Скачать 74.69 Kb.
|
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Ф.И.О. учителя Сайфутдинова Елена Валерьевна Место работы МОУ «Средняя общеобразовательная школа №177 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г.Казани Должность учитель Предмет математика Класс 5 Базовый учебник Математика. 5 класс. Н.Я.Виленкин и др. – М.:Мномозина,2008. Тема урока: Величины и единицы их измерения. (Интегрированный урок по математики, русскому языку и литературе в 5 классе) Цель урока: Показать неразрывную связь математики с русским языком и литературой. Задачи урока:
Материалы и оборудование к уроку:
Подготовительная работа:
Пояснительная записка: Урок ведут два учителя: учитель русского языка и литературы Кислякова Наиля Хайдаровна (НХ) и учитель математики Сайфутдинова Елена Валерьевна (ЕВ). Каждый учитель организует работу на этапе урока, связанную со своим предметом. Все письменные задания учащиеся выполняют в специально созданных «тетрадях» на печатной основе, впредь называемых РТ (рабочая тетрадь). Ход урока:
Сегодня у нас необычный урок. Какая бы современная наука не изучалась, она неразрывно связана с русским языком. Чтобы изучение любой дисциплины было успешным, надо грамотно писать, понимать значения слов, уметь правильно составлять предложения и грамотно оформлять работу. А сегодня на уроке мы покажем связь математики не только с русским языком, но и с литературой.
Задание 1. (РТ) Вставить попущенные буквы, определить орфограммы. 1) К…л…гра… 2) сто…м…сть 3) к…л…метр 4) …д…ница 5) рубл… 6) к…мп…ют…р 7) с…кунда 8) б…реч… 9) век 10) скор…сть 11) ма…а 12) в…л…ч…на 13) фунт 14) пр…мер 15) д…бро. Задание 2. (РТ) Записать предложение
Задание 3. (РТ) Записать определение «величины» (Все то в предметах или явлениях, что может быть равно, больше или меньше, называется величиной) Такое определение получилось у нас с вами. А теперь давайте обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова. Там дается три значения этого понятия. 1. Размер, объем, протяженность предмета. 2. То, что можно измерить, исчислить. 3. О человеке, выдающемся в какой-нибудь области деятельности. Задание 4. (РТ) Обведи слова, которые обозначают величину. Вопрос. Почему мы не выделили слова «литр» и «дюйм»? Ответ. Это не величины, а единицы измерения некоторых величин. 4. ЕВ. Работа с единицами измерения. Чтобы составить себе ясное представление о какой-нибудь величине, мы измеряем эту величину, как, например длину удава герои известного мультфильма. Мы с вами, конечно же, не будем для измерения величин прибегать к мартышкам или попугаям, мы будем использовать общепринятые единицы измерения. Задание. Вспомните, какие единицы мы используем для измерения следующих величин: время, длина, температура, площадь, объем. Из этих величин, чаще всего в задачах мы с вами пользуемся длиной. Поэтому должны знать соотношения некоторых единиц измерения этой величины. Вспомним такие соотношения по таблице на форзаце вашего учебника. Работа по учебнику. Теперь некоторые соотношения запишем в тетрадь. Задание 5. (РТ) Заполнить пропуски.
Задание. Заполнить пропуски. Мы выяснили, что каждая величина имеет свои (более крупные или более мелкие) единицы измерения. Одна из единиц измерения считается основной. Задание 6. (РТ) Заполнить таблицу основных единиц измерений.
5. ЕВ. Работа с утверждениями. Пример учителя. Дано утверждение: «До берега моря осталось проехать 20 километров» В этом утверждении: Величина – длина Единица измерения – километр Значение величины – 20 Основная единица измерения той же величины - метр А теперь попробуйте с другим утверждением разобраться сами. Устная работа. «До зимней олимпиады в Сочи осталось 3 года» В этом утверждении: Величина – время Единица измерения – год Значение величины – 3 Основная единица измерения той же величины – секунда А при желании можете подсчитать, сколько до нее осталось, например месяцев, дней или даже часов. 6. НХ. Отчет творческой группы. В художественной литературе мы с вами уже встречались с информацией о том, что не всегда в обиходе были привычные для нас теперь единицы измерения. С древних времен в каждом государстве правительство устанавливало определенные единицы для основных величин. Единицы, вошедшие в употребление, называли мерами. Какие меры использовались раньше на Руси, нам расскажет творческая группа, которая подготовила информацию по этому вопросу. - Меры расстояний - Меры объемов жидких тел - Меры торгового веса - Меры аптекарского веса Таблица «Старые русские единицы» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ff65d330-900b-43fc-b26a-d212c5277f2f/7_28b.swf 1 ученик Главной мерой, употребляемой в начале прошлого века в России, были меры расстояний. 1 миля = 7 верст 1 верста = 500 саженям 1 сажень = 3 аршинам 1 аршин = 16 вершкам 1 сажень = 7 футам 1 фут = 12 дюймам 1 дюйм = 10 линиям 1 аршин = 28 дюймам В Древней Руси в качестве единиц измерения длины применялись также: Косая сажень = 248 см (расстояние от пальцев левой ноги до конца пальцев поднятой руки) Маховая сажень = 176 см (расстояние между концами пальцев расставленных в стороны рук) Локоть = 45 см ( расстояние от концов пальцев до локтя согнутой руки) Дополнительно. Измерение длины косыми саженями Анимация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a0a8a2c5-7006-404c-a06e-ed43dd98822b/%5BNNSCH_2-5%5D_%5BMA_IS%5D.swf Словарь «Старинные меры длины» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e14f5ac7-2465-4e89-b297-7fd4d235ff6d/index_listing.html 2 ученик На Руси в старину в качестве основной мерой объема жидких тел было 1ведро = 12 литрам, в этом объеме помещалось 30 фунтов чистой воды. 1бочка = 40 ведрам 1 ведро = 10 штофам 1 штоф = 2 полуштофам 1 полуштоф = 5 чаркам 3 ученик Меры торгового веса 1 пуд = 40 фунтам 1 фунт = 32 лотам = 96 золотникам 1 лоть = 3 золотникам 1 золотник = 96 долям 4 ученик Меры аптекарского веса Аптекарский фунт = 12 унциям 1 унция = 8 драхмам 1 драхма = 3 скрупулам 1 скрупуль = 20 гранам Дополнительно. Единицы измерения массы Анимация-тест http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/403a9b63-2895-11dc-8314-0800200c9a66/iz2.swf Единицы измерения массы Интерактивное задание http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/403a9a2f-2895-11dc-8314-0800200c9a66/otmet_p.swf 7. ЕВ. Отчет исследовательской группы. Кроме того, названия единиц измерений связано не только с эпохой, но и с страной, где эта величина используется. В течение нескольких дней у нас работала группа «исследователей» с результатами которой мы сейчас познакомимся. (Два «исследователя» представляют свои результаты в виде таблицы).
Дополнительно. Таблица «Не метрические единицы» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5c73d41f-dc03-4ce8-abb3-5a3813f5b404/7_28c.swf Молодцы! Отличная работа! (Отключить компьютер) 8. НХ. Турнир «Кто больше?» (Проверка домашнего задания: найти пословицы, поговорки или крылатые фразы, в которых встречаются названия величин и единиц измерения величин). 9. ЕВ. Практическая работа. Измеряя, различные величины, ученым приходилось и приходится проявлять настоящие чудеса изобретательности. Были придуманы хитроумнейшие способы, с помощью которых удалось измерить расстояние между звездами и между атомами, «взвесить» земной шар и даже луч света, определить возраст Солнца и подсчитать число атомов во всей Вселенной. Конечно, ничего подобного вам делать (пока) не придется. Рассмотрим одну не очень трудную практическую задачу, для решения которой надо проявить небольшую находчивость. Задание 7. (РТ) Измерить толщину листа бумаги. Поскольку в этом случае даже миллиметр будет слишком большой единицей, то для измерения можно воспользоваться еще более мелкой единицей, а именно – микроном, сокращенно мк (На доске записать: 1 мм = 1000 мк). Догадайтесь, как выполнить решение этой задачи? 10. ЕВ. Интерактивная викторина двух уровней сложности на знание единиц измерения http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b4e-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/quiz1.swf 11. НХ. Домашнее задание. 12. НХ. Подведение итогов урока.
- Обратная связь по уроку. |
Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе Примерной программы основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения | Классный час в 6 классе : «И прекрасна и сильна математики страна» Цель: Активизировать и разнообразить деятельность учащихся во внеурочное время; показать связь математики с окружающим миром, стимулировать... | ||
Урок русского языка, математики, чтения в 1 классе по программе «Школа 2100» Цель: ученик научится систематизировать знания по русскому языку, математике, чтению | Урок математики А у нас в классе урок математики. На предыдущем уроке мы составили таблицу сложения на Как вы думаете, какая сегодня цель нашего... | ||
Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений с... Г. Н. Никольская, С. К. Бирюкова, Р. З. Хайруллин, Н. Н. Вербовая, К. М. Нартов, Н. С русина. – Спб.: Филиал издательства «Просвещение»,... | Урок математики в 6 классе. Тема: о вреде курения языком математики.... Ребята, сегодня мы завершаем изучение темы: «Сложение, вычитание и умножение дробей» | ||
Урок математики. 8 класс. Тип урока : урок изучения нового материала.... Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25 | Конспект урока по русскому языку в 1 классе Тема: «Русский алфавит» Цель урока: познакомить с русским алфавитом и объяснить его значение; формировать умение пользоваться алфавитом | ||
Конспект урока по русскому языку Тема: Авторская пунктуация Программа: Программы средней (полной) школы по русской литературе 10-11 классов общеобразовательных учреждений с русским (неродным)... | Урок математики в 8 классе 8вида Цели урока: Применить знания математики при решении занимательных и взятых из жизни задач | ||
Рабочая программа по русскому языку для учащихся 5 класса базовый уровень Программы по русскому языку к учебникам для 5—9 классов (авторы программы: М, М. Разумовская, В. И. Капинос, С. И. Львова, Г. А.... | Рабочая программа по русскому языку для учащихся 6 класса базовый уровень Программы по русскому языку к учебникам для 5—9 классов (авторы программы: М, М. Разумовская, В. И. Капинос, С. И. Львова, Г. А.... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Примерная... Примерная программа основного общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения под... | Урок игра «Математика, весёлая и находчивая» Показать широкое применение математики в быту и жизни; её связь с другими науками | ||
Конспект урока по английскому языку в 11 классе по теме «Спорт в моей жизни» Рабочая программа направлена на реализацию государственного стандарта литературного образования за курс среднего (полного) общего... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок математики проводится в системе уроков математики в 1 классе. Тип урока – комбинированный |