Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 г. Грязи
Согласовано:
Председатель МС______________
Протокол № _______ от_________ | Утверждена приказом руководителя МБОУ СОШ №1 № _ от _ .2013г. ___________ А.В.Мыльников | Рабочая программа
среднего общего образования
учебного курса химия
для 11 класса
Количество часов : 68
Учителя Щегровой Натальи Ивановны
Рабочая программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по химии и программы к учебникам для 8-11 классов общеобразовательных учреждений автора О.С.Габриелян, М.: Дрофа, 2010.
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей политехнического цикла
Протокол от «28. 08. 2013 г.» № ___1__
Руководитель методического объединения Щегрова Н.И. . /Ф.И.О./
2013 год
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа базового курса «Химия» для 11 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования и авторской программы Габриелян О.С. , опубликованной в сборнике «Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 3-е изд., переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2010».
Изучение химии в 11 классе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачи учебного предмета «Химия» 11 класс:
Курс общей химии 11 класса направлен на решение задач интеграции знаний учащихся по неорганической и органической химии с целью формирования у них единой химической картины мира. Ведущая идея курса – единство неорганической и органической химии на основе общности их понятий, законов и теорий, а также на основе общих подходов к классификации органических и неорганических веществ и закономерностям протекания химических реакций между ними. Место предмета в базисном учебном плане
Согласно базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение химии в 11 классе отводится 2 часа в неделю, 68 учебных часа в год. Рабочая программа предусматривает: практических работ- 5, контрольных работ-4, самостоятельных работ и тестирования -10 Учебно-методический комплект
Химия. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/О.С. Габриелян, - 2-е изд. стереотип. – М.: Дрофа, 2009.
Литература
.Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.– М.: Дрофа, 2010.
Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 11 кл. Базовый уровень: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2005.
Габриелян О.С. Химия: Учебное пособие для 11 кл. сред. шк. – М.: Блик плюс, 2000.
Габриелян О.С., Настольная книга учителя. Химия. 11 класс. - М.: Дрофа, 2008.
Доронькин В.Н. и др Подготовка к ЕГЭ. Химия 10-11 классс. Ростов –на-Дону.2011.
Рябов М.А. Тесты по химии 11 класс к учебнику О.С.Габриелян. Химия 11 класс. Базовый уровень.М.2010.
Троегубова Н.П. Поурочные разработки по химии:11 класс. –М.: ВАКО,2013. -432с.
Химия. 11 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна, Г.Г. Лысовой «Химия. 11» /О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2004.
Интернет–ресурсы и цифровые образовательные ресурсы
1. http://www.edu.ru - Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведение эксперимента, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена.
2. http://www.fipi.ru - портал информационной поддержки единого государственного экзамена.
3. http://www.chemnet.ru – электронная библиотека по химии. Требования к уровню подготовки.
В результате изучения химии в 11 классе учащиеся должны
знать/понимать
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь
называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений;
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Календарно- тематический план. Химия 11 класс №
урока
| Наименование разделов и тем
| Всего
часов
дата
| Из них
| Примечание
| Практические и лабораторные работы
| Контрольные и диагностические материалы
| 1.
| Введение в общую химию
|
|
|
|
| Тема 1
| Строение атома. Периодический закон Д.И. Менделеева.
| 8 часа
|
| 3 часа
|
| 2.
| Атом -сложная частица.
|
|
|
|
| 3.
| Состояние электронов в атоме
|
| .
|
|
| 4.
| Электронная конфигурация атомов химических элементов и графическое изображение электронной конфигурации атомов.
|
|
|
|
| 5.
| Урок –семинар по теме «Электронное строение атомов».
|
|
| Самостоятельная работа
|
| 6.
| Валентные возможности атомов химических элементов. Степень окисления.
|
|
|
|
| 7.
| Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома.
|
|
|
|
| 8.
| Изменение свойств элементов и их соединений в зависимости от положения в периодической системе. Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева.
|
|
| Химический диктант
|
| 9.
| Контрольная работа №1 по теме «Строение атома. Периодический закон Д.И. Менделеева»
|
|
| Контрольная работа №1
|
| Тема 2
| Строение вещества.
| 11 часов
| 1 час
| 2 часа
|
| 10.
| Виды химических связей. Типы кристаллических решеток.
|
|
|
|
| 11.
| Металлическая и водородная связи. Единая природа химической связи.
|
|
|
|
| 12.
| Урок –практикум по теме «Виды химических связей. Типы кристаллических решеток».
|
|
| Самостоятельная работа
|
| 13..
| Гибридизация атомных орбиталей. Геометрия молекул.
|
|
|
|
| 14.
| Урок обобщающего повторения по теме «Виды химических связей. Гибридизация, геометрия частиц».
|
|
|
|
| 15.
| Теория химического строения органических соединений А.М. Бутлерова
|
|
|
|
| 16.
| Универсальность теории химического строения А.М.Бутлерова. Современные направления развития теории.
|
|
|
|
| 17.
| Полимеры –высокомолекулярные соединения.
|
|
|
|
| 18.
| Пластмассы. Биополимеры. Эластомеры. Волокна.
|
|
|
|
| 19.
| Практическая работа №1. «Решение экспериментальных задач по определению пластмасс и волокон».
|
| Практическая работа №1 «Решение экспериментальных задач по определению пластмасс и волокон».
|
|
| 20.
| Контрольная работа №2 по теме «Строение вещества»
|
|
| Контрольная работа №2
|
| Тема 3.
| Химические реакции
| 10 часов
| 1 час
| 2 часа
|
| 21.
| Классификация химических реакций в органической и неорганической химии.
|
|
|
|
| 22.
| Окислительно-восстановительные реакции. Классификация ОВР.
|
|
|
|
| 23.
| Составление ОВР методом электронного баланса.
|
|
|
|
| 24.
| Урок –практикум по составлению уравнений ОВР
|
|
| Самостоятельная работа
|
| 25.
| Энергетика химических реакций.
|
|
|
|
| 26.
| Скорость химических реакций.
|
|
|
|
| 27.
| Факторы, влияющие на скорость химических реакций.
|
|
|
|
| 28.
| Обратимость химических реакций. Химическое равновесие. Условия смещения химического равновесия по принципу Ле Шателье.
|
|
|
|
| 29.
| Практическая работа№2 «Скорость химических реакций. Химическое равновесие».
|
| Практическая работа №2 «Скорость химических реакций. Химическое равновесие».
|
|
| 30.
| Обобщение по теме «Химические реакции»
|
|
| Тестирование
|
| Тема 4.
| Дисперсные системы. Растворы. Процессы, происходящие в растворах.
| 8 часов
| 1 час
| 2 часа
|
| 31.
| Дисперсные системы.
|
|
|
|
| 32.
| Количественная характеристика растворов, растворение, растворимость.
|
|
|
|
| 33.
| Теория электролитической диссоциации. Свойства растворов электролитов.
|
|
|
|
| 34.
| Водородный показатель.
|
|
|
|
| 35.
| Гидролиз неорганических веществ –солей.
|
|
|
|
| 36.
| Гидролиз органических веществ.
|
|
| Тестирование
|
| 37.
| Практическая работа №3. «Решение экспериментальных задач по теме «Гидролиз. Реакции ионного обмена».
|
| Практическая работа №3 «Решение экспериментальных задач по теме «Гидролиз. Реакции ионного обмена».
|
|
| 38.
| Контрольная работа №3 по теме «Дисперсные системы. Растворы. Процессы, происходящие в растворах».
|
|
| Контрольная работа №3
|
| Тема 5.
| Вещества, их классификация.
| 26 часов
| 2 часа
| 5 часов
|
| 39.
| Классификация неорганических веществ.
|
|
|
|
| 40.
| Классификация органических веществ.
|
|
| Химический диктант
|
| 41.
| Металлы.
|
|
|
|
| 42.
| Общие химические свойства металлов.
|
|
|
|
| 43.
| Оксиды и гидроксиды металлов.
|
|
|
|
| 44.
| Коррозия металлов
|
|
|
|
| 45.
| Металлы в природе. Способы получения металлов.
|
|
|
|
| 46.
| Металлы в природе. Способы получения металлов.
|
|
|
|
| 47.
| Химия s-,p-элементов.
|
|
|
|
| 48.
| Химия d-, f-элементов.
|
|
|
|
| 49.
| Обобщающее повторение по теме «Металлы».
|
|
| Самостоятельная работа
|
| 50.
| Неметаллы.
|
|
|
|
| 51.
| Соединения неметаллов: оксиды, гидроксиды, водородные соединения.
|
|
|
|
| 52.
| Химия неметаллов.
|
|
|
|
| 53.
| Обобщающее повторение по теме «Неметаллы».
|
|
|
|
| 54.
| Зачет по теме «Неметаллы».
|
|
| Тестирование
|
| 55.
| Оксиды.
|
|
|
|
| 56.
| Органические и неорганические кислоты.
|
|
|
|
| 57.
| Специфические свойства неорганических кислот.
|
|
|
|
| 58.
| Органические, неорганические основания.
|
|
|
|
| 59.
| Амфотерные органические и неорганические соединения.
|
|
|
|
| 60.
| Практическая работа №4 «Вещества и их свойства»
|
| Практическая работа №4 «Вещества и их свойства»
|
|
| 61.
| Генетическая связь органических и неорганических соединений.
|
|
|
|
| 62.
| Практическая работа №5 «Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений».
|
| Практическая работа №5 «Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений».
|
|
| 63.
| Обобщение сведений по теме «Вещества и их свойства».
|
|
| Тестирование
|
| 64.
| Контрольная работа №4 по теме «Вещества, их классификация».
|
|
| Контрольная работа №4
|
| Тема 6
| «Химия в жизни общества».
| 4 часа
|
|
|
| 65.
| Химия и производство
|
|
|
|
| 66.
| Химия и производство
|
|
|
|
| 67.
| Химия в сельском хозяйстве, быту, медицине.
|
|
|
|
| 68.
| Химия в сельском хозяйстве, быту, медицине.
|
|
|
|
|
| Итого
| 68
| 5
| 14
|
|
|