Урок литературы в 8 классе Тема: «Любовь, смерть и бессмертие»





Скачать 81.38 Kb.
НазваниеУрок литературы в 8 классе Тема: «Любовь, смерть и бессмертие»
Дата публикации14.08.2014
Размер81.38 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Урок литературы в 8 классе

Тема: « Любовь, смерть и бессмертие»

по произведению В. Шекспира «Ромео и Джульетта»
Класс – 8

Образовательная программа – УМК Литература , 8 класс в 2 частях Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.

Раздел программы – Зарубежная литература

Тип урока – урок обобщения и систематизации новых знаний

Методы – проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Межпредметные связи – музыка, балет, живопись, кинематография

Цель урока - раскрыть глубину образов героев трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта», причины их гибели и бессмертия;  дать ответ на вопрос: «Что сделало имена Ромео и Джульетты бессмертными, в чем чудо, тайна их образов и любви?»

Задачи:

Образовательные:

- раскрытие основного конфликта трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта»

- углубление представлений о жанровых особенностях трагедии

- развитие навыков логического высказывания

- обобщение и систематизация знаний учащихся по пьесе Шекспира

Развивающие:

- формирование представления об отражении трагедии Шекспира в различных видах искусства (живописи, музыке, балете, кинематографе)

- развитие познавательной активности

- развитие языковых и творческих способностей учащихся

- развитие речи

Общепредметные:

- развитие общекультурного кругозора учащихся

- воспитание интереса к зарубежной классике

- совершенствование умения подбирать материалы к уроку

- пробуждение активности и самостоятельности

- развитие аналитического мышления

Воспитательные:

- Приобщение учащихся к культурным ценностям

- развитие нравственных ценностей и идеалов у учащихся

Оборудование:

Портрет В. Шекспира, иллюстрации различных художников к пьесе, мультимедиа, аудиозапись произведений С. Прокофьева, Н. Рота, видеодиски с фильмами и мюзиклом «Ромео и Джульетта» (реж. Ф. Дзефирелли, Б. Лурман)

Опережающие индивидуальные и групповые задания:

  1. Инсценировка сцены на балконе (Ромео и Джульетта)

  2. Исполнение на гитаре старинной английской пьесы «Зеленые рукава»

  3. Исследовательская работа по тексту трагедии «Ромео и Джульетта о любви до встречи друг с другом и после встречи» (2 человека)

  4. Презентация «Тема Ромео и Джульетты в живописи» (2 человека)

  5. Презентация «Тема Ромео и Джульетты в музыке и балете» (2 человека)

  6. Презентация «Тема Ромео и Джульетты в кинематографе» (2 человека)

Теория литературы: пьеса, трагедия, конфликт, «вечная тема», авторская позиция

Эпиграф к уроку:

«Любовь сильнее смерти и страха смерти, только ею, только любовью держится и движется жизнь» (И.С. Тургенев)

Ход урока:

1. Погружение в тему урока ( 1 минута)

Звучит заставка к уроку – музыкальный фрагмент с Прокофьев Тема любви из балета «Ромео и Джульетта»

Ученик1: Есть в мире литературы имена героев, которые знакомы всем, даже если человек не читал самого произведения. Эти имена стали символами каких-то вечных ценностей: чести, благородства, преданности, любви. Над ними не властны ни люди, ни смерть.

Ученик 2: В конце XVI века, точнее — в 1596 году английский драматург Уильям Шекспир создал пьесу, которая не только стала бессмертной, но и дала жизнь множеству произведений литературы, живописи, музыки, балета, кинематографии.

Ученик 1: Самое интересное заключается в том, что У.Шекспир не сам придумал сюжет этой пьесы, а заимствовал его у древнеримского поэта Овидия, который в сборнике «Метаморфозы» (превращения) рассказал историю Пирама и Фисбы. Мало кто помнит Овидия и его героев, а вот имена Ромео и Джульетты мы употребляем как символы преданности и беззаветной любви.

Индивидуальное опережающее задание. Инсценировка «Сцена у балкона» (3 минуты)

Музыкальное сопровождение – гитара, старинная английская музыкальная пьеса «Зеленые рукава» (исполняет подготовленный ученик)

Учитель: Итак, сегодня у нас с вами завершающий урок по трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта» И тема нашего урока звучит так: « Любовь, смерть и бессмертие»

по произведению В. Шекспира «Ромео и Джульетта»

Запись темы в тетрадь.

2. Проверка домашнего задания. Тест на знание текста (3 минуты).

В начале урока я предлагаю вам выполнить небольшой тест на знание текста и освежить в памяти сюжет произведения Шекспира.

Тест на знание текста с последующей взаимопроверкой.

3. Постановка проблемного вопроса (3 минуты).

Учитель: Но перед тем, как мы обратимся к теме нашего урока, давайте вспомним, что такое трагедия?

Трагедия – драматическое произведение, изображающее глубокие, чаще всего неразрешимые жизненные противоречия. Их последствия завершаются гибелью героя.

- Определите тему трагедии «Ромео и Джульетта»

(это произведение о жестокости мира и о силе любви)

- В чем же секрет таланта великого Шекспира? Что сделало имена Ромео и  Джульетты бессмертными, в чем чудо, тайна их образов и любви? В этом нам предстоит разобраться на сегодняшнем уроке.

Запись проблемного вопроса в тетрадь.

4. Анализ художественного произведения (10-13 минут)

- Вспомните, как Ромео до встречи с Джульеттой отзывается о любви? (Индивидуальное опережающее задание. Группа исследователей «Ромео и Джульетта о любви до встречи друг с другом и после встречи»)

Пустая тягость, тяжкая забава,
Нестройное собранье стройных форм,
Холодный жар, смертельное здоровье,
Бессонный сон, который глубже сна.
Вот какова, и хуже льда и камня,
Моя любовь, которая тяжка мне.
(Акт I. Сцена 1)

Что есть любовь? Безумье от угара,
Игра огнём, ведущая к пожару,
Воспламенившееся море слёз,
Раздумье — необдуманности ради,
Смешенье яда и противоядья.
(Акт I. Сцена 1)

Я потерял себя, и я не тут.
Ромео нет. Ромео не найдут.
(Акт I. Сцена 1)

 - Почему герой так отзывается о любви? Зачем в пьесе говорится о любви Ромео к Розалине?

(Ромео признаётся, что влюблён в некую Розалину, которая не отвечает на его чувства, и это заставляет его страдать.)

- Таким был Ромео до встречи с Джульеттой. А какой перед нами предстает Джульетта до встречи с Ромео?

(Первая встреча с героиней происходит в сцене разговора Джульетты с матерью, которая сообщает девушке о внимании к ней графа Париса. Мать просит дочь обратить внимание на молодого жениха, на что Джульетта отвечает:

Ещё не знаю. Надо сделать пробу.
Но это лишь единственно для вас.
(Акт I. Сцена 3)

Юная героиня ещё не думала о любви, о браке, она спокойна и послушна, согласна «сделать пробу», потому что пока никого не любит)

- Итак, мы видим, что Ромео и Джульетта не являли собой ничего особенного, они жили по общим законам, и на любовь смотрели, как все, пока не встретились.

Любовь вспыхнула тотчас же, как только герои увидели друг друга, она подобна вспышке молнии, электрической искре.

- Как меняется их отношение к любви? (продолжают работу группа исследователей)

Ромео:

Ее сиянье факелы затмило.

Она, подобно яркому бериллу

В ушах арапки, чересчур светла

Для мира безобразия и зла.

Как голубя среди вороньей стаи,

Ее в толпе я сразу отличаю.

Я к ней пробьюсь и посмотрю в упор.

Любил ли я хоть раз до этих пор?

О, нет то были ложные богини.

Я истинной любви не знал доныне…

Джульетта:

Я воплощенье ненавистной силы
Некстати по незнанью полюбила.
Что могут обещать мне времена,
Когда врагом я так увлечена?
(Акт II. Сцена 5)

- Это слова не друг другу, а каждого самому себе, но они удивительно созвучны. Герои еще в плену прежних представлений, но уже ощущают мощь нового чувства.

- Как любовь воздействует на героев? Как ведут себя Ромео и Джульетта до и после знакомства?

(Ромео до встречи с Джульеттой говорит очень много и красиво о своей любви к Розалине. Когда он встречает дочь Капулетти, он начинает действовать, так как настоящее чувство требует решительности. Из мечтательного юноши он превращается в смелого, мужественного человека, способного принимать решения и отвечать за свои поступки.

Такой же путь проходит и Джульетта, она меняется ещё сильнее: сначала она была покорной дочерью, теперь восстаёт и борется за свою любовь.

Любовь в трагедии предстаёт как великий воспитатель: герои взрослеют, принимают важные решения, берут на себя ответственность.)

- Что мешает влюбленным?

(Монтекки и Капулетти – кровные враги)

- Как отреагировали влюбленные на то, что они из враждующих семей? Найдите слова героев в тексте.

 (Ромео:

Так это Капулетти!

Я у врага в руках и пойман в сети…

Джульетта:

Что могут обещать мне времена, Когда врагом я так увлечена…

- Герои видят смысл всей жизни в любви. Тогда почему же они выбирают смерть?

Они умирают за свою любовь. Любовь торжествует над враждой, непониманием. Отняв у себя жизни, герои трагедии вынесли приговор родовым распрям, сословным предрассудкам. Трагедия Шекспира утверждает бесценность и вечность любви.

- Есть ли смысл в гибели героев?

После смерти юных супругов враждующие семьи примиряются. Гибель детей убеждает родителей в том, что их вражда — страшный пережиток времени и они наказаны за зло.

5. Обращение к эпиграфу урока (2минуты)

- Давайте обратимся к эпиграфу урока. Соответствует ли он содержанию нашего урока?

Юные герои У.Шекспира радостно встретили свою любовь, которая вошла в их жизнь неожиданно. Они не смогли жить друг без друга, предпочтя смерть, но их гибель открыла глаза их родителям; Шекспир показал, что любовь действительно сильнее смерти.

6. Проблемный вопрос (8 (5+3) минут)

- А теперь я предлагаю вернуться к проблемному вопросу нашего урока: что сделало имена Ромео и  Джульетты бессмертными, в чем чудо, тайна их образов и любви?

(Учащиеся работают 5 минут. Ответы учащихся3-4 человека)

Итак, обыкновенные мальчик и девочка, выросшие в патриархальных семьях, где цепко держались за традиции, полюбили друг друга, переросли эти семьи, самих себя, поднялись над своим временем и бросили ему вызов, сделав свою любовь не только прекрасной и возвышенной, но и героической. Они отстаивали право любить не имя, не положение, а просто человека, который «под любым названьем был бы тем верхом совершенства, какой он есть».

7. Тема Ромео и Джульетта в других видах искусства. (6 минут)

Тема Ромео и Джульетты перешла в ряд «вечных тем». Трагедия влюбленных до сих пор волнует многих известных писателей и поэтов, музыкантов и художников. И в этом бессмертие произведения Шекспира.

К сегодняшнему уроку ребята подготовили небольшие исследования о развитии темы Ромео и Джульетты в различных видах искусства.

Прослушивание сообщений, просмотр презентаций о музыке и балете, о живописи, о кинематографе.

8. Итоги урока (1-2 минуты):

По традиции переводчики Шекспира всегда последнюю фразу трагедии представляют так:

Нет повести печальнее на свете,

Чем повесть о Ромео и Джульетта.

Но, я думаю, Белла Ахмадулина предложила свой вариант заключительных строк, ведь история юных героев живет в веках, не оставляя равнодушными никого, а имена Ромео и Джульетты вызывают у нас самые восторженные чувства, уважение к их стойкости и верности.

Звучит музыка из мюзикла «Ромео и Джульетта» - «Счастье»

Род людской один, и он делим

Не на Монтекки и Капулетти,

Не тех, кто был убит и кто убил,

А лишь на тех, кто любит и любил…

Любовь есть гений и спасенье сердца.

И нет тому счастливее примера,

Чем повесть о Джульетте и Ромео.

9. Домашнее задание ( 1-2 минуты)

В конце трагедии главы обоих семейств обещают воздвигнуть памятник Ромео и Джульетте. Попробуйте создать словесный проект памятника Ромео и Джульетте. Не забудьте учесть место установки памятника, материал, из которого он будет создан, позы героев, выражения их лиц, надпись на памятнике. Все свои предложения обоснуйте. Это и будет вашим домашним заданием.

10. Оценки за урок (3 минуты)

Спасибо за урок!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы в 8 классе Тема: «Любовь, смерть и бессмертие» iconТексты группируются по темам: мировоззренческие вопросы жизнь, смерть, бессмертие
Цикл задуман автором как своеобразная библиотечка философской литературы по широкому кругу проблем. Он рассчитан на читателя, которому...
Урок литературы в 8 классе Тема: «Любовь, смерть и бессмертие» iconЖизнь, смерть, бессмертие в универсуме китайской культуры Торчинов Е. А
Вандышев Валерий Васильевич (родился в 1941 г.) доктор юридических наук, профессор
Урок литературы в 8 классе Тема: «Любовь, смерть и бессмертие» iconУрок литературы в 5 классе Тема урока: Дружба и любовь на страницах сказки Х. К. Андерсена
Воспитывающие: развивать понятия о прекрасном в мыслях, чувствах, переживаниях; формировать уважительное отношение учеников друг...
Урок литературы в 8 классе Тема: «Любовь, смерть и бессмертие» iconСборник статей «Смерть и бессмертие». «Гороскопы и астрология»
В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 7 июля 2007 года №402 19-21 октября в г. Москве состоялся III всероссийский...
Урок литературы в 8 классе Тема: «Любовь, смерть и бессмертие» iconУрок литературы в 7 классе тема: Н. А. Некрасов
План-конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети
Урок литературы в 8 классе Тема: «Любовь, смерть и бессмертие» iconСборник статей «Смерть и бессмертие» «Замечание к статье \"Описание...
Российской Федерации и регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Воронежской области
Урок литературы в 8 классе Тема: «Любовь, смерть и бессмертие» iconКрапивина Анна Георгиевна Через тернии Роман : Детектив
В этом возрасте человек еще не растерял старых друзей и не рассорился с новыми, и желающих проводить усопшего в последний путь всегда...
Урок литературы в 8 классе Тема: «Любовь, смерть и бессмертие» iconУрок по истории в 6 классе. Тема : повторительно- обобщающий урок по теме «Киевская Русь»
Воспитывать у учащихся интерес к истории нашей страны, любовь и уважение к прошлому нашего народа
Урок литературы в 8 классе Тема: «Любовь, смерть и бессмертие» iconУрок литературы в 7 классе (общеобразовательный) с применением икт по теме
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Урок литературы в 8 классе Тема: «Любовь, смерть и бессмертие» iconУрок знаний в 1-м классе. Тема: «День рождения 1 класса»
Воспитывать любовь к Родине, школе, семье, доброжелательные отношения к товарищам
Урок литературы в 8 классе Тема: «Любовь, смерть и бессмертие» iconУрок 25 Тема: Задачи на уменьшение числа в несколько раз
Прививать любовь к птицам, воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней
Урок литературы в 8 классе Тема: «Любовь, смерть и бессмертие» iconУрок литературы в 9 классе Тема урока: «Трудно быть «солдатом армии чести»
О. В. Коновалова, учитель русского языка и литературы мбоу сош с. Братовщина Долгоруковского района Липецкой области
Урок литературы в 8 классе Тема: «Любовь, смерть и бессмертие» iconУрок по мхк для учащихся 11-ых классов. Тема: Любовь во времени и пространстве
Этот урок еще одна попытка погружения в самую насущную тему. Итогом урока стали слова благодарности друг к другу за искренность и...
Урок литературы в 8 классе Тема: «Любовь, смерть и бессмертие» iconУроки по сольфеджио: Тема урока «Работа в тональности»
Преподаватели Косыгина А. С. (урок в 1 классе), Гольева Т. В. (урок в 3 классе), Первушина Н. М. (урок в 6 классе)
Урок литературы в 8 классе Тема: «Любовь, смерть и бессмертие» iconУрок литературы в 9 классе. Тема: Урок дискуссия «Какие они герои нашего времени?»
Цели: Формировать у учащихся представление об образе настоящего человека современного общества
Урок литературы в 8 классе Тема: «Любовь, смерть и бессмертие» iconУрок русского языка в 9 классе. Фисивная Любовь Павловна, учитель...
Петербург, Киев, 3 Юность, Старость. Заснуть Умереть Родиться Лев, 9 японцы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск