Урок литературы в 9 классе Тема урока: «Трудно быть «солдатом армии чести»





Скачать 50.93 Kb.
НазваниеУрок литературы в 9 классе Тема урока: «Трудно быть «солдатом армии чести»
Дата публикации29.08.2014
Размер50.93 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
О.В.Коновалова, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с. Братовщина Долгоруковского района Липецкой области

Урок литературы в 9 классе

Тема урока: «Трудно быть «солдатом армии чести»

(По рассказу М. Шолохова «Судьба человека»)

Цели урока: - выяление гуманистической направленностирассказа М. Шолохова «Судьба человека»;

- сравнение решения проблемы нравственного выбора в рассказе М. Шолохова и в Галицко – Волынской летописи

Тип урока: проблемный

Словарная работа: гуманизм, честь, достоинство, патриотизм

Оборудование: тексты произведений, презентация урока, ученический проект
Ход урока


  1. Вступительное слово учителя. Подведение к теме урока.

1). «Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвёл в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту. Мы умеем жить. Помни это. Будь человеком», - говорит В. Шукшин.

Проблемный вопрос:

- Почему В. Шукшин в ряду других черт национального характера честность поставил на первое место?

(Размышления учащихся по данному вопросу: «что такое честь, честность?)

2).Итак, можно сказать, что слова честь, совесть, человеческое достоинство, стойкость, мужество, патриотизм, - родственные понятия.

- Учащиеся формулируют тему урока.

- Формулирование целей урока:

- Какие же нравственные категории будут в центре нашего внимания?

В центре нашего внимания будут такие важные нравственные категории, как Честь, Совесть, Достоинство, Патриотизм, Любовь, Доброта, Милосердие.

В течение урока нам предстоит выявить, как они представлены в рассказе «Судьба человека» и в произведении древнерусской литературы, «Галицко – Волынской летописи».

  1. Работа по теме урока.

1). – Давайте посмотрим, как решается проблема нравственного выбора людьми разных исторических эпох: Даниилом Галицким и Андреем Соколовым.

2). – Чтение учителем отрывка из Галицко – Волынской летописи (поездка Даниила Галицкого на поклон к Батыю).

3). - Небольшое произведение М.Шолохова, созданное в 50-е годы 20-го столетия, открывает запретную до тех пор тему фашистского плена. Вышедший в 1956 году бесхитростный рассказ о трагической судьбе Андрея Соколова поднимает важные вопросы: о национальном достоинстве и гордости, об ответственности человека за свой нравственный выбор.

- Просмотр фрагмента фильма «Судьба человека» С. Бондарчука. Слайд № 4.

4).- Беседа:

6). Давайте сравним три тезиса:

  • Лучше быть убиту от мечей, чем от рук поганых полонёну» («Слово о полку Игореве»).

  • «Доселе есмь не пил; ныне же ты велишь, пью»(Галицко – Волынская летопись)

  • «Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?»

(«Судьба человека»)

- Как вы думаете, кто из героев одерживает нравственную победу?

Вывод. В том и другом случае – нравственная победа. (Хотя финал «Слова…», где показано ликование русской земли при возвращении Игоря из плена не настолько прямолинеен. Русские люди прощают князя, потому что он честно сражался за родную землю.)

- Один из учеников, ваших сверстников, после прочтения «Судьбы человека» сказал: «Я думаю, что Шолохов немного умаляет своего героя, рассказывая, что он выпил три стакана водки без закуски. После этого Мюллер сразу заявил ему, что он храбрый солдат. Выпить три стакана водки, конечно, не всякий сумеет, но в чём же здесь героизм? Неужели нельзя было поставить Андрея Соколова в другие обстоятельства, чтобы показать силу его характера?

- Как бы вы ответили этому ученику? Есть ли у поединка Андрея Соколова с фашистами психологическая подоснова, и если есть, то в чём она?

- Некоторые читатели и критики полагают, что в Мюллере заговорило человеческое чувство удивления перед мужеством противника. Так ли это по-вашему? В чём вы видите причину внезапной перемены в Мюллере?

Вывод. В противоборстве с гитлеровцами, в фашистском плену Андрей сохранил своё человеческое достоинство. Своим гордым поведением он заставил фашистов капитулировать перед величием духа русского солдата.

- А незапятнанными ли остаются при этом честь и достоинство Андрея Соколова и Даниила Галицкого?

- Давайте вспомним, в каких ещё сценах рассказа «Судьба человека» наиболее полно показано «русское достоинство и гордость»?

(Работа по тексту рассказа)

- Как решают герои проблему нравственного выбора? Давайте посмотрим проект Муратовой Ирины. К тем же ли выводам пришла и она?

5). Представление проекта «Проблема нравственного выбора в Галицко – Волынской летописи и в рассказе М. Шолохова «Судьба человека».

- А как же выражена авторская позиция в рассказе?

5а). Тест с всплывающей подсказкой на слайде.

Шолохов в образе своего героя раскрывает трагедию всего народа, его бедствия и страдания. Авторская боль, сочувствие ощущаются в самом тоне повествования, в выборе героя – простого человека, в перепитиях его судьбы.

Давайте вспомним основной приём построения рассказа (антитеза). Она тоже служит выражением авторской позиции.

Найти противопоставление.

Мирная жизнь – (война)

Добро и справедливость – (чудовищные изуверства, жестокость, бесчеловечность)

Преданность – предательство

Свет - мрак

6). А теперь давайте посмотрим ещё один очень важный эпизод. Слайд № 8.

- Почему же Андрей решил усыновить Ванюшу? Как можно оценить этот поступок? Какие качества русского национального характера проявляются при этом у Андрея?

Вывод (с привлечением текста):

Всё накопившееся тепло Андрей отдаёт Ванюше, который тоже остался сиротой на этом белом свете. Вот они, «две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы». Рядом с Андреем вырастет настоящий мужчина, который «сможет вытерпеть, всё преодолеть на своём пути». Эстафета чести передаётся из поколения в поколение.

- В 1946 году, когда происходит действие рассказа, его герою Ванюшке было 5-6 лет. Прошло более 60 лет. Оправдались ли, по-вашему, надежды М.Шолохова в отношении его героев? Как могла бы сложиться за эти годы судьба Ванюшки?

III. Итог урока.

Даже в самые трудные дни, когда одолевают сомнения в правильности выбранного пути, приходят к нам на помощь герои любимых книг. Они незримо находятся рядом, учат нас жить по – совести.

Среди них Пётр Гринёв из повести А.Пушкина «Капитанская дочка», который не теряет человеческого достоинства даже под страхом казни и свято выполняет завет отца: «Служи верно, кому присягнёшь… Береги платье снову, а честь смолоду».

Андрей Болконский, один из любимых героев Л.Толстого, идёт своей дорогой чести через войну – «самое гадкое дело в жизни…» Путь духовных исканий, с взлётами и падениями, с муками совести, поднимает его на ту нравственную высоту, где живут «простота, добро и правда».

Одерживает нравственную победу в неравном поединке с врагом, доказывая свою правоту, верность долгу, Сотников В.Быкова.

В том же строю стоят молодые ребята выпуска 41 года, такие, как Сашка из одноимённой повести В.Кондратьева: «Не может он беззащитно убивать». Стыдно это, нечестно.

Писатели 20 века продолжают традиции своих предшественников.

Даниил Галицкий и Андрей Соколов – люди разных исторических эпох, но время не властно над крепостью нравственных устоев и только подтверждает мысль о непреходящих ценностях отечественной духовной культуры.

Оба героя обладают подлинным «русским достоинством», для них понятие о чести неразрывно связано с честью и славой родины.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы в 9 классе Тема урока: «Трудно быть «солдатом армии чести» iconУрок литературы в 8 классе Тема Проблема чести, достоинства, нравственного...
Тема Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»»
Урок литературы в 9 классе Тема урока: «Трудно быть «солдатом армии чести» iconУрок литературы в 11 классе «Тема армии в повести А. И. Куприна «Поединок»
А. И. Куприна для осознания обществом кризиса всей русской жизни; гуманистический, антивоенный пафос повести
Урок литературы в 9 классе Тема урока: «Трудно быть «солдатом армии чести» iconУрок литературы в 11 классе. Первый урок в системе уроков «Серебряный век русской поэзии»
Урок литературы в 11 классе. Первый урок в системе уроков «Серебряный век русской поэзии». Рассчитан на 2 часа. Материал урока может...
Урок литературы в 9 классе Тема урока: «Трудно быть «солдатом армии чести» iconУрок литературы в 7 классе тема: Н. А. Некрасов
План-конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети
Урок литературы в 9 классе Тема урока: «Трудно быть «солдатом армии чести» iconУрок литературы в 7 классе (общеобразовательный) с применением икт по теме
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Урок литературы в 9 классе Тема урока: «Трудно быть «солдатом армии чести» iconУрок литературы в 6 классе Вьюшина Ирина Викторовна, учитель литературы,...
...
Урок литературы в 9 классе Тема урока: «Трудно быть «солдатом армии чести» iconУроки по сольфеджио: Тема урока «Работа в тональности»
Преподаватели Косыгина А. С. (урок в 1 классе), Гольева Т. В. (урок в 3 классе), Первушина Н. М. (урок в 6 классе)
Урок литературы в 9 классе Тема урока: «Трудно быть «солдатом армии чести» iconУрок литературы в 5 классе по теме
Цель урока: Знакомство с основными событиями начального этапа Великой Отечественной войны, понимание причин неудач Советской Армии...
Урок литературы в 9 классе Тема урока: «Трудно быть «солдатом армии чести» iconТема урока: Учимся анализировать стихотворение
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Урок литературы в 9 классе Тема урока: «Трудно быть «солдатом армии чести» iconУрок литературы в 6 классе на основе игровой технологии Тема урока:...
Цель урока: углубить представление учащихся о пословицах и поговорках, подвести итоги наблюдениям над многообразием проявлений народной...
Урок литературы в 9 классе Тема урока: «Трудно быть «солдатом армии чести» iconКонспект урока в 8 «б» классе 13. 03. 12г. По плану: урок №24; По...
Слайд №5. Конструирование – составная часть проектирования одежды, которая включает в себя
Урок литературы в 9 классе Тема урока: «Трудно быть «солдатом армии чести» iconПлан-конспект урока литературы
Урок можно провести при изучении литературы по различным программам. Конспект представлен в виде технологической карты, что удобно...
Урок литературы в 9 классе Тема урока: «Трудно быть «солдатом армии чести» iconУрок литературы в 11 классе Тема урока «Громада» любви Марины Цветаевой»
Стимулировать эмоционально-эстетическое восприятие поэзии, личностное отношение к художественному тексту
Урок литературы в 9 классе Тема урока: «Трудно быть «солдатом армии чести» iconУрок литературы в 10 классе Тема: «Гражданская лирика Н. А. Некрасова»
Цель урока: Обобщение знаний по разделу «Профессиональное образование и самоопределение» в систему. Активизация процесса профессионального...
Урок литературы в 9 классе Тема урока: «Трудно быть «солдатом армии чести» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема и номер урока в теме Волшебные сказки на уроке литературы в 5-ом классе урок №3
Урок литературы в 9 классе Тема урока: «Трудно быть «солдатом армии чести» iconУрок письма в 6 классе Тема урока: «Пусть всегда и у всех будет мама»
Учитель русского языка и литературы мбоу павинская сош вохмянина Ольга Валентиновна


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск