Скачать 81.38 Kb.
|
Урок литературы в 8 классе Тема: « Любовь, смерть и бессмертие» по произведению В. Шекспира «Ромео и Джульетта» Класс – 8 Образовательная программа – УМК Литература , 8 класс в 2 частях Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Раздел программы – Зарубежная литература Тип урока – урок обобщения и систематизации новых знаний Методы – проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный Межпредметные связи – музыка, балет, живопись, кинематография Цель урока - раскрыть глубину образов героев трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта», причины их гибели и бессмертия; дать ответ на вопрос: «Что сделало имена Ромео и Джульетты бессмертными, в чем чудо, тайна их образов и любви?» Задачи: Образовательные: - раскрытие основного конфликта трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта» - углубление представлений о жанровых особенностях трагедии - развитие навыков логического высказывания - обобщение и систематизация знаний учащихся по пьесе Шекспира Развивающие: - формирование представления об отражении трагедии Шекспира в различных видах искусства (живописи, музыке, балете, кинематографе) - развитие познавательной активности - развитие языковых и творческих способностей учащихся - развитие речи Общепредметные: - развитие общекультурного кругозора учащихся - воспитание интереса к зарубежной классике - совершенствование умения подбирать материалы к уроку - пробуждение активности и самостоятельности - развитие аналитического мышления Воспитательные: - Приобщение учащихся к культурным ценностям - развитие нравственных ценностей и идеалов у учащихся Оборудование: Портрет В. Шекспира, иллюстрации различных художников к пьесе, мультимедиа, аудиозапись произведений С. Прокофьева, Н. Рота, видеодиски с фильмами и мюзиклом «Ромео и Джульетта» (реж. Ф. Дзефирелли, Б. Лурман) Опережающие индивидуальные и групповые задания:
Теория литературы: пьеса, трагедия, конфликт, «вечная тема», авторская позиция Эпиграф к уроку: «Любовь сильнее смерти и страха смерти, только ею, только любовью держится и движется жизнь» (И.С. Тургенев) Ход урока: 1. Погружение в тему урока ( 1 минута) Звучит заставка к уроку – музыкальный фрагмент с Прокофьев Тема любви из балета «Ромео и Джульетта» Ученик1: Есть в мире литературы имена героев, которые знакомы всем, даже если человек не читал самого произведения. Эти имена стали символами каких-то вечных ценностей: чести, благородства, преданности, любви. Над ними не властны ни люди, ни смерть. Ученик 2: В конце XVI века, точнее — в 1596 году английский драматург Уильям Шекспир создал пьесу, которая не только стала бессмертной, но и дала жизнь множеству произведений литературы, живописи, музыки, балета, кинематографии. Ученик 1: Самое интересное заключается в том, что У.Шекспир не сам придумал сюжет этой пьесы, а заимствовал его у древнеримского поэта Овидия, который в сборнике «Метаморфозы» (превращения) рассказал историю Пирама и Фисбы. Мало кто помнит Овидия и его героев, а вот имена Ромео и Джульетты мы употребляем как символы преданности и беззаветной любви. Индивидуальное опережающее задание. Инсценировка «Сцена у балкона» (3 минуты) Музыкальное сопровождение – гитара, старинная английская музыкальная пьеса «Зеленые рукава» (исполняет подготовленный ученик) Учитель: Итак, сегодня у нас с вами завершающий урок по трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта» И тема нашего урока звучит так: « Любовь, смерть и бессмертие» по произведению В. Шекспира «Ромео и Джульетта» Запись темы в тетрадь. 2. Проверка домашнего задания. Тест на знание текста (3 минуты). В начале урока я предлагаю вам выполнить небольшой тест на знание текста и освежить в памяти сюжет произведения Шекспира. Тест на знание текста с последующей взаимопроверкой. 3. Постановка проблемного вопроса (3 минуты). Учитель: Но перед тем, как мы обратимся к теме нашего урока, давайте вспомним, что такое трагедия? Трагедия – драматическое произведение, изображающее глубокие, чаще всего неразрешимые жизненные противоречия. Их последствия завершаются гибелью героя. - Определите тему трагедии «Ромео и Джульетта» (это произведение о жестокости мира и о силе любви) - В чем же секрет таланта великого Шекспира? Что сделало имена Ромео и Джульетты бессмертными, в чем чудо, тайна их образов и любви? В этом нам предстоит разобраться на сегодняшнем уроке. Запись проблемного вопроса в тетрадь. 4. Анализ художественного произведения (10-13 минут) - Вспомните, как Ромео до встречи с Джульеттой отзывается о любви? (Индивидуальное опережающее задание. Группа исследователей «Ромео и Джульетта о любви до встречи друг с другом и после встречи») Пустая тягость, тяжкая забава, Нестройное собранье стройных форм, Холодный жар, смертельное здоровье, Бессонный сон, который глубже сна. Вот какова, и хуже льда и камня, Моя любовь, которая тяжка мне. (Акт I. Сцена 1) Что есть любовь? Безумье от угара, Игра огнём, ведущая к пожару, Воспламенившееся море слёз, Раздумье — необдуманности ради, Смешенье яда и противоядья. (Акт I. Сцена 1) Я потерял себя, и я не тут. Ромео нет. Ромео не найдут. (Акт I. Сцена 1) - Почему герой так отзывается о любви? Зачем в пьесе говорится о любви Ромео к Розалине? (Ромео признаётся, что влюблён в некую Розалину, которая не отвечает на его чувства, и это заставляет его страдать.) - Таким был Ромео до встречи с Джульеттой. А какой перед нами предстает Джульетта до встречи с Ромео? (Первая встреча с героиней происходит в сцене разговора Джульетты с матерью, которая сообщает девушке о внимании к ней графа Париса. Мать просит дочь обратить внимание на молодого жениха, на что Джульетта отвечает: Ещё не знаю. Надо сделать пробу. Но это лишь единственно для вас. (Акт I. Сцена 3) Юная героиня ещё не думала о любви, о браке, она спокойна и послушна, согласна «сделать пробу», потому что пока никого не любит) - Итак, мы видим, что Ромео и Джульетта не являли собой ничего особенного, они жили по общим законам, и на любовь смотрели, как все, пока не встретились. Любовь вспыхнула тотчас же, как только герои увидели друг друга, она подобна вспышке молнии, электрической искре. - Как меняется их отношение к любви? (продолжают работу группа исследователей) Ромео: Ее сиянье факелы затмило. Она, подобно яркому бериллу В ушах арапки, чересчур светла Для мира безобразия и зла. Как голубя среди вороньей стаи, Ее в толпе я сразу отличаю. Я к ней пробьюсь и посмотрю в упор. Любил ли я хоть раз до этих пор? О, нет то были ложные богини. Я истинной любви не знал доныне… Джульетта: Я воплощенье ненавистной силы Некстати по незнанью полюбила. Что могут обещать мне времена, Когда врагом я так увлечена? (Акт II. Сцена 5) - Это слова не друг другу, а каждого самому себе, но они удивительно созвучны. Герои еще в плену прежних представлений, но уже ощущают мощь нового чувства. - Как любовь воздействует на героев? Как ведут себя Ромео и Джульетта до и после знакомства? (Ромео до встречи с Джульеттой говорит очень много и красиво о своей любви к Розалине. Когда он встречает дочь Капулетти, он начинает действовать, так как настоящее чувство требует решительности. Из мечтательного юноши он превращается в смелого, мужественного человека, способного принимать решения и отвечать за свои поступки. Такой же путь проходит и Джульетта, она меняется ещё сильнее: сначала она была покорной дочерью, теперь восстаёт и борется за свою любовь. Любовь в трагедии предстаёт как великий воспитатель: герои взрослеют, принимают важные решения, берут на себя ответственность.) - Что мешает влюбленным? (Монтекки и Капулетти – кровные враги) - Как отреагировали влюбленные на то, что они из враждующих семей? Найдите слова героев в тексте. (Ромео: Так это Капулетти! Я у врага в руках и пойман в сети… Джульетта: Что могут обещать мне времена, Когда врагом я так увлечена… - Герои видят смысл всей жизни в любви. Тогда почему же они выбирают смерть? Они умирают за свою любовь. Любовь торжествует над враждой, непониманием. Отняв у себя жизни, герои трагедии вынесли приговор родовым распрям, сословным предрассудкам. Трагедия Шекспира утверждает бесценность и вечность любви. - Есть ли смысл в гибели героев? После смерти юных супругов враждующие семьи примиряются. Гибель детей убеждает родителей в том, что их вражда — страшный пережиток времени и они наказаны за зло. 5. Обращение к эпиграфу урока (2минуты) - Давайте обратимся к эпиграфу урока. Соответствует ли он содержанию нашего урока? Юные герои У.Шекспира радостно встретили свою любовь, которая вошла в их жизнь неожиданно. Они не смогли жить друг без друга, предпочтя смерть, но их гибель открыла глаза их родителям; Шекспир показал, что любовь действительно сильнее смерти. 6. Проблемный вопрос (8 (5+3) минут) - А теперь я предлагаю вернуться к проблемному вопросу нашего урока: что сделало имена Ромео и Джульетты бессмертными, в чем чудо, тайна их образов и любви? (Учащиеся работают 5 минут. Ответы учащихся3-4 человека) Итак, обыкновенные мальчик и девочка, выросшие в патриархальных семьях, где цепко держались за традиции, полюбили друг друга, переросли эти семьи, самих себя, поднялись над своим временем и бросили ему вызов, сделав свою любовь не только прекрасной и возвышенной, но и героической. Они отстаивали право любить не имя, не положение, а просто человека, который «под любым названьем был бы тем верхом совершенства, какой он есть». 7. Тема Ромео и Джульетта в других видах искусства. (6 минут) Тема Ромео и Джульетты перешла в ряд «вечных тем». Трагедия влюбленных до сих пор волнует многих известных писателей и поэтов, музыкантов и художников. И в этом бессмертие произведения Шекспира. К сегодняшнему уроку ребята подготовили небольшие исследования о развитии темы Ромео и Джульетты в различных видах искусства. Прослушивание сообщений, просмотр презентаций о музыке и балете, о живописи, о кинематографе. 8. Итоги урока (1-2 минуты): По традиции переводчики Шекспира всегда последнюю фразу трагедии представляют так: Нет повести печальнее на свете, Чем повесть о Ромео и Джульетта. Но, я думаю, Белла Ахмадулина предложила свой вариант заключительных строк, ведь история юных героев живет в веках, не оставляя равнодушными никого, а имена Ромео и Джульетты вызывают у нас самые восторженные чувства, уважение к их стойкости и верности. Звучит музыка из мюзикла «Ромео и Джульетта» - «Счастье» Род людской один, и он делим Не на Монтекки и Капулетти, Не тех, кто был убит и кто убил, А лишь на тех, кто любит и любил… Любовь есть гений и спасенье сердца. И нет тому счастливее примера, Чем повесть о Джульетте и Ромео. 9. Домашнее задание ( 1-2 минуты) В конце трагедии главы обоих семейств обещают воздвигнуть памятник Ромео и Джульетте. Попробуйте создать словесный проект памятника Ромео и Джульетте. Не забудьте учесть место установки памятника, материал, из которого он будет создан, позы героев, выражения их лиц, надпись на памятнике. Все свои предложения обоснуйте. Это и будет вашим домашним заданием. 10. Оценки за урок (3 минуты) Спасибо за урок! |
Тексты группируются по темам: мировоззренческие вопросы жизнь, смерть, бессмертие Цикл задуман автором как своеобразная библиотечка философской литературы по широкому кругу проблем. Он рассчитан на читателя, которому... | Жизнь, смерть, бессмертие в универсуме китайской культуры Торчинов Е. А Вандышев Валерий Васильевич (родился в 1941 г.) доктор юридических наук, профессор | ||
Урок литературы в 5 классе Тема урока: Дружба и любовь на страницах сказки Х. К. Андерсена Воспитывающие: развивать понятия о прекрасном в мыслях, чувствах, переживаниях; формировать уважительное отношение учеников друг... | Сборник статей «Смерть и бессмертие». «Гороскопы и астрология» В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 7 июля 2007 года №402 19-21 октября в г. Москве состоялся III всероссийский... | ||
Урок литературы в 7 классе тема: Н. А. Некрасов План-конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети | Сборник статей «Смерть и бессмертие» «Замечание к статье \"Описание... Российской Федерации и регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Воронежской области | ||
Крапивина Анна Георгиевна Через тернии Роман : Детектив В этом возрасте человек еще не растерял старых друзей и не рассорился с новыми, и желающих проводить усопшего в последний путь всегда... | Урок по истории в 6 классе. Тема : повторительно- обобщающий урок по теме «Киевская Русь» Воспитывать у учащихся интерес к истории нашей страны, любовь и уважение к прошлому нашего народа | ||
Урок литературы в 7 классе (общеобразовательный) с применением икт по теме Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б | Урок знаний в 1-м классе. Тема: «День рождения 1 класса» Воспитывать любовь к Родине, школе, семье, доброжелательные отношения к товарищам | ||
Урок 25 Тема: Задачи на уменьшение числа в несколько раз Прививать любовь к птицам, воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней | Урок литературы в 9 классе Тема урока: «Трудно быть «солдатом армии чести» О. В. Коновалова, учитель русского языка и литературы мбоу сош с. Братовщина Долгоруковского района Липецкой области | ||
Урок по мхк для учащихся 11-ых классов. Тема: Любовь во времени и пространстве Этот урок еще одна попытка погружения в самую насущную тему. Итогом урока стали слова благодарности друг к другу за искренность и... | Уроки по сольфеджио: Тема урока «Работа в тональности» Преподаватели Косыгина А. С. (урок в 1 классе), Гольева Т. В. (урок в 3 классе), Первушина Н. М. (урок в 6 классе) | ||
Урок литературы в 9 классе. Тема: Урок дискуссия «Какие они герои нашего времени?» Цели: Формировать у учащихся представление об образе настоящего человека современного общества | Урок русского языка в 9 классе. Фисивная Любовь Павловна, учитель... Петербург, Киев, 3 Юность, Старость. Заснуть Умереть Родиться Лев, 9 японцы |