Скачать 48.03 Kb.
|
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 324 Курортного района Санкт-Петербурга Конспект урока литературы по программе 10-го класса Тема урока: «Исторические взгляды Л.Н. Толстого и их отражение в романе «Война и мир» Цель урока: выявление позиции Л. Н. Толстого в споре художника с историками. Задачи урока: - комментирование «исторических» глав в романе, составление тезисов; - развитие навыков аналитического чтения, сопоставления художественного материала и его обобщения; - выявление нравственных аспектов авторской позиции. Образовательные технологии и методики: - проблемное обучение; - исследовательский метод; - ИКТ Конспект составила: Широких Т.А., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 324 План урока:
определение понятия «история», формулировка проблемного вопроса III. Выявление ключевых позиций Толстого в споре с историками
IV. Сравнительная характеристика Наполеона и Кутузова, анализ глав (т.3, ч.2, гл.33-35) и отражение в них исторических взглядов автора. V. Подведение итогов, формулировка собственной позиции по проблеме. V. Рефлексия. VI. Домашнее задание. Ход урока:
Цитата «…Бред полный» (2 мин.) И вот уже почти 150 лет из поколения в поколение читатели пытаются доказать Т. обратное, этим занимаемся и мы с вами на наших уроках. Говоря об особенностях 1 и 2 тома романа, мы отмечали, что Т. представляет читателю разные жизненные ситуации, из которых читатель сам вправе делать выводы, а вот в 3 и 4 томе появляются философские размышления Т, и главной темой этих размышлений становится история. А что такое история? Дайте определение понятию. Об отношении Т. к истории мы говорили в начале изучения романа. Вспомните, что послужило одной из причин, по которым Т. обращается к прошлому? Попробуйте сформулировать проблемный вопрос, на который вы хотели бы получить ответ в ходе урока…… О споре с историками Т. упоминает и в комментариях к роману. О задачах, которые ставил перед собой автор, расскажут ……, которые изучали статью Т. под названием «Несколько слов по поводу романа «Война и мир». Слушая сообщение, постарайтесь записать основные моменты, по которым Т. спорит с историками. (7 мин.) А теперь обратимся к тексту романа. Отберите материал в соответствии с основными направлениями спора из прочитанных глав. (5 мин.) Прокомментируйте позицию Т. по каждому направлению: (10 мин.) 1. Суть войны как исторического события (анализ худ. средств в отрывке) 2. Фатализм в истории. 3. Роль личности в истории. Кто сильнее в споре? – тот, у кого сильнее аргументы. Аргументами у Т. становится само историческое событие. Посмотрим, насколько они сильны, прокомментировав один из моментов Бородинского сражения. Анализ глав 33-35, ч.2, т.3 Практическое задание: (10 мин.) – выписать ключевые слова: 1 вариант – Наполеон, 2 вариант - Кутузов
Обсуждение и подведение итогов. (10 мин) Выскажите свое впечатление о Кутузове и о Наполеоне. Какие исторические идеи воплощены в данном отрывке? Сильны ли аргументы Т.? Рефлексия.
(2 мин.) Домашнее задание. (2 мин.)
|