Урока математики с литературой в 8 классе по теме: «Биография М. В. Ломоносова в математических задачах»





Скачать 104.32 Kb.
НазваниеУрока математики с литературой в 8 классе по теме: «Биография М. В. Ломоносова в математических задачах»
Дата публикации06.10.2014
Размер104.32 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Государственное бюджетное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №808
«Он создал первый университет.

Он, лучше сказать, сам был

первым нашим университетом».

А.С. Пушкин

Конспект открытого интегрированного урока

математики с литературой в 8 классе по теме:

«Биография М.В. Ломоносова в математических задачах».



Учитель математики Сахарова Н.Г.

Учитель русского языка

и литературы Поморева О.В.

Цели:

  • Ознакомление обучающихся с биографией и научной деятельностью М.В.Ломоносова.

  • Реализация межпредметных связей математики и литературы.

Задачи:

  1. Обобщить и расширить знания учащихся о биографии и научной деятельности М.В.Ломоносова.

  2. Активизировать в ходе урока познавательный интерес к предмету, развивать ораторское искусство, умение выступать публично и грамотно отвечать на поставленные вопросы

  3. Показать практическое применение математических знаний, умений и навыков.

  4. Способствовать патриотическому воспитанию обучающихся. Воспитывать умение самостоятельно искать информацию и пользоваться ею в дальнейшем.


Оборудование: проектор, презентация

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  1. Вступительное слово.

Учитель литературы.

Сегодня у нас необычный урок – интегрированный урок, сочетающий в себе два предмета: математику и литературу, требующий знания двух дисциплин.

Посвящен наш урок гениальному русскому ученому поэту, просветителю, одному из самых выдающихся светил мировой науки – Михаилу Васильевичу Ломоносову. Решая задачи, вы не только повторите материал по математике (алгебре), но и узнаете новое о гениальном ученом.

Эпиграфом к нашему уроку послужат слова известного литературного критика В.Г. Белинского: «На берегах Ледовитого моря, подобно северному сиянию, блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление! … …Оно доказало собой, что человек есть человек во всяком состоянии и во всяком климате, что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие ни противопоставляет ему враждебная судьба, что, наконец, русский способен ко всему великому и прекрасному не менее всякого европейца».

Слайды

1–3



Учитель

литературы.

Учитель

математики.

Начать наше путешествие по страницам биографии великого ученого хотелось бы с разговора о его детстве. 8 (19) ноября 1711 года у Василия Дорофеевича и Елены Ивановны Ломоносовых родился сын – Михайло Ломоносов.

Они жили в рыбацкой деревушке на севере России, близ села Холмогоры. Василий Ломоносов был рыбаком и готовил своего сына к тому же.


Чтобы найти, в каком возрасте он впервые вышел с отцом в море, выполните задание № 1:

Найдите значение выражения:

(0,6×53 – 15)2 : 360

Слайды

4-5



Учитель

литературы.

Учитель

математики.

Его первым учителем был дьячок местной церкви. Михайло читал все, что попадалось под руку, в том числе в церкви. У соседа нашлись славянская «Грамматика» Мелетия Смотрицкого и «Арифметика» Леонтия Магницкого. Он их читал с таким усердием, что выучил наизусть.
Решив задание № 2, вы узнаете, в каком возрасте Михаил Васильевич научился читать.

Сократите дробь и найдите ее значение:



при а = 6,7; с = 5,5; х = 2,1. (проверка с комментированием)

Слайды

6-8



Учитель

литературы.


Хотя в 1723 году в Холмогорах и была открыта Славяно-латинская школа, но поступить в нее он не мог — в школу не принимали крестьян. Это, вероятно, и заставило Ломоносова принять решение покинуть родину и идти туда, где не знали, что он крестьянин. Выбор его естественно пал на Москву. Это намерение Ломоносов осуществил в 1730 году.

Слайд 9

Сообщение учащихся.



В Славяно-греко-латинскую академию Ломоносова приняли: он сказал, что его отец холмогорский дворянин. Михаил был зачислен в «низший класс», потому что совсем не знал латыни. Академия старалась готовить своих учеников для церковной службы. Но царь Пётр I, посетивший ее не один раз, требовал, чтобы выпускала она людей, пригодных и для «воинского дела», и для «строения», и для «врачевского искусства». В народе эту академию звали попросту «Спасскими школами».

Когда малые ребята увидели великовозрастного ученика, они подняли его на смех:

— Гляньте, какой болван пришел с нами учиться!

— Дядь, достань воробушка!

Михайло приподнял одного из них за шиворот, словно котенка, и, стараясь быть серьезным, проговорил: «Что с тобой делать? На крышу забросить?». Больше над Ломоносовым не смеялись. А как начал Михайло отвечать на занятиях, на него и вовсе будто на чудо стали смотреть. «Да он лучше учителей все знает», — шептались школяры.

Слайд10



Учитель

математики.

Ответ следующего задания укажет нам возраст поступления Ломоносова в академию.

Решите уравнение:




Слайд11

Учитель

литературы.


Прошло полгода, и Ломоносова перевели во второй класс, а вскоре и в третий. Через год он уже в совершенстве латынь, пишет на этом языке стихи.

В ноябре 1736 г. студенты М. Ломоносов, Д. Виноградов и У. Рейзер, как лучшие ученики Петербургской Российской Академии Наук – были зачислены в Марбургский университет в Германии для обучения горному делу и для прохождения общего курса наук.


Слайды12-14

Сообщение учащихся.

Учитель

математики.

Ломоносов основал новую науку — физическую химию; открыл закон сохранения вещества задолго до А. Лавуазье; открыл атмосферу на Венере; постиг тайны античной мозаики, изготовил смальту (непрозрачное стекло) и делал из ее кусочков панно (например, знаменитый портрет Петра I); конструировал различные приборы; заложил основы изучения грозовых явлений; первым указал на электромагнитную природу северных сияний; развил атомную теорию строения тел; создал важные труды по геологии, минералогии (одному минералу дано его имя - ломоносовит), метеорологии, картографии, металлургии, мореходному делу.

Этот список можно продолжить. Ломоносов ввел в оборот современные слова и понятия: атмосфера, чернозем, удельный вес, горный хребет, вал и т.д. В трудах по самым различным отраслям знания Ломоносов достиг крупных успехов, иногда опережавших свой век. Вначале он занимался в основном физикой, затем — химией, а в последний период своей жизни — естественными и прикладными науками. Ломоносов также занимался философией, историей России, ее экономикой, поднимал вопросы политического и социально-экономического возрождения России.

Ломоносов был реформатором в области поэзии и русского литературного языка, сам писал стихотворные оды.
Чтение отрывка «Оды на день восшествия на престол Ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1748 года».

О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих,

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.
Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде,

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и наедине,

В покое сладки и в труде.
Поистине, ученый-энциклопедист! И в первую очередь Ломоносов трудился на благо русской науки, образования и культуры. В 1757 г. его назначили советником канцелярии Академии наук, а в 1758 г. он стал руководить Географическим департаментом, Историческим собранием, университетом и гимназией при Академии наук.
Ломоносов был избран в 1760 г. членом Шведской академии наук, а в 1764 г. — почетным членом Болонской академии (Италия).



Слайды15-24

Слайды 25-26



Сообщение учащихся.


Сегодня Архангельск отдает свой долг Михаилу Васильевичу Ломоносову, сберегая память о нем. Первый шаг в этом направлении был сделан архангелогородцами еще в XIX столетии, когда 25 июня 1832 г. неподалеку от Троицкого кафедрального собора был открыт памятник ученому. Монумент был выстроен на деньги, собранные по подписке по всей России, — 53 384 рубля. Выполнить заказ согласился известный скульптор, ректор Академии художеств Иван Петрович Мартос — автор памятников Минину и Пожарскому в Москве и герцогу Ришелье в Одессе. Идею памятника скульптор нашел в оде самого Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». По его словам, «Ломоносов представлен стоящим на северном полушарии для означения, что есть северный поэт, и взирающим на величественное небесное явление с восторгом и умилением; гений, или ангел разума, подает ему лиру для воспетия его бессмертных стихов. На лире изображено вензелевое имя императрицы Елизаветы Петровны, коея века он был певец. На полушарии выгравировано место его отчизны Холмогоры».

35 лет простоял он на Соборной площади, а затем по ходатайству горожан был перенесен в центр города, к зданию губернских присутственных мест, где сейчас стоит Обелиск Севера. Долгое время бронзовый Ломоносов взирал на деяния членов городской думы и успехи архангельских гимназистов, размещавшихся поблизости. Последние десятилетия скульптура располагается перед фасадом главного здания Архангельского государственного технического университета.

Что еще носит имя Ломоносова в Москве?

Слайд 26

Учитель

математики.


Орденом Ломоносова награждаются граждане за высокие достижения в государственной, производственной, научно-исследовательской, социальной, культурной, общественной и благотворительной деятельности, в области науки, литературы и искусства. Медаль Ломоносова - высшая награда Российской академии наук.

Слайд 27-28

4. Подведение итогов. Рефлексия

Ребята, давайте вспомним, о чем говорили на уроке? Какие вычислительные навыки пригодились вам, для того чтобы произвести подсчеты, связанные с интересными фактами биографии М.В. Ломоносова.

В ходе урока мы осветили основные этапы биографии Ломоносова, поговорили о вкладе ученого в развитие российской науки, в частности, математики и литературы. Вспомнили жанр оды, в котором творил М.В. Ломоносов. С помощью вычислительных навыков конкретизировали временные факты жизни и творчества ученого.




Учитель

литературы.


В заключение хочется сказать следующее. Истинное значение Ломоносова не измерить. Ломоносов – титан человеческой мысли, который оставил свои открытия во всех областях знаний. Он не только учил, но и сам показывал пример рачительного ученика и учителя, воплощая себя в своих последователях.






Викторина.

1. В каком году и где родился Михаил Васильевич Ломоносов?

2. Кем был отец Ломоносова?

3.Чем отличился Ломоносов в 10 лет?

4. Во сколько лет Михаил стал постигать грамоту?

5. Кто был его первым учителем?

6. Назовите первые учебные книги Ломоносова.

7. Какое решение принял Ломоносов, чтобы продолжить обучение дальше?

8. Когда и каким образом он добрался до Москвы?

9. Сколько лет ему тогда было?

10. Куда ему удалось поступить в Москве?

11. Какой язык был международным языком науки в то время?

12. Куда был направлен Ломоносов за отличную учебу?

13. Где начал работать Ломоносов по возвращении на Родину?

14. В каких областях раскрылся талант Ломоносова?

15. Что сделал великий ученый для развития образования в России?

16. Какая медаль присуждается в наши дни ученым за выдающиеся работы в области естественных наук?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока математики с литературой в 8 классе по теме: «Биография М. В. Ломоносова в математических задачах» iconУрока математики в 3 классе по теме «Площадь прямоугольника»
Слайд 1 Сегодня я представлю вашему вниманию фрагмент урока математики в 3 классе по теме «Площадь прямоугольника». У данного урока...
Урока математики с литературой в 8 классе по теме: «Биография М. В. Ломоносова в математических задачах» iconКонспект урока математики в 1 классе
Тема урока: Термин «слагаемые», чтение и запись сумм. Составление математических рассказов
Урока математики с литературой в 8 классе по теме: «Биография М. В. Ломоносова в математических задачах» iconУрок по математики, русскому языку и литературе в 5 классе Цель урока:...
Место работы моу «Средняя общеобразовательная школа №177 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г....
Урока математики с литературой в 8 классе по теме: «Биография М. В. Ломоносова в математических задачах» iconУрок математики в 5 классе по теме «Доли. Обыкновенные дроби»
Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме: «Доли. Обыкновенные дроби»
Урока математики с литературой в 8 классе по теме: «Биография М. В. Ломоносова в математических задачах» iconКонспект урока математики в 1 классе по учебнику Л. Г. Петерсон
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Урока математики с литературой в 8 классе по теме: «Биография М. В. Ломоносова в математических задачах» iconКонспект урока математики в 6 классе по теме «Координатная плоскость»
Автор: Уймина Татьяна Алексеевна, учитель математики мбоу «сош №2 ст. Архонская», Пригородный район, рсо-алания
Урока математики с литературой в 8 классе по теме: «Биография М. В. Ломоносова в математических задачах» iconКонспект урока в 1 классе с использованием интерактивной доски
Урок математики в 1 классе по теме: Число и циф­ра Состав числа 8 (ре­шение учебной задачи)
Урока математики с литературой в 8 классе по теме: «Биография М. В. Ломоносова в математических задачах» iconРеферат по теме: «Язык математических знаков»
На практике для выражения своих мыслей математики пользуются как словами обычного языка, так и записями, составленными из специальных...
Урока математики с литературой в 8 классе по теме: «Биография М. В. Ломоносова в математических задачах» iconКонспект занятия по теме: «Питание в походе»
План-конспект пробного урока математики в 9 классе по проблеме «Решение арифметических задач на уроке математики с целью повышения...
Урока математики с литературой в 8 классе по теме: «Биография М. В. Ломоносова в математических задачах» iconКонспект урока математики в 5-м классе по теме "Доли"
Цель урока: формирование иноязычных речевых умений в различных видах деятельности
Урока математики с литературой в 8 классе по теме: «Биография М. В. Ломоносова в математических задачах» iconКонспект урока по химии в 10 классе Тема. Витамины
План-конспект пробного урока математики в 9 классе по проблеме «Решение арифметических задач на уроке математики с целью повышения...
Урока математики с литературой в 8 классе по теме: «Биография М. В. Ломоносова в математических задачах» iconУрок математики во 2 классе по теме: «Прямой угол»
...
Урока математики с литературой в 8 классе по теме: «Биография М. В. Ломоносова в математических задачах» iconУрок по окружающему миру в 3-м классе по теме "Михайло Ломоносов первый русский университет"
Цели урока: познакомить с жизнью и деятельностью М. В. Ломоносова, показав его вклад в развитие России
Урока математики с литературой в 8 классе по теме: «Биография М. В. Ломоносова в математических задачах» iconМетодическая разработка конспекта урока математики в 1 классе по теме: «Составляем суммы»

Урока математики с литературой в 8 классе по теме: «Биография М. В. Ломоносова в математических задачах» iconМетодическая разработка урока математики в 5 классе по теме «Задачи на совместную работу»
Тип урока: закрепление ранее изученного материала с элементами открытия новых знаний
Урока математики с литературой в 8 классе по теме: «Биография М. В. Ломоносова в математических задачах» iconКонспект урока математики в начальной школе
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск