Скачать 0.51 Mb.
|
Серия уроков в 6 классе по теме: «Изучение и построение декартовой системы координат с использованием информационных технологий» То, что мы знаем – ограничено, а то, что мы не знаем – бесконечно П. Лаплас Важнейшим условием информатизации общества, подготовки человека к полноценной жизни в условиях современного общества является информатизация образования. Без прочного фундамента, заложенного в сфере образования, никакие, даже самые выдающиеся научные открытия, не сделают наше общество действительно информационным. Знакомство с новыми информационными технологиями поражает диапазоном своих возможностей, которые открываются для совершенствования учебного процесса и системы образования в целом. Новые информационные технологии, внедряемые в образовании, способствуют его подъему на качественно новый уровень. Мировой и отечественный опыт показывает, что использование компьютера в изучении других предметов дает большой положительный эффект. В настоящее время стираются границы между отдельными дисциплинами, все шире внедряется в обучение школьников междисциплинарный подход. Современное состояние дел в этом направлении - активный поиск и разработка методов и технических средств обучения, позволяющих в кратчайшие сроки решить поставленные задачи. Интенсивное использование компьютера и безбумажной технологии как инструмента учебной работы учащихся дает возможность более эффективно усваивать новый материал, разнообразить урок, сделать его более занимательным и содержательным. В результате этого компьютер из технического средства, используемого на немногих уроках информатики превратился в рабочий инструмент, позволяющий во многом избавить ученика и учителя от рутинной работы и высвободить время для более творческой. Такие уроки дают требуемую общеобразовательную подготовку и уровень информационной культуры выпускников школы достаточные для творческой деятельности в дальнейшем, так как умение наглядно представлять информацию в виде таблиц, графиков и т.д., использование готовых программных средств на традиционных рабочих местах, оснащенных персональными компьютерами, становится обязательной частью современного общества. При всем разнообразии специализированного программного обеспечения для изучения данной темы я использовала в своей работе текстовый редактор MS Word, что тоже не случайно, ведь это общедоступная программа, знакомая большинству учащихся. Кроме того, данная программа входит в рамки изучения образовательного минимума, а следовательно, не требует изучения профильных курсов и позволяет проводить интегрированные уроки в рамках учебных занятий. А это большое преимущество данной разработки. Данная разработка серии уроков предоставляет возможность любому преподавателю не только использовать достижения информационных технологий в процессе обучения, но и формировать собственную компьютерную грамотность. Цели изучения предмета «Информатика» в VI классе: 1) обучающие:
2) развивающие:
3) воспитательные:
Основные задачи предмета «Информатика» в VI классе:
Курс «Информатика, VI класс» имеет практическое назначение и ориентирован на индивидуальное систематическое использование компьютера. Серия уроков по теме: «Изучение и построение декартовой системы координат с использованием информационных технологий» Работа по данной теме осуществляется за несколько уроков. 1 урок: Цель урока: Изложение теоретического материала в изучении декартовой системы координат. Даются основные понятия и определения, ориентированных на учебник С. Н. Никольского, М. К. Потапова и др. «Арифметика» для 6 класса, по которому обучаются дети в этом учебном году. Координатная ось Прямая, на которой выбрана начальная точка, положительное направление и единичный отрезок, называют координатной осью. 0 1 Начальная точка 0 делит координатную ось на два луча. Один из них, идущий от точки 0 в положительном направлении, называют положительным, а другой – отрицательным. Точку 0 называют начальной точкой координатной оси Х. Точка А, находящейся на положительном луче, поставим в соответствие число х, равное длине отрезка ОА: х=ОА. Точка А, находящейся на отрицательном луче, поставим в соответствие отрицательное число х, равное длине отрезка ОА, взятой со знаком «-»: х=-ОА. Определённую таким образом координатную ось называют координатной осью х или коротко: ось х. Число, соответствующее согласно указанному правилу произвольной точке оси х, называют координатой этой точки. Согласно указанному правилу:
Вопросы:
Декартова система координат на плоскости Рис. 1 Зададим на плоскости две оси координат, расположив их под прямым углом друг к другу, ось х и ось у – с точкой пересечения О, являющейся начальной точкой каждой из этих осей. Единичные отрезки осей возьмём равными друг другу. (Рисунок 1) Говорят, что этим на плоскости определена прямоугольная система координат хОу. Её называют ещё декартовой системой координат по имени французского математика и философа Р. Декарта (1596 -1650), который первым широко использовал это важное понятие. Ось х называют ещё осью абсцисс, а ось у – осью ординат. Точка О пересечения осей координат называют начальной точкой системы координат. Плоскость, на которой задана декартова система координат, называют координатной плоскостью. Координата точки А1 на оси х называют абсциссой точки А. Координата точки А2 на оси у называют ординатой точки А. Абсциссу х и ординату у точки А называют координатами точки А. Координаты точки записывают в скобках рядом с буквой, обозначающей эту точку: А(х;у), причём на первом месте пишется абсцисса, на втором месте – ордината. Прямоугольная система координат хОу разделяет плоскость на четыре угла, называемые координатными углами или координатными четвертями. (Рисунок 2) Их обозначают римскими цифрами I, II, III, IV. Если исключить точки, лежащие на осях координат, то можно сказать, что точки:
Рис. 2 Абсцисса точки равна нулю тогда и только тогда, когда эта точка лежит на оси у, ордината точки равна нулю тогда и только тогда, когда эта точка лежит на оси х. Важно отметить, что на плоскости задана прямоугольная система координат, то каждой точке А плоскости приводится в соответствие пара чисел (х;у) – пара координат точки А, и в то же время произвольную пару чисел (х;у) можно рассматривать как пару координат некоторой точки А плоскости. Абсцису х точки А называют ещё первой координатой, а координату у – второй координатой. Поэтому пару координат (х;у) точки А называют упорядоченной парой чисел. (Рисунок 3) Итак, если на плоскости задана прямоугольная система координат хОу, то:
Замечание. Точки (х;У), где х и у – рациональные числа, называют рациональными точками координатной плоскости. Рациональные точки полностью не заполняют плоскость, между рациональными точками на плоскости располагаются ещё и точки с иррациональными координатами. Вопросы:
Рис. 3 В тетради записаны следующие определения по данной теме:
2 урок Цель урока: Образовательная: закрепление и проверка знаний, умений и навыков учащихся по теме «Декартова система координат». Приобретение знаний, умений и навыков в использовании современных информационных технологий для решения задач различного рода, в частности для решения задач в декартовой системе координат, межпредметная связь. Развивающая: развитие познавательного интереса, творческой активности, развитие логического мышления, воображения, творчества, зрительного внимания, умение мыслить нестандартно. Воспитательная: воспитание интереса к предмету; воспитание аккуратности, внимательности, дисциплинированности при работе за персональным компьютером; воспитание понимания необходимости применения современных технологий в образовательном процессе. Ход урока:
Учащийся создаёт программу выполнения задания с помощью команд с пульта управления чертёжником и заданий числовых значений координат точек. Если координаты точек или команды будут заданы не верно, то алгоритм и программа работы чертёжника будут ошибочны. Чертёжник не выполнит указанное задание. Все ошибки, допущенные учеником в процессе выполнения задания, сразу видны в окне программы так как чертёжник соединяет все указанные точки линиями. Конечный рисунок задаётся изначально. Для достижения конечной цели все допущенные ошибки можно сразу исправить с помощью редактора. Пример задания №1. Нарисуй букву «М». Алгоритм выполнения задания: Начало Подними перо Переместиться в точку (2,2) Опустить перо Переместиться в точку (2,8) Переместиться в точку (5,5) Переместиться в точку (8,8) Переместиться в точку (2,8) Поднять перо Переместиться в точку (0,0) Конец Если правильно указаны все координаты точек и все перемещения по алгоритму, тогда в окне программы будет нарисована буква М.
Учащиеся 6 «Г» класса обучаются информатике второй год, и уже знакомы с прикладной средой текстового процессора Word. Они получили определённые знания, умения и навыки работы:
Поэтому, построить систему координат, они могут достаточно быстро. Эта заготовка им будет нужна для решения различных задач по данной теме. Для построения заготовки декартовой системы координат используются следующие операции: 9
Итог урока:
3 УРОК (открытый) |
Истории в 8 классе с использованием информационных технологий по... Урок истории в 8 классе с использованием информационных технологий по теме «Внешняя политика Николая I. Крымская война» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Использование декартовой системы координат для нахождения площади сечения многогранника | ||
Урок: Информатика Математика Обобщить зун учащихся по темам «Электронные таблицы. Построение графиков функций с использованием информационных технологий» | Презентация к уроку алгебры в 9 классе по теме «Системы уравнений... Аннотация на работу к конкурсу учителей по использованию информационных технологий | ||
Урока: Обобщить и систематизировать знания по теме «Колебания и волны»... Совершенствовать навыки решения задач с использованием физических явлений различного уровня сложности | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методы и приемы при проведении уроков с использованием информационных технологий | ||
Урок в 10 классе на тему: Конструирование и построение чертежа юбки... Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 городского округа- город Галич | Урок геометрии по теме «Цилиндр», 11 кл Основная цель: ввести понятие Прямоугольной системы координат, научить строить точку, зная ее координаты, и определять координаты... | ||
Применение информационных технологий в педагогической деятельности Для подготовки к урокам и классным часам с использованием информационных технологий приходилось затрачивать много времени и, одновременно... | Пояснительная записка изучение информатики и информационных технологий... Освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных... | ||
М инистерство образования республики коми коми государственный педагогический институт Республиканском студенческом конкурсе методических разработок уроков с использованием современных аудиовизуальных и информационных... | Уроков информатики в 8 классе по теме «Блок-схемы» Поскольку на сегодняшний день актуальной является проблема внедрения информационных технологий в процесс обучения, то это одна из... | ||
Конспект урока по алгебре в 9 классе по теме «Исследование системы... На данном уроке используется проблемно-поисковый метод, метод групповой работы. Использование компьютерно-информационных технологий... | Изучение математических понятий в высшей школе в условиях уровневой... План – конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Буква -ь- после шипящих на конце наречий" (использованный Ворониной В. М.... | ||
Урок литературного чтения Образовательная: повторить понятие системы координат на плоскости, осей координат, способствовать выработке навыков и умений в построении... | № урока по теме Технологическая карта конструирования урока с использованием средств информационных технологий и ресурсов Интернет |