Открытый интегрированный урок истории и литературы





НазваниеОткрытый интегрированный урок истории и литературы
Дата публикации30.07.2014
Размер57.3 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Военное дело > Урок
Открытый интегрированный урок истории и литературы

«Сороковые, роковые…»


Цель:

1.рассказать о Великой Отечественной войне, о значении поэзии в годы Вов, показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями;

2.развивать навыки анализа стихотворения, выразительного чтения стихотворений;

3.воспитание высоких патриотических чувств.

Оснащение урока: карта, рисунки учащихся, записи с мелодиями военных песен
Ход урока
1.Песня «Священная война»

2.Чтение учащимися стихотворения Д. Самойлова «Сороковые, роковые…»
Сороковые, роковые,

Военные и фронтовые,

Где извещенья похоронные

И перестуки эшелонные. Яндыбаев
Гудят накатанные рельсы.

Просторно. Холодно. Высоко.

И погорельцы, погорельцы

Кочуют с запада к востоку...Пименова
А это я на полустанке

В своей замурзанной ушанке,

Где звездочка не уставная,

А вырезанная из банки. Леухин
Да, это я на белом свете,

Худой, веселый и задорный.

И у меня табак в кисете,

И у меня мундштук наборный. Егошин
И я с девчонкой балагурю,

И больше нужного хромаю,

И пайку надвое ломаю,

И все на свете понимаю. Власов
Как это было! Как совпало —

Война, беда, мечта и юность!

И это все в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!.. Еманаева
Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые...

Война гуляет по России,

А мы такие молодые! Хоменко
3. Сообщение цели урока

4.Историческая справка (Учитель истории)

5.В.О.в в стихотворениях русских поэтов (учитель литературы)

Несмотря на то что, казалось бы, на войне не до искусства, без него человеку ни на фронте, ни в тылу было не прожить, и поэзия была самым популярным жанром.

Уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом, - «Священная война», ставшая символом единства народа в борьбе с врагом. Стихи написал Василий Лебедев-Кумач.(Прослушивание 2 куплета песни)

Учитель истории:

-Почему война названа «священной»? (Это война за правое дело, за свою родину, не наступательная, а оборонительная. Такая война – за свободу родины, против захватчиков – оправданна. Она народная, потому что объединяет устремления всего народа, она «священная» - потому что защита Отечества, своей семьи – святой долг каждого человека.)
6. Чтение анализ стихотворений.

1.Сообщение учащегося о К. Симонове.

С первых дней Великой Отечественной войны Константин Симонов на фронте. Он военный корреспондент газет «Известия» и «Красная звезда». В годы войны Симонов один из самых известных поэтов в нашей стране.

Стихотворение «Жди меня», посвященное актрисе Валентине Серовой, вскоре переложенное на музыку, получает новую жизнь в виде популярнейшей песни, которую пели и в тылу, и на фронте. Тема любви становится одной из ведущих в творчестве поэта. В стихотворении «Жди меня» любовь и верность укрепляли мужество солдата, его стойкость и волю к победе.

2.Чтение стихотворения «Жди меня»

3. Слово ученика об А. Суркове

Алексей Сурков — автор тихой, проникновенной песни «Землянка» («Бьется в тесной печурке огонь»). Это грустное, лирическое стихотворение, положенное на музыку Константином Листовым, выполняло функции боевой, воодушевляющей песни. Оно написано в ноябре 1941 года под Москвой, в землянке. «Алексей Сурков не писал специально песню. Впрочем, он и стихотворение не писал — просто сложил письмо из наиболее пронзительных слов, какие тогда пришли; просто рассказал жене, где находится, о чем думает, какая, наконец, погода в тех местах, где он сейчас находится, и какая обстановка... Письма в стихах были одним из весьма распространенных и вовсе не литературных жанров самого тяжелого периода Великой Отечественной войны» Так рассказывает о «Землянке» поэт Евгений Долматовский в книге «Рассказы о твоих песнях»
Бьётся в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза.

И поёт мне в землянке гармонь

Про улыбку твои и глаза.
Ты теперь далеко-далеко,

Между нами снега и снега

До тебя мне дойти не легко,

А до смерти четыре шага.

4. Вот ещё одно из таких песен - посланий.(Прослушивание песни «Тёмная ночь»)

5.О суровых годах войны – стихотворение-воспоминание Давида Самойлова. Оно называется просто – «Сороковые». Слово годы уже излишне, у читателей ассоциации со словом «сороковые» однозначные – это о войне.

-Чтение стихотворения

-Как поэт рисует картины войны? (Создаётся впечатление, как будто бывший солдат листает альбом с фотографиями: А это я на полустанке,

Да это я на белом свете…

-Какое впечатление складывается после прочтения слов: «Просторно. Холодно. Высоко.» (Холод, опустошение, неустроенность)

-Найдите противопоставление в стихотворении. (Война и молодость)Война противоречит жизни, убивает её, калечит судьбы людей
6.Выразительное чтение стихотворения «Его зарыли в шар земной»

7.Работа с текстом стихотворения

СЕРГЕЙ ОРЛОВ

Его зарыли в шар земной.

А он был лишь солдат,

Всего, друзья, солдат простой

Без званий и наград.

Ему, как мавзолей, Земля

На миллион веков,

И Млечные Пути пылят

Вокруг него с боков.

На рыжих скатах тучи спят,

Метелицы метут,

Грома тяжелые гремят,

Ветра разбег берут.

Давным-давно окончен бой...

Руками всех друзей

Положен парень в шар земной,…

Как будто в мавзолей.
8.Беседа по стихотворению (Тексты на парте)

-Солдат просто похоронен?

-Что такое «мавзолей»? (Большое надгробное мемориальное сооружение)

- Почему у простого солдата не просто могила, а именно мавзолей? (Чтобы помнили подвиг солдата в годы войны)

-Для чего автор дважды ставит многоточие? (Даёт возможность читателям подумать и вспомнить погибшего солдата, почувствовать горечь утраты.)

9.Учитель истории. (Прошло более 60 лет….)

10.Прослушивание песни «День победы»

11.Тестирование

12. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Тестирование
1.В каком году началась Великая Отечественная война?

А. 1939 Б. 1941 В. 1943 Г. 1812
2.Какой была Великая Отечественная война?

А. наступательной Б. захватнической

В.освободительной Г. гражданской

3.Кто написал слова песни «Землянка»?

А. К.Симонов Б. Д.Самойлов В.С.Орлов Г.А.Сурков
4.Кто автор стихотворения «Жди меня»?

А. К. Симонов Б. А.Твардовский В. А. Сурков Г. М.Исаковский
5.Как называется большое надгробное сооружение?

А. обелиск Б. мавзолей В. памятник Г. склеп
6.В каком году закончилась Великая Отечественная война?

А. 1945 Б. 1941 В. 1961 Г. 1943
7.Чьё имя носит наша школа?

А. М.Логинов Б. А.Матросов В. Герои Сталинградской битвы

Г. В.Архипов


Тестирование
1.В каком году началась Великая Отечественная война?

А. 1939 Б. 1941 В. 1943 Г. 1812
2.Какой была Великая Отечественная война?

А. наступательной Б. захватнической

В.освободительной Г. гражданской

3.Кто написал слова песни «Землянка»?

А. К.Симонов Б. Д.Самойлов В.С.Орлов Г.А.Сурков
4.Кто автор стихотворения «Жди меня»?

А. К. Симонов Б. А.Твардовский В. А. Сурков Г. М.Исаковский
5.Как называется большое надгробное сооружение?

А. обелиск Б. мавзолей В. памятник Г. склеп
6.В каком году закончилась Великая Отечественная война?

А. 1945 Б. 1941 В. 1961 Г. 1943
7.Чьё имя носит наша школа?

А. М.Логинова Б. А. .Матросова В. Героев Сталинградской битвы

Г. В.Архипов

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Открытый интегрированный урок истории и литературы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Интегрированный урок литературы и истории в 5-м классе по теме: «Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино"-это правда истории или...
Открытый интегрированный урок истории и литературы iconУрок-игра «В мире замечательных людей»
Открытый интегрированный урок-путешествие по математике в 6 классе по теме «Координатная плоскость»
Открытый интегрированный урок истории и литературы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Открытый интегрированный урок истории и литературы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Районный фестиваль педагогических идей учителей русского языка и литературы «Открытый урок» является этапом Республиканского фестиваля...
Открытый интегрированный урок истории и литературы iconУрок литературы по роману А. Н. Толстого «Пётр Первый»
Интегрированный урок литературы по роману А. Н. Толстого «Пётр Первый» и истории в 11кл
Открытый интегрированный урок истории и литературы iconФестиваль педагогических идее «Открытый урок»
Обж, русского языка и литературы, истории, трудового обучения, начальных классов, украинского языка и литературы, а также материалы...
Открытый интегрированный урок истории и литературы iconЖенское лицо войны. Интегрированный урок литературы и истории. 11 класс
Показать, какова была роль женщины на фронте в годы вов; что перенесла и пережила женщина, воюя с врагом за свою Родину
Открытый интегрированный урок истории и литературы iconМехнина Марина Владимировна Бушуева Валентина Степановна Интегрированный урок
Интегрированный урок (география -химия) по теме: "Горно-химическая промышленность Мурманской области"
Открытый интегрированный урок истории и литературы iconПлан проведения мероприятий предметов эстетического цикла
Открытый урок «Волейбол 5 б 1 урок Курносова О,А. 9 12. 03 Открытый урок «Укрепление осанки»
Открытый интегрированный урок истории и литературы iconУрок конкурс 10. Интегрированный урок >11. Межпредметный урок 12....
Изменение временных рамок, оптимальный временной вариант –1,5 астрономических часа. (Нерегламентированный урок)
Открытый интегрированный урок истории и литературы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок совершенствования и применения знаний, умений и навыков (интегрированный урок по истории, русскому языку, литературе)
Открытый интегрированный урок истории и литературы iconОткрытый урок – это маленький шедевр
Открытый урок– специально подготовленная форма организации методической работы, в то же время, на таких уроках протекает реальный...
Открытый интегрированный урок истории и литературы iconУрока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по теме «Русь в хш ху вв.»
Открытый урок по истории Отечества «кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!»
Открытый интегрированный урок истории и литературы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Форма проведения: интегрированный урок русского языка и литературы: лекция в лекции
Открытый интегрированный урок истории и литературы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Интегрированный урок по основам православной культуры и литературы В. Короленко «Дети подземелья», 5 класс
Открытый интегрированный урок истории и литературы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: в поисках капитана Гранта (интегрированный урок по географии и русской литературы)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск