Скачать 296.82 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» УТВЕРЖДАЮ Директор Института фундаментальной биологии и биотехнологии ____________/ Сапожников В.А. / «_____»_____________2008 г. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Дисциплина _____ СД.Ф.7 Медицинская биохимия ____ Укрупненная группа ____020000 - Естественные науки . Специальность ___________ 020208.65 — Биохимия . Институт Фундаментальной биологии и биотехнологии . Кафедра Физико-химической биологии__ _ Красноярск 2008 Учебная программа дисциплины составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе 020000 - Естественные науки __________________________________________________________________ (указывается номер и наименование укрупненной группы) специальности 020208.65 — Биохимия (указывается номер и наименование направления ( специальности) Программу составили: доцент Субботина Т.Н. Заведующий кафедрой ____________________ В.А. Кратасюк (фамилия, и. о., подпись) «_____»____________2008г. Учебная программа обсуждена на заседании кафедры физико-химической биологии «_____»____________2008г. протокол Заведующий кафедрой ________________________ В.А. Кратасюк (фамилия, и. о., подпись) Учебная программа обсуждена на заседании НМСФ _____________ __________________________________________________________________ «_____» __________________ 200___ г. протокол № _____________ Председатель НМСФ _____________________В.А. Сапожников (фамилия и. о., подпись) Дополнения и изменения в учебной программе на 200 __/200__ учебный год. В учебную программу вносятся следующие изменения: _____________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры _______ «____» _____________ 200__г. протокол № ________ Заведующий кафедрой ______________________________________________ (фамилия, и.о., подпись) Внесенные изменения утверждаю: Заведующий кафедрой _________________________ (фамилия, и. о., подпись) 1 Цели и задачи изучения дисциплины 1.1 Цель преподавания дисциплины Целью изучения дисциплины является соединение фундаментальных сведений по биохимии человека и возможность использования этих знаний в клинической практике. 1.2 Задачи изучения дисциплины В задачи изучения дисциплины входит: ● ознакомление студентов с современными сведениями по клинико-биохимическим основам нормы и патологии, а также лабораторной диагностике некоторых внутренних болезней. ● формирование представлений о принципах использования биохимических тестов для оценки нарушений здоровья человека и постановки клинического диагноза. В результате изучения дисциплины студент должен: знать: теоретические основы, достижения и проблемы современной биохимии, в том числе медицинской биохимии и клинической лабораторной диагностики; уметь: использовать приобретенные знания и навыки для решения задач медицинской биохимии, ветеринарной биохимии, биотехнологии, биологического контроля окружающей среды владеть: широким спектром аналитических методов и подходов биоорганической и биологической химии; 1.3 Межпредметная связь Для успешного освоения предлагаемого курса в полном объеме необходимо предварительное изучение курсов «Химия», «Биология», «Физиология человека и животных с основами высшей нервной деятельности», «Биохимия и молекулярная биология», «Цитология с основами гистологии», «Энзимология». Курс «Медицинская биохимия» необходим для освоения студентами таких дисциплин как «Методы биохимических исследований», «Молекулярные механизмы гормональной регуляции», «Молекулярная биология», «Химия патологических процессов», «Патофизиология крови». Знания медицинской биохимии – необходимая база для проведения большого практикума, а также для выполнения курсовых работ, подготовки бакалаврских квалификационных работ, тематика которых связана с необходимостью использования знаний по биохимии человека в клинической практике. 2. Объем дисциплины и виды учебной работы
3 Содержание дисциплины 3.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах (тематический план занятий) Таблица 3.1.
3.2 Содержание разделов и тем лекционного курса 1. Медицинская энзимология – 14 ч. 1.1. Введение в медицинскую биохимию – 2ч. Медицинская биохимия как наука. Разделы медицинской биохимии: патологическая и клиническая биохимия. Биохимические основы патологических состояний, основные причины заболеваний. Стадии развития заболевания. Биохимические исследования в клинике. Спектр клинико-биохимических исследований: «базовые» или «основные», специальные и ургентные (тесты при неотложных состояниях). Порядок проведения биохимических исследований. Подготовка обследуемых лиц к анализу. Правила взятия биологического материала. Правила хранения биологического материала. Трактовка результатов анализа. Способы выражения биохимических результатов. Вариабельность результатов исследований. Аналитические вариации: точность и аккуратность, чувствительность и специфичность, референтные уровни. Понятия «ложно позитивных» и «ложнонегативных» результатов. Биологические и другие факторы, влияющие на интерпретацию результатов исследований. Биохимические исследования, проводимые вне лабораторий. 1.2. Энзимопатологии - 2ч. Врождённые (наследственные) энзимопатии. Классификация. Механизм возникновения наследственных энзимопатий. Метаболический блок обмена веществ. Приобретённые энзимопатии: пищевые и токсические. Клинические проявления энзимопатий. Энзимопатии с клиническими проявлениями. Относительно бессимптомные энзимопатии. Бессимптомные энзимопатии. 1.3. Энзимодиагностика: распределение ферментов в организме и уровень их активности – 2ч. Субклеточная локализация ферментов. Органная специфичность в распределении ферментов. Ферменты сыворотки крови, различные классификации. Секреторные, индикаторные и экскреторные ферменты. Функциональные и нефункциональные ферменты. Факторы, влияющие на уровень ферментов во внеклеточной жидкости. Диагностическое значение снижения ферментативной активности. Неспецифическое физиологическое и патологическое повышение активности ферментативной активности. Источники ошибок при проведении лабораторных анализов: доаналитические, аналитические и постаналитические ошибки. Стабильность ферментов при хранении. Недостатки ферментативного анализа. Основные принципы дифференциальной диагностики при использовании ферментативных тестов. Ранняя диагностика острого инфаркта миокарда. Диагностическая эффективность, чувствительность и специфичность ферментативных тестов. 1.4. Энзимодиагностика: активность ферментов плазмы крови – 2ч. Определение активности ферментов. Характеристика стационарных (по конечной точке) и кинетических методов определения активности ферментов. Прямой и непрямой оптический тест Варбурга. Расчёт ферментативной активности при определении активности по конечной точке и при кинетическом определении. 1.5. Использование ферментов в лабораторной практике (часть 1) – 2ч. Применение ферментов в качестве аналитических реагентов. Обнаружение самих ферментов в сыворотке крови при поражении органов и тканей. Характеристика ферментов, наиболее значимых в энзимодиагностике. Лактатдегидрогеназа. 1.6. Использование ферментов в лабораторной практике (часть 2) – 2ч. Аминотрансферазы: аспартатаминотрансфераза (АсАт) и аланинаминотрансфераза (АлАт). -Амилаза. Креатинкиназа. Щелочная и кислая фосфатазы. Холинэстераза. Липаза. -Глутамилтрансфераза. 1.7. Энзимотерапия – 2ч. Использование ферментов в качестве лекарственных препаратов. Заместительная терапия (введение отсутствующего фермента). Использование ферментов в качестве агентов, специфически разрушающих продукты обмена веществ в организме больного. Использование ингибиторов ферментов в качестве лекарственных препаратов.
2.1. Неферментативные белки плазмы крови – 2ч. Неферментативные белки плазмы крови. Общая характеристика, функции, основные представители фракций белков плазмы крови. Нормопротеинемия, гипопротеинемия, гиперпротеинмия. Альбумины крови. Транспортные белки плазмы крови: трансферрин, гаптоглобин, гемопексин. Белки – ингибиторы пртеаз, 1-Антитрипсин. Белки острой фазы: 1-Антитрипсин, С-реактивный белок, гаптоглобин, фибриноген. 2.2. Небелковые азотсодержащие низкомолекулярные соединения –2ч. Небелковые азотистые компоненты крови. Общая характеристика, состав небелкового азота. Резидуальный азот. Ретенционная почечная- и внепочечная азотемия. Продукционная азотемия. Основные небелковые азотистые компоненты крови: мочевина, мочевая кислота, креатин, креатинин. Понятие «почечного порога». Беспороговые вещества. Клиренс креатинина – индикатор функции почек. 3. Исследование обмена углеводов – 2ч. 3.1. Гомеостаз глюкозы крови - 2ч. Источники глюкозы крови. Усваиваемые и неусваиваемые углеводы пищи. Роль печени в обмене углеводов. Гормональная регуляция концентрации глюкозы в крови: инсулин, глюкагон, гормон роста, адреналин, кортизол. Взаимосвязь метаболизма глюкозы, неэтирифицированных жирных кислот и кетоновых тел. 4. Липиды и липопротеины: обмен и его нарушения – 4ч. 4.1. Структура, свойства и метаболизм липидов и липопротеинов –2ч. Характеристика основных групп липидов: жирные кислоты, триацилглицерины, фосфолипиды, холестерин. Липопротеины: структура, номенклатура и функции. Основные аполипопротеины: апо А, апо В, апо С и апо Е. Экзо- и эндогенный метаболизм липопротеинов. 4.2. Нарушения обмена липидов – 2ч. Нарушения метаболизма липопротеинов. Дислипидемии. Гиперлипидемия первичная и вторичная. Семейная гиперхолестеринемия и семейный дефект аполипопротеина В100. Полигенная гиперхолестеринемия. Семейная комбинированная гиперлипидемия. Семейная дисбеталипопротеинемия. Семейная гипертриглицеридемия. Синдром хиломикронемии. Гиперальфалипопротеинемия. Исследования при гиперлипидемии. Лечение гиперлипидемии: диета, лекарственные препараты, экстракорпоральное удаление жиров, хирургическое лечение. 5. Водно-электролитный баланс и кислотно-основное состояние организма – 8ч. 5.1. Водный и натриевый обмен – 2ч. Водно-электролитный баланс организма: основные понятия: водные пространства организма, электролиты, концентрация, осмоляльность. Водный и натриевый баланс. Обмен воды в норме. Антидиуретический гормон и регуляция осмоляльности. Обмен натрия в норме. Регуляция обмена натрия альдостероном. Предсердный натрийуретический гормон. Регуляция объёма жидкости. Гипернатриемия. Возможные причины гипернатриемии. Потеря воды. Потеря воды и натрия. Увеличение содержания натрия во внеклеточной жидкости. Клиническая картина и лечение гипернатриемии. Другие причины нарушения осмоляльности, понятие осмоляльного сдвига. Гипонатриемия, вызванная задержкой воды. Безотёчная гипонатриемия и её лечение. Отёчная гипонатриемия и её лечение. Гипонатриемия, вызванная потерей натрия. Псевдогипонатриемия. |
Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины Список дисциплин, знание которых необходимо для изучения курса данной дисциплины | Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины Целью дисциплины является изучение современных методов программирования приложений, использующих в своей работе среду Internet. А... | ||
Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины Формирование умений и навыков в области метрологии и сертификации программных средств (ПС) | Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины Целью дисциплины является приобретение базовых знаний и навыков программирования, проектирования и разработки приложений с применением... | ||
Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем. 10 | Рабочая учебная программа дисциплины «Энергоменеджмент» Рабочая учебная программа дисциплины «Энергоменеджмент» составлена на основании требований Государственного образовательного стандарта... | ||
Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины Целью изучения дисциплины «Основы информационной безопасности» является освоение основ информационной безопасности, необходимых специалисту... | Рабочая учебная программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: «лыжная подготовка» Учебно-методический комплекс. Учебная программа для студентов направления 032100. 62 | ||
Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины Компьютерная графика применяется как для решения математических, инженерных экономических задач, так и для игровых и развлекательных... | Учебная программа дисциплины современное отечественное литературоведение... Учебная программа составлена А. Ю. Колпаковым, к ф н., доцентом каф русской литературы | ||
Рабочая учебная программа дисциплины Практические технологии отрасли,... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая учебная программа дисциплины опд. Ф. 01. 1 «Введение в языкознание» Рабочая учебная программа составлена к ф н., доцентом кафедры французской филологии Сотниковой Т. В | ||
Рабочая учебная программа дисциплины «Проектная логистика» Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 080200. 62 «Менеджмент» | Рабочая Учебная программа дисциплины «Введение в профессию» Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 080110. 51 «Банковское дело» | ||
Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины Оп – образовательная программа (впо – высшее профессиональное образование, спо среднее профессиональное образование) | Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины Оп – образовательная программа (впо – высшее профессиональное образование, спо среднее профессиональное образование) |