Урок по мхк для учащихся 11-ых классов. Тема: Любовь во времени и пространстве





Скачать 109.54 Kb.
НазваниеУрок по мхк для учащихся 11-ых классов. Тема: Любовь во времени и пространстве
Дата публикации17.09.2013
Размер109.54 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
Паршикова Галина Владимировна,  учитель  мировой художественной культуры,  заместитель директора ГОУ СОШ с этнокультурным русским компонентом образования № 514.
Урок по МХК для учащихся 11-ых классов.
Тема: Любовь во времени и пространстве.

Пространство и время – философские категории, система координат, которые описывают целостность и единство мира. С точки зрения культурологии весь духовный опыт человечества никуда не исчезает, а присутствует в пространстве культуры и может быть востребован желающими по мере развития их личности. Поэтому важно не просто изучать достижения прошлого, но и осознавать их с позиций современности.
Эпиграф:

Любовь, что движет Солнце и светила…
Данте Алигьери



Любовь – это путь
реализации личности.
Николай Бердяев

Вопрос: Как вы понимаете эпиграф, какие грани любви он выделяет?

Как вы понимаете, что такое любовь?

Учитель: Эпиграф рассматривает любовь как движущую силу не только на личностном уровне, но и во вселенском масштабе.

Сегодня мы с вами будем рассматривать разные грани любви. История культуры и психология, христианство и научный подход помогут нам ощутить всю полноту и красоту проявлений любви и сделать собственный выбор.

Недавно мы с вами проводили творческую работу на развитие ассоциативного мышления, в конце этого процесса каждый вышел на то слово, которое для вас было самым важным и больше всего требовало осознания и реализации.

Вопрос: У большинства это оказалось почти одно и то же слово, как вы думаете, какое?

Конечно, это слово – Любовь!

Для осознания нашей темы очень важно рассмотреть, как исторически менялось восприятие любви и формы ее воплощения.
2. Отношение к женщине, любви и браку в первобытном обществе.

Слайды: Первобытное время
Вопрос: Как вы думаете, существовала ли любовь в это время, на каком уровне, и в чем она проявлялась?

Учитель; В первобытное время не было личности как таковой, даже лицо не изображено на скульптурах и конечно не был развит внутренний мир человека, речь была еще на примитивном уровне. А чувство красоты уже было. При матриархате люди обожествляли мужские и женские достоинства человека и восхваляли их, продолжение рода было жизненно необходимо,

Вопрос: Есть ли такие формы отношений в современном мире, и в чём они выражаются?

Учитель:К сожалению, сейчас эти слова звучат нецензурной бранью, и дело не в самих словах, а в эмоциях и искаженном смысле, который в них сейчас вкладывают некультурные люди. Ученые установили, что эти отрицательные эмоции не только огрубляют личность, но и плохо влияют на наше здоровье. А любовь на таком физиологическом уровне называют сексом, о настоящей любви здесь, конечно речь не идет.

Слайд: «Только через любовь и сознание любви человек становится человеком». Шлегель.

Выводы: Труд создал человека физиологически, а любовь – духовно. Однако и в физиологическом строении человека заложена гармония.

Слайд: Древние славяне проводили взаимооднозначное соответствие между вселенскими понятиями и личностью человека.

Лада – богиня любви и супружества.

Лад – гармония, взаимопонимание,

любовь.

Складный – гармоничный, красивый

пропорциональный.

Хлопать в ладоши – радоваться, торжественно чествовать, выражать одобрение.

Ладонь - ?

Две ладони – это два начала в человеке, мужское и женское, их соединение дает единое целое, отсюда – радость, гармония, любовь. Сложенные вместе ладони дают нам молитвенный жест. Поздороваться за руку – выразить уважение, доверие, пожелать здоровья и благоденствия.

Упражнение – зарядка. Медленное смыкание ладоней для установления внутреннего равновесия.

Примеры: Апплодисменты. Игра в ладушки.
3.Идеал красоты и любви в Древнем Египте.

Учитель: Уже в Древнем Египте появились возвышенные чувства. До нас дошли стихи с удивительными образами, рассказывающими о чувстве любви в то время. Мы послушаем их на фоне изображений легендарной пары Древнего Египта Нефертити и Эхнатона.

Слайды: Голова Нефертити. Эхнатон.

Современные изображения Эхнатона и Нефертити.

Начальное слово великой подательнице радости.

Одна несравненная дева

Желаннее всех для меня,-

Та, что блистает под стать Новогодней звезде

В начале счастливого года.
Лучится ее добродетель,

И светится кожа ее.

Взгляд упоителен, сладкоречивы уста,

Без пустословья.
Горделивая шея у ней над сверкающей грудью.

Кудри ее – лазурит неподдельный.

Золота лучше – округлые руки ее!

С венчиком лотоса могут сравниться персты.
Поступь ее благородна,

А стройные бедра

Словно ведут на ходу спор об ее красоте.

Сердце мое похищает она, величаво кивнув.
Встречных мужей вынуждает она обернуться

И вслед поглядеть непременно.

Кому улыбнется – счастливец,

Средь юношей равных – избранник!
Ей стоит лишь из дому выйти –

И люди ее, как богиню, приветствуют –

с первого шага.

Вопрос: Каковы ваши впечатления от услышанного? Каково, по вашему мнению, положение женщины в Древнем Египте?
4. Античная Греция. Культ красоты тела и возникновение философии любви.

В Древней Греции впервые возникла этическая философия, созданная Сократом, а его ученик Платон размышлял над философией любви.

Вопрос: Как вы думаете, какие виды любви выделяли греки? Приведите примеры.

Слайды:

Агапэ - жертвенная любовь, бескорыстная самоотдача, растворение любящего в заботе о любимом.

Пример: христианская любовь к ближнему. Материнская любовь.
Филия – любовь, основанная на дружбе, притяжении, влечении.

Примеры: Философия – любовь к мудрости. Притяжение атомов в молекуле
Сторге – взаимопонимание, дружеская, родственная любовь.

Пример: Любовь к родителям, к детям.

Платоническая любовь – возвышенная, духовная любовь, не требующая физической близости.

Примеры: Данте и Беатриче.

Иван Тургенев и Полина Виардо.
Вопрос: Как вы думаете, что греки понимали как эротическую любовь? Приведите примеры из мировой литературы.

Учитель:

  • Эрато открывает человеку силу любви, дарующей крылья и позволяющей пройти любые испытания. Она являет собой еще и принцип чистоты, а также силу исцеления и одухотворения, которой всегда обладает любящий. Эта сила дает возможность творить в самом глубоком и прекрасном смысле этого слова, творить во всем и везде. Эрот — одно из самых древних и самых сильных божеств на Земле: именно он дал возможность родиться всем остальным богам, человечеству и всему, что существует.

  • Рядом с именем Эрато возникают образы прекрасных пар, проходящих свои испытания, которые порой требуют от них переступить черту жизни и смерти, но, несмотря ни на что, быть вместе.

  • Примеры: Амур и Психея,

  • Орфей и Эвридика,

  • Ромео и Джульетта,

  • Тристан и Изольда


Очень интересна легенда Платона о двух половинках, основанная на сродстве душ и необходимости равновесия для достижения целого.

Вопрос: Как вы думаете, почему же половинкам так трудно встретиться?

Учитель: Когда женское и мужское начала были разведены, то со временем они изменились до неузнаваемости, и теперь, чтобы они узнали друг друга и вновь соединились, необходимо очищение личности от посторонних наслоений.

Примером такой редкой встречи являются греки Перикл и Аспазия, жившие в Афинах в 5 в. до н.э.

Легенду об их любви поведал нам Платон. Стратег Перикл, при котором был построен Афинский акрополь и Аспазия, которая была не только красива, но и умна. В те времена жены были только домашними хозяйками. Она стала первой образованной женщиной, состязавшейся в мудрости с Сократом, беседовавшей на равных с зодчими и философами, поэтами и скульпторами. За такое непривычное поведение афиняне приговорили ее к смертной казни, несмотря на то, что она была жена самого стратега Афин. Периклу чудом удалось спасти ее, когда афиняне увидели, как суровый воин прилюдно рыдает, не в силах расстаться с Аспазией, то они помиловали ее ради их любви.

Вопрос: Как вы понимаете, что такое настоящая любовь?

Слайд: Недаром говорят, что красота телесная через привычку становится обыкновенной, а красота души на каждый день обновляется и больший возжигает к себе пламень.
Красота душевная выше всех перемен, не возбуждает ни зависти, ни ревности, ни тщеславия.

Поэтому настоящая любовь – это единение двух начал на уровне духа, души и тела. Не перепутайте очередность!
5.Духовные основы любви и брака, изложенные в Библии и христианской литературе.
Любовь – дар Божий.
Через любовь мы проявляем в себе Бога.
В.Соловьев


В Библии изложены нравственные идеи о взаимоотношениях двух начал.

«… и оставит человек отца своего и матерь свою и прилепится ко жене своей и будут два в одну плоть»

Брак – союз Бога и человека.

«Тайна сия велика есть…»

Брачный союз христиан представляет не только внешнее соединение мужа и жены, но и внутреннее единение их душ, для взаимной помощи при стремлении к нравственному усовершенствованию

Апостол Павел в своем послании к к Коринфянам рассказал о любви к ближнему как о самом возвышенном чувстве.

-Театрализация: 1)Послание апостола Павла Коринфянам. Отрывок о любви. «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто».

2) «Песня Песней». Соломон и Суламифь.

Самый поэтичный текст Библии рассказывает нам о любви Царя Соломона и бедной девушки из виноградника

Известно, что царь Соломон был самый мудрый из людей, эту мудрость даровал ему Бог в награду за то, что не желал он ни власти, ни славы, ни богатства. Он часто повторял: «Все суета сует и томление духа». Но тогда не знал еще царь, что скоро пошлет ему бог такую нежную и пламенную, преданную и прекрасную любовь, которая одна дороже богатства, славы и мудрости, которая дороже самой жизни, потому что даже жизнью она не дорожит и не боится смерти. У царя Соломона было много жен и наложниц, но любовь к простой девушке из виноградника была его первой и последней настоящей любовью.


Она. Я сошла в ореховый сад посмотреть на зелень долины, поглядеть,

распустилась ли виноградная лоза, расцвели ли гранатовые яблоки?
Он. Пленила ты сердце мое, сестра моя, невеста! Пленила ты сердце мое одним

взглядом очей твоих, одним ожерельем на шее твоей.
Она. Сердце мое затрепетало и раскрылось навстречу к тебе, как раскрывается

цветок во время летней ночи от южного ветра.

Поднимись ветер с севера и принесись с юга, повей на сад мой, - и польются

ароматы его! О ты прекрасен, возлюбленный мой, ты прекрасен!

Пусть придет возлюбленный мой в сад свой и вкушает сладкие плоды его.
Он. О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! глаза твои голубиные под

кудрями твоими; волосы твои - как стадо коз, сходящих с горы Галаадской;

Она. Возлюбленный мой принадлежит мне, а я ему; он пасет между лилиями.

Освежите меня яблоками, подкрепите меня вином, ибо я изнемогаю от

любви. Лобзай меня лобзанием уст своих. Ласки твои лучше вина...
Он. Много было у меня жен и наложниц, но единственная - она, голубица моя,

чистая моя; единственная. Увидели ее девицы, и - превознесли ее, увидели ее

царицы и наложницы, и - восхвалили ее. Кто эта, блистающая, как заря,

прекрасная, как луна, светлая, как солнце, грозная, как полки со знаменами?
НО недолго длилась их любовь, завистники подослали убийцу, и все было кончено. Суламифь предчувствовала недоброе и просила царя
Она. "Положи меня, как печать, на сердце твоем, как перстень, на руке твоей,

потому что крепка, как смерть, любовь и жестока, как ад, ревность:

стрелы ее - стрелы огненные".
Он. До тех пор, пока люди будут любить друг друга, пока красота души и

тела будет самой лучшей и самой сладкой мечтой в мире, до тех пор,

клянусь тебе, Суламифь, имя твое во многие века будет произноситься с

умилением и благодарностью.


-Обсуждение роли мужчины и женщины в семье ,вредного последствия измен даже на уровне мысли.

-Научные исследования: 1)Телегония.

2)Фотография влияния мыслей на живую природу.

-Пример: Стихи Г. Лорка «Признание в любви»

Мне кажется, что ты сама поймешь,

И я об этом говорить не буду…

Бывает, что словами отпугнешь любовь,

Единственное в мире чудо.
Чуть двинувшись, рука тебя нашла,

Сближаются уста, дрожат ресницы,

И обрела два голубых крыла,

И устремилась ввысь любовь, как птица!
Пьянящая бескрайность бытия,

Восторг и боль! Вся мощь и хрупкость жизни!

Навеки, да?! Ведь лишь об этом я мечтаю,

Как изгнанник об отчизне!
Давай побудем молча полчаса,

Безмолвие рождает чудеса…

7)Итоги урока:

Если любовь настоящая,
то в мужчине
женщина приобретает
отца, друга, ребенка.
В женщине
мужчина приобретает
мать, дочь, природу, звезды, всю вселенную и весь мир.

Нарушение равновесия женского и мужского начал привело к рабству женщин, а теперь к их эмансипации (курение, мужская одежда). С этим связано падение нравов, что мешает укреплению государства, а нужна:

Любовь- единение половинок, гармония начал;

Любовь- путь к реализации личности;

Любовь- основа творчества;

Любовь- жажда бессмертия;

Любовь- стремление к совершенству;

Любовь-путь к преображению мира.
Послесловие.

Любовь – вечная тема, о ней сказано так много и так мало…

Этот урок еще одна попытка погружения в самую насущную тему. Итогом урока стали слова благодарности друг к другу за искренность и любовь, которые помогли осознать глубже то чувство, которое делает человека человеком.

Позже появились стихи.

Еще раз о любви.

Любовь разлита щедро

В пространстве бытия

И заполняет недра

Души твоей до дна.
Нужно лишь осознанье,

Как верить и любить,

Ведь истинные знанья

Так нелегко добыть.
Любовь проста, как песня,

Домашнего сверчка,

Хоть всем она известна,

Та тайна велика.
В Любви ликуют вместе

Открытые сердца,

Обиде в ней нет места,

Доверье до конца.
И что бы ни случилось,

Прими и полюби,

Почувствуй Божью милость,

В себя не уходи.
Душа горит от боли

Тернового венца,

А надо быть Любовью

И верить до конца.
По сути - безусловна

И трепетно чиста,

Любовь, как мир, огромна,

И, как Земля, свята.
***

Сокровенных желаний у сердца немного,

Лишь любить и светить, доверять до конца…

И какая б ни выпала в жизни дорога,

Радость людям дарить, окрыляя сердца!

Паршикова Г.В.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по мхк для учащихся 11-ых классов. Тема: Любовь во времени и пространстве iconРабочая программа по мхк 8-9 классов
Приказом мо РФ №1089 от 05. 03. 2004, на основе примерной программы по мхк, рекомендованной Министерством образования рф, авторской...
Урок по мхк для учащихся 11-ых классов. Тема: Любовь во времени и пространстве iconКалендарно-тематическое планирование по истории в 6 класс
Тема: «Что такое горизонт. Как определяют стороны горизонта. Путешествие с компасом». Это шестой урок в разделе «Ориентирование в...
Урок по мхк для учащихся 11-ых классов. Тема: Любовь во времени и пространстве iconСубботина Татьяна Сергеевна, учитель начальных классов. Тема: Екатерина Великая Цели урок
Цели урока: сформировать представления учащихся о жизни в России во времена правления Екатерины II; развивать устную речь; воспитывать...
Урок по мхк для учащихся 11-ых классов. Тема: Любовь во времени и пространстве iconПрограмма ориентирована на умк «мхк для 10-11 классов»
Изучение мхк в школе осуществляется в рамках базового курса и опирается на федеральный компонент государственного стандарта общего...
Урок по мхк для учащихся 11-ых классов. Тема: Любовь во времени и пространстве iconУрок 25 Тема: Задачи на уменьшение числа в несколько раз
Прививать любовь к птицам, воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней
Урок по мхк для учащихся 11-ых классов. Тема: Любовь во времени и пространстве iconУрок по истории в 6 классе. Тема : повторительно- обобщающий урок по теме «Киевская Русь»
Воспитывать у учащихся интерес к истории нашей страны, любовь и уважение к прошлому нашего народа
Урок по мхк для учащихся 11-ых классов. Тема: Любовь во времени и пространстве iconГодовой отчёт о проделанной работе за 2013 год клуба пос. Шудаяг му «цкс» мого «Ухта»
На базе школы №7-продолжили свою работу возрастные клубы по интересам: «Почемучки» для учащихся 1 классов; ««Егоза» для учащихся...
Урок по мхк для учащихся 11-ых классов. Тема: Любовь во времени и пространстве iconИтоговый урок по курсу «Основы мировых религиозных культур» для учащихся 4 классов
Тест – система кратких вопросов и заданий, с ограничением времени выполнения для установления характеристик обучения и их последующего...
Урок по мхк для учащихся 11-ых классов. Тема: Любовь во времени и пространстве iconУрок литературы в 9 классе. Тема: Урок дискуссия «Какие они герои нашего времени?»
Цели: Формировать у учащихся представление об образе настоящего человека современного общества
Урок по мхк для учащихся 11-ых классов. Тема: Любовь во времени и пространстве iconВ стране занимательных уроков
На увлекательный урок, посвященный различным школьным предметам, учащихся 5—7-х классов приглашает Л. Н. Горячева. Любовь Николаевна...
Урок по мхк для учащихся 11-ых классов. Тема: Любовь во времени и пространстве iconI. Урок как целостная система
Урок — это систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания учащихся, форма организации деятельности...
Урок по мхк для учащихся 11-ых классов. Тема: Любовь во времени и пространстве iconУрок как целостная система
Урок это, систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания учащихся, форма организации деятельности постоянного...
Урок по мхк для учащихся 11-ых классов. Тема: Любовь во времени и пространстве iconТематическое планирование по факультативному курсу мхк для 5-го класс
Мхк для 5-го класса составлено на основе государственной программы по мхк, допущенной Министерством образования Российской Федерации,...
Урок по мхк для учащихся 11-ых классов. Тема: Любовь во времени и пространстве iconУрок знаний на тему: Место государства в современном интернет-пространстве....
Рекомендован для старших классов общеобразовательных учреждений и средних профессиональных заведений
Урок по мхк для учащихся 11-ых классов. Тема: Любовь во времени и пространстве iconРабочая программа по мхк для 10-11 классов разработана в соответствии...
Мхк для 10-11 классов разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта полного общего...
Урок по мхк для учащихся 11-ых классов. Тема: Любовь во времени и пространстве iconМацко Н. В. Мифотворчество в пространстве романа габриэля гарсиа маркеса «любовь во время чумы»
Мифотворчество в пространстве романа габриэля гарсиа маркеса «любовь во время чумы»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск