Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
муниципального образования Тимашевский район
Семинар по литературе в 9 классе
по теме: «Просветительская направленность гражданской поэзии М.В.Ломоносова»
Разработала учитель
русского языка и литературы
Карапетьянц Елена Адольфовна
2012 г.
Тема: «Просветительская направленность гражданской поэзии М.В.Ломоносова» Цели: ознакомление учащихся с рядом художественных произведений М.В.Ломоносова, в которых нашли отражение идеи Просвещения, помочь учащимся уяснить социально – политическую программу Ломоносова, а также разобраться в своеобразии языка его произведений; воспитание гражданской зрелости у подростков, любви к своему Отечеству. Форма проведения: семинар. Оборудование: мультимедийное оборудование, мультимедийная презентация. План семинара
№ п/п
| Вопрос- задание
| 1.
| Что является условием процветания нации – победоносные войны или мирное развитие государства (доказать свою мысль, опираясь на текст «Оды …на взятие Хотина 1739 года» и «Оды на день восшествия на Всероссийский престол… Елизаветы Петровны 1747 года»)?
| 2.
| Какие черты идеального правления называет Ломоносов в «Оде на день восшествия на Всероссийский престол… Елизаветы Петровны 1747 года», а также в «Оде …за оказанную милость в Царском Селе 1750 года»?
| 3.
| Кто стал для Ломоносова воплощением идеального монарха? Какие качества его характеризуют (по стихотворению «Надпись к статуе Петра Великого» и по «Оде на день восшествия на Всероссийский престол…Елизаветы Петровны 1747 года»)?
| 4.
| С какой целью поэт неизменно вводит в текст «Оды на день восшествия на Всероссийский престол…Елизаветы Петровны 1747 года» элементы комплиментарности? Какова социально – политическая программа Ломоносова?
| 5.
| Каков язык произведений М.В.Ломоносова? Эмблема как господствующее явление в художественном языке XVIII века. Работа Ломоносова над созданием поэтических эмблем – символов. Энергичность стиха поэта.
|
План семинара был дан учащимся в качестве домашнего задания.
Комментарий к заданиям: 1.Что стало для Ломоносова главным условием процветания нации? Прославляя героизм российских воинов в русско – турецком и русско – шведском сражениях, Ломоносов, однако, не войну считал залогом поступательного развития страны, а «царей и царств земных отраду, возлюбленную тишину…» Мир («тишина, покой») – вот единственно возможное состояние, при котором «красуется велик и мал»:
Безбедно едет в путь купец…
Пастух стада гоняет в луг
И лесом без боязни ходит…
И вечно тишины желает…
(«Ода… на взятие Хотина…»)
Вечный мир – это условие «счастья россов», развития наук: («Здесь в мире расширять науки / Изволила Елисавет…»), открытия и изучения новых земель («Колумб российский через воды / Спешит в неведомы народы…»),
появления «среди волн градов новых», возведения храмов («Великолепными верхами / Восходят храмы к небесам; / Из них пресветлыми очами / Елисавет сияет нам…»), расцвета поэзии («Широкое открыто поле,/ Где музам путь свой простирать!») 2. Не завоевательные походы, а стремление к сохранению и упрочению мира является коренным, неотъемлемым свойством идеального правления. Война несёт разрушение, кровопролитие, смерть «и представляет страшный вид / Вкрови другов своих лежачих»; мир приносит созидание, любовь, жизнь. Только установив в стране покой, можно призывать туда Муз и «божественны науки», которые
… с крайним тщанием готовы
Подать в российском роде новы
Чистейшего ума плоды, -
и тем самым способствовать возвеличению своего государства, народа. 3. По мнению Ломоносова, совершенным, идеальным можно назвать правителя, который желает мира и заботится о возрастании могущества, богатства страны:
…Кого же нам почтить героем?...
Царя, что правдой и покоем
Себя, народ содержит свой…
Едину радость несказанну
Имеет в счастии людей,
Отец отечества без лести.
( «На счастье»)
Таким монархом был для поэта Пётр I. К образу этого государя Ломоносов обращался в своём творчестве неоднократно. Пётр Великий стал для стихотворца воплощением «отца отечества»:
…ради подданных лишив себя покоя,
Последний принял чин и царствуя служил,
Свои законы сам примером утвердил,
Рожденны к скипетру простёр в работу руки,
Монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки.
Когда он строил град, сносил труды в войнах,
В землях далёких был и странствовал в морях,
Художников сбирал и обучал солдатов…
(«Надпись I к статуе Петра Великого») 4. Не «летами», а «делами» измеряется жизнь такого человека: «сей человек…доле в мире сем Мафусаила жил». Деятельность Петра – это деяния «земного божества», и таковым должен быть каждый правитель, которому «Вышний» подал венец, в частности Елисавета Петровна. Элементы комплиментарности в одах Ломоносова появляются как завуалированное, скрытое напоминание царю о его долге перед нацией и государством – долге «земного божества», личности, которая, отрекшись от собственной выгоды, жизнь кладёт на алтарь Отечества, служит своему народу. Поэт, таким образом, излагает собственную социально – политическую программу, которая предусматривает жизнь «в мире», развитие наук, искусств и литературы, градостроительство, изучение необъятных просторов страны, открытие новых земель, становление отечественной промышленности. Программа Ломоносова, изложенная в одах и надписях, посвящённых императрице, Петру I, имеет ярко выраженную просветительскую окраску. 5. В своих произведениях М.В.Ломоносов отразил энергию времени. Он любил в стихах неудержимо – яростное движение:
Там кони бурными ногами
Взвивают к небу прах густой,
Там смерть меж готфскими полками
Бежит, ярясь, из строя в строй
И алчну челюсть отверзает,
И хладны руки простирает,
Их гордый исторгая дух…
Там тысящи валятся вдруг…
Так М.В.Ломоносов рисует полтавскую битву – битву русских войск со шведскими («готфскими») полками.
Своё художественное мастерство поэт проявил в создании модного в литературе XVIII века художественно – изобразительного средства – эмблемы. Эмблема – это сравнение, но особое: дано отвлечённое понятие; ему в соответствие («в параллель») ставится конкретный, вещный образ. Надо изобразить доблесть русского войска – изображается гордо парящий орёл; орёл как выражение доблести – это эмблема.
Оды Ломоносова часто представляют собой вереницы эмблем. Вот как рисует Ломоносов победу русских над турецким войском при Хотине:
Как в клуб змия себя крутит,
Шипит, под камень жало кроет,
Орёл, когда шумя летит,
И там парит, где ветр не воет;
Превыше молний, бурь, снегов,
Зверей не видит, рыб, гадов.
Пред русской так дрожит Орлицей,
Стесняет внутрь Хотин своих.
Но что? в стенах ли может сих
Пред сильной устоять царицей!
Ломоносов соединил отвлечённое и конкретное в эмблеме, дав простор конкретным, образно- живописным картинам. Современники восхищались этим умением поэта. Мы уже плохо чувствуем это искусство – именно потому, что опыт Ломоносова блестяще удался, был усвоен русской культурой, стал обычной и потому незаметной для нас нормой. Просмотр презентации на тему: «Ломоносов - «отец русской поэзии» Домашнее задание: Выучить наизусть отрывок «Науки юношей питают». |