Скачать 226.11 Kb.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «химия нефти и газа» Направление подготовки 131000 «Нефтегазовое дело» Профили подготовки: 1 Эксплуатация и обслуживание объектов добычи газа, газоконденсата и подземных хранилищ 2: Эксплуатация и обслуживание объектов транспорта и хранения нефти, газа и продуктов переработки; 3: Бурение нефтяных и газовых скважин; 4: Эксплуатация и обслуживание объектов добычи нефти 5: Разработка и эксплуатация углеводородных месторождений шельфа 6: Сооружение и ремонт объектов систем трубопроводного транспорта Квалификация (степень) выпускника: бакалавр Форма обучения: очная Составитель: доц. Григорьева Л.В. Санкт-Петербург 2012 1. Цели и задачи дисциплины: целью изучения дисциплины «Химия нефти и газа» является приобретение студентами знаний в области органической химии и химии нефти и газа в качестве дисциплины профессионального цикла, необходимой для последующего логического перехода к изучению цикла профессиональных дисциплин по направлению 131000 «Нефтегазовое дело», профилям подготовки: «Бурение нефтяных и газовых скважин»; «Эксплуатация и обслуживание объектов добычи нефти»; «Эксплуатация и обслуживание объектов добычи газа, газоконденсата и подземных хранилищ»; «Сооружение и ремонт объектов систем трубопроводного транспорта»; «Эксплуатация и обслуживание объектов транспорта и хранения нефти, газа и продуктов переработки». В соответствии со стандартными требованиями к образованности специалиста в результате изучения теоретического курса и прохождения лабораторного практикума по химии нефти и газа задачей дисциплины является получение студентом необходимого объема знаний в области органической химии, научиться применять эти знания для решения практических задач. 2. Место дисциплины в структуре ООП: дисциплина «Химия нефти и газа» относится к циклу профессиональных дисциплин и входит в его базовую часть. Для изучения дисциплины студент должен обладать знаниями по дисциплине «Химия», устанавливаемыми ФГОС ВПО по направлению «Нефтегазовое дело». Дисциплина является предшествующей для изучения последующих дисциплин цикла Б.2 (математические и естественнонаучные дисциплины) - Экология (7-й семестр); цикла Б.3 (профессиональный цикл) - Безопасность жизнедеятельности (5-й семестр), профиль «Бурение нефтяных и газовых скважин» - Буровые технологические жидкости (6-й семестр); профиль «Эксплуатация и обслуживание объектов добычи газа, газоконденсата и подземных хранилищ» - Технология и техника методов увеличения компонентоотдачи пластов (8-й семестр); профиль «Эксплуатация и обслуживание объектов транспорта и хранения нефти, газа и продуктов переработки» - Защита от коррозии газонефтепроводов и газохранилищ (7-й семестр). профиль «Бурение нефтяных и газовых скважин» - Буровые технологические жидкости (5, 6-й семестр); профиль «Эксплуатация и обслуживание объектов добычи нефти» - Технология и техника методов повышения нефтеотдачи пластов (8-й семестр), Сбор и подготовка скважинной продукции (8-й семестр); профиль «Разработка и эксплуатация углеводородных месторождений шельфа» - Технология и техника методов повышения нефтеотдачи шельфовых месторождений (8-й семестр), Внутрипромысловый сбор и подготовка продукции на шельфе (8-й семестр); профиль «Сооружение и ремонт объектов систем трубопроводного транспорта» - Противокоррозионная защита (7-й семестр); 3. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: общекультурных обобщать, анализировать, воспринимать информацию, ставить цели и выбирать пути ее достижения (ОК-1); быть готовым к категориальному видению мира, уметь дифференцировать различные формы его освоения (ОК-2); логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-3); быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-4); стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9); профессиональных: самостоятельно приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ПК-1); использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ПК-2); владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, работать с компьютером как средством управления информацией (ПК-4); составлять и оформлять научно-техническую и служебную документацию (ПК-5); планировать и проводить необходимые эксперименты, обрабатывать, в т.ч. с использованием прикладных программных продуктов, интерпретировать результаты и делать выводы (ПК-18); выбирать и применять соответствующие методы моделирования физических, химических и технологических процессов (ПК-20). В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: - компонентный состав нефти и других углеводородных систем природного и техногенного происхождения; методы разделения многокомпонентных нефтяных систем; химические и физико-химические свойства основных групп углеводородов и гетероатомных соединений нефти; методы исследования нефти и нефтепродуктов; основные типы и принципы классификации нефтяных дисперсных систем (НДС) природного и техногенного происхождения (нефтепродукты, химические реагенты, применяющиеся в нефтепромысловой химии, и т.п.); возможные химические взаимодействия компонентов нефтяных систем с химическими реагентами, используемыми в нефтепромысловой химии; гипотезы происхождения нефти. Уметь: использовать принципы классификации нефтегазовых систем; применять знания о составе и свойствах нефти и газа в соответствующих расчетах; прогнозировать поведение нефти и газа в различных технологических процессах, опираясь на знание их состава и физико-химических свойств; грамотно определять причины негативных явлений (коррозия, гидратообразование, отложения АСПО и др.) и методы их устранения; решать экологические проблемы, возникающие на всех этапах обращения с нефтью и газом Владеть: методами качественного и количественного анализа многокомпонентных систем; навыками выполнения основных лабораторных анализов по определению физико-химических свойств нефти; методами описания свойств многокомпонентных систем. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц.
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
6. Лабораторный практикум
7. Практические занятия (семинары) не предусмотрены учебным планом и основной образовательной программой 8. Примерная тематика курсовых проектов (работ)_______ не предусмотрено учебным планом и основной образовательной программой___________________________________ 9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: а) основная литература 1. Проскуряков В.А. Химия нефти и газа. СПб.: Высшая школа, 2000. 2. Березин Б.Д., Березин Д.Б. Курс современной органической химии. М. Высшая школа, 2001. 3. Иванов В.Г., Гева О.Н., Гаверова Ю.Т. Практикум по органической химии. М.: Адема, 2000. 4. Григорьева Л.В., Черемисина О.В., Литвинова Т.Е. Органическая химия. Сборник задач. СПб.: РИЦ СПГГИ. 2007. 5. Григорьева Л.В., Черемисина О.В., Берлинский И.В., Литвинова Т.Е. Органическая химия. Основной органический синтез. Лабораторный практикум. СПб.: РИЦ СПГГИ. 2008. 6. Григорьева Л.В., Черемисина О.В., Берлинский И.В., Бурмистрова Т.А., Литвинова Т.Е. Органическая химия. Свойства органических соединений. СПб.: РИЦ СПГГИ. 2009. 7. Григорьева Л.В., Кужаева А.А. Методические указания к лабораторным работам по дисциплине «Химия нефти и газа». СПб.: РИЦ СПГГИ. 2010. б) дополнительная литература 1. Стародубцев Д.С. Органическая химия. М.: Высшая школа, 1991. 2. Сайкс Д.С. Механизмы реакций в органической химии. СПб.: Химия, 1995. 3. Иванский В.И. Химия гетероциклических соединений. М.: Химия, 1988. 4. Жиряков В.Г. Органическая химия. М.: Химия, 1965. в) программное обеспечение программа химических расчетов HSC производства компании Outotec г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы 1. База термодинамических данных: http://www.chem.msu.su/cgi-bin/tkv.pl 2. Интернет-библиотека: http://www.twirpx.com 3. Интернет-библиотека: http://www.sciteclibrary.ru 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины: 1. Лаборатория органической химии: ауд. 3419, площадь помещения – 67 кв м., количество рабочих мест – 15; лаборатория оснащены типовым лабораторным оборудованием: установки для титрования, установки для определения фракционного состава нефти, установки для выполнения перегонки, установки для термохимических измерений, рН-метры. 2. Специализированная аудитория 3532: площадь помещения 68 кв. м; количество рабочих мест – 30; оснащена наглядным стендовым материалом, справочными таблицами по химии. 11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины: Преподавание дисциплины основано на организации внутри дисциплины и междисциплинарных образовательных модулей, представляющих совокупность теоретических представлений и практических навыков по дидактическим единицам, изложенными в тексте программы во взаимосвязи с последующими и смежными дисциплинами. Теоретические представления студент получает в результате изучения курса лекций и самостоятельного изучения литературных источников (учебников и учебных пособий). Теоретические представления закрепляются в процессе выполнения домашних заданий, контрольных и самостоятельных работ, составления реферата. Практические навыки студентом приобретаются в ходе выполнения рекомендованного программой учебного лабораторного практикума, подготовке к лабораторным работам и оформления отчетов по результатам выполнения лабораторного эксперимента. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация является совокупностью данных по успешности выполнения студентом требований ФГОС ВПО, учебного плана, примерной учебной программы и включает = посещение лекционных и лабораторных занятий; = своевременная сдача домашних заданий в соответствии с предоставленным преподавателем графиком выполнения домашних работ; = своевременное предоставление реферата в соответствии с графиком работы над рефератом, которых составляется лектором потока; = выполнение учебного лабораторного практикума и предоставления отчетов по лабораторным работам в соответствии с графиком выполнения лабораторных работ и сроками сдачи отчетов, разрабатываемым лектором потока; = успешное написание контрольной работы. Разработчик: кафедра ОФХ доцент Л.В. Григорьева |
Программа дисциплины геология и геохимия нефти и газа направление... Кореквизиты: «Теоретические основы поисков и разведки нефти и газа», «Нефтепромысловая геология», «Подсчёт запасов и оценка ресурсов... | Геоэкология нефти и газа Т. А. Барнёва Технология добычи, транспортировки и хранения нефти и газа. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов... | ||
Рабочая программа модуля (дисциплины) геологическая интерпретация Кореквизиты «Подсчет запасов и оценка ресурсов нефти и газа», «Геология нефти и газа», «Геологические основы разработки нефтяных... | Рабочая программа дисциплины «Химические реагенты и технологии для... Целью изучения данного курса является углубление профессиональной подготовки студентов в области физико-химии применения реагентов... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Геология месторождений нефти и газа» Дополнение к учебно-методическому комплексу «Геология месторождений нефти и газа». Учебно-методический комплекс. Рабочая программа... | Рабочая программа учебной дисциплины «технология химической переработки... «Оборудование нефтегазопереработки», основ технологии нефтегазопереработки и машин для переработки нефти и газа. Эти знания служат... | ||
Паспорт примерной программы учебной дисциплины 3 структура и примерное... Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной общеобразовательной программы в соответствии с фгос по... | Высшего профессионального образования «Российский государственный... Кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процесса и социальных отраслей права юридического факультета Российского государственного... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины химия 2012г рабочая программа... Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области | Программа : геология нефти и газа Пререквизиты: «Математика», Физика», «Химия», «Общая геология», «Кристаллография и минералогия», «Петрография» | ||
Рабочая программа дисциплины Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной формы обучения по направлению 020100. 68 «Химия». Магистерская... | Российской Федерации Российский государственный университет нефти... Целью освоения дисциплины Химия является приобретение студентами знаний и навыков, позволяющих применять их при освоении других дисциплин... | ||
Программа курса «Введение в геохимию нефти и газа» Введение Предмет... Программа «Мы и окружающий мир» разработана в соответствии с психолого-педагогическими основами системы обучения, нацеленной на... | Рабочая программа учебной дисциплины «Кристаллография и минералогия» Специализации: «Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых»; «Геология нефти и газа»; «Поиски и разведка... | ||
Рабочая программа Общеобразовательной учебной дисциплины «химия» Специальность «Химия», примерной программы учебной дисциплины «Химия» авторов Габриеляна О. С., Остроумов И. Г., одобренной фгу «фиро» Минобрнауки... | Российской Федерации Российский государственный университет нефти... Основная задача дисциплины вооружить студентов теоретическими знаниями и практическими навыками работы с нормативными правовыми актами,... |