Скачать 85.5 Kb.
|
Программа элективного курса по биологии "Клетки и ткани" Кользенова Г.Ш. Материал взят с сайта http://festival.1september.ru Предлагаемый элективный курс поддерживает и углубляет базовые знания по биологии. Он предназначен для учащихся 10-11 классов медико-биологического профиля, а также для учащихся, проявляющих интерес к цитологии. Изучение элективного курса поможет проверить целесообразность выбора профиля дальнейшего обучения и профессиональной деятельности выпускника. Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии. В процессе занятий предполагается приобретение учащимися опыта поиска информации по предлагаемым вопросам. Учащиеся совершенствуют умения подготовки рефератов, докладов, сообщений по избранным темам. Элективный курс рассчитан на 30 часов. К нему разработан подробный тематический план (Приложение 1). Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение лабораторных и практических работ, решение задач, проблем, проведение семинаров. Основной целью курса является создание условий для развития творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания через содержание курса и применение новых педагогических технологий. Задачи курса: формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний в биологии, помощь учащимся в подготовке к поступлению в ВУЗы и ССУЗы, удовлетворение интересов учащихся, увлекающихся цитологией и гистологией. Основная концепция курса:
Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Содержание курса Общее количество часов – 30 Часть I. Общая цитология (биология клетки) – 16 ч. Тема 1. Введение в биологию клетки (2 ч) Задачи современной цитологии. Клеточная теория – основной закон строения живых организмов. Заслуга отечественных биологов в защите основных положений клеточной теории. Лабораторная работа. Устройство микроскопа. Тема 2. Общий план строения клеток живых организмов (2 ч) Прокариоты и эукариоты. Сходство и различия. Животная и растительная эукариотическая клетка. Теории происхождения эукариотической клетки. Лабораторная работа. Особенности строения клеток эукариот и прокариот. Тема 3. Основные компоненты и органоиды клеток (2 ч) Мембрана: современная модель строения клеточной мембраны. Универсальный характер строения мембраны всех клеток. Цитоплазма и органоиды. Цитоскелет клеток – его компоненты и функции в разных типах клеток. Мембранные органоиды клеток. Лабораторная работа. Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука. Тема 4. Метаболизм – преобразование веществ и энергии (3 ч).
Семинар.
Итоговая тестовая проверочная работа (1 ч). Тема 5. Ядерный аппарат и репродукция клеток (4 ч).
Лабораторная работа. Митоз в клетках корней лука. Тема 6. Эволюция клетки (1ч). Первичные этапы биохимической эволюции на Земле. Теории эволюции про - и эукариотических клеток. Происхождение многоклеточных организмов. Обобщающий семинар (2 ч). Клетка – элементарная генетическая и структурно-функциональная единица живого. Часть II. Сравнительная (эволюционная) гистология – учение о тканях многоклеточных организмов – 14 ч. Тема 7. Понятие о тканях многоклеточных организмов (2 ч). Определение ткани. Классификация тканей. Происхождение тканей в эволюции многоклеточных животных и развитие тканей в процессе индивидуального развития организма (онтогенезе). Тема 8. Эпителиальные ткани (2 ч). Покровные ткани позвоночных и беспозвоночных животных. Одни функции – разные решения. Кишечные эпителии. Типы пищеварения в животном мире – внутриклеточное и полостное. Практическая работа. Изучение эпителиальных тканей. Тема 9. Мышечные ткани (2 ч). Типы мышечных тканей у позвоночных и беспозвоночных животных (соматические поперечно-полосатые и косые; сердечные поперечно-полосатые; гладкие). Практическая работа. Изучение мышечной ткани. Тема 10. Ткани внутренней среды (соединительная ткань) (2 ч).
Тестовая проверочная работа. Тема 11. Ткани нервной системы (2 ч). Значение нервной системы как главной интегрирующей системы нашего организма. Элементы нервной ткани – нейроны и глиальные клетки. Демонстрация учебного фильма “Типы тканей”. Тема 12. Индивидуальное развитие организмов – онтогенез (2 ч). Понятие о зародышевых листках. Дифференциация клеток. Гистогенез и органогенез позвоночных животных. Обобщающий семинар (1 ч). Ткань – совокупность клеток, выполняющих одну функцию Итоговая контрольная работа (1 ч). Методические рекомендации Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение практических и лабораторных работ, решение задач, проблемных вопросов, проведение семинаров. Возможно, возникновение дискуссий, где будут обсуждены различные точки зрения по изучаемым вопросам. Знания проверяются с помощью тестовых контрольных работ. При изучении отдельных тем, учащиеся составляют обобщающие схемы, таблицы. Итогом проведения лабораторных работ или практических работ являются отчеты с выводами, рисунками (Приложение 2). Основной акцент при изучении вопросов курса должен быть направлен на активную работу учеников в классе в форме диалога учитель – ученик, активного обсуждения материала в форме ученик – ученик, ученик – учитель. Для практических и демонстрационных занятий необходимы: 1. Световые микроскопы. 2. Набор электронно-микроскопических фотографий и схем типов клеток и тканей, их компонентов. 3. Препараты по цитологии и основным типам тканей (Приложение 2). Межпредметные связи. Неорганическая химия – строение вещества, окислительно-восстановительные реакции. Органическая химия – принципы организации органических веществ, углеводы, жиры. Белки, нуклеиновые кислоты. Физика – свойства жидкостей, тепловые явления, термодинамика. Литература для учителя:
Литература для учащихся:
|
Программа элективного курса по общей биологии Среди органических веществ клетки белки занимают первое место, как по количеству, так и по значению. У животных на них приходится... | II. Химия клетки (5 час) Предлагаемый элективный курс поддерживает и углубляет базовые знания по биологии. Изучение элективного курса поможет в выборе дальнейшего... | ||
Рабочая программа по курсу «Клетки и ткани» Он предназначен для учащихся 10–11-х классов медико-биологического профиля, а также для учащихся, проявляющих интерес к цитологии.... | Пояснительная записка Программа элективного курса по биологии предназначена... Программа элективного курса по биологии для10(11)класса в рамках профильной подготовки | ||
Программа «Фабрика здоровья» Программа элективного курса разработана на основе авторской программы элективного курса Л. Н. Бородачёвой, учителя биологии моу сош... | Рабочая программа элективного курса по биологии «экология человека» Программа элективного курса содержит новые понятия и материалы, не содержащиеся в изучении предмета экология. Программа включает... | ||
Программа элективного курса по биологии "Здоровье человека и окружающая среда" Лекционная и практическая части курса предполагают широкое использование видеофильмов, слайдов, сети Интернет, наглядных пособий.... | Урок на тему: «Ткани растений» Оборудование: учебники, компьютер, проектор, таблицы «Строение растительной клетки», «Ткани растений», рисунки учебника по данной... | ||
Рабочая программа элективного курса составлена на основе программы... Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 С. Тахта ипатовского района ставропольского... | Программа элективного курса «Питание и здоровье» (10-11 кл.) Поэтому формирование у учащихся правильного представления о природе питания человека одна из главных задач биологии. Наиболее систематично... | ||
Рабочая программа элективного предмета по биологии «Молекулярные... «Рассмотрено на заседании мо учителей естественно-математического цикла и рекомендовано к утверждению» | План элективного курса «Репетитор по биологии» Изучение данного курса направлено на углубление и расширение знаний учащихся по всем разделам школьного курса биологии. В ходе изучения... | ||
Программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» для 10-11 класса Предлагаемая программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» предназначена для учащихся 10-11-х классов основной... | Элективный курс по биологии «Клетки и ткани» предназначен для учащихся... Вторую половину ХХ века некоторые ученые называют “золотым веком биологии”. Так как за последние 20 лет было совершено ряд чрезвычайно... | ||
Элективный курс по биологии «Клетки и ткани» предназначен для учащихся... Вторую половину ХХ века некоторые ученые называют “золотым веком биологии”. Так как за последние 20 лет было совершено ряд чрезвычайно... | Программа элективного курса «Как живёшь, дальневосточник?» На программу элективного курса «Как живёшь, дальневосточник?» для учащихся 8-9 классов, разработанную учителем биологии и химии высшей... |