Урок знаний- посвящённый 300-летию М. В. Ломоносова





Скачать 86.52 Kb.
НазваниеУрок знаний- посвящённый 300-летию М. В. Ломоносова
Дата публикации04.08.2013
Размер86.52 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Химия > Урок
Ломоносов и наше время.

Урок знаний- посвящённый 300-летию М.В.Ломоносова.

«Он – факел.

И огонь его

Зажжён от Солнца самого!»
Цель образовательная: развитие познавательного интереса к биографии и творчеству М.В.Ломоносова.

Воспитательная: размышление о роли знаний в жизни человека.

Развивающая: создание условий для развития творческих способностей учащихся.
Задачи урока:

1. Раскрыть масштабность личности М.В. Ломоносова как сына Отечества.

2. Представить энциклопедичность таланта М.В. Ломоносова.

3. Показать актуальность и востребованность идей ученого в современном обществе.

Оборудование: портрет М.В.Ломоносова, презентация с биографией М.В.Ломоносова, проектор, выставка литературы о М.В.Ломоносове, карточки с заданиями.

Ход урока.

Вступительное слово.

Истинное значение Ломоносова не измерить. Ломоносов – титан человеческой мысли, который оставил свои открытия во всех областях знаний. Он не только учил, но и сам показывал пример рачительного ученика и учителя, воплощая себя в своих последователях.

На сегодняшнем уроке мы изучим историю жизни Михаила Васильевича, познакомимся с его трудами.
Сообщение 1-го ученика: Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября (по старому стилю - 8 ноября) 1711 года в деревне Мишанинской Куростровской волости Архангельской губернии в семье помора. Отец, Василий Дорофеевич, был государственным крестьянином, ходил в море на промысел. Мать, Елена Ивановна, в девичестве Сивкова, вела домашнее хозяйство. Михайло (именно так звали Ломоносова с детства, так он любил называть себя сам) был мальчишкой смышлёным, очень к знаниям тянулся, всё его интересовало. Обучался "российской грамоте" у соседа Ивана Шубного и местного дьячка Семёна Сабельникова. Первыми учебниками Ломоносова были "Грамматика" Мелентия Смотрицкого и "Арифметика" Леонтия Магницкого. Но хотелось поучиться "настоящим наукам", пробиться к знаниям через все преграды. Против воли отца в морозную декабрьскую ночь 1730 года с рыбным обозом отправился в Москву. Путь предстоял трудный, долгий, но он дошёл. И не только дошёл, но и сумел поступить в единственную тогда школу в Москве, которая называлась Славяно-греко-латинская академия. Пришлось пойти на обман, назвавшись сыном дьякона, иначе бы не приняли. В 19 лет впервые сев за парту, Ломоносов с великим прилежанием и интересом взялся за учёбу, сразу выделился среди учеников своими исключительными способностями. Через полгода его перевели из нижнего класса во второй, ещё через полгода - из второго - в третий. Но страсть его к наукам была столь велика, что удовлетворения от получаемых знаний не испытывал. Уже были прослушаны курсы географии, истории, арифметики, прочитаны книги по философии и мироведению в академической библиотеке, а ответов на многие свои вопросы юноша не находил.

В 1734 году по его просьбе Ломоносова отпускают поучиться в Киево-Могилянской академии, но он вскоре возвращается в Москву, не находя и в Киеве чего-то нового для себя. Большой перелом происходит в судьбе Ломоносова в 1735 году, когда его в числе лучших 12 учеников отправляют в Петербургскую академию наук для дальнейшего обучения. А в 1736 году, уже из Петербурга, в числе лучших трёх студентов Ломоносов едет за границу, в Германию, для изучения горного дела. сначала им надо было поучиться в университете города Марбурга, а затем во Фрайберге у знаменитого химика, минералога Генкеля.

Сообщение 2-го ученика: Здесь, в Германии, Ломоносов не только учился у других, но и проявил недюжинные способности и знания: в 1738 году отправил в Петербургскую академию наук своё первое научное сочинение по физике; в 1739 году закончил "Физическую диссертацию…"; начал работу по изучению правил стихотворства; написал и послал для публикации в Петербург оду "На взятие Хотина" и т.д. Не поладив с мрачным, ворчливым и властным Генкелем, Ломоносов ушёл из Фрайберга. Путешествовал по Германии и Голландии, много пережил и повидал, чуть не попал в солдаты, но сумел избежать военной службы. В германии встретил свою любовь – немку Елизавету Цильх, которая стала его женой.

В 1741 году Михайло Ломоносов возвращается в Петербург. В это время он увлекается многими научными вопросами. В 1742 году зачислен в штат Петербургской Академии наук адъюнктом (младшим научным сотрудником) "физического класса". А дальше – грандиозная научная работа в самых различных областях: физике, химии, читает студентам лекции по физической химии, формирует "всеобщий закон природы", то есть закон сохранения материи и движения и делает многое другое. Главной своей специальностью считает всё-таки химию. В 1745 году получил звание профессора именно по этой науке. Создаёт первую в России химическую лабораторию.

С таким же интересом Ломоносов работает и в области языка и литературы: пишет "Краткое руководство к красноречию", в 1750 году создаёт трагедию "Тамира и Селим" (1 декабря была представлена при царском дворе), а в 1751 году выходит в свет первое "Собрание разных сочинений в стихах и в прозе Михайла Ломоносова". В 1752 году появляется трагедия "Демофонт". В декабре того же года сочинено «Письмо о пользе Стекла».

Именно в это время учёный увлёкся созданием мозаики – цветного стекла, из которого будет творить великолепные картины. В 1752 году закончена первая – "Мадонна", сделанная с картины римского живописца Соламены. Потом будут другие – яркие, самобытные. Самая знаменитая из них создана в 1764 году – "Полтавская баталия", в центре её – кумир, идеал Ломоносова – царь Пётр Великий. Не случайно Ломоносов будет избран почётным членом Петербургской Академии художеств, он и в живописи сказал своё слово.

Сообщение 3-го ученика:

Но не всё так легко и гладко было на его пути: в июле 1753 года во время проведения опытов по изучению атмосферного электричества был убит молнией профессор Рихман, работавший вместе с Ломоносовым. Тяжело переживал Михайло Васильевич смерть друга.

Трудно было и в Академии. Там так много учёных-иностранцев, которых принимали в России с приниженным почтением, доверяя им как единственно возможным авторитетам. Они чувствовали себя в России свободно и уверенно: не допускали даже мысли, что русский человек, выходец из «мужиков», может обладать недюжинным умом, да ещё и сметь оспаривать устоявшиеся научные взгляды. Да и некоторые русские коллеги-учёные не хотели смириться с его превосходством, не понимали, боялись: слишком неординарен был Ломоносов, поражал, удивлял и даже пугал мощью ума, грандиозностью и размахом планов, целеустремлённостью. На него писали доносы, стремились поссорить с властями, подстраивали подлости, мешали работать. Как много времени и сил было потрачено Ломоносовым на то, чтобы отвечать оппонентам, писать многочисленные прошения, обращаясь к придворным вельможам, к самой царице, и объяснять свои поступки желанием трудиться только на благо российской науки, во имя величия России. всё время приходилось бороться, отстаивать право на научную работу, на своё слово в науке. Какая же сила духа была у этого человека! Какой мощный характер!

Особенно важным станет в жизни Ломоносова 1755 год: в Москве торжественно открывается университет. Это его стараниями, настойчивыми требованиями, прошениями удалось добиться открытия в России первого университета. Учёный уверен, "…что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать", а университет будет этому способствовать. Правда, на торжественное открытие университета сам Михайло Васильевич не был приглашён. Но ничего, главное – университет создан, он есть!

Ему же самому надо торопиться – вперёд, вперёд, ещё так много планов, задумок, сколько ещё надо узнать, понять, доказать, поведать миру!

Сообщение 4-го ученика:

Ломоносов завершает грандиозную работу над «Российской грамматикой», строит собственную мозаичную мастерскую, организует домашнюю химическую лабораторию и мастерскую оптических приборов, работает над созданием "ночезрительной трубы". произносит "Слово о происхождении света", "Слово о рождении металлов от трясения земли", "Рассуждение о большей точности морского пути". создаёт ряд навигационных приборов, пишет исторические, географические работы, две первые части поэмы "Пётр Великий" и так далее, так далее, так далее.., Он уже не только профессор Петербургской Академии наук, но и член Академической канцелярии – высшего административного органа Академии. Назначен директором Географического департамента Петербургской Академии наук, становится во главе Академической гимназии и Академического университета. Его избирают почётным членом Шведской академии наук, членом Болонской академии наук. Сколько сделано, изучено, открыто, а сколько ещё хотелось! Сам Ломоносов составил перечень своих научных работ, назвав его" Роспись сочинениям и другим трудам советника Ломоносова", собрал отзывы о своих работах и оформил их как "Свидетельства о науках советника Ломоносова".

В 1765 году, 28 января, последний раз присутствовал на заседании Академического собрания.

4 апреля 1765 года в пять часов вечера Михаил Васильевич Ломоносов скончался.

Учитель: Имя Ломоносова осталось не только в памяти учёных, которые до сих пор удивляются его научной прозорливости, пользуются его открытиями, но и в географических названиях: его родное село носит имя Ломоносова, Город Ораниенбаум в Ленинградской области тоже назван Ломоносов. Его имя – в названиях улиц, проспектов, библиотек, школ, лицеев, университетов, театров и так далее. Ему посвящают свои произведения поэты и писатели, драматурги и кинорежиссёры, художники пишут картины. О нём помнят и говорят с гордостью и восхищением как о великом русском учёном, гении и как о сильной личности, незаурядном человеке.

Викторина.

Вопросы:

1) Назовите полностью имя, отчество родителей Ломоносова, девичью фамилию матери (Василий Дорофеевич, Елена Ивановна Сивкова).

2) Назовите учебные заведения, в которых учился Ломоносов. где они находились? (Славяно-греко-латинская академия в Москве, Киево-Могилянская академия в Киеве, петербургская академия наук, университет в городе Марбурге, в Германии, лаборатория Генкеля во Фрайберге).

3) В 1742 году Ломоносов был зачислен в штат Петербургской Академии наук адъюнктом (стажёром). По какой науке? (По физике).

4) Как называется самая знаменитая картина, созданная Ломоносовым? В чём её особенность? ("Полтавская баталия". Сделана из стеклянной мозаики).

5) В 1745 году Ломоносов получил звание профессора Петербургской академии наук. какой науки? (Химии)

6) Личность этого человека всегда была для Ломоносова примером в жизни, ему посвящены его стихи, неоконченная поэма, картины. Кто он? (Петр 1).

7) как назывался знаменитый прибор для ночного видения, изобретённый Ломоносовым? ("Ночезрительная труба")

8) Какое первое литературное произведение прислал Ломоносов из Германии в Петербург для публикации? (Оду "На взятие Хотина").

9) как называлась первая мозаичная картина Ломоносова?

("Мадонна". сделана с картины римского живописца Солимены).

10.Однажды вельможа указал Ломоносову на его дырку в кафтане и сказал: «Что это у вас, уважаемый академик, ум из кафтана вылетает? Как вы думаете, что ответил Ломоносов? («Нет, это глупость туда заглядывает).

11.Однажды на собрании князь Иван Курагин хвастался: «Я Рюрикович, мои корни уходят к Владимиру Красно Солнышко. А ты, Михайло, что можешь сказать о своих корнях? Как вы думаете, что ответил Ломоносов? ( «Увы, все записи моего рода пропали во время Великого потопа»).

"Поэтический венок" М. В. Ломоносову
В соседстве двух морей, на родине метели,

Вблизи бродящих льдов и стужи он рождён;

Снегами полюса он встречен у купели

И пышным севера сиянья озарён.

Покинув дом отца, в стране чужой, далёко,

как хлеба, он искал познаний и наук.

Он в тайны естества сошёл умом глубоко

И первый вырвал нам из лиры стройный звук.

(С. И. Стромилов. «Ломоносов»)
Путь в науку начинается со школьной скамьи. Школа даёт нам образование, которое приходит вместе с упорным трудом. При поддержке учителей вы добываете знания, учитесь размышлять, познавать житейские истины.

«Мой путь к успеху»

По «Ломоносову» - качества, которые помогают успешно учиться.

Мой путь. (Какие качества у меня. Над какими качествами надо работать.)

1.Чтение книг.

1.

2.Любознательность.

2.

3.Настойчивость

3.

4.Пытливость.

4.

5.Наблюдательность.

5.

6.Смелость.

6.

7.Находчивость.

7.

8.Дисциплина.

8.

9.Отсутствие лени.

9.

Вывод:

1.Я успешный ученик, потому…

2.Я стану успешным учеником, если…

В какое бы время мы не жили, одной из основных ценностей всегда остаётся образование человека, его знания. Чем образованнее человек, тем лучше он понимает окружающий мир, тем быстрее сумеет найти себя в нём. Предлагаю внести свои обсуждения при разработке проекта внеурочной деятельности в этом учебном году.

Идея проекта

Ваши предложения

Форма осуществления

1.Невозможно следовать идеям Ломоносова не зная его биографии.







2.Ломоносов был первоклассным учеником. Он верил, что: «Через учение счастлив будет»

(Собрать материалы о медалистах района)




3.Ломоносов хотел видеть во всех областях своих отечественных специалистов

(Собрать информацию о выпускниках школы работающих в различных сферах)




4. «Я- ученик с активной жизненной позицией»

(Участие в акциях: «Эстафета добрых дел», «ЗОЖ», «Самообразование»)




Обращение к учащимся нашей школы.

Ребята!

Давайте изучать историю жизни и труды М.В.Ломоносова, следовать заветным мыслям нашего соотечественника: болеть за родное Отечество и выполнять свою работу так, чтобы про нас сказали хорошие слова наши потомки.

Давайте стремиться к знаниям ежечасно, ежедневно, не теряя времени. Тем и станем полезными Отечеству сегодня.

Используемые источники.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%EE%EC%EE%ED%EE%F1%EE%E2,_%CC%E8%F5%E0%E8%EB_%C2%E0%F1%E8%EB%FC%E5%E2%E8%F7

http://www.rulex.ru/01120331.htm

http://rusnauka.narod.ru/lib/lomonosov_m/lomonosov.htm

http://az.lib.ru/l/lomonosow_m_w/

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок знаний- посвящённый 300-летию М. В. Ломоносова iconРайонная выставка конкурс «Моя лучшая творческая разработка мероприятия,...
Образовательная – расширить знания учащихся о жизни и деятельности великого русского ученого М. В. Ломоносова
Урок знаний- посвящённый 300-летию М. В. Ломоносова iconИсторико-краеведческий конкурс «Святыни Петербурга», посвященный...
Историко-краеведческий конкурс «Святыни Петербурга», посвященный 300-летию Александро-Невской Лавры
Урок знаний- посвящённый 300-летию М. В. Ломоносова iconК 300- летию Михаила Васильевича Ломоносова Он создал первый университет...
«Гений М. В. Ломоносова проявился в его многогранном таланте, благодаря которому он смог стать «первым нашим университетом». (А....
Урок знаний- посвящённый 300-летию М. В. Ломоносова iconДоклад по теме «Выдающиеся открытия Ломоносова в естествознании»
В 2011 г исполняется 300 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова, русского ученого-естествоиспытателя. Это человек энциклопедических...
Урок знаний- посвящённый 300-летию М. В. Ломоносова iconПлан проведения предметной недели кафедры
Сообщения на уроках о жизни и великих открытиях М. В. Ломоносова посвященных 300-летию со дня рождения ученого
Урок знаний- посвящённый 300-летию М. В. Ломоносова iconО конкурсе творческих работ, посвященном 300-летию М. В. Ломоносова
Муниципальной общеобразовательной школы-интерната «Общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования №9 «Мыс...
Урок знаний- посвящённый 300-летию М. В. Ломоносова iconОткрытый урок, посвященный
Воспитательная цель: на английском языке рассказать о роли знаний в жизни человека на примере великого ученого М. В. Ломоносова,...
Урок знаний- посвящённый 300-летию М. В. Ломоносова iconПоложение о городской научно-практической конференции учащихся, посвященной...
Городская научно-практическая конференция школьников (далее — Конференция) призвана активизировать работу по пропаганде научных знаний...
Урок знаний- посвящённый 300-летию М. В. Ломоносова icon300-летию Ломоносова М. В. посвящается Выдержки из сочинений учащихся начальной школы
На ассамблее мне понравились конкурсы, особенно с чернилами и пером…Еще запомнилось как танцевали перед нами барышни и кавалеры Ученица...
Урок знаний- посвящённый 300-летию М. В. Ломоносова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский открытый урок (Первый классный час), посвященный 20-летию Конституции Российской Федерации и 80-летию Свердловской...
Урок знаний- посвящённый 300-летию М. В. Ломоносова iconПлан работы музея мбоу «сош №5» на 2013-2014 учебный год, посвященный 70-летию Великой Победы
Урок мужества «27 января День воинской славы России. 70- летию снятию блокады Ленинграда посвящается…»
Урок знаний- посвящённый 300-летию М. В. Ломоносова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
День знаний. Торжественная линейка. Классный час «Всероссийский открытый урок, посвященный 20-летию Конституции рф». Знакомство первоклассников...
Урок знаний- посвящённый 300-летию М. В. Ломоносова iconМ. В. Ломоносова в средних общеобразовательных учреждениях
М. В. Ломоносова в средних общеобразовательных учреждениях в рамках мероприятий, посвященных празднованию 300-летия со дня рождения...
Урок знаний- посвящённый 300-летию М. В. Ломоносова iconВопросы интернет-викторины (300-летию М. В. Ломоносова посвящается)...
Повторить основные синтаксические понятия (словосочетание и грамматическое значение словосочетания, предложение, простое предложение...
Урок знаний- посвящённый 300-летию М. В. Ломоносова iconКонференция проводится в два этапа. Первый этап в образовательных...
Областной научно-практической конференции, посвящённой 300-летию со дня рождения М. В. Ломоносова («Ломоносовские чтения»)
Урок знаний- посвящённый 300-летию М. В. Ломоносова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск