Доклад по теме «Выдающиеся открытия Ломоносова в естествознании»

НазваниеДоклад по теме «Выдающиеся открытия Ломоносова в естествознании»
Дата публикации26.12.2014
ТипДоклад
100-bal.ru > Физика > Доклад

КОГБОУ СПО «Кировский медицинский колледж»

филиал в г. Котельниче

Доклад по теме

«Выдающиеся открытия Ломоносова в естествознании»

Докладчики: Чуприянова Клавдия

Шарыгин Дмитрий

студенты 1 курса

специальность «Лечебное дело»

г.Котельнич, 2011г

«…Что может собственных Платонов

и быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать»

(Михаило Ломоносов)
Выдающиеся открытия Ломоносова в естествознании

В 2011 г исполняется 300 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова, русского ученого-естествоиспытателя. Это человек энциклопедических знаний. Основатель первого российского университета.

"Благодаря непреклонной воле, решительности и необычайной энергии из деревенского мальчика, крестьянина-рыболова, всего лишь в 19 лет начавшего школьную учёбу, выросла грандиозная фигура величайшего мыслителя, опередившего на целое столетие своих современников, прокладывавшего новые пути, открывавшего новые горизонты в различных областях точных наук, писателя, общественного деятеля, стойкого и открытого борца за высшие интересы науки и просвещения… ”, - эти слова академика В. Стеклова наиболее точно характеризуют Ломоносова.

Многие науки, различные по своему характеру, считают его своим основоположником.

1. Вклад Ломоносова в физику

Одним из наилучших естественнонаучных достижений М.В. Ломоносова является его молекулярно-кинетическая теория тепла, он является автором закона сохранения материи и движения.

Ломоносов впервые предсказал существование абсолютного нуля температуры, объяснил из кинетических соображений закон Бойля, высказал мысль о связи электрических и световых явлений, об электрической природе северного сияния, о вертикальных течениях как источнике атмосферного электричества.

Защищая волновую теорию света, Ломоносов в оптике проделал большую работу по конструированию оптических приборов, по цветам и красителям, по преломлению света. Введя в химию весы, он доказал неправильность мнения об увеличении веса металлов при их обжигании в “заплавленных накрепко стеклянных сосудах”.

Михаил Васильевич оставил после себя большое число идей в физике, реализация которых осуществлялась наукой в течение 100—150 лет после его смерти.

1. Открытия Ломоносова в химии

Основной областью деятельности М. В. Ломоносова считается химия.

Химия к середине XVIII века становилась едва ли не самой влиятельной и перспективной наукой. Химия казалась наукой реального волшебства, ее торопили, щедро финансировали.

Но для ведения химических опытов нужна была экспериментальная база - лаборатория. Михаил Васильевич разработал проект такой лаборатории. Она была построена и открыта благодаря его усилиям в 1748 году.

Химическая лаборатория стала местом, где Ломоносов в 50-ых годах с громадным увлечением занялся совсем новым и очень своеобразным делом – мозаикой: в ней переплеталось изобразительное искусство с химией цветного стекла, оптикой и техникой. Ему пришлось выполнить многие тысячи пробных плавок по изготовлению разных сортов цветного стекла.

Так, он разработал более совершенные способы весового анализа.

Не менее ценными были исследования Ломоносова в области физики. Собственно физика и химия в опытах, в теоретических анализах ученого дополняли друг друга. В этом также сказывалось его новаторство как ученого, который не оставлял без внимания никакие стороны эксперимента. В итоге он стал родоначальником новой науки – физической химии.

До наших дней дошел перечень того, что Михаил Васильевич Ломоносов сам считал наиболее важным среди своих результатов в области естественных наук. На втором месте в этом списке стоят исследования по физической химии и, в особенности, по теории растворов.

Ломоносов исследовал кристаллизацию из растворов, зависимость растворимости от температуры и другие явления.

В основе всех его теоретических заключений были законы постоянства материи и движения.

1. Открытия Ломоносова в металлургии

Первые знания о горнорудной промышленности Ломоносов получил в Германии, куда он был отправлен на учебу как один из наиболее одаренных студентов университета при Петербургской академии наук.

Однако наиболее активная деятельность Ломоносова в этой области началась лишь спустя два десятка лет после возвращения в Россию.

Он первым дал правильное понятие о рудных жилах (скоплениях рудных залежей на поверхности или в недрах земли) и их возрасте. Причину происхождения руд он видел в деятельности подземных сил, в последствиях извержений вулканов. Ломоносов рассмотрел свойства различных металлов, описал способы их получения.

Он постоянно подчеркивал, что наука должна отвечать практическим задачам. Его работы были написаны для мастеров горного дела и явились замечательным пособием для многих поколений русских горняков и металлургов.

Ломоносов глубоко изучил опыт металлургического производства и разработки месторождений полезных ископаемых и изложил основы методов, практически применяемых в горном деле и металлургии. Русский ученый старался выявить физическую и химическую сущность производства металлов.

Описывая практические приемы, производственные установки и устройства, он сумел отобрать самое существенное, принципиально важное для осуществления того или иного процесса.

Вместе с тем Ломоносов внес целый ряд оригинальных предложений. В частности, он первым предложил извлекать металлы из руд действием растворов химических реагентов.

Производство металлов он считал важнейшей государственной задачей. Не только в научных трудах, но и в стихах и одах Ломоносова постоянно звучит тема поиска и использования минеральных богатств России.

1. Открытия Ломоносова в области астрономии

Ломоносов обогатил русскую астрономию открытиями величайшей ценности. Он проявил себя гениальным провидцем многих будущих астрономических открытий и был деятельным пропагандистом коперниканского мировоззрения.

Ученый изучил физическую природу Солнца. В то время полагали, что оно имеет твердую каменную, хоть и раскаленную оболочку. Ломоносов же первым высказал предположение, что Солнце имеет расплавленную поверхность:

Ученый интересовался строением Земли, указывая, что при более внимательном изучении земных недр могут быть открыты новые способы поиска полезных ископаемых. Его занимали и такие вопросы, как эволюция Земли, Солнечной системы и всей Вселенной.

Одним из самых важных и известных достижений Ломоносова было его открытие атмосферы на Венере. Это открытие имело и большое мировоззренческое значение: оно доказывало, что планеты сходны с нашей Землей и что поэтому на них возможна жизнь.

В области практической астрономии Ломоносов разработал новый способ определения полуденной линии, а также ряд приборов, имеющих большое значение для мореплавания. За сто лет до создания астрофотометрии — науки, изучающей яркость небесных светил, — он изобрел оригинальный способ определения яркости звезд.

Достижения Ломоносова в астрономии не ограничивались наблюдениями и расчетами. Он известен и как конструктор телескопа. Ученый работал над его созданием два года и в 1762 году изобрел однозеркальную схему рефлектора с зеркалом, расположенным под углом 4°.

По всей видимости, Ломоносов осознавал, что космос таит множество загадок, которые будут разгадывать грядущие поколения. Однако ученый понимал, что Вселенная бесконечна и до конца понять ее не в состоянии ни один человек. Он выразил это двустишьем:

Открылась бездна — звезд полна.

Звездам числа нет, бездне — дна

Создание Московского университета — еще одна из величайших заслуг Ломоносова. Университет стал центром распространения наук, в частности, астрономии.

Труды Ломоносова, Румовского, Красильникова и других окончательно упрочили положение русской астрономии как науки, и создали предпосылки для ее успешного развития в XIX столетии.

Ломоносов проявлял большой интерес к исследованиям по оптике и астрономии и в этих областях совершил значительные открытия.

Михаилом Васильевичем было построено более десятка принципиально новых оптических приборов. Учёный предложил определять характер прозрачного вещества по значению его показателя преломления, сконструировал и использовал для этого новый прибор — рефрактометр. Ломоносов немало сделал и для изучения нашей планеты. С помощью разработанной им конструкции маятника, позволявшей обнаруживать крайне малые изменения направления и амплитуды его качаний, Ломоносов осуществил длительные исследования земного тяготения, положив тем самым начало развитию в России гравиметрии.

1. Вклад Ломоносова в географию

Разными проблемами географии Ломоносов М.В. занимался в течение всей своей научной деятельности, а в последние годы, заведуя географическим департаментом Академии наук, уделял географии очень большое внимание.

Ломоносов по праву считается основоположником экономической географии.

Особая заслуга Ломоносова в том, что под его руководством был подготовлен Атлас России, превосходивший аналогичные атласы в Европе. Кроме уточнённых географических сведений, в атласе было описание империи в ракурсе политическом и экономическом.

По сути, Ломоносовым была проведена полная инвентаризации страны. Он разработал подробный план статистического и экономического исследования России. Были снаряжены экспедиции по стране и отправлены опросные листы для каждой губернии. Информация для атласа собиралась обширнейшая: от физико-географических характеристик местности (различные сведения о строении берегов рек, о том, есть ли крупные возвышенности); экономических показателей, в связи с природными условиям (где расположен город и размещается ли он на берегах рек, какие имеются фабрики и заводы, промыслы и ремёсла, рыбные и звериные ловли, посевные площади, ярмарки) до переписи населения в городах и сёлах.

В 1758 году Ломоносов был поставлен во главе Географического департамента Академии наук. Он стал учителем для целого поколения русских географов, картографов, геодезистов и океанографов.

Ломоносов выдвигает попутно целый ряд научных гипотез, которые в большинстве своём впоследствии подтвердились. Некоторые только в ХХ веке. Так, например, он даёт объяснение образованию северного сияния. Описывая морские льды, Ломоносов впервые дает терминологию полярных льдов, различая три главных вида: сало, ледяные поля и айсберги. Он первый установил, что речные воды, вливающиеся в Северный Ледовитый океан, способствуют усиленному образованию льда в прибрежных районах.

Ломоносов, с детства любивший море, заботился о развитии мореплавания и изучения полярных стран. Им был разработан проект по освоению Северного морского пути. Прежде всего, для расширения державы Российской.

Первая русская научная экспедиция, ведомая Челюскиным и Чичаговым, состоялась именно стараниями Ломоносова. Он организовал её и составил подробную инструкцию для участников экспедиции.

Ломоносов обосновал идею о том, что на Южном полюсе Земли расположен неизвестный материк. (Полвека спустя российская экспедиция действительно обнаружит этот материк – Антарктиду).
Заключение
Михаил Васильевич вошел в историю России как создатель русской науки. Пушкин писал по этому поводу: "Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый русский университет; он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом".

История, конечно, не повторяется. И, вероятно, уже не будет людей с таким универсальным диапазоном научной деятельности, как у Ломоносова. Науки сейчас ушли далеко вперед, и одному человеку просто невозможно достичь вершин одновременно в нескольких областях познания. И всегда Михаил Васильевич Ломоносов – ученый, философ, поэт – будет вызывать глубокий интерес как личность, продемонстрировавшая силу человеческого разума, как борец с тьмой и невежеством.

Доклад по теме «Выдающиеся открытия Ломоносова в естествознании» iconТематическое планирование по курсу «География материков и океанов» 7 класс