Уроков в 6 классе по теме: «Изучение и построение декартовой системы координат с использованием информационных технологий»





НазваниеУроков в 6 классе по теме: «Изучение и построение декартовой системы координат с использованием информационных технологий»
страница1/8
Дата публикации25.09.2014
Размер0.51 Mb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
  1   2   3   4   5   6   7   8
Серия уроков в 6 классе по теме:

«Изучение и построение декартовой системы координат с использованием информационных технологий»

То, что мы знаем – ограничено,

а то, что мы не знаем – бесконечно

П. Лаплас

Важнейшим условием информатизации общества, подготовки человека к полноценной жизни в условиях современного общества является информатизация образования. Без прочного фундамента, заложенного в сфере образования, никакие, даже самые выдающиеся научные открытия, не сделают наше общество действительно информационным.

Знакомство с новыми информационными технологиями поражает диапазоном своих возможностей, которые открываются для совершенствования учебного процесса и системы образования в целом. Новые информационные технологии, внедряемые в образовании, способствуют его подъему на качественно новый уровень.

Мировой и отечественный опыт показывает, что использование компьютера в изучении других предметов дает большой положительный эффект. В настоящее время стираются границы между отдельными дисциплинами, все шире внедряется в обучение школьников междисциплинарный подход. Современное состояние дел в этом направлении - активный поиск и разработка методов и технических средств обучения, позволяющих в кратчайшие сроки решить поставленные задачи.

Интенсивное использование компьютера и безбумажной технологии как инструмента учебной работы учащихся дает возможность более эффективно усваивать новый материал, разнообразить урок, сделать его более занимательным и содержательным. В результате этого компьютер из технического средства, используемого на немногих уроках информатики превратился в рабочий инструмент, позволяющий во многом избавить ученика и учителя от рутинной работы и высвободить время для более творческой.

Такие уроки дают требуемую общеобразовательную подготовку и уровень информационной культуры выпускников школы достаточные для творческой деятельности в дальнейшем, так как умение наглядно представлять информацию в виде таблиц, графиков и т.д., использование готовых программных средств на традиционных рабочих местах, оснащенных персональными компьютерами, становится обязательной частью современного общества. При всем разнообразии специализированного программного обеспечения для изучения данной темы я использовала в своей работе текстовый редактор MS Word, что тоже не случайно, ведь это общедоступная программа, знакомая большинству учащихся. Кроме того, данная программа входит в рамки изучения образовательного минимума, а следовательно, не требует изучения профильных курсов и позволяет проводить интегрированные уроки в рамках учебных занятий. А это большое преимущество данной разработки.

Данная разработка серии уроков предоставляет возможность любому преподавателю не только использовать достижения информационных технологий в процессе обучения, но и формировать собственную компьютерную грамотность.

Цели изучения предмета «Информатика» в VI классе:

1) обучающие:

  • формирование представлений об информации, информатике, о содержании школьного курса информатики;

  • знакомство с применением компьютера в различных областях деятельности человека;

  • формирование представления о компьютере как универсальном средстве обработки различных видов информации, умения использовать прикладные программы для работы с различными видами информации;

2) развивающие:

  • развитие алгоритмического и системного мышления;

3) воспитательные:

  • формирование интереса учащихся к информатике;

  • формирование культуры работы на компьютере;

  • формирование нравственных качеств личности, подготовка учащихся к жизни в информационном обществе.


Основные задачи предмета «Информатика» в VI классе:


  • познакомить учащихся с понятиями «информация», «носитель информации», «информатика»;

  • познакомить учащихся с областями применения компьютера в современном обществе;

  • познакомить учащихся с компьютерными программами для работы с различными видами информации: числовой, звуковой, видео, текстовой, графической.

Курс «Информатика, VI класс» имеет практическое назначение и ориентирован на индивидуальное систематическое использование компьютера.
Серия уроков по теме:

«Изучение и построение декартовой системы координат с использованием информационных технологий»
Работа по данной теме осуществляется за несколько уроков.
1 урок:

Цель урока:

Изложение теоретического материала в изучении декартовой системы координат. Даются основные понятия и определения, ориентированных на учебник С. Н. Никольского, М. К. Потапова и др. «Арифметика» для 6 класса, по которому обучаются дети в этом учебном году.
Координатная ось
Прямая, на которой выбрана начальная точка, положительное направление и единичный отрезок, называют координатной осью.






0

1


Начальная точка 0 делит координатную ось на два луча. Один из них, идущий от точки 0 в положительном направлении, называют положительным, а другой – отрицательным.

Точку 0 называют начальной точкой координатной оси Х.

Точка А, находящейся на положительном луче, поставим в соответствие число х, равное длине отрезка ОА: х=ОА. Точка А, находящейся на отрицательном луче, поставим в соответствие отрицательное число х, равное длине отрезка ОА, взятой со знаком «-»: х=-ОА. Определённую таким образом координатную ось называют координатной осью х или коротко: ось х.

Число, соответствующее согласно указанному правилу произвольной точке оси х, называют координатой этой точки. Согласно указанному правилу:

  1. Каждой точке оси х соответствует действительное число – координата этой точки.

  2. Две различные точки А и В оси х имеют разные координаты х1 и х2 .

  3. Каждое действительное число есть координата некоторой точки оси х.

  4. Положительный луч называют положительной координатной полуосью х, а отрицательный луч называют отрицательной полуосью х.


Вопросы:

  • Что называется координатной осью?

  • Что называют координатой точки на координатной оси?

  • Какие точки координатной оси называют:

  • а) рациональными; б) иррациональными.


Декартова система координат на плоскости

Рис. 1
Зададим на плоскости две оси координат, расположив их под прямым углом друг к другу, ось х и ось у – с точкой пересечения О, являющейся начальной точкой каждой из этих осей. Единичные отрезки осей возьмём равными друг другу. (Рисунок 1)

Говорят, что этим на плоскости определена прямоугольная система координат хОу. Её называют ещё декартовой системой координат по имени французского математика и философа Р. Декарта (1596 -1650), который первым широко использовал это важное понятие.

Ось х называют ещё осью абсцисс, а ось у – осью ординат. Точка О пересечения осей координат называют начальной точкой системы координат. Плоскость, на которой задана декартова система координат, называют координатной плоскостью. Координата точки А1 на оси х называют абсциссой точки А. Координата точки А2 на оси у называют ординатой точки А. Абсциссу х и ординату у точки А называют координатами точки А.

Координаты точки записывают в скобках рядом с буквой, обозначающей эту точку: А(х;у), причём на первом месте пишется абсцисса, на втором месте – ордината.

Прямоугольная система координат хОу разделяет плоскость на четыре угла, называемые координатными углами или координатными четвертями. (Рисунок 2)

Их обозначают римскими цифрами I, II, III, IV. Если исключить точки, лежащие на осях координат, то можно сказать, что точки:

  • Четверти I имеют координаты (х;у), такие, что х>0, y>0;

  • Четверти II имеют координаты (х;у), такие, что х<0, y>0;

  • Четверти III имеют координаты (х;у), такие, что X<0, y<0;

  • Четверти IV имеют координаты (х;у), такие, что x>0, y<0.



Рис. 2

Абсцисса точки равна нулю тогда и только тогда, когда эта точка лежит на оси у, ордината точки равна нулю тогда и только тогда, когда эта точка лежит на оси х.

Важно отметить, что на плоскости задана прямоугольная система координат, то каждой точке А плоскости приводится в соответствие пара чисел (х;у) – пара координат точки А, и в то же время произвольную пару чисел (х;у) можно рассматривать как пару координат некоторой точки А плоскости.

Абсцису х точки А называют ещё первой координатой, а координату у – второй координатой. Поэтому пару координат (х;у) точки А называют упорядоченной парой чисел. (Рисунок 3)

Итак, если на плоскости задана прямоугольная система координат хОу, то:

  1. Каждой точке плоскости поставлена в соответствие упорядоченная пара чисел (координаты плоскости);

  2. Разным точкам плоскости поставлены в соответствие разные упорядоченные пары чисел;

  3. Каждая упорядоченная пара чисел соответствует некоторой одной точке плоскости.


Замечание. Точки (х;У), где х и у – рациональные числа, называют рациональными точками координатной плоскости.

Рациональные точки полностью не заполняют плоскость, между рациональными точками на плоскости располагаются ещё и точки с иррациональными координатами.
Вопросы:

  • Где находятся точки, абсциссы которых равны нулю?

  • Где находятся точки, ординаты которых равны нулю?

  • Каким свойством обладают координаты точек I, II, III, IV четвертей?

  • В каких координатных четвертях находятся точки, абсциссы которых положительны?

  • В каких координатных четвертях находятся точки, ординаты которых положительны?


Рис. 3


В тетради записаны следующие определения по данной теме:

  • Что называют осью абсцисс;

  • Что называют осью ординат;

  • Что называют декартовой системой координат;

  • Что называют начальной точкой системы координат;

  • Что называют координатами какой-либо точки на плоскости;

  • Что называют координатными четвертями и как их обозначают;

  • Какие значения принимает х и у в каждой из этих четвертей.



2 урок

Цель урока:

Образовательная: закрепление и проверка знаний, умений и навыков учащихся по теме «Декартова система координат». Приобретение знаний, умений и навыков в использовании современных информационных технологий для решения задач различного рода, в частности для решения задач в декартовой системе координат, межпредметная связь.

Развивающая: развитие познавательного интереса, творческой активности, развитие логического мышления, воображения, творчества, зрительного внимания, умение мыслить нестандартно.

Воспитательная: воспитание интереса к предмету; воспитание аккуратности, внимательности, дисциплинированности при работе за персональным компьютером; воспитание понимания необходимости применения современных технологий в образовательном процессе.
Ход урока:

  • Опрос учащихся теоретического материала ;

  • Практическая работа с первой четвертью декартовой системы координат в обучающей программе «Чертёжник»;

  • Построение декартовой системы координат в прикладной среде текстового процессора Word;




  1. Опрос учащихся теоретического материала проходит устно. Задаются вопросы, определения которых были записаны в тетрадь на первом уроке информатики.




  1. Практическая работа с первой четвертью декартовой системы координат в обучающей программе «Чертёжник». Решение задач с помощью данной обучающей программы учит детей правильно и грамотно задавать координаты точек. Уровень сложности задач разный. Обучающая программа «Чертёжник» позволяет ученикам на практике познакомиться с такими понятиями, как алгоритм, программа, редактировать созданную программу. Окно обучающей программы «Чертёжник» содержит:

  • Декартовую систему координат (1 четверть);

  • Панель управления программой;

  • Пульт управления «чертёжником»:

  • подними перо;

  • опусти перо;

  • переведи в точку;

  • сдвинь на вектор.

  • Окно записи программы.

Учащийся создаёт программу выполнения задания с помощью команд

с пульта управления чертёжником и заданий числовых значений координат точек. Если координаты точек или команды будут заданы не верно, то алгоритм и программа работы чертёжника будут ошибочны. Чертёжник не выполнит указанное задание. Все ошибки, допущенные учеником в процессе выполнения задания, сразу видны в окне программы так как чертёжник соединяет все указанные точки линиями. Конечный рисунок задаётся изначально. Для достижения конечной цели все допущенные ошибки можно сразу исправить с помощью редактора.

Пример задания №1. Нарисуй букву «М».
Алгоритм выполнения задания:

Начало

Подними перо

Переместиться в точку (2,2)

Опустить перо

Переместиться в точку (2,8)

Переместиться в точку (5,5)

Переместиться в точку (8,8)

Переместиться в точку (2,8)

Поднять перо

Переместиться в точку (0,0)

Конец
Если правильно указаны все координаты точек и все перемещения по алгоритму, тогда в окне программы будет нарисована буква М.


  1. Построение декартовой системы координат в прикладной среде текстового процессора Word.

Учащиеся 6 «Г» класса обучаются информатике второй год, и уже знакомы с прикладной средой текстового процессора Word. Они получили определённые знания, умения и навыки работы:

  • с текстом;

  • с абзацем;

  • с графикой.

Поэтому, построить систему координат, они могут достаточно быстро. Эта заготовка им будет нужна для решения различных задач по данной теме. Для построения заготовки декартовой системы координат используются следующие операции:



9












  • Операции по создание заготовки декартовой системы координат находятся на панели инструментов «Рисование»







  • Для более удобного, быстрого и точного построения заготовки используется такой инструмент как «Сетка», который даёт возможность точно отложить единичные отрезки на координатной оси. Сетка позволяет точно откладывать координаты точек на плоскости координатных четвертей. После создания заготовки системы координат «Сетка» убирается.





  • Операции по редактированию графических объектов (смена толщины, типа, цвета линии; стрелки);

  • Вставка «Надписи»;

  • Группирование графических элементов в объект;

  • Копирование и перенос объектов;

  • Наложение объектов на другой объект (в данном случае плоскости системы координат);

  • Использование разных типов линий (прямая линия со стрелкой и без стрелки; кривая линия; полилиния; рисованная кривая)







Итог урока:

  • Учащиеся получили оценки за опрос материала прошлого урока;

  • Выполнили работу в первой четверти декартовой системы координат;

  • Создали заготовку декартовой системы координат к третьему заключительному уроку.


3 УРОК (открытый)
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Уроков в 6 классе по теме: «Изучение и построение декартовой системы координат с использованием информационных технологий» iconИстории в 8 классе с использованием информационных технологий по...
Урок истории в 8 классе с использованием информационных технологий по теме «Внешняя политика Николая I. Крымская война»
Уроков в 6 классе по теме: «Изучение и построение декартовой системы координат с использованием информационных технологий» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Использование декартовой системы координат для нахождения площади сечения многогранника
Уроков в 6 классе по теме: «Изучение и построение декартовой системы координат с использованием информационных технологий» iconУрок: Информатика Математика
Обобщить зун учащихся по темам «Электронные таблицы. Построение графиков функций с использованием информационных технологий»
Уроков в 6 классе по теме: «Изучение и построение декартовой системы координат с использованием информационных технологий» iconПрезентация к уроку алгебры в 9 классе по теме «Системы уравнений...
Аннотация на работу к конкурсу учителей по использованию информационных технологий
Уроков в 6 классе по теме: «Изучение и построение декартовой системы координат с использованием информационных технологий» iconУрока: Обобщить и систематизировать знания по теме «Колебания и волны»...
Совершенствовать навыки решения задач с использованием физических явлений различного уровня сложности
Уроков в 6 классе по теме: «Изучение и построение декартовой системы координат с использованием информационных технологий» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методы и приемы при проведении уроков с использованием информационных технологий
Уроков в 6 классе по теме: «Изучение и построение декартовой системы координат с использованием информационных технологий» iconУрок в 10 классе на тему: Конструирование и построение чертежа юбки...
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 городского округа- город Галич
Уроков в 6 классе по теме: «Изучение и построение декартовой системы координат с использованием информационных технологий» iconУрок геометрии по теме «Цилиндр», 11 кл
Основная цель: ввести понятие Прямоугольной системы координат, научить строить точку, зная ее координаты, и определять координаты...
Уроков в 6 классе по теме: «Изучение и построение декартовой системы координат с использованием информационных технологий» iconПрименение информационных технологий в педагогической деятельности
Для подготовки к урокам и классным часам с использованием информационных технологий приходилось затрачивать много времени и, одновременно...
Уроков в 6 классе по теме: «Изучение и построение декартовой системы координат с использованием информационных технологий» iconПояснительная записка изучение информатики и информационных технологий...
Освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных...
Уроков в 6 классе по теме: «Изучение и построение декартовой системы координат с использованием информационных технологий» iconМ инистерство образования республики коми коми государственный педагогический институт
Республиканском студенческом конкурсе методических разработок уроков с использованием современных аудиовизуальных и информационных...
Уроков в 6 классе по теме: «Изучение и построение декартовой системы координат с использованием информационных технологий» iconУроков информатики в 8 классе по теме «Блок-схемы»
Поскольку на сегодняшний день актуальной является проблема внедрения информационных технологий в процесс обучения, то это одна из...
Уроков в 6 классе по теме: «Изучение и построение декартовой системы координат с использованием информационных технологий» iconКонспект урока по алгебре в 9 классе по теме «Исследование системы...
На данном уроке используется проблемно-поисковый метод, метод групповой работы. Использование компьютерно-информационных технологий...
Уроков в 6 классе по теме: «Изучение и построение декартовой системы координат с использованием информационных технологий» iconИзучение математических понятий в высшей школе в условиях уровневой...
План – конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Буква -ь- после шипящих на конце наречий" (использованный Ворониной В. М....
Уроков в 6 классе по теме: «Изучение и построение декартовой системы координат с использованием информационных технологий» iconУрок литературного чтения
Образовательная: повторить понятие системы координат на плоскости, осей координат, способствовать выработке навыков и умений в построении...
Уроков в 6 классе по теме: «Изучение и построение декартовой системы координат с использованием информационных технологий» icon№ урока по теме
Технологическая карта конструирования урока с использованием средств информационных технологий и ресурсов Интернет


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск