Урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по теме «Русь в хш ху вв.»





Скачать 79.95 Kb.
НазваниеУрока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по теме «Русь в хш ху вв.»
Дата публикации13.08.2014
Размер79.95 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Открытый урок по истории Отечества «КТО С МЕЧОМ К НАМ ПРИДЕТ, ОТ МЕЧА И ПОГИБНЕТ!»
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: кабинет истории школы-интерната № 3

для детей-сирот.

КЛАСС: 6

ТИП УРОКА: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков

по теме «Русь в ХШ - ХУ вв.».

ВИД: дидактическая игра. -

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: урок - соревнование с элементами брейнринга и

игры «Что? Где? Когда?».

ОФОРМЛЕНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

  • тематические аппликации - символы, * телевизор,

  • карточки исторического лото, * видеомагнитофон,

  • исторический словарик, * аудиомагнитофон,

  • эпиграф (Стих. М.Волошина «Китеж»), * стол с секторным кругом,

  • таблички с основными терминами и

понятиями, * юла.

  • пакеты с заданиями, вопросами,

  • видеозапись вопросов знатоков истории,

  • аудиокассета «Перезвон русских колоколов»,

  • фрагмент из видеофильма «Нашествие».

ЦЕЛЬ: 1. Закрепление и проверка знаний по теме «Русь в ХШ - ХУ вв.»;

  1. Развитие познавательных интересов и навыков учащихся, а также
    положительной мотивации к предмету;

  2. Воспитание патриотизма, любви и гордости за свою Родину.

ЭПИГРАФ:

Вся Русь - костер. Неугасимый пламень Из края в край, из века в век Гудит, ревет... и трескается камень И каждый камень - ЧЕЛОВЕК.

М.Волошин «Китеж»

1. Организационный момент. Вступительное слово учителя.

■ Добрый день! Я рад видеть Вас всех здоровыми, бодрыми, с хорошим настроением и готовностью к работе.

На наше занятие пришли гости - учителя, которые передают Вам свои знания и жизненный опыт.

Урок проведем в форме соревнования. В конце занятия мы вместе подведем итоги и выберем лучших знатоков истории.

Для нашей работы Вам необходимо сконцентрировать свою память, внимание, проявить смекалку и сообразительность. Напоминаю 2 основных условия соревнования:

  1. Быть взаимовежливыми, не выкрикивать и не перебивать своих товарищей.

  2. Отвечать на вопросы законченными полными предложениями.

Наше занятие поможет нам обобщить и закрепить знания по теме «Русь в ХШ-ХУ вв.». Нам необходимо будет ответить на вопросы: «Что мы узнали при изучении темы и чему она нас учит?».

Итак, тему занятия - соревнования Вы должны были определить самостоятельно, исследовав и разгадав шифрограмму, ключом к которой были исторические термины и понятия. Достали тетрадки.

■ Какая же тема нашего соревнования? Что у Вас получилось?

(открывается на школьной доске тема, звучит запись перезвона колоколов) На фоне перезвона: Кому из русских князей, полководцев принадлежат эти слова? (Александру Невскому)

  • Каким образом жители Древней Руси узнавали о наиболее важных
    событиях - о военной опасности, о княжеских указах, о вечевых сборах?
    (ученики в своих ответах отмечают, что обо всем возвещал людям колокол.
    По звону, которого можно было определить, печальное или радостное
    событие произошло.

  • На этот раз колокола созывают на состязание знатоков истории.

Много русских поэтов, любящих свою Родину, посвятили ей свои стихи. О, Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь! Наш путь - стрелой татарской

древней воли

Пронзил нам грудь... И вечный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль... Летит, летит степная кобылица

И мнет ковыль... И нет конца! Мелькают версты, кручи...

Останови! Идут, идут испуганные тучи,

Закат в крови! Закат в крови! Из сердца кровь струится!

Плачь, сердце, плачь... Покоя нет! Степная кобылица несется вскачь!

Это стихотворение Александра Блока входит в цикл «На поле Куликовом», но образ несущейся вскачь степной кобылицы - это не только символ выступившей против ордынцев Московской Руси, сколько аллегория всей нашей древней и средневековой истории. Не раз пришлось русскому народу отстаивать свою независимость в кровавых битвах и схватках с врагами. Каждое сражение несло разрушения, смерть, горе.

  • Но эпиграфом сегодняшнего урока будут строчки стихотворения
    Максимилиана Волошина, которые нам прочтет Бакулина Надя.

  • Мне хотелось, чтобы Вы подумали над их смыслом. Мы к ним еще
    вернемся.

/Включается фрагмент видеофильма «Нашествие»/

  • Запылали костры, запылала Русь Покрылось небо тучами стрел.
    Надломлена береза - символ Руси, но не сломлена воля.

  • Ребята подготовили отрывки из стихотворений М.Волошина, в которых
    показано состояние Руси в этот трагический период русской истории.

( ученики читают стихотворения «Заклятие о русской земле», «Дикое поле»)

  • Какие чувства Вы испытали при чтении? (жалость, боль, страх,
    сопереживание...)

  • Как же развивались события дальше? Для Вас подготовлены задания,
    вопросы, которые помогут восстановить ход событий.

1. В начале повторим даты. /Игра «историческое лото: карточки с датами

988, 1237,1240,1242,1380,1480/

-Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием. А теперь приступаем к Вашей любимой игре (какой?) Правильно, 2.Игра «Исторический аквариум» (рыбки с понятиями и терминами: хан, юрта, баскаки, число, дань, дружина, князь, патриот, рыцарь, кольчуга и т.д.). 3. Задание на установление хронологической последовательности

событий.

С помощью карточки - задания, которая лежит у Вас на парте Вам необходимо установить хронологическую последовательность исторических событий. Карандашом укажите цифру, что за чем должно следовать.

/один из учеников выполняет задание на доске/ __ оборона Козельска

битва на Калке

разгром Рязани

взятие Киева

основание Москвы

ледовое побоище

■ Теперь поменяйтесь своими карточками и проверьте правильность выполнения задания и поставьте себе оценку: одна ошибка - «5», две - «4», три - «3». Это принесет Вам дополнительные баллы.

4. Приступаем к игре. Победителю игры «Исторический аквариум» предоставляется право первому начать игру)

ЗАДАНИЯ и ВОПРОСЫ :

1. Что побудило русских князей двинуться в степь навстречу монголам, / находящимся вдалеке от русских границ.

(откликнулись на просьбу половцев о помощи и не хотели начинать сражение на русской земле)

2. Мы знаем, что враг осаждал: Рязань 5 дней, Торжок - 2 недели, Козельск -7 недель. Внимание, вопрос: О чем это говорит?

  • О слабости монголо - татар,

  • о мощи укреплений,

  • о героизме и стойкости защитников, (правильный ответ)

  • о плохом вооружении.

3. Какой город и почему монголо - татары прозвали «злым городом»? (Козельск, жители оборонялись 7 недель, убили около 4000 монголо-татарских воинов, уничтожили стенобитные орудия)


4. О каком событии повествует летопись: «И была брань великая и сеча зла, и лилась кровь как вода»

(О сражении на реке Сити в 1238 г.)


5. Победами, в каких битвах (в каком году и с кем) прославился А. Невский?

6. С чего начиналась Куликовская битва и какое событие в ходе битвы

решило ее исход?

(Куликовская битва начиналась с поединка богатырей Пересвета и Челубея, удар засадного полка в тыл монголо-татарам решил исход битвы)

7. Почему Русь так долго не смогла справиться с монгольским вторжением? (Была разделена на множество самостоятельных княжеств, которые вели между собой постоянные войны, внутри самих княжеств шла борьба между князьями и боярами)

8. Почему А.Невский, победивший рыцарей - крестоносцев, стремился

поддерживать хорошие отношения с ордынскими ханами? Это была

• трусость,

  • пособничество укреплению ордынского господства,

  • дальновидная политика.

(Вопрос на уточнение «Какая политика?») /Политика А.Невского способствовала восстановлению сил Руси и ее будущему освобождению от ордынского господства)

9. Когда свинья представляла собой военную опасность? (Боевое построение /рыцарского войска в битве на Чудском озере)

10. Какое основное занятие монгольского населения влияло на характер их государства? (Скотоводство)

11. Какой правитель и в каком веке объединил племена монголо-татар в единое государство? Назовите его настоящее имя. (Чингисхан, что означает

«великий», «океан», в н. ХШ в. объединил племена монголо-татар, его

настоящее имя Темучин)

12. Каковы были главные события правления Ивана Ш? (Объединение русских земель в единое государства и свержение ордынского ига)

Резервные вопросы:

1. Назови имена наиболее известных участников Куликовской битвы.
(Пересвет, князь Дмитрий Донской, князь Боброк. Князь Владимир)

2. А.Митяев в книге «Ветры Куликова поля» пишет о событиях того времени:
«Как представить нам Русь того времени? Представить надо в облике
пахаря. Он стоит, отняв руки от сохи, взгляд его встревожен. Два всадника
- с востока и с запада - устремились на него. Один на приземистой лошади,
со щитом из бычьей кожи, с натянутым луком и каленой стрелой, другой -
с тяжелым копьем, одетый в доспехи». Внимание, вопрос: О каких
всадниках идет речь?

(Монголо-татар и рыцарей-крестоносцев)

Благодарю Вас за хорошие ответы, Вы в целом справились с заданиями знатоков.

Подведем итоги нашего занятия. Так, как же развивались события?

(отмечают: произошли битвы , прославились в борьбе с монголо-

татарами , на защиту свободы и независимости нашей Родины поднялся

весь народ, русские князья объединились для отпора ненавистному врагу и победили его).

■ История, героическая борьба нашего народа с захватчиками подтвердила мудрые слова А.Невского «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет».

В этом мы еще не раз убедимся с Вами, изучая историю нашего Отечества.

■ Давайте вернемся к строчкам нашего эпиграфа. Как Вы их понимаете?
(История Русского государства велика и ее делают люди. Каждый человек-
творец истории. И от нас с Вами тоже зависит, каким будет наше государство
сегодня и завтра)

■ Мы с вами еще дальше продвинулись в своем развитии. Полученные Вами
знания по этой теме помогут Вам в дальнейшем лучше понять и осмыслить
ход русской истории. Вы сможете их использовать при изучении темы
нашего следующего урока «Русь в ХУ1 в.»

Подведение итогов соревнования. Объявление оценок и вручение призов лучшим знатокам истории.
А.М.МИРОНОВ, учитель истории высшей категории ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей школы-интерната № 3

Приложение к уроку «РУСЬ В ХШ-ХУвв»

Максимилиан Волошин.
Вся могильниками покрыта –

Без имен, без конца, без числа…

Вся копытом, да копьями взрыта,

Костью сеяна, кровью полита,

Да народной тугой поросла.

Дикое поле.

Не слыхать людей,

Не видать церквей,

Ни белых монастырей, -

Лежит Русь –

Разоренная,

Окровавленная, опаленная.

По всему полю –

Дикому, великому –

Кости сухие, пустые,

Мертвые, желтые.

Саблей сечены,

Пулей мечены,

Коньми топтаны.

Заклятье о русской земле.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по теме «Русь в хш ху вв.» iconУрока: урок обобщения и систематизации знаний, умений, навыков. Цели...
Урок-соревнование в 6-м классе по теме "Действия с положительными и отрицательными числами"
Урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по теме «Русь в хш ху вв.» iconУрока : урок обобщения и систематизации знаний и умений
Образовательная: обобщение и систематизация знаний по теме «Геометрическая оптика»
Урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по теме «Русь в хш ху вв.» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данный урок – урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков, учащихся по теме «Использование свойств функции при решении...
Урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по теме «Русь в хш ху вв.» iconУрок обобщения и систематизации знаний по теме: «Квадратные уравнения»
...
Урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по теме «Русь в хш ху вв.» iconУрока: урок обобщения и систематизации знаний и умений
Учебные: расширение и углубление знаний учащихся по теме «Животные»; активизация навыков аудирования; развитие навыков диалогической...
Урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по теме «Русь в хш ху вв.» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обосновывается ли место данного урока в теме, разделе, курсе, его тип (вводный урок, урок изучения, урок закрепления изученного ранее...
Урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по теме «Русь в хш ху вв.» iconУрока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся по роману...
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по теме «Русь в хш ху вв.» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений. Урок с межпредметными связями – английский язык – экология
Урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по теме «Русь в хш ху вв.» iconУрок Тип урока
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений
Урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по теме «Русь в хш ху вв.» iconУрок систематизации и обобщения знаний Форма
Цель урока: повторить и закрепить изученный материал по теме урока в процессе решения упражнений
Урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по теме «Русь в хш ху вв.» iconУрока: Урок обобщения и систематизации знаний
Задача урока – закрепить и систематизировать знания и умения учащихся по теме «Текстовый процессор ms word»
Урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по теме «Русь в хш ху вв.» iconКонспект урока по русскому языку в 10 б (профильном социально-гуманитарном...
Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по теме «Типы придаточных в спп»
Урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по теме «Русь в хш ху вв.» iconУрока: урок обобщения и систематизации знаний с изучением новых знаний по теме
Открытый урок для 6-го класса школ с углубленным изучением английского языка (основной умк: English – VI о. В. Афанасьевой и И. В....
Урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по теме «Русь в хш ху вв.» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Квадратичная функция»
Урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по теме «Русь в хш ху вв.» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний по теме «Тригонометрические уравнения»
Урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по теме «Русь в хш ху вв.» iconУрок обобщения и систематизация знаний "Бессоюзные сложные предложения"
Тип: вариативный урок обобщения и систематизации знаний на основе модульной технологии


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск