуктивных систем и ее применения (гл.9); «Асимметрия познавательных механизмов и ее следствия» — http://www.philosophy.ru/library/logic/maslov/01.html); В.В. Иванова «Чет и нечет»).

  40. Критический анализ концепции эфиродинамики В.А. Ацюковского (по его on-line текстам: http://www.atsuk.dart.ru/online/archive/genetdyn.zip; http://www.atsuk.dart.ru/online/general_ether_dynamics/part11.htm).

  41. «Идеальные объекты» научных теорий в концепции И.Д. Невважая (по его книге «Свобода и знание» и статьям: http://lib.userline.ru/4526?page=11).

  42. Основные идеи работы В.Ф. Турчина «Феномен науки: кибернетический подход к эволюции». Концепция «метасистемных переходов» (http://refal.net/turchin/phenomenon/contents.htm + см. «Кибернетический манифест» В. Турчина и К. Джослина (в моей сам/работе №5) + см. также Интернет-проект Principia Cybernetica — — http://pespmc1.vub.ac.be/ и http://pcp.lanl.gov/).

  43. Философские проблемы в работах В. Гейзенберга («Физика и философия. Часть и целое» и Э. Шредингера (Мое мировоззрение» и др.)

  44. Статус виртуальной реальности. (по работам центра виртуалистики (http://ich.iph.ras.ru). (по работам Носова Н.А.: Виртуалистика //Электронный журнал «Исследовано в России», 20, 1999 г. http://zhurnal.mipt.rssi.ru/articles/1999/020.pdf; Виртуальная реальность: философские и психологические проблемы //сб. ст. под. ред. Н.А.Носова. http://ich.iph.ras.ru/workscv_w8.html)); ст. «Виртуальная реальность» //Вопросы философии, 1999 № 10; == С.А. Борчикова «Творческое воображение виртуальной реальности»; «Метафизика виртуальности» — http://ich.iph.ras.ru/workscv_w14.html).

  45. Философские взгляды Р. Рорти (по работам «Философия и зеркало природы» и другим).

  46. Философские взгляды М. Редхеда (пер. с англ. «From physics to metaphysics», «Incompletness, Nonlocality and Realism», «From physics to Philosophy»)

  47. Философские взгляды В.В. Налимова (см. его работы «Вероятностная модель языка», «Спонтанность сознания», «Реальность нереального»).

  48. Философские взгляды обэруитов (Д. Хармс, Я. Друскин и др. == e-журн. «Логос» 1993 № 4: http://anthropology.rinet.ru/old/4-93/soder4-93.htm; http://anthropology.rinet.ru/old/4-93/xarms.htm)

  49. «Философия для детей» (пер. с англ. текстов этого проекта)

  50. «Философствуем вместе с Сократом» (пер. учебника + диалоги Платона)

=== Возможен выбор темы самостоятельно по согласованию с преподавателем.

=== Перевод подборки статей из on-line журналов по философии:

  • The British journal for the Philosophy of science http://www3.oup.co.uk/philsci/hdb/

  • Minnesota Studies in the Philosophy of Science http://www.mcps.edu/mnstud.html

  • Australian Journal of Philosophy http://www.une.edu.au/Philosop/ajahome.html

  • PSYCHE http://psyche.cs.monash.edu.au/psyche-index-v5.html

  • Elect. Journal of Anal Philosophy http://www.phil.indiana.edu/ejap/archivees.html


Конспекты первоисточников:

  1. Х. Ортега-и-Гассет Что такое философия? (лекции 1 — 8) или как альтернатива № 1:

  2. 1.1. Ж. Делез, Фр. Гваттари Что такое философия?.

  3. 1.2. М. К. Мамардашвили Введение в философию //Его же. Необходимость себя.

  4. 1.3. С. Лангер Философия в новом ключе;

  5. 1.4. К. Ясперс Введение в философию;

  6. 1.5. Э. Корет Основы метафизики.

  7. 1.6. А. Бергсон Введение в метафизику.




  1. М. Элиаде Священное и мирское или как альтернатива № 2:

  2. 2.1. Л. Леви-Брюль Первобытное мышление;

  3. 2.2.К. Леви-Строс Неприрученная мысль //Его же. Первобытное мышление.




  1. Платон: Апология Сократа (сам. работа №1), Федон.




  1. Аристотель Категории.




  1. Аристотель О душе // Метафизика (книги 1 // 4 // 7)




  1. Р. Декарт Рассуждение о методе // Правила для руководства ума /// Размышления о первой философии.




  1. Г. Лейбниц Монадология (+ И.Кант «Физическая монадология»)




  1. И. Кант «Критика чистого разума» (Предисловие, введение, гл. «Трансцендентальная эстетика», «Категории», «Антиномии чистого разума») /// Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в качестве науки.




  1. Э. Гуссерль Феноменология (статья для Британской энциклопедии) /// Р. Ингарден Введение в феноменологию Эдмунда Гуссерля.




  1. Г. Фоллмер Эволюционная теория познания /// Р. Дж. Коллингвуд Теория воображения //Его же. Принципы искусства.




  1. Сенека Нравственные письма к Луцилию (выборочно).




  1. Х. Ортега-и-Гассет Восстание масс.




  1. Конспект текста мыслителя до-декартовской эпохи (по выбору) === сам. работа № 3




  1. Конспект текста мыслителя пост-декартовской эпохи (по выбору) === сам. работа № 6.




  1. (см. п.5) Что такое мышление (что значит мыслить)?: И. Кант Что значит ориентироваться в мышлении? /// Г. Гегель Кто мыслит абстрактно? /// М. Хайдеггер Что значит мыслить? /// М. Мамардашвили Беседы о мышлении.




  1. Что такое наука?: П. Флоренский Наука как символическое описание /// М. Хайдеггер "Наука и осмысление" + "Время картины мира" + "Вопрос о технике" /// тексты постпозитивистов: К. Поппер «Логика и рост научного знания» или Т. Кун «Структура научных революций» или тексты И. Лакатоса (+ И. Лакатос «Доказательства и опровержения») /// В.Ф. Турчин Феномен науки.


Контрольные работы аспирантов:

12.11.03 №1:

1. Что такое философия? Каков ее предмет? Каковы ее методы? Чем она (философия) отличается от науки? Выразите свое отношение (согласие/несогласие, крит. замечания) к освоенной Вами позиции (например, позиции Х.Ортеги-и-Гассета или К.Ясперса).
2. "В чем заключается мудрость Сократа?" (сам.работа 01):

2.1. Дайте свой вариант интерпретации фразы "Я знаю, что ничего не знаю".

2.2. Чем не-ведение отличается от не-знания по М.Розову?

2.3. Какие познавательные ситуации выделяет Д.Дубровский?

3. "Специфика спсоба бытия человека?" (сам.работа 1):

3.1. Как Вы понимаете утверждение М.Бахтина о том, что с появлением сознания МИР кардинально меняется. Почему он оговаривается, что это изменение нельзя трактовать как простое удвоение (отражение в сознании)? Что нового появляется в МИРЕ? Что случается с камнем и/или Солнцем?
4. Ранее мы говорили о том, что для видения дома необходимо знание "идеи" дома. Предложите свой вариант возникновения идей у человека. Как на этот вопрос отвечает Платон (см. диалоги "Федон", "Менон")
2-Платон-
1. В чем заключается мудрость Сократа?" (диалогу Платона "Апология Сократа")
2. К/р по диалогу "Менон":

2.1. Можно ли согласиться с концепцией припоминания (анамнезиса) на примере обучения мальчика раба?

2.2 Чем постановка вопроса Сократа о добродеели отличается от постановки вопроса Менона? (здесь можно воспользоваться моей лекцией по адресу http://philosophy.ru/library/ksl/lek1.html

3-Платон-Демокрит-Аристотель:
1. В чем заключается суть геометрической теории вещества Платона (по диалогу "Тимей")?

1.1. В чем принципиальные отличия этой теории от предшествующих теорий натурфилосософов милетской школы?

1.2. Укажите сходство и различие между платоновской теорией и демокритовским -атомистическим - подходом.

1.3. Как мыслится Платоном взаимопереход одних веществ в другие?

1.4. Есть ли сходство между платоновской теорией и современными концепциями (теория кварков, (супер)струн)?
2. Изложите суть учения Платона о познавательных способностях из диалога "Государство".

2.1. Как связано это учение с его более ранней концепцией анамнезиса (припоминания)?

2.2. Какие основные познавательные способности выделяет Платон?

2.3. Есть ли связь между познавательными способностями и (онтологическим) строением мира?

2.4. Каким "состояниям" узников в пещере (см. платоновский "миф о пещере") соответствует каждая из познавательных способностей?
3. Изложите суть учений Аристотеля о четырех причинах и категориях (по трактатам "Метафизика" (кн.1) и "Категории").

3.1. Является "категориальная сетка" Аристотеля универсальной? Полной? Неизбыточной?

3.2. Какие из категорий Аристотеля, на Ваш взгляд, имеют подчиненный (зависимый) характер?

3.3. Поясните различие между первичными и вторичными сущностями.

3.4. Поясните различие между существенными и привходящими признаками (при ответе на этот вопрос используйте проработку этой темы у Порфирия).

3.5. Выберете какую-либо первичную сущность и укажите для нее весь категориальный ряд Аристотеля.

3.6. Предложите свою категориальную сетку, более соответствующую современной физике.
4. Изложите суть концепции Аристотеля о познавательном процессе и способностях (по его трактату "О душе").

4.1. Как протекает познавательный процесс? Какие основные его стадии можно выделить и в чем специфика каждой из них?

4.2. Какова структура элементарного чувственного акта (например, зрения)? Что необходимо, чтобы этот акт состоялся?

4.3. Как Аристотель решает проблему осязания?

4.4. Перечислите общие качества по Аристотелю. Как они познаются?

4.5. Дайте общую характеристику аристотелевского УМА? В чем специфика этой стадии познавательного процесса?
5. (2 - 4). Сравните гносеологические концепции Платона и Аристотеля. Укажите их сходство и различие.
3.1-Аристотель "Категории":
1. Какие категории выделяет Аристотель? Дайте краткую характеристику каждой.
2. Как можно эти категории разбить на два класса. В чем их принципиальной отличие?
3. Какие типы сущностей анализирует Аристотель?
4. (ключевой вопрос!) Что может претендовать на роль сущности?

Выберите один из предлагаемых ниже вариантов и дайте свое обоснование ( с учетом того, что Аристотель при выборе сущности руководствовался тремя критериями: мыслимость, самостоятельность и способность быть носителем противоположностей):

4.1. чтойность ("суть бытия")

4.2. общее

4.3. род

4.4. субстрат, или подлежащее

4.5. отдельная вещь
5. (факультативный вопрос) Чем отличается категории "места" ("времени") от непрерывных количеств, названных Аристотелем "место" и "время"? Чем отличается, на Ваш взгляд, математическое и физическое пространство (время)?
3-Лейбниц:
Вопросы к контр/работе аспирантов УНЦ по текстам: (1) Лейбниц "Монадология"; (2) Кант

"Физическая монадология"
1. В чем принципиальное отличие лейбницевского концепта МОНАДЫ от левкиповского,

демокритовского и эпикуровского концептов АТОМА? Можно ли сравнить концепт монады с

пифагорейским концептом ЧИСЛА и аристотелевским концептом ФОРМЫ?

(ср. с текстом Монадологии и фрагментом текста Лейбница ниже)
2. Какие характеристики монад Лейбниц выделяет? Сколько типов монад выделяет Лейбниц?

Обладают ли монады пространственными характеристиками, каковы из размеры?
3. Как соотносятся лейбницевские монады (как метафизические точки) и его же бесконечно

малые (как математические точки)?
4. Каков механизм взаимодействия монад, если каждая из них не имеет окон? В чем суть

предложенного Лейбницем механизма взаимодействия, который получил название

предустановленной гармонии?
5. Как решает Лейбниц проблему зла в мире? Прокомментируйте положение Лейбница о том,

что "наш мир лучший из возможных" миров.
6. Какую роль Богу отводит Лейбниц в своей системе монадологии"?
7. Каково соотношение монадологии и физики Лейбница? Что, на Ваш взгляд, соответствует

монадам в физическом мире? Дайте краткое описание монадологической картины мира.

7.1. Какую физическую картину мира строит Лейбниц?

7.2. Можно ли сказать что тела состоят из монад? Как Вы понимаете аналогию Лейбница с

прудом, полным рыб (монад)?

7.3. Каковы представления Лейбница о пространстве и времени?

(при ответе на эти вопросы - особенно 7.1 - 7.3 - желательно (необходимо) проработать

не только "Монадологию" Лейбница, но и учебное пособие П. Гайденко или другие учебные

пособия по философии Лейбница)
8. Какую физическую интерпретацию монад предлагает Кант в своей "Физической

монадологии"? Как Кант решает проблему соотношения метафизического (= физического) и

геометрического подходов?

======

Фрагмент из более раннего текста Лейбница "Новая система природы и общения между

субстанциями, а также о связи, существующей между душой и телом":

"3. …Ведь множество [сложное - К.С.] может получать свою реальность только из

действительных единиц, имеющих другое происхождение и представляющих собой нечто

совершенно иное, нежели точки <* -см. ниже>, относительно которых несомненно, что

непрерывное не может состоять из них; дабы найти эти реальные единицы, я был принужден

прибегнуть к атому формальному, ибо что-то материальное не может быть в одно и то же

время и материальным, и совершенно неделимым, иными словами обладать истинным

единством." (Т. 1, стр. 272)
[ <*> первоначальная редакция текста выглядела так: "... нежели математические точки,

которые суть лишь предельно малые пространства с предельно малыми модификациями, и,

несомненно, непрерывное не может состоять из них. Дабы найти эти реальные единицы, я был

принужден прибегнуть к точке зрения реальной, и, так сказать, одушевленной, т.е. к

атому-субстанции, которой, чтобы создавать целостное бытие, должен содержать в себе

нечто активное (форму)" (Герхардт IV 478)]
Далее он дает более детальное описания различия (обращу внимание на вторую часть этого

параграфа, где проводится сравнение метафизических, математических и физических точек;

начало этой части я отметил [**], а ее саму выделил жирным шрифтом):

"11. Далее через посредство души, или формы, существует истинное единство,

соответствующее тому, чему дают название "я" в нас самих; это то, что не может иметь

места ни в искусственных машинах, ни в простой массе материи, как бы она не была

организована: на такую массу можно смотреть только как на армию, или стадо, или пруд,

полный рыбы, или как бы на часы, составленные из пружин и колес. Однако если бы не было

бы действительных субстанциальных единиц, то и в собрании не было бы ничего ни

субстанционального, ни реального. Это-то и побудило Кордемуа оставить Декарта и принять

учение об атомах Демокрита, дабы найти действительное единство. Но материальные атомы

противоречат разуму, не говоря уже о том, что и они сложены из частей, так как

непреодолимая связь одной части с другой (если ее только можно представить или иметь

основания предположить) не уничтожает их различия. [**] Существуют только атомы

атомы-субстанции , т.е. единицы или реальные единства, абсолютно лишенные частей,

составляющие источники деятельностей и первые абсолютные принципы сложения вещей и как

бы последние элементы в анализе вещей субстанциальных. Их можно было бы назвать

метафизическими точками: они обладают чем-то жизненным и своего рода представлениями;

математические же точки - это их точки зрения для выражения универсума. Но когда

телесные субстанции стягиваются, то все их органы образуют, на наш взгляд, одну

физическую точку. Таким образом, точки физические неделимы только по видимости;

математические точки - точки в строгом смысле, но они только модальности; только точки

метафизические, или точки-субстанции (а их образуют формы или души), суть точки в

строгом смысле, и притом реальные; и без них не было бы ничего реального, так как без

настоящих единиц не может быть множества." (стр.276 - 277)
4-Гайденко:

На контрольную выносятся такие вопросы (два списка по три вопроса):
1 список.

1.1. В чем суть (специфика) демокритовской ("физической") научно-исследовательской программы? Как здесь решается проблема физического движения?

1.1. В чем суть (специфика) пифагоро-платоновской ("математической") научно-исследовательской программы? Как здесь решается проблема физического движения?

1.1. В чем суть (специфика) аристотелевской ("континуалисткой") научно-исследовательской программы? Как здесь решается проблема физического движения?
2 список.

2.1. В чем суть (специфика) ньютоновской научно-исследовательской программы? Как здесь решается понимается пространство и время?

2.2. В чем суть (специфика) декартовской научно-исследовательской программы? Как здесь решается

понимается пространство и время?

2.3. В чем суть (специфика) лейбницевской научно-исследовательской программы? Как здесь решается понимается пространство и время?
Каждому студенту надо дать два вопроса: по одному из каждого списка. Желательно, чтобы одинаковых вариантов не было, а контрольная работа была написана в режиме РЕАЛЬНОЙ контрольной (без ИСПОЛЬЗОВАНИЯ каких-либо пособий, учебников П.Гайденко!) за 1.5 - 2 часа. Оцениваться будет именно проработка книги П.Гайденко "Эволюция понятия науки", а не просто общий сведения о том или ином философе из других учебников и/или словарей.
5-Современная гносеология:
Проведение контрольной работы на тему "Современная гносеология" (по работам Р.Коллингвуда "Теория воображения" // Г.Фоллмера "Эволюционная теория познания" // Р.Ингардена "Введение в феноменологию Э.Гуссерля"; все работы есть в Инете, см. www.philosophy.ru/library/katr/).
6-Онтология:
1. Сформулируйте тезис об онтологической относительности У.Куайна (см. его работу "Онтологическая относительность").

— Что такое референциальная непрозрачность? Каковы ее причины?

— Что такое "миф о музее"?

— Как можно перевести термин "гавагаи" ?
2. Какие способы "задания" вещей предлагает У. Куайн (в своей работе "Вещи и их место в теориях")?

3. Как можно было бы разрешить парадокс корабля Тезея?

— Как этот парадокс разрешает А.Уемов, М.Розов, У.Куайн (см. материалы форума "Философский практикум")?

— Каково Ваше собственное решение (приведите аргументы в его пользу)?

Темы рефератов прошлых лет

Рефераты 2003 г.

  1. Философские взгляды Х. Прайса (пер. с англ. Hum Price htpp://plato.stanford.edu/~price/ publications.html).

  2. Философия «фризиенской» школы (пер. с англ. -- www.friesian.com/friesian.htm): концепция философии математики К. Геделя; другие материалы сайта)

  3. Понятия пространства и времени в истории философии + современные представления (Х. Прайс (см. выше) (www.usyd.edu.au/philosophy/price/TAAP.html — H. Price Time’s Arrow and Archimedes’ Point, У. Матурана (см. ниже), С. Хокинг (S.W. Hawking) + P. Пенроуз (R. Penrose)— www.friesian.com/penrose.htm)

  4. Концепция сознания Дж. Серля. Сознание и ИИ (статьи Дж. Серля в: «Аналитическая философия: становление и развитие (антология)» + пер. с англ. John Searle The rediscovery of the Mind www.friesian.com/searle.htm; + аргумент «китайской комнаты» (Chinese Room Argument ) http://members.aol.com/lhauser2/chinabox.html или http://www.utm.edu/research/iep/c/chineser.htm)

  5. Основные идеи работы В.Ф. Турчина «Феномен науки: кибернетический подход к эволюции». Концепция «метасистемных переходов» (http://refal.net/turchin/phenomenon/contents.htm + см. «Кибернетический манифест» В. Турчина и К. Джослина (в моей сам/работе №5) + см. также Интернет-проект Principia Cybernetica — — http://pespmc1.vub.ac.be/ и http://pcp.lanl.gov/).

  6. Философские проблемы в работах В. Гейзенберга («Физика и философия. Часть и целое» и Э. Шредингера (Мое мировоззрение» и др.)

  7. «Качественная» физика Аристотеля. Сравнительный анализ физики Платона (диалог «Тимей»), Аристотеля и современной (Галилей, Декарт, Ньютон) физической теории. + см. книги П.П. Гайденко «История греческой (новоевропейской) философии в ее связи с наукой» + В.П. Визгин «Квалитатизм Аристотеля»).

  8. Первые концепции поля в истории мысли (по работам Лейбница «Монадология», Канта «Физическая монадология», Бошковича (см. книгу П.П. Гайденко «История новоевропейской философии в ее связи с наукой» — есть на сервере; см. также первое издание книги под названием «Эволюция понятия науки» (кн. 2)).

  9. Критический анализ концепции эфиродинамики В.А. Ацюковского (по его on-line текстам: http://www.atsuk.dart.ru/online/archive/genetdyn.zip; http://www.atsuk.dart.ru/online/general_ether_dynamics/part11.htm).

  10. Философские взгляды М. Редхеда (пер. с англ. «From physics to metaphysics», «Incompletness, Nonlocality and Realism», «From physics to Philosophy»).

  11. Альтернативы теоретико-множественной парадигме в математике (см. работы А.И. Уемова «язык тернарного описания» + сб. «Системные исследования», 1984).

Рефераты 2001 -- 2002 гг.

  1. Философская концепция науки (концепция «социальных эстафет» М.А. Розова (часть 2 учебника Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. «Философия науки и техники» + статьи в журнале «Вопросы философии» + др. статьи и книги)

  2. Философская концепция (философия науки) К. Поппера (книга «Логика научного знания» + статьи (вероятность) + html)

  3. Концепция эволюционной эпистемологии (работы К. Лоренца Оборотная сторона зеркала; Г. Фоллмера Эволюционная теория познания; сб. «Эволюционная эпистемология…» + html)

  4. Философские взгляды Ж. Делеза (по его работам «Логика смысла», «Различие и повтор»)

  5. Понятие актуальной и потенциальной бесконечности в истории философии и математике. Понятие континуальности в философии и математике (по книге П.П. Гайденко (взять за основу подход этой книги) + проработка первоисточников).

  6. Концепция (перевод книги) Дж. Брауна «Логика форм» (G.S. Brown «Logic of Forms», 1972)

  7. Философская концепция (концепция «социокодов») М.К. Петрова (по работам «Язык, знак, культура» (html) + др. работы).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Творческая работа «Мир “глызами” другого разумного существа»: см взгляды обэруитов Д. Хармс, Я. Друскин; «Логос» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сознание каждого разумного существа формирует тот мир, в котором это сознание воплощено 24
Творческая работа «Мир “глызами” другого разумного существа»: см взгляды обэруитов Д. Хармс, Я. Друскин; «Логос» iconМир запахов. Духи (Творческая работа по химии)
Утвердить прилагаемые формы федерального статистического наблюдения с указаниями по их заполнению и ввести их в действие
Творческая работа «Мир “глызами” другого разумного существа»: см взгляды обэруитов Д. Хармс, Я. Друскин; «Логос» iconТворческая работа Количество баллов место 1 Рогава Георгий сош №14...
Протокол оценки творческих работ обучающихся общеобразовательных учреждений Щёлковского муниципального района Московской области,...
Творческая работа «Мир “глызами” другого разумного существа»: см взгляды обэруитов Д. Хармс, Я. Друскин; «Логос» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формы работы: наблюдение; моделирование; исследование; творческая работа; индивидуальная работа; фронтальная работа; работа в парах;...
Творческая работа «Мир “глызами” другого разумного существа»: см взгляды обэруитов Д. Хармс, Я. Друскин; «Логос» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические приемы: аналитическая работа с текстом, приемы сравнения, самостоятельная работа, творческая работа
Творческая работа «Мир “глызами” другого разумного существа»: см взгляды обэруитов Д. Хармс, Я. Друскин; «Логос» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Приемы работы: фронтальная беседа; самостоятельная работа с текстом; выразительное чтение; творческая работа по главам; письменная...
Творческая работа «Мир “глызами” другого разумного существа»: см взгляды обэруитов Д. Хармс, Я. Друскин; «Логос» iconИнформационный (классный) час во 2- 4 классах
Ты хочешь знать, как устроен мир? Как общаются между собой живые существа: люди или животные…?
Творческая работа «Мир “глызами” другого разумного существа»: см взгляды обэруитов Д. Хармс, Я. Друскин; «Логос» icon«Самые самые рыбки»
Океан мало изучен ввиду его труднодоступности для человека, ежедневно открывается 1 новый вид, живущий в мировом океане. Конечно,...
Творческая работа «Мир “глызами” другого разумного существа»: см взгляды обэруитов Д. Хармс, Я. Друскин; «Логос» iconБог и человек у Гераклита Эфесского
Бог у Гераклита не есть нечто индивидуальное и единичное (потому что логос не хочет называться именем Зевса как такового, но называется...
Творческая работа «Мир “глызами” другого разумного существа»: см взгляды обэруитов Д. Хармс, Я. Друскин; «Логос» iconРасписание уроков, факультативов, занятий до; методическая работа в гимназии
Полное наименование общеобразовательного учреждения в соответствии с Уставом – Муниципальное общеобразовательное учреждение «Дмитровская...
Творческая работа «Мир “глызами” другого разумного существа»: см взгляды обэруитов Д. Хармс, Я. Друскин; «Логос» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: «Исторические взгляды Л. Н. Толстого и их отражение в романе «Война и мир»
Творческая работа «Мир “глызами” другого разумного существа»: см взгляды обэруитов Д. Хармс, Я. Друскин; «Логос» iconТворческая активность учителя и учащихся на урок
Елание изучать язык другого народа – начало доброго отношения к своему народу, осознания своей принадлежности ко всем людям нашей...
Творческая работа «Мир “глызами” другого разумного существа»: см взгляды обэруитов Д. Хармс, Я. Друскин; «Логос» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методы и приемы: «мозговой штурм», работа в парах, группах, индивидуальная работа, творческая деятельность, равноправное партнерское...
Творческая работа «Мир “глызами” другого разумного существа»: см взгляды обэруитов Д. Хармс, Я. Друскин; «Логос» iconТворческая работа на тему: «Компьютер и дети»
Пк стремительно вошли в современную действительность и стали ее неотъемлемым атрибутом. Работа во многих областях человеческой деятельности...
Творческая работа «Мир “глызами” другого разумного существа»: см взгляды обэруитов Д. Хармс, Я. Друскин; «Логос» iconКурсовая работа
Разумеется, применение слова "спасение" к религиям древнего Китая достаточно условно, поскольку конфуцианство вообще не создало какой-либо...
Творческая работа «Мир “глызами” другого разумного существа»: см взгляды обэруитов Д. Хармс, Я. Друскин; «Логос» iconТворческая работа на тему
Подготовка специалистов – бухгалтеров в Торжокском политехническом колледже в 1944 – 2013 гг


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск