Скачать 0.59 Mb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Мусирминская средняя общеобразовательная школа» Урмарского района Чувашской Республики
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса на 2013-2014 учебный год учителя русского языка и литературы Федоровой Алены Вениаминовны Рабочая программа составлена в соответствии с Примерной программой основного общего образования по русской литературе для образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения, с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования /Г. Н. Никольская, С. К. Бирюкова, Р. З. Хайруллин, Н. Н. Вербовая, К. М. Нартов, Н. С Русина. – СПб.: Филиал издательства «Просвещение», 2012; на основе Программы образования общеобразовательного учреждения. Структура рабочей программы.
Пояснительная записка. Рабочая программа составлена в соответствии с Примерной программой основного общего образования по русской литературе для образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения, с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования /Г. Н. Никольская, С. К. Бирюкова, Р. З. Хайруллин, Н. Н. Вербовая, К. М. Нартов, Н. С Русина. – СПб.: Филиал издательства «Просвещение», 2012; на основе Программы образования общеобразовательного учреждения. Рабочая программа составлена к учебнику «Русский язык» для 8 класса образовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения / Р. Б. Сабаткоев и др. - 15 изд. – С-Пб.: филиал издательства «Просвещение», 2011г. Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения (5— 9-е классы) направлена на овладение русским языком как государственным языком Российской Федерации, на усвоение знаний о закономерностях, системе литературных норм современного русского языка, на формирование умений и навыков устной и письменной речи, на развитие интеллектуальных, речемыслительных способностей, на воспитание духовно-нравственных качеств личности обучающихся. Россия — страна многонациональная и поликультурная. В её состав входят народы, различающиеся по языку, культуре, истории, индустриально-экономическому, социокультурному уровню развития. В полиэтнических регионах школа выполняет консолидирующую функцию, что отражено в содержании основного общего образования по русскому языку и требованиях к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений. Цели и задачи обучения русскому языку В программе для 5— 9-х классов учтены цели и задачи изучения русского языка в 1— 4-х классах, получившие отражение в соответствующей программе '. Целями обучения русскому языку являются: — владение государственным языком Российской Федерации; — умение пользоваться русской речью в различных сферах производственной и общественной деятельности как средством межнационального общения, консолидации и единения народов России, формирования гражданской идентичности и толерантности; — освоение знаний о функционировании русского языка, его устройстве, об основных нормах русского литературного языка; — воспитание высоконравственной, духовно богатой личности, с развитыми интеллектуальными, творческими способностями, чувством любви и уважения к русскому языку, истории, культуре, обычаям, традициям русского и других народов, живущих в нашей стране. Задачи обучения русскому языку следующие: — дать определённый круг знаний о строе русского языка, его уровнях и единицах (фонемах, морфемах, лексемах, типах словосочетаний, предложений и сложных синтаксических целых); — сформировать навыки конструирования разнообразных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) в устной и письменной форме и использовать их с учётом целей и условий языковой коммуникации, речевого этикета; — выработать орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные навыки; — привить навыки различных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее); — пробудить интерес к изучению русского языка, стремление овладеть им; — развить мыслительные способности личности; умение анализировать, сопоставлять, классифицировать, обобщать языковые и речевые явления, делать выводы; — развить навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации; — пробудить любовь к своему многонациональному Отечеству через усвоение национальных традиций, обычаев русского и других народов нашей страны. Основные содержательные линии. Изучение русского языка как государственного направлено на формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенции обучающихся. Коммуникативная компетенции предполагает овладение всеми видами речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо), основами культуры устной и письменной, диалогической и монологической речи, различными типами, стилями, жанрами речи, закономерностями построения текста, использование в речи лексических, грамматических средств языка. Формирование и развитие коммуникативной компетенции обеспечивает изучение следующих основных разделов : Раздел 1. Речь. Раздел 2. Культура речи. Раздел 3. Текст. Раздел 4. Речевая деятельность. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают овладение знаниями о языке как знаковой системе, её закономерностями, единицах, основных нормах русского литературного языка, овладение лексическим запасом, умение пользоваться им в речевой практике, владение логическими операциями анализа и синтеза лингвистических явлений. Овладение языковой и лингвистической (языковедческой) компетенциями обеспечивает изучение следующих основных разделов: Раздел 5. Общие сведения о русском языке. Раздел 6. Фонетика. Графика. Орфоэпия. Раздел 7. Состав слова и словообразование. Раздел 8. Лексика и фра оология. Раздел 9. Морфология. Раздел 10. Синтаксис. Раздел 11. Орфография и пунктуации. При изучении материала этих разделов важно также сформировать умение пользоваться различными видами лингвистических словарей (толковым, русско-национальным, национально-русским, орфоэпическим, орфографическим, синонимов, антонимов, омонимов, фразеологических оборотов, иностранных слов). Культуроведческая компетенция (раздел 12 «Русская культура в языке и речи») предполагает: — осознание языка как сокровищницы духовной культуры русского народа, взаимосвязи языка, истории, овладение нормами речевого этикета; — формирование личности высоконравственной, компетентной в равных областях знаний, ответственной за свою многонациональную страну. Приобщённой к ценностям русской, общероссийский и мировой культуры; личности, обладающей активной гражданский позицией, развитым эстетическим вкусом и эмоционально-ценностным отношением к миру, к художественным произведениям, к яркому, образному, выразительному, точному литературного языку, произведениям изобразительного искусства народов России и мира. При формировании этой компетенции особую значимость приобретают межпредметные связи, в первую очередь с такими предметами, как литература, история, география, музыка. Требования к результатам обучения русскому языку. Личностными результатами освоения программы по русскому языку являются: — овладение достаточным объёмом словарного запаса, грамматических средств для свободного использования русского языка в межличностном и межнациональном общении; — знание языка и культуры русского народа, приобщение с помощью русского языка к богатствам мирового культурного наследия; — формирование российской гражданской идентичности, любви и уважения к Отечеству; — формирование толерантного отношения к другому человеку, его мировоззрению, гражданской позиции, уважительного отношения к истории, культуре, религии, традициям, ценностям русского и других народов; — формирование ответственного отношения к учению; — усвоение нравственных норм поведения в гражданском обществе. Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку являются: — овладение всеми видами речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, письмо); овладение различными видами чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее); — адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (тема текста, основная мысль, последовательность событий, выводы); — умение определять различные тексты по жанру, типу и стилю речи; — овладение приёмами отбора, систематизации, изложения материала на определённую тему; — умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст по определённому заданию (план, подробный или краткий пересказ, аннотация); — составление разнообразных по типу, стилю, жанру текстов в зависимости от замысла, адресата общения; — овладение нормами литературной речи; — овладение нормами речевого этикета; — умение самостоятельно ставить учебные, познавательные цели и задачи, отбирать средства, способы, условия достижении целей; корректировать ход и приёмы решения учебных задач; оценивать свои действия, возможности, возникающие сложности, устанавливать логические причинно-следственные связи, делать умозаключения (индукция, дедукция) и выводы; — формулировать и аргументировать своё мнение, убедительно отстаивать свою позицию; — умение работать с различными источниками информации (учебниками, словарями, включая СМИ и ресурсы Интернета). Предметными результатами освоения программы по русскому языку являются: — осознание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации, как языка межнационального общения, как средства приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, к культурно-историческому опыту человечества; понимание того, что знание русского языка влияет на качество усвоения всех школьных предметов, а также на качество овладения профессиональными навыками в будущем; — усвоение базовых понятий школьного курса по русскому языку: язык и речь, речь устная и письменная, диалог и монолог, типы и функциональные стили речи, текст; система языка: фонетика, орфоэпия, лексика и фразеология, состав слова и словообразование, морфология и синтаксис, орфография и пунктуация; владение навыками различных видов анализа слова, словосочетания и предложения; уместное употребление в речи изученных языковых единиц; знание основных особенностей фонетической, лексической системы и грамматического строя русского языка в сопоставлении с родным языком; чтение и понимание общего содержания текстов, разных по типам, функциональным стилям и жанрам; — создание текстов, различных по типу, жанру и стилю с учётом сферы и ситуации общения; — умение вести диалоги на бытовые, учебные, социокультурные темы с соблюдением норм речевого этикета; — владение основными видами переработки текста (план, тезисы, конспект); — перевод фрагментов текста с родного языка на русский язык. Отбор и подача языкового материала осуществлена на основе системно-функционального подхода, что обеспечивает развитие и овладение учащимися коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенции. Такое изложение материала наиболее полно раскрывает значение и функционирование языковых единиц в высказывании с учётом их текстообразующих возможностей и стилистических норм языка. При этом указываются средства выражения синтаксико-семантических отношений между членами предложения. Предъявление учебного материала производится поэтапно с учётом уровней языка и их системности; формируются коммуникативные задачи для каждого класса: определяются типы речи, ситуативно-тематический минимум с учётом воспитательных целей, на основе которого происходит актуализация языковых средств и лексики. Обязательным следует считать использование соответствующих методов, организационных форм и средств обучения. В качестве методических принципов обучения выступают: коммуникативная направленность обучения, комплексное овладение всеми видами речевой деятельности и уровнями языковой системы, учёт особенностей родного языка при обучении русскому, осуществление межпредметных связей, преемственность в обучении. В соответствии с указанными принципами в программе определено содержание курса русского языка по классам, предложен ситуативно-тематический минимум с учётом воспитательных целей. В учебном процессе формирование двуязычия означает взаимодействие двух языков. На практике имеют место национально-русское двуязычие, когда изучение русского языка осуществляется с опорой на знания, полученные при изучении родного (нерусского) языка, и русско-национальное двуязычие, когда изучение родного (нерусского) языка осуществляется с опорой на знания, полученные при изучении русского (неродного) языка. Методика обучения русскому языку строится на основе диалога культур: культуры русского народа с культурами других народов Российской Федерации. Сопоставительный анализ изучаемых фактов русского и родного языков помогает выявить их своеобразие (совпадение и расхождение), глубже понять народы, их языки, историю, традиции. Основной единицей обучения русскому языку выступает текст как речевое произведение, в котором функционируют все изучаемые элементы языка (фонема, слово, словосочетание, предложение). Ученик анализирует текст, вычленяет в нём изучаемый элемент, разбирает его форму, значение, особенности функционировании в речи, затем включает его в новый текст. Таким образом, каждый урок становится уроком развития речи: навыков чтения, аудирования, говорения и письма. Анализ содержания текстов помогает воспитанию предусмотренных процессом обучения нравственных качеств личности. Программный материал распределён по классам с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся. Программа 5-го класса включает темы: «Русский язык — государственный язык Российской Федерации», «Повторение изученного в I — 4-х классах», «Фонетика и графика. Культура речи» , «Орфоэпии и орфография», «Речь», «Текст (Тема текста. Основная мысль текста. Смысловые части текста. Связь предложений в тексте. Типы речи: повествование. Описание)», «Синтаксис и пунктуация (вводный курс)», «Лексика и фразеология», «Состав слова. Словообразование. Орфография», «Морфология и орфография. (Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол)», «Самостоятельные и служебные части речи», «Повторение изученного за год». Программа 8-го класса включает темы: «Повторение изученного в 7-м классе», «Текст (Сложное синтаксические целое (ССЦ). Абзац. Средства и способы связи предложений и ССЦ и др.)», «Фразеология», «Синтаксис и пунктуация (Словосочетание и предложение. Двусоставные предложения. Односоставные предложения. Неполные предложения. Предложения с однородными членами. Предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями. Предложения с обособленными второстепенных членами)», «Повторение изученного за год». В ходе изучения темы «Текст» совершенствуются умения и навыки составления различных по типу, стилю и жанру текстов; в качестве нового материала вводятся понятия «сложное синтаксическое целое (ССЦ)» и «абзац». Учащиеся приобретают умения строить сложное синтаксическое целое и делить тексты на абзацы. В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, который предполагает предъявление материала в знаниевой и деятельностной формах. Такое обучение нацелено на достижение метапредметных результатов обучения. Основными показателями обученности являются: коммуникативные универсальные учебные действия (владение всеми видами речевой деятельности, основными нормами устной и письменной речи), познавательные универсальные учебные действия (сформированность мыслительных способностей — рассуждать, доказывать, умение работать с различными источниками, систематизировать информацию), регулятивные универсальные учебные действия (ставить цель деятельности, планировать последовательность действий, осуществлять самоконтроль). Таким образом, изучение государственного языка Российской Федерации в общеобразовательных школах субъектов Российской Федерации должно обеспечить такой уровень знаний, который позволит продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в старших классах средней полной школы, в средних специальных учебных заведениях. Содержание курса. Наука о русском языке. Русистика и ее разделы. Развитие науки о русском языке в XVIII–XX вв. Видные ученые-русисты и их работы. Основные направления в русистике наших дней. Цели изучения русского языка в школе Повторение, углубление и систематизация изученного в 5–7-м классах Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Фонетическая система. Классификация звуков. Сильная и слабая позиция для гласных и согласных звуков. Слог. Ударение словесное и логическое. Интонация и ее основные элементы (логическое ударение, пауза, тон, темп речи, мелодика). Предмет изучения орфоэпии. Систематизация знаний о русской графике. Систематизация знаний по орфографии. Орфограмма. Опознавательные признаки орфограмм. Условия выбора орфограммы. Орфографическое правило. Типы орфограмм. Орфограммы-гласные буквы. Орфограммы-согласные буквы. Орфограммы-буквы ъ и ь. Орфограммы-большие буквы. Орфограммы-пробелы, -контакты, -дефисы. Лексика и фразеология. Этимология. Систематизация знаний о лексике: слово как основная единица языка, лексическое значение слова, многозначность, омонимы, синонимы, антонимы; нейтральные и стилистически окрашенные слова; тематические группы слов. Прямое и переносное значение слов. Происхождение слов; исконно русские и заимствованные слова. Устаревшие слова. Диалектные слова. Профессиональные слова. Фразеологизмы, лексическое значение фразеологизмов. Систематизация знаний по лексикографии: виды словарей. Этимология. Этимологический словарь русского языка. Морфемика. Словообразование. Систематизация знаний: морфема (значимая часть слова), корень, суффикс, приставка, окончание, основа (производная и производящая), членение слова на морфемы, чередование звуков в корне слова, основные способы словообразования, словообразование частей речи, морфемные и словообразовательные словари. Неморфологические способы словообразования. Морфология. Систематизация знаний: лексическое и грамматическое значение слова, способы выражения лексического и грамматического значений, часть речи: обобщенное значение, морфологические признаки, функция в предложении; знаменательные (самостоятельные) и служебные части речи, междометия. Классификация частей речи. Синтаксис. Пунктуация. Речь Предмет изучения синтаксиса. Цели изучения синтаксиса в школе. Систематизация знаний о словосочетании: функция словосочетания, строение словосочетания, способы связи слов в словосочетании. Систематизация знаний о предложении: функция предложения, виды предложений по цели высказывания, восклицательные предложения, смысловая функция интонации, простое и сложное предложение. Прямой и обратный порядок слов. Логическое ударение. Стилистическая функция порядка слов в предложении. Способы связи предложений в тексте. Цепной и параллельный способы связи. Предмет изучения пунктуации. Принципы русской пунктуации. Пунктуационное правило. Функции знаков препинания. Синтаксис простого предложения. Систематизация знаний: грамматическая основа предложения, средства связи слов в простом предложении, подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы выражения подлежащего, типы сказуемого; второстепенные члены предложения, способы их выражения, виды обстоятельств. Предложения нераспространенные/распространенные. Предложения односоставные/двусоставные. Типы односоставных предложений. Стилистические функции разных типов простого предложения. Предложения полные/неполные. Определения согласованные/несогласованные. Приложение как особый вид определения. Сравнительный оборот. • Пунктуация. Тире в простом предложении. Пунктуация в предложении со сравнительным оборотом. • Синтаксис. Осложненное предложение. Систематизация изученного об однородных членах предложения: понятие «однородные члены предложения», союзы при однородных членах предложения, обобщающие слова при однородных членах предложения. Однородные и неоднородные члены предложения. Стилистические функции однородных членов предложения. • Пунктуация. Знаки препинания между однородными членами предложения. • Синтаксис. Понятие об обособленных членах предложения. Обособленные определения, приложения. Обособленные дополнения. Обособленные обстоятельства. Обособленные уточняющие члены предложения. Синонимика предложений с обособленными членами предложения и простых (сложных) предложений. Стилистические функции осложненных предложений. • Пунктуация. Знаки препинания при обособленных членах предложения. • Синтаксис. Предложения с обращениями, вводными словами и предложениями. Систематизация изученного: обращение и его роль в речи. Обращение в художественном тексте. Основные смысловые разряды вводных слов. Вводные предложения. Вставные предложения. Стилистические функции обращений, вводных слов, вставных предложений. • Пунктуация. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и предложениях, вставных предложениях. Развитие речи. • Текст. Систематизация сведений о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для различных стилей речи. Повествование в художественном стиле. Рассказ. Повествование с элементами рассуждения. Рассказ на основе услышанного. • Публицистический стиль (расширение понятия). Повествование и описание в публицистическом стиле. Отзыв о книге. Описание с элементами рассуждения. Портретный очерк. • Научный стиль (расширение понятия). Повествование в научном стиле. Рассуждение с элементами повествования и описания в научном стиле. Тезисы и конспект. Доклад. • Официально-деловой стиль (расширение понятия). Тексты официально-делового стиля: заявление, автобиография. • Повторение изученного в 8-м классе. Основные требования и умения обучающихся 8 класса. Учащиеся, оканчивающие 8-й класс, должны уметь: в аудировании: — понимать речь учителя, дикторский текст; — владеть разными видами аудировании (детальным, выборочным), пользоваться ими в зависимости от ситуации и цели общения; — дифференцировать главную и второстепенную, известную, неизвестную информацию в прослушанном тексте; — определять на слух тип и стиль речи, текста; — высказывать свою позицию, оценивать факты, события, формулировать выводы по прослушанному тексту; — рецензировать устный ответ одноклассника; — задавать вопросы по прослушанному тексту; — отвечать на вопросы по содержанию текста. В чтении: — читать текст с предварительным ознакомлением; — прогнозировать содержание текста по его названию, содержанию эпиграфа; — определять, какой проблеме посвящена статья, рассказ, — самостоятельно разбираться в материале параграфа (находить разъяснения, определении, выводы), в иллюстративном материале (схемы, таблицы, языковые примеры); — ориентироваться в содержании книги, журнала, газеты по их названию, заголовкам параграфов; — владеть различными видами чтения и пользоваться ими в зависимости от коммуникативной пели; — подбирать материал из разных источников для написании сочинения или подготовки выступления; — пересказывать прочитанное в краткой (тезисной) форме; — делить текст на смысловые части (сложные синтаксические целые); — определять вид сложного синтаксического целого, средства связи между предложениями и сложными синтаксическими целыми; — находить нужную книгу в библиотеке, использовать при самостоятельной работе ресурсы Интернета. В говорении: — подробно, сжато или выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, родной природы, школы, Дворца культуры, памятника погибшим односельчанам с грамматическими заданиями (повествование от другого липа, замена времени глагола и др.); — составлять монолог-рассуждение, формировать и обосновывать свою точку зрения, доказывать её, приводя убедительные аргументы; — вести диалог-дискуссию (задавать вопросы, аргументированно опровергать чужую точку зрения и доказывать свою); — составлять устный рассказ; — составлять инструкцию по применению того или иного правила; — принимать участие в диалогах различных видов; — правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор. |
Рабочая программа муниципальное общеобразовательное учреждение Цели и задачи обучения русскому языку в 5 – 9 классах общеобразовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком... | Отдел образования и молодёжной политики Ядринского района Программа основной школы. Русский язык и литература. 5-11 классы общеобразовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским)... | ||
Тематическое планирование уроков в 8 классе Р. Б. Сабаткоева для общеобразовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком | Конспект урока по русскому языку Тема: Авторская пунктуация Программа: Программы средней (полной) школы по русской литературе 10-11 классов общеобразовательных учреждений с русским (неродным)... | ||
1. Настоящим приказом устанавливаются следующие уровни владения русским... Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 апреля 2014 года №255 утверждены Уровни владения русским языком... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели и задачи обучения литературе в VIII классе общеобразовательного учреждения с русским (неродным) и родным (нерусским) языком... | ||
Задания для 8В класса Программа: Программы средней (полной) школы по русской литературе 10-11 классов общеобразовательных учреждений с русским (неродным)... | Параграфы 1, 4, 8, 9, 20 (конспекты) Программа: Программы средней (полной) школы по русской литературе 10-11 классов общеобразовательных учреждений с русским (неродным)... | ||
Предмет фио преподавателя Программа: Программы средней (полной) школы по русской литературе 10-11 классов общеобразовательных учреждений с русским (неродным)... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Примерная... Примерная программа основного общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения под... | ||
Литература Тема: «Сущность ее жизни любовь» Программа: Программы средней (полной) школы по русской литературе 10-11 классов общеобразовательных учреждений с русским (неродным)... | Литература Сочинение по произведению Н. В. Гоголя «Ревизор» Программа: Программы средней (полной) школы по русской литературе 10-11 классов общеобразовательных учреждений с русским (неродным)... | ||
План-конспект открытого урока по литературе Программа: Программы средней (полной) школы по русской литературе 10-11 классов общеобразовательных учреждений с русским (неродным)... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сабаткоева Р. Б. Русский язык: Учебник для 8 класса общеобраз учрежд с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения. –... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сабаткоева Р. Б. Русский язык: Учебник для 8 класса общеобраз учрежд с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения. –... | Комментарии к экзаменационным билетам по литературе 9 класс (2011 – 2012 уч г.) Программа: Программы средней (полной) школы по русской литературе 10-11 классов общеобразовательных учреждений с русским (неродным)... |