Скачать 138.3 Kb.
|
Конспект урока по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» Предмет: литература Тема: «Сущность ее жизни – любовь» Класс: 10 Уровень: профильный Цели: показать любимую героиню Толстого как воплощение любви, жизни и поэзии; развить навыки идейно-художественного анализа произведения; заставить читателя, по мнению Толстого, «полюблять жизнь». Планируемые результаты: Личностные: воспитать стремление к духовной красоте и внутреннему богатству личности. Метапредметные: Познавательные: увидеть в образе Наташи Ростовой три нераздельных начала: любовь, жизнь и поэзию. Регулятивные: уметь оценивать прочитанное произведение, делать выводы, обобщения. Коммуникативные: уметь выделять главное из текста; развить творческие способности учащихся; давать доказательную и убедительную формулировку приводимым аргументам; ориентироваться в различных типах справочной литературы и активно ее использовать. Предметные: В познавательной (интеллектуальной) сфере: развить интерес к живописи, театральному искусству, киноискусству. В ценностно-ориентационной сфере: определить сущность нравственной красоты человека в понимании Л.Н.Толстого. Организация образовательного пространства:
Технология изучения темы I этап. Самоопределение к деятельности (целеполагание) Цель: обеспечить стадию вызова для дальнейшего диалога в ходе обсуждения темы урока. Ситуативные задания: Задание 1: группе учащихся необходимо познакомиться с сонетами У.Шекспира и выбрать соответствующий сонет к образу Наташи Ростовой. Задание 2: одному ученику исполнить на фортепиано фрагмент «Лунной сонаты» Л.В.Бетховена. II этап. Учебно-познавательная деятельность Цель: определить знание учащимися содержания романа Л.Н.Толстого «Война и мир», их умение оценивать прочитанное, приводить аргументы, делать выводы, обобщения. Учебные задания и методы работы с информацией Задание 1: учащимся нужно сделать закладки в тексте произведения на страницах, касающихся образа Наташи Ростовой. Задание 2: найти информацию в ЭОР, необходимую для ответов на вопросы по теме урока. III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность Цель: развить навыки идейно-художественного анализа текста с использованием ЭОР Варианты заданий Задание 1: учащимся необходимо на основе изученной информации создать тезисы ответов на вопросы, предложенные учителем. Задание 2: группе учащихся нужно познакомиться с экранизацией романа и выбрать один из самых запоминающихся фрагментов фильма, связанных с образом любимой героини Толстого. IV этап. Диагностика качества освоения темы Цель: установить степень усвоения темы «Сущность ее жизни – любовь». Варианты заданий Задание 1: составить цитатный план к образу Наташи Ростовой. Задание 2: написать эссе по одному из пунктов составленного цитатного плана. V этап. Рефлексивная деятельность Цель: развить навыки написания эссе по строчке произведения. Самоанализ и самооценка ученика Задание 1: определить степень своего участия в диалоге и оценить работу по следующим критериям:
Задание 2: на основе полученных баллов выставить оценку и согласовать ее с учителем, а также с учащимся, работающим в паре. Ход урока:
Слайд « Портрет Л.Н.Толстого». Учащийся исполняет на фортепиано «Лунную сонату» Л.В.Бетховена. Слово учителя. Мы слушаем неповторимую «Лунную сонату» Л.В.Бетховена – и сердце переполняется любовью, жизнью и поэзией. Сегодня на уроке мы поразмышляем на тему «Сущность ее жизни – любовь». - Как связана эта музыка с нашим сегодняшним разговором? Ответы учащихся: - Жизнь, любовь и поэзия…Эти три начала слиты в любимой героине Л.Н.Толстого Наташе Ростовой. Ей и будет посвящен наш сегодняшний урок. - Наташа обладает прекрасным музыкальным слухом, но также абсолютным слухом на душевные движения окружающих. - Наташа воплощает жизнь. Она, переполненная музыкой жизни, заражает людей оптимизмом, спасает их от смерти, борется за их жизнь. 2. Стадия осмысления. - Уважаемые друзья, а что значит слово ЛЮБОВЬ? Ответы учащихся: - Толковый словарь гласит: « Любовь – чувство самоотверженной привязанности». - Самоотвержение – отказ от своих личных интересов для блага других. Именно это качество и является сущностью любимой героини Л.Н,Толстого Наташи Ростовой. - Как связано имя героини с толкованием слова ЛЮБОВЬ? Ответ учащегося: - В книге Г. Успенского « Ты и твое имя» читаем: « Натали (Наталья) – от лат. « наталист» - родной, но также от латинского названия праздника Рождества: диэс натали – день рождества, рождения. Существует и иное толкование, возводящее это имя к тому же европейскому корню, что и в имени Натан (дарованный)». Наталья – это благо, дар для других. « Где она, там свет», - утверждает Толстой и доказывает это текстом произведения. - А как оценивают Наташу другие герои романа? Ответы учащихся: - « Поэтической, преисполненной жизнью, прелестной девушкой» назвал ее князь Андрей. - « Волшебницей» казалась она Денисову. - « Она обворожительна», - говорил Пьер. Слово учителя. Наташа – жизнь. Напомню, что главная задача Л.Н.Толстого в « Войне и мире» - заставить читателя «полюблять жизнь». Потому Наташа и занимает такое исключительное место в произведении, что в ней воплощена живая жизнь, жизнелюбие полнее, чем в любом другом герое. - Где вы видите истоки жизнелюбия Наташи? Ответы учащихся: - Конечно же, Наташа Ростова в полной мере Ростова; и вместе с тем довольно верно заметил однажды князь Андрей про Ростовых, что эти славные добрые люди составляют наилучший фон для того, чтобы на нем отделялась Наташа. От семейного фона она отделяется благодаря своему максимализму, тому чувству полной свободы, непринужденно вольному отношению ко всему, что непонятно добрым Ростовым. - Жизнелюбие Наташи мы чувствуем при первом нашем знакомстве с героиней, которая сразу же станет для нас любимой: « В комнату вбежала тринадцатилетняя девочка, с большим ртом, некрасивая, но живая…». - Доброжелательную обстановку дома Ростовых воссоздал народный художник Дементий Алексеевич Шмаринов в своих иллюстрациях. Вот групповой портрет: молодежь дома Ростовых выбегает из задних комнат в гостиную. Остановимся только на портрете Наташи: девочка « с детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, со сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках…» Этот рисунок позволяет представить внешний облик Наташи, ее яркий душевный мир, ее живую непосредственность. (Рисунок художника Д.А.Шмаринова). - Наташа хочет быть взрослой, как все девочки в тринадцать лет. Она боится упустить что-то из манящей и недоступной жизни взрослых; ей надо скорей, немедленно все решить и определить, ей хочется любить. Слово учителя. Так появляется Наташа на страницах романа – воплощение жизнелюбия, стремления к добру, счастью, верности и любви. С этой минуты мы начинаем любить ее, воспринимая радости и тревоги Наташи Ростовой, как свои собственные. Мы согласны с авторской оценкой героини: « Все, что она делала, плакала, смеялась, капризничала – казалось, так и должно быть и было кстати». У Наташи обостренное чувство прекрасного. - В каких эпизодах романа мы это особенно чувствуем? Творческая группа представляет мини-проект: - Атмосферу счастья, всеобщей любви, игры и веселости в московском доме Ростовых сменяют идиллические пейзажи имения в Отрадном. Так давайте же еще раз попробуем пережить, почувствовать лунную ночь в Отрадном. Инсценирование эпизода романа « Ночь в Отрадном» ( т.2, ч.3, г.3). - Только один раз. - Да когда же ты спать будешь? - Я не буду, я не могу спать, что ж мне делать! Ну, последний раз… - Ах, какая прелесть! Ну, теперь спать, и конец. - Ты спи, а я не могу. - Соня! Соня! Ну, как можно спать! Да ты посмотри, что за прелесть! Ах, какая прелесть! Да проснись же Соня. Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало. - Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Душенька, голубушка, поди сюда. Ну. Видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки – тоже, туже, как можно туже, натужиться надо,- и полетела бы. Вот так! Слово учителя. Обаяние Наташи в живости, естественности и искренности. Так велика в Наташе любовь к жизни, к природе, что князь Андрей оказался во власти ее веры в жизнь. « Нет, жизнь в 31 год еще не кончена, - окончательно решает князь Андрей. Появилась вера в свою нужность людям, желание общения с ними – этому он обязан Наташе. Поэтому князь Андрей захотел еще раз увидеть Наташу, не потерять, найти ее. В Петербурге на балу он второй раз встречается с Наташей. Первый бал, Наташа и Болконский, сколько любви вложил автор в изображение этой сцены, сколько любви и поэзии! Фрагмент из кинофильма « Война и мир»: сцена первого бала Наташи Ростовой (т.2, ч.3, г.14) - Какую роль играет этот эпизод в развитии сюжета произведения? Ответы учащихся: - Наташа полюбила князя Андрея, увидев в нем замечательного человека, почувствовав его внутреннюю чистоту, силу и благородство. Так началась эта большая любовь, которую никогда не мог понять старый князь Болконский и так хорошо понял Пьер. Так началась эта странная любовь двух очень разных людей, - может, потому они и полюбили друг друга, что такие разные. Вся жизнь Наташи до встречи с князем Андреем оказалась только ожиданием чуда любви. Весь свой свет, всю радость, все добро она копила для него. - « Весь мир разделен для меня на две половины: одна – она, и там все счастье, надежда, свет; другая половина – все, где ее нет, там все уныние и темнота» - эти слова убеждают в силе и серьезности чувства героя. - Естественность, непосредственность, чуткость все больше пленяют князя Андрея: « Вино ее прелести ударило ему в голову». Ее улыбка сказала ему: « Давно я ждала тебя». - На следующий день после бала государственная деятельность теряет серьезное значение в глазах князя Андрея. Пока он не полюбил Наташу, работа в комиссии представляется ему важной и нужной. Но любовь, истинная и глубокая, показывает Болконскому всю призрачность и ненужность для него работы со Сперанским. « Самая простая мысль приходила ему в голову: « Какое дело мне и Бицкому, какое дело нам до того, что вдруг государю угодно было сказать в Совете? Разве все это может сделать меня счастливее и лучше?» И это простое рассуждение вдруг уничтожило для князя Андрея весь прежний интерес совершаемых преобразований ». Слово учителя. В решающие моменты возвращения к жизни, любви и поэзии перед главными героями встает образ Наташи Ростовой. В ней воплощены радость жизни, отзывчивость, поэзия, естественность и красота. Она олицетворение домашнего семейного начала и глубокого чувства общей, народной жизни. Давайте обратимся к эпизоду « Танец Наташи в доме дядюшки» (т. 2, ч.4, г.7). Выразительное чтение эпизода учеником. Наташа потому сейчас в восторге, что она чувствует в себе созвучие различных проявлений жизни: грибки, мед, наливки дядюшки, народная музыка. Все радует ее, все она выплескивает в пляске. Наташа живет в настоящем, а жизнь имеет смысл для нее лишь как постоянное проявление любви. Наташа счастлива и права, потому что, наслаждаясь прелестью бытия, она заражает других жизнелюбием и светом своей души. - Какие жизненные испытания изменили характер Наташи, но не убили в ней самого главного – чуткости, открытости души, отзывчивости и любви к жизни? Ответы учащихся: - Один из центральных, узловых эпизодов романа – интрига Анатоля Курагина и измена Наташи Ростовой своему жениху Андрею Болконскому. Наташа, приехавшая в Москву из деревни, слушает оперу. В этот момент у нее народный взгляд на вещи, взгляд, усвоенный ею непосредственно через общение с русскими простыми людьми, народной культурой и природой. Не случайно Толстой подчеркивает: после деревни. Но постепенно Наташа начинает испытывать влияние враждебного ее сущности мирка. Она уже не верит себе, а верит окружающим ее людям. Отказываясь от своих оценок, Наташа совершенно теряет критерий красоты, добра и зла. « Должно быть, это так надобно», - думала Наташа. Попав в мир искусственной общности людей, Наташа целиком подчиняется ему и, теряя представление о должном и недолжном, увлекается Курагиным и отказывает своему жениху. Как ни привлекателен Курагин физически, увлечение им не могло произойти в три дня вне этого фальшивого мира, захватившего ее. И опера, и артисты, и Элен – все они были заодно с Анатолем. Этот их мир привел Наташу к трагедии. - Неожиданным для читателя является увлечение Наташи Анатолем Курагиным. Чем это можно объяснить? Главное для Наташи - чувство. Ей нужно счастье сейчас же, немедленно, чтобы он был всегда рядом. Князь Андрей уезжает за границу, свадьбу откладывают на год. Для Наташи это условие ужасно. Князь Андрей не понял, что значит каждое данное мгновенье для Наташи, которая различает жизнь по минутам, имеющим неповторимую ценность. Князь Андрей нарушил неоспоримый закон любви: он много думал о своей любви и мало о том, что чувствует она. В любви недопустимо думать только о себе. - И все-таки Наташа, ошибаясь, умеет любить и умеет прощать. Все действия Наташи направлены на защиту и сохранение жизни. Так она борется за жизнь князя Андрея, когда «и доктор должен был признаться, что он не ожидал от девицы ни такой твердости, ни такого искусства ходить за раненым». Да, Наташа была способна на такое, что никто, кроме нее, не мог сделать. Наташа должна разделить с ним страдания и добиться прощения в самом высоком смысле этого слова. Это нужно ей еще и потому, что она продолжает любить князя Андрея, и быть виноватой перед любимым человеком, знать, что обрекла его на унижение и страдания, для нее невыносимо. - Убитая горем после смерти князя Андрея Наташа замыкается в себе, перестает понимать, зачем она живет на земле, и только новое горе - смерть Пети и отчаяние графини – возвращают Наташу к жизни. Наташа, потерявшая любимого человека - князя Андрея, возвращается к жизни, чтобы спасти любовью свою мать. « Она думала, что жизнь ее кончена. Но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни – любовь – еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь». - Теми же чувствами Наташа руководствуется и в общей жизни. И здесь она несет жизнь. Когда Наполеон подходил к Москве, жители покидали город. Если бы не Наташа, то раненые, которыми был полон двор Ростовых, остались бы в Москве, занимаемой французской армией. Именно она настояла на том, чтобы ее родители вывезли не имущество, а раненых. Учащийся представляет тезисы проекта « Наташа Ростова в эпилоге романа Л.Н.Толстого «Война и мир»: - Вокруг образа Наташи Ростовой концентрируются авторские идеи о человеческих основаниях нравственности. -Толстой наделяет ее необычайной этической силой. -Все мысли Наташи вокруг мужа и семьи. « Наташа вышла замуж раннею весною 1813 года, и у ней в 1820 году было уже три дочери и один сын, которого она желала и теперь сама кормила». -Она словно часть природы, часть того естественного непостижимого процесса, в который вовлечены все люди, земля, воздух, страны и народы. -Семья – обоюдное и добровольное рабство. Она только любит и любима. И в этом для нее скрыто истинное положительное содержание жизни. -«Война и мир» - единственный роман Толстого, имеющий классический счастливый конец. Слово учителя. Действительно, «Война и мир» имеет классический счастливый конец. То состояние, в котором автор оставляет Наташу Ростову и Пьера Безухова, Марью Болконскую и Николая Ростова, - лучшее, что он мог придумать и дать им. Оно имеет основание в нравственной философии Толстого, в его своеобразных, но очень серьезных представлениях о роли и месте женщины в мире и обществе. Сегодня мы пытаемся разобраться в душевных переживаниях Наташи Ростовой. Однако как литературный образ Наташу невозможно понять без определенных литературных проекций. - Какие женские образы в литературе, изученной вами, созвучны Наташе? Ответы учащихся: - Во-первых, это пушкинская Татьяна Ларина. Их внешнее сходство можно расценивать как цитатное. Кроме того, общая культурная аура, поэтика фольклорных забав и, отдельно, поэтика французских романов, которыми зачитывались барышни той поры. - Во-вторых, это Софья из комедии Грибоедова «Горе от ума». Влюбленность образованной, умной девушки в подленького и глуповатого Молчалина и любовь-болезнь, любовь-наваждение к Анатолю Курагину имеют много схожих черт. Обе эти параллели не позволяют полностью объяснить Наташу, однако с ними легче разглядеть причины некоторых ее поступков и душевных движений. - Вспоминаются слова великого У.Шекспира: Ты не найдешь в ней совершенных линий, Особенного света на челе. Не знаю я, как шествуют богини, Но милая ступает по земле И все ж она уступит тем едва ли, Кого в сравненьях пышных оболгали.
Слово учителя. Пройдет время, и пройдут годы, пройдет мода, а Наташа Ростова останется. Бессмертный образ любимой героини Л.Н.Толстого еще очень долго будет волновать сердца читателей. - Мои дорогие друзья, а каково ваше отношение к любимой героине Л.Н.Толстого? Ответы учащихся: - Наташа учит нас достойно проходить все жизненные испытания, становиться более сильными и мужественными, обогащая свой духовный мир. - Несмотря на большие перемены во внешности (« она пополнела и поширела, так что трудно было узнать в этой сильной матери прежнюю, тонкую, подвижную Наташу…), Наташа осталась все такой же доброй, отзывчивой, самоотверженной. Но в ней стало больше рассудительности, Наташа теперь посвятила всю свою жизнь воспитанию детей. Она отдавала всю свою любовь им и своему мужу – Пьеру Безухову. Именно за это можно любить Наташу. - Наташа Ростова – пример для подражания. Любой человек мог бы многому поучиться у Наташи. Она пример для каждой девушки, ищущей свой путь в жизни. Слишком быстротечна жизнь, чтобы учиться только на своем опыте. Опыт героев классических произведений бесценен. А особенно, если это такая героиня, как Наташа Ростова. - Мы учимся у Наташи жить и любить по-настоящему: «сущность ее жизни – любовь». Заключительное слово учителя. «Война и мир» Л.Н.Толстого – одно из редких творений человеческого духа. Оно могло быть создано, по словам Бунина, только одним « из самых необыкновенных людей, когда- либо живших на земле». В 1865 году, в самый разгар работы над романом, Толстой писал: «Цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда неистощимых всех ее проявлениях». Образ любимой героини Толстого и есть утверждение жизни и любви. Дорогие друзья, пусть в ваших сердцах живет любовь; любовь, цветущая буйно и негасимо; любовь, поднимающая на бой, на труд; любовь, похожая на непокорный степной тюльпан, цветущий ярче всех земных цветов. Я желаю вам ЛЮБВИ! Звучит фрагмент « Лунной сонаты» Л.В.Бетховена в исполнении учащегося, заранее подготовленного. Учитель дарит участникам диалога разноцветные сердечки с надписями: - Путь к любви надо начинать с пути к себе! - Живите с радостью! Живите с удовольствием! - Пусть каждое мгновение станет для Вас удовольствием! - Любви очень много в этом мире, научитесь принимать ее достойно и с благодарностью! - Если Вы по какой-то причине останетесь одни, то воспринимайте этот период как прекрасную возможность для внутреннего роста, раскрытия потенциальных талантов и возможностей, обогащения внутреннего мира. - Становитесь лучше – и лучше станут люди, которые Вас окружают. - Слепите себя в личность, достойную всяческого восхищения, несущую свет, и радость, и любовь в этот мир, и Вы получите столько любви в ответ, что даже принять ее всю не сможете. - Оцените и полюбите себя! - Будьте великодушны к другим! - Смотрите на все с любовью и радостью – и везде и всегда увидите радость и любовь! Электронные образовательные ресурсы: 1) http://www.litra.ru/composition/get/coid/00094301184864078227/ 2) http://www.levtolstoy.org.ru/lib/op/author/102 3) http://referat-kursovaya.repetitor.info/Наташа_Ростова___любимая_героиня_Толстого?page=3 4) http://festival.1september.ru/articles/521644/ 5) http://do.gendocs.ru/docs/index-110452.html |
Реферат Тема: «Любовь и самосокрушение в жизни христианина в их взаимной связи» Роль Любви в духовной жизни. Любовь – как царица добродетелей | Урок Тема урока. Биология наука о живой природе. Ботаника наука о растениях Цель урока. Раскрыть сущность ботаники, познакомить учащихся с разнообразием растительного мира; показать распространённость растений... | ||
Джек Лондон. Любовь к жизни Джек Лондон. Любовь к жизни Прихрамывая, они спустились к речке, и один раз тот, что шел впереди | Урок литературы в 8 классе Тема: «Любовь, смерть и бессмертие» Образовательная программа – умк литература, 8 класс в 2 частях Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И | ||
Конспект внеурочного занятия по теме «Любовь к Родине» Тема: «Любовь-главное... Расширить представление о Родине большой и малой, познакомить со способами, возможностями заботы о Родине в данной момент | Тематическое планирование Литература 9 класс № п\п Тема Основные... Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития | ||
1. Сущность и характерные черты современного менеджмента Тема Внешняя... Студент должен знать: эволюцию менеджмента, сущность современных подходов в менеджменте | Урок 25 Тема: Задачи на уменьшение числа в несколько раз Прививать любовь к птицам, воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней | ||
Тема Происхождение денег, их сущность и функции ... | Реферат по экологии тема: пестициды и удобрения. Их роль ... | ||
Тема Количество часов Введение. Литература как искусство слова. Роль литературы в духовной жизни человека | Литература, тема «Самые настоящие чудеса С. Я маршака «Ландыш» Литература, тема «своеобразие системы персонажей, сюжета и предметного мира в сказке Салтыкова – Щедрина» | ||
Темы библиотечных уроков. Школьная библиотека боу смр «Двиницкая оош» Тема «Научно-познавательная литература для младших школьников. Тема «Справочная литература» | 1. Сущность и функции денег. Дискуссионные вопросы по сущности и... Тема Сущность и функции денег. Дискуссионные вопросы по сущности и функциям денег на современном этапе | ||
Субботина Татьяна Сергеевна, учитель начальных классов. Тема: Екатерина Великая Цели урок Цели урока: сформировать представления учащихся о жизни в России во времена правления Екатерины II; развивать устную речь; воспитывать... | Терехина Ирина Алексеевна учитель русского языка и литературы моу... Воспитательная: Способствовать познанию общечеловеческих ценностей: прощение, любовь, ответственность |