Бог и человек у Гераклита Эфесского





Скачать 36.54 Kb.
НазваниеБог и человек у Гераклита Эфесского
Дата публикации22.01.2015
Размер36.54 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Военное дело > Документы
Бог и человек у Гераклита Эфесского

Гераклит постоянно говорит о, казалось бы, взаимоисключающих вещах. Более того, эти предметы не просто становятся отдельными объектами его внимания — они соединяются у него во взаимообуславливающих связках. Сверх этого, только такие будоражащие читателя конструкции оказываются единственными смыслообразующими для него. Гераклит пытается отыскать в языке слова, выражающие эту противоречивую природу вещей, единство противоположностей. Гераклит употребляет слово “бог” как синоним “логоса”, он стремится представить логос как такое всеобщее в мире, которое заключает в себе единство противоположностей. Бог у Гераклита не есть нечто индивидуальное и единичное (потому что логос не хочет называться именем Зевса как такового, но называется им как принципом (/32DK)), он (логос, бог) в качестве всеобщего в мире воплощает единство всех противоположностей (77/67DK).
Привлекает внимание появление во фр. 77/67DK слова “война”. Война (полемика) является одним из ключевых понятий у Гераклита. Употреблено ли здесь “война” как общефилософская идея борьбы, или же в обычном смысле военного сражения? Поскольку Гераклит говорит что “война — отец всего” (/53DK) и что “война всеобща” (/80DK), надо полагать, что речь идет здесь о войне как о варианте жизнедеятельности. Во всеобщем же смысле эта война сама находится в войне с миром, как со своим дополнением. По-русски это можно передать так: война и мир находятся в имплицитной полемике. Еще одним аргументом в пользу того, что мы имеем дело с расхожим значением πόλεμος ρлужит наличие рядом пары зима–лето. Зима и лето — противоположности, но они не носят всеохватывающего значения, ведь есть еще осень и весна.
Что касается огня (о котором говорится в 77/67DK далее), то он представляется формой воплощения бога (логоса). Недаром Гераклит говорит, что “на огонь все обменивается, и огонь на все” (/90DK). Именно огонь, среди наглядновоспринимаемых проявлений реальности, наиболее подобен всеохватывающему и внутренне сражающемуся принципу бытия. Бог претерпевает изменения как огонь. Но не будь огня, не было бы никакого аромата. Огонь является потенцией, благовоние же материалом. Так и во всем — логос пронизывает все существующее, и оно воспринимается нами в своем многообразии. При этом, во-первых, у всего одна природа (борьба противоположностей) в смысле того, что позволяет всему быть; а во-вторых, представление обо всем является (не более и не менее) восприятием результата “оживления” логосом самих по себе мертвых противоположностей. Антитетичность мышления по Гераклиту коренится в схемах описания мира, находящихся в генетической связи с поэзией мифа. Но Гераклит усилил характер известного ему языка, вводя все новые и новые противопоставления. Список их (в отличие от фиксированной десятки противоречий у пифагорейцев) остается у него открытым. Однако, разомкнутость набора антитез Гераклита не означает, что вещи переходят друг в друга произвольно. Логос требует взаимной трансформации в рамках противопоставлений. Другое дело, что объем противопоставлений не ограничен.
Гераклит показывает динамический характер единства мироздания и его принцип (логос) показывая не только противоположности как составные части всего. Он говорит и об отношениях к одной вещи (/61DK). Нечто оказывается полезно одному, но вредно другому. Так каково оно — хорошо или плохо?! Для бога (логоса) все противоположные оценки предельно релятивизируются. Для него все есть хорошо (91/102DK). В гармонии логоса нет места человеческим пристрастиям (ничтожность этих пристрастий можно видеть даже в расхождении мнений самих людей, но это требует отдельного рассмотрения). Природа вещей не может быть извлечена из их применения и конкретных обстоятельств, в которых они оказываются. По мере абстрагирования проявления реальности получают (обнаруживают) одинаковую ценность.
“Для бога все хорошо и дóбро и справедливо”, посколькулогос имеет подход к каждой вещи, для каждого может найтись комплиментарность. Для массового сознания (мифология) все могло перейти во все, ничто само по себе не содержало критериев справедливости, отсюда эти критерии “выдумывались” людьми — “люди же одно поняли уместным, другое неуместным”. Поэтому Гераклит так поносит Гесиода, не уяснившего, что “день и ночь — одно”. У Гераклита для логоса нет нужды в волюнтаристском присваивании ярлыков правильного и неправильного — для всего конкретного есть его справедливое дополнение. Это надо понимать максимально общо — “все справедливо”, так как фактически нет ничего самостоятельного, но все есть одно. Недаром текст идет сплошным набором слов: бог (логос) есть не день и ночь, а, скорее, день+ночь. Все существующее правильно в своей сути, так как оно есть. Это уже для людей нет иной возможности понимать все, кроме как через его проявления в противоположностях. Однако можно выйти от частного к единству и далее к логосу, как принципу единства.
Гераклит критичен к человеческим способностям в области философского понимания, отчасти по причине горького опыта. Вокруг себя он видит только произвольное, религиозно-мифологическое задание смыслов действительности. Отсюда следует, что человеческое устройство не являет нам способности непосредственно определять принцип мироздания (90/78DK). Кажется, что здесь идет речь именно о божественном как принципе (логосе) и о человеческом как проявлении, нежели о противопоставлении бог–человек, в смысле день–ночь. Понимание целого (логоса) затруднено для человека, поскольку сам по себе человек есть одно из многих проявлений бытия. В случае человека это проявление “осложняется” (само)рефлексивной способностью. Это несомненно помещает человека в особую ситуацию, но нисколько не снимает необходимости принятия в себя божественной универсализирующей способности, которая оживотворяет и делает подлинным любое существование. Для бога же (логоса) понимание есть собственный принцип. Логос для всего “знает” справедливое дополнение.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Бог и человек у Гераклита Эфесского iconРеферат Место Гераклита и Пифагора в античной философии
Отражение идей Гераклита и Пифагора в философских учениях более поздних мыслителей
Бог и человек у Гераклита Эфесского iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мы живём в России. Культура нашей страны исторически ориентирована на Православие. Православие – одна из религий. Православные человек...
Бог и человек у Гераклита Эфесского iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
История празднования Масленицы на Руси уходит своими корнями в далёкое прошлое нашего народа, в те времена, когда люди не знали единого...
Бог и человек у Гераклита Эфесского iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Бог, человек и космос; человек, общество, цивилизация, культура; свобода и ответственность личности; человеческое познание и деятельность;...
Бог и человек у Гераклита Эфесского iconТребования к минимуму содержания основной профессиональной образовательной...
Бог; человек и космос; человек, общество, цивилизация, культура; свобода и ответственность личности; человеческое познание и деятельность;...
Бог и человек у Гераклита Эфесского iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В книге Бог рассматривается с точки зрения Запада (Бог в облике) и Востока (Бог без облика). Настоящая работа будет полезна исследователям-религиоведам,...
Бог и человек у Гераклита Эфесского iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Уран – третья по размеру планета. И, наконец, Нептун – первоначально бог источников и рек, а позже по аналогии с греческим Посейдоном...
Бог и человек у Гераклита Эфесского iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой?» Вроде бы и ответ знаешь, а объяснить это ребенку в доступных терминах оказывается чрезвычайно...
Бог и человек у Гераклита Эфесского iconРеферат Тема: «Патрология»
Развёрнутая богословская характеристика выражения «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом»
Бог и человек у Гераклита Эфесского iconРеферат Тема: «Канонические основания для церковного развода»
Бог: плодитесь и размножайтесь» (Быт. 1: 28). Этот союз стал играть важнейшую роль в жизни человечества, человек уже не мог быть...
Бог и человек у Гераклита Эфесского iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное, и незнатное мира и уничиженное...
Бог и человек у Гераклита Эфесского iconНиколай Фёдорович Ватутин
Это чушь! Такие суждения порождены исключительно невежеством, рождающим фанта­зии. В действительности в таком процессе действует...
Бог и человек у Гераклита Эфесского iconИ. Таймни введение в психологию йоги
Его перу принадлежит несколько книг, ставших ныне классическими, в числе которых "Наука Йоги", "Самовоспитание в свете оккультизма",...
Бог и человек у Гераклита Эфесского iconТемы вашего учебного проекта
Что такое нравственное отступничество? Как в искусстве трансформируются Евангельские образы от традиционных до парадоксальных? Иисус...
Бог и человек у Гераклита Эфесского iconМетодические рекомендации и планы семинарских занятий раскрывают...
«человек – природа (Космос)», «человек – общество», «человек государство», «человек – человек». И очень важно подчеркнуть, что жизненное...
Бог и человек у Гераклита Эфесского iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
При создании Бог передал всю власть над землей человеку. Человек должен господствовать над судьбой всего Божьего творения. Нельзя...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск