Программа по химии (для естественнонаучных классов и лицейских классов медико-биологического профиля)





НазваниеПрограмма по химии (для естественнонаучных классов и лицейских классов медико-биологического профиля)
страница1/6
Дата публикации12.08.2015
Размер0.91 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Химия > Программа
  1   2   3   4   5   6


ПРОГРАММА ПО ХИМИИ

(для естественнонаучных классов и лицейских классов медико-биологического профиля)

Авторы-составители:

И.Ю. Левина, доцент кафедры общей и биоорганической химии МГМСУ, к.х.н.,

И.В. Ягова, доцент кафедры общей и биоорганической химии МГМСУ, к.х.н.,

Е.А. Гришина, учитель химии ГБОУ СОШ № 1388,

В.В. Червина, учитель химии ГБОУ СОШ №1388,

Е.А. Харина, учитель химии ГБОУ СОШ №1388
Согласование МИОО – 30.09.2009 года
В Программу по химии для естественнонаучных классов и лицейских классов медико-биологического профиля с углубленным изучением предметов естественнонаучного цикла ГБОУ СОШ № 1388 ЦАО города Москвы включены:

  • пояснительная записка, в которой определены значимость курса, цели, задачи, ожидаемый результат, формы и методы организации учебных занятий;

  • учебно-тематический план;

  • содержание программы с названием тем и указанием количества учебных часов, отведенных на изучение каждой темы;

  • методическое обеспечение;

  • список рекомендуемых учебников и учебной литературы


Пояснительная записка

Природу изучают в нескольких школьных курсах, однако существуют трудности с ее целостным видением. Человек и природа остаются расчлененным между отдельными дисциплинами. Данная программа дает возможность проявить свои знания в целостном подходе к окружающему миру и человеку в нем. Программа может быть реализована на уроках химии

в лицейских классах медико-биологического профиля. Программа соответствует государственному образовательному Стандарту основного общего и среднего (полного) образования по химии. Программа составлена в соответствии с требованиями нормативных документов по профильному образованию и новейших тенденций в области модернизации образования. Основные разделы традиционной программы по химии в старшей школе сохранены полностью, но в них включены темы, примеры и задачи, иллюстрирующие взаимосвязь химии, биологии и медицины.

Содержание базируется на материале химии, изучаемом в основной школе и средней, в соответствии со «Стандартом основного общего и среднего (полного) образования по химии».

Новизна и актуальность Программы курса химии для классов медико-биологического профиля состоит в том, что Программа позволяет на основании фундаментальных знаний курса химии средней школы, правильно понимать и объяснять использование химических и биохимических закономерностей в медицинской практике, осознанно подходить к формированию основных понятий биохимии, физической химии и других смежных фундаментальных наук.

Программа ориентирована на учащихся лицейских классов медико-биологического профиля, изучающих химию по настоящей программе с 8-го класса. При этом «круг тем», которые изучаются в 8-9-м лицейских классах медико-биологического профиля, формально не отличается от аналогичных разделов, изучение которых предусмотрено «Стандартом основного общего образования по химии». Однако, особое внимание уделяется более детальной проработке целого ряда тем, например: строение электронных оболочек элементов не только главных, но и побочных подгрупп, формирование понятия об основном и возбужденном состоянии атома, химия элементов и их соединений, включая металлы основных и побочных подгрупп и так далее. Особое место уделено формированию навыков решения нестандартных и комбинированных задач. Те учащиеся, которые получили основное общее образование в соответствии со «Стандартом основного общего образования по химии», в рамках которого целый ряд тем общей химии изучается только на уровне ознакомления, могут впоследствии ощутить дефицит знаний, необходимых в процессе изучения химии по программе для учащихся лицейских классов медико-биологического профиля. Именно для указанной категории школьников предусмотрено фундаментальное повторение и углубление базовых тем общей химии в 11-м классе.

Данное повторение также будет полезным и для школьников, обучающихся по указанной Программе в лицейских классах медико-биологического профиля ГБОУ СОШ № 1388, начиная с 8-го класса.

Содержание курса органической химии, который является неотъемлемой частью настоящей Программы, включает изучение теории строения органических веществ, важнейших классов органических соединений на основе их генетической связи в порядке усложнения строения от сравнительно простых веществ до наиболее сложных, входящих в состав живых организмов. Учащиеся знакомятся с зависимостью свойств веществ от химического, электронного и пространственного строения молекул. Кроме того, в программе широкого представлен абсолютно новый для большинства учащихся аспект органической химии – рассмотрение «традиционных» химических процессов с позиции биохимии и физиологии, рассмотрено народнохозяйственное значение органических соединений, развитие нефтехимической промышленности в стране.

Отличительной особенностью настоящей Программы является четко выраженная ориентация предмета на возросшие требования, предъявляемые к знаниям, умениям и навыкам абитуриентов, поступающих в медицинские и биолого-химические ВУЗы. Также в настоящей Программе широко представлен абсолютно новый для большинства слушателей аспект общей химии – рассмотрение «традиционных» химических процессов с позиции биохимии и физиологии.

Поскольку в настоящее время такая дисциплина – как биохимия стала базой фундаментальных наук о жизни, в программу включены основные понятия биохимии, а также химической технологии. С целью формирования экспериментальных умений в программе предусмотрена система фронтальных практических работ медико-биологического направления.

Программа рассчитана на 4 часа в неделю изучения химии в 8 классе

(136 часов в год), 4 часа в неделю в 9 классе (136 часов в год),

4 часа в неделю в 10 классе (136 часов в год) и 5 часов в 11-м классе (170 часов в год). При этом в 10-м и 11-м классах в рамках изучения предмета «Химия» вводится «практикум по химии» (34 часа в год), а в 11-м классе предмет «Теория общей химии» (34 часа в год).

Возможна также реализация программы, при которой в 8-м и 9-м классах в рамках изучения предмета «Химия» вводится «практикум по химии» (34 часа в год), а на изучение химии и в 10 классе, и в 11 классе в учебном плане предусмотрено 5 часов в неделю (и, соответственно, 170 часов в год). В этом случае в 10-м и 11-м классах в рамках изучения предмета «Химия» также вводится не только «Практикум по химии», но и, дополнительно, «Технология органического и неорганического синтеза». Это позволяет, во-первых, завершить изучение раздела «Кислородсодержащие соединения» в 10 классе, перенеся из 11 класса тему «Углеводы», а во-вторых, более детально рассмотреть прикладные аспекты химии, в частности строение и производство высокомолекулярных соединений, также предусмотрев изучение этой темы в 10 классе. Кроме этого, планируя уроки «Технологии органического и неорганического синтеза», в 10 классе следует сделать акцент на особенностях химического производства органических веществ, экологической безопасности, приблизить школьника к пониманию процессов разработки и производства лекарственных препаратов, наноматериалов. А в 11 классе – на общих физико-химических закономерностях протекания химических реакций и их использовании в производстве неорганических веществ. Перенос изучения нескольких тем из 11 класса в 10 класс позволит в 11 классе выделить больше времени на освоение таких сложных для восприятия тем, как «Теория окислительно-восстановительных процессов», «Общие свойства неметаллов», «Общие свойства металлов». Это является особенно необходимым для тех школьников, которые в 8-9 классах не имели возможности изучать предмет «Химия» углубленно.

Преподавание ведётся учителями школы в 8-9 классах, а также в 10-11 классах параллельно учителями школы (основное образование) и преподавателями кафедры общей и биоорганической химии МГМСУ (дополнительное образование, элективные курсы).

Время, выделяемое в программе на изучение разделов и тем курса, является примерным. Учителю предоставляется право изменять количество часов, отведённое на их изучение в пределах одного учебного года, в зависимости от уровня подготовленности класса.

Кроме того, в программе каждого класса отведено до 7% учебного времени как резервного.

Возможности настоящей программы могут быть расширены за счет введения

в 7 предпрофильном классе предмета «Химия. Вводный курс. 7 класс»,

авторы программы О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. А.К. Ахлебинин. Пропедевтический курс химии направлен на формирование осознанного понимания свойств веществ и химических процессов, знакомых учащимся в повседневной жизни. Занятия в рамках указанного курса закладывают ориентационную и мотивационную основу для осознанного выбора учениками медико-биологического профиля обучения.

Настоящая программа по химии для 8-11 лицейских классов медико-биологического профиля ориентирована на углублённое изучение химии для школьников, решивших посвятить себя в будущем медицине. Химия является одним из базовых предметов, необходимых для поступления в медицинские учебные заведения и успешного овладения рядом медицинских дисциплин. Программа также будет полезна тем учащимся, которые изберут своей специальностью химию. Авторы полагают, что одна из основных задач программы состоит в том, чтобы сформировать у школьников после ее усвоения достаточно высокий уровень химических знаний, который

в дальнейшем позволит успешно изучать химию в вузе. Именно поэтому авторы при составлении программы опирались не только на различные методические и учебные материалы, опубликованные в отечественной и зарубежной литературе, но и на собственный эмпирический опыт (как преподавательский, так и научно-исследовательский), на свое понимание задач современной химии, ее важнейших проблем и экспериментальных возможностей.

Оснащение и оборудование:

В ГБОУ СОШ № 1388 функционируют три кабинета химии, два из которых могут быть использованы для проведения как лекционно-семинарских занятий, так и для выполнения практических работ. Указанные кабинеты оснащены лаборантскими и содержат типовое оборудование кабинета химии (наборы химических реактивов, приборы общего назначения, приборы демонстрационные, специальные приборы и аппараты, лабораторные приборы и принадлежности, коллекции и модели, экранные и печатные пособия: кодотранспоранты, видеофильмы, таблицы и т.д.). Еще одна аудитория химии используется только для проведения лекционных занятий, оборудована стандартным набором необходимых экранных и печатных пособий. Все преподаватели химии, работающие в ГОУ СОШ № 1388 – учителя высшей квалификационной категории, активно использующие информационные технологии

в образовательном процессе. Именно поэтому все три кабинета химии оснащены современным комплексом технических средств обучения: персональным компьютером, аудиомагнитофоном, динамическим микрофоном, внешним УНЧ и динамиками (колонками), графопроектором, печатающим устройством (принтером), сканером, копировальным устройством. Два кабинета оснащены телевизорами и видеомагнитофонами. Один из кабинетов также оборудован мультимедийным проектором и внешним проекционным экраном, управление которым возможно с помощью пульта дистанционного управления.
Цель программы:

  • создать ориентационную и мотивационную основу для осознанного выбора учениками медико-биологического профиля обучения;

  • сформировать у учащихся комплекс знаний, умений и навыков, соответствующих современным требованиям к химическим дисциплинам;

  • освоить все дидактические единицы программы профильного курса в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования;

  • закрепить, систематизировать, расширить и углубить знания учащихся по основным темам программы химии;

  • выработать у учащихся понимание взаимосвязи и взаимозависимости знаний, приобретаемых при изучении различных наук, и комплексного их применения.

Задачи программы:

  • развитие познавательных и интеллектуальных способностей учащихся, умений самостоятельно приобретать знания, а также понимания роли химической науки в современном мире;

  • формирование (расширение и углубление) знаний учащихся о строении, свойствах и методах получения веществ и материалов;

  • расширение естественнонаучного мировоззрения учащихся, преодоление хемофобии и безразличного отношения к современным экологическим проблемам;

  • ознакомление с новыми прогрессивными идеями и взглядами, с открытиями отечественных и зарубежных ученых, с достижениями науки и техники, в том числе и в разработке, производстве и применении лекарственных препаратов, а также в области диагностики и лечения заболеваний;

  • обучение учащихся обобщенным методам решения расчетных и экспериментальных задач как действенному средству формирования химических знаний и учебных умений посредством развития химической интуиции, разработки определенной технологии, позволяющей быстро, четко и грамотно проанализировать содержание задачи, самостоятельно определить тип и метод решения задачи, строить план исследования;

  • определение научно обоснованных правил и норм использования веществ и материалов, формирование правильного представления о природе питания человека;

  • формирование представлений о том, что человек и окружающая среда взаимосвязаны, а также поведенческих навыков здорового образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью;

  • подготовка школьников к участию в олимпиадах, конкурсах проектных и исследовательских работ, научно-практических конференциях.

Знания и умения, которые школьники приобретают в процессе обучения:

  • получение знаний о классификации, строении и свойствах веществ, способах их получения, применении, о проявлении химических законов, о характере протекания химических реакций;

  • получение представлений о проявлении химических законов и теории в медицине, методах научного познания;

  • определение факторов, отрицательно влияющие на здоровье человека, и разработка оптимальных методов их устранения;

  • знание правил и овладение техникой работы с химическими реактивами, лабораторным оборудованием и химической посудой, как общего, так и специального назначения;

  • объяснение устройства и принципов работы нагревательных приборов, весов, мерной посуды;

  • выполнение измерений с учетом погрешности измерений и в соответствии с требованиями техники безопасности;

  • представление результатов измерений в виде таблиц, диаграмм и графиков;

  • описание результатов опытов;

  • обобщение полученных результатов и формулирование выводов.

Виды деятельности учащихся, которые реализуются в работе по содержанию программы:

  • выполнение практических работ;

  • самостоятельные исследования;

  • составление и решение химических задач как расчетного, так и экспериментального характера;

  • составление таблиц;

  • устные сообщения учащихся с последующей дискуссией;

  • работа в группах и защита проектов;

  • работа со справочной литературой, энциклопедиями, ресурсами Internet.

Формы и методы обучения:

  • Урок-диалог

  • Лекция с элементами беседы

  • Тренинг

  • Поэтапное формирование умений и навыков

  • Семинар-практикум

  • Урок-практикум с элементами беседы

  • Практическая работа

  • Научно-практическая конференция

Формы и методы проверки знаний:

  • Входной контроль

  • Самостоятельный контроль

  • Взаимный контроль

  • Контроль со стороны учителя

  • Тематический текущий контроль

  • Рубежный и итоговый контроль

Формами подведения итогов работы по программе также могут быть:

  • проведение научно-практических конференций (в рамках недели химии в школе) с защитой проектных работ учащихся;

  • выставки работ школьников в виде стендовых докладов;

  • тестирование, участие в олимпиадах и интеллектуальных марафонах.

Необходимо подчеркнуть, что для всех видов контроля предусмотрена, как традиционная форма проведения контролирующего занятия (письменная контрольная работа, устный зачет), так и тестовый контроль.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Количество часов

8 класс

136

Первоначальные химические понятия

32

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома

24

Химическая связь. Строение веществ

20

Важнейшие классы неорганических веществ

32

Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений

16

Резервное время

12

9 класс

136

Повторение основных тем 8 класса

4

Общие закономерности химических реакций

16

Химические процессы в растворах и расплавах

24

р−элементы VII группы периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева (галогены).

12

р−элементы VI группы периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева (подгруппа кислорода).

12

р−элементы V группы периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева (подгруппа азота).

16

р−элементы IV группы периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева (подгруппа углерода).

12

Бор

2

Металлы главных подгрупп

12

Элементы побочных подгрупп периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева

10

Органическая химия

4

Генетическая связь между классами неорганических веществ

4

Резервное время

8

Тема

Количество часов

10 класс

136

170

Введение в органическую химию

2

2

Повторение основных вопросов курса неорганической химии

4

4

Общая характеристика органических соединений и органических реакций

4

6

Строение углеводородов

4

4

Предельные углеводороды

20

25

Непредельные и ароматические углеводороды

42

46

Природные источники углеводородов и их переработка

4

5

Кислородсодержащие органические соединения

46

48

Генетическая связь между углеводородами и кислородсодержащими производными углеводородов

2

2

Углеводы

0

14

Синтетические высокомолекулярные соединения и полимерные материалы на их основе

0

10

Резервное время

8

4

11 класс

170

Органическая химия

52

35

Повторение основных вопросов курса органической химии

10 класса

4

6

Углеводы

12

0 (изучается

в 10 классе)

Азотсодержащие органические соединения

24

25

Синтетические высокомолекулярные соединения и полимерные материалы на их основе

8

0 (изучается

в 10 классе)

Обобщение знаний по курсу органической химии

4

4

Основы общей и физической химии.

Обобщение и углубление знаний

110

127

Основные понятия и законы химии

5

5

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева на основе учения о строении атома

10

10

Химическая связь и строение вещества. Основные классы неорганических соединений.

20

20

Физико-химические закономерности протекания химических реакций. Энергетика химических превращений.

32

32

Теория окислительно-восстановительных процессов (ОВП)

10

15

Общие свойства неметаллов

14

20

Общие свойства металлов

14

20

Обобщение материала по школьному курсу химии

5

5

Резервное время

8

8
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по химии (для естественнонаучных классов и лицейских классов медико-биологического профиля) iconПрограмма элективного курса по химии для классов химико-биологического профиля 11 класс
Программа предусматривает углубление знаний учащихся по химии, развитие их познавательных интересов, развитие умений и навыков выполнения...
Программа по химии (для естественнонаучных классов и лицейских классов медико-биологического профиля) iconРабочая программа по курсу «Клетки и ткани»
Он предназначен для учащихся 10–11-х классов медико-биологического профиля, а также для учащихся, проявляющих интерес к цитологии....
Программа по химии (для естественнонаучных классов и лицейских классов медико-биологического профиля) iconПрограмма элективного курса по биологии "Клетки и ткани"
Он предназначен для учащихся 10-11 классов медико-биологического профиля, а также для учащихся, проявляющих интерес к цитологии....
Программа по химии (для естественнонаучных классов и лицейских классов медико-биологического профиля) iconПрограмма элективного курса по биологии для учащихся 10-х классов...
Программа предназначена для изучения курса «Микробиология» в классах химико-биологического профиля и рассчитана на 34 часа, 1 час...
Программа по химии (для естественнонаучных классов и лицейских классов медико-биологического профиля) iconПрограмма для учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы и студентов средних
Программа предназначена для учащихся старших классов общеобразовательных школ, для студентов колледжей и высших учебных заведений...
Программа по химии (для естественнонаучных классов и лицейских классов медико-биологического профиля) iconПрограмма элективного курса по химии для классов химико-биологического,...
Программа элективного курса по химии для классов химико-биологического, физико-химического, биолого-географического, агротехнологического,...
Программа по химии (для естественнонаучных классов и лицейских классов медико-биологического профиля) iconОпрос по выбору профиля для 9-х классов дает следующие результаты
...
Программа по химии (для естественнонаучных классов и лицейских классов медико-биологического профиля) iconВведение в биологическую химию. Количественное определение белка в растворе 5
Практические и лабораторные занятия по биологической химии для студентов медико-биологического факультета
Программа по химии (для естественнонаучных классов и лицейских классов медико-биологического профиля) iconПрограмма элективного курса для учащихся 10 11 классов «Деловой немецкий»
Элективный курс предназначен для обучающихся 10-11 классов школ с углубленным изучением немецкого языка гуманитарного и филологического...
Программа по химии (для естественнонаучных классов и лицейских классов медико-биологического профиля) iconМетодические рекомендации по химии для учащихся 11-12 классов
Цель урока: систематизировать сведения о химических свойствах металлов, рассмотренных при изучении материала курса химии 8, 9 классов,...
Программа по химии (для естественнонаучных классов и лицейских классов медико-биологического профиля) iconПримерная программа по биологии среднего (полного) общего образования....
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в лицее, специализирующемся на изучении физических и математических...
Программа по химии (для естественнонаучных классов и лицейских классов медико-биологического профиля) iconРабочая программа по учебному предмету "химия" учителя химии Трофимовой...
Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений, составленных на основе примерных с учётом федеральных стандартов....
Программа по химии (для естественнонаучных классов и лицейских классов медико-биологического профиля) iconДаниловой Г. И. курс для школ и классов гуманитарного профиля. 10 11 кл
Даниловой Г. И. курс для школ и классов гуманитарного профиля. 10 – 11 кл. – М.: Дрофа, 2008., допущена Министерством образования...
Программа по химии (для естественнонаучных классов и лицейских классов медико-биологического профиля) iconПояснительная записка Данный курс, предназначенный для учащихся 9-11-х...
Круговороты азота, уг­лерода и кислорода в природе это то же окислительно-восстановительные реакции. Данные реакции протекают при...
Программа по химии (для естественнонаучных классов и лицейских классов медико-биологического профиля) iconСписок электронных образовательных ресурсов, доступ к которым обеспечивается...
Электронное наглядное пособие по 1 химии для 8-11 классов 2 физике для 7-11 классов
Программа по химии (для естественнонаучных классов и лицейских классов медико-биологического профиля) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений // Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск