Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Факультет политологии
Кафедра российской политики «УТВЕРЖДАЮ»
Декан факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова _____________________________ проф. А.Ю. Шутов
«3» сентября 2015 г. Рабочая программа дисциплины «Социально-политические аспекты современных миграционных процессов» по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
41.06.01 «Политические науки и регионоведение»
Направленность программы – «Политическая регионалистика. Этнополитика» (23.00.05)
Составитель: к.филос.н., доц. Александрова Г.С.
Москва
2015
Рабочая программа дисциплины (модуля) 1. Код и наименование дисциплины (модуля): Социально-политические аспекты современных миграционных процессов 2. Уровень высшего образования: Подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре. 3. Направление подготовки: 41.06.01 «Политические науки и регионоведение». 4. Место дисциплины (модуля) в структуре ООП: относится к вариативной части ООП; тип дисциплины (модуля) по характеру ее освоения: обязательна для освоения 5. Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы (компетенциями выпускников)
Формируемые компетенции
(код компетенции)
| Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)
| способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1)
| З1 (УК-1) Знать содержание понятия «миграционные процессы», место данного понятия в системе близких научных категорий
У1 (УК-1) Уметь анализировать современные миграционные процессы
В1 (УК-1) Владеть навыками критического анализа и оценки современных миграционных процессов
| способностью самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий (ОПК-1)
| З1 (ОПК-2) Знать методы политической науки, позволяющие анализировать социально-политические аспекты современных миграционных процессов
У1 (ОПК-1) Уметь применять методы политической науки для анализа социально-политических аспектов современных миграционных процессов
В1 (ОПК-1) Владеть навыками использования методов политической науки для анализа социально-политические аспектов современных миграционных процессов
| готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования (ОПК-2)
| З1 (ОПК-2) Знать содержание социально-политических аспектов современных миграционных процессов
У1 (ОПК-2) Уметь разрабатывать учебные программы и учебно-методическое обеспечение учебных курсов, направленных на изучение социально-политических аспектов современных миграционных процессов
В1 (ОПК-2) Владеть навыками чтения лекций и проведения интерактивных практических занятий по учебным курсам, направленным на изучение социально-политических аспектов современных миграционных процессов
| способность ставить и решать задачи исследовательского характера в целях системного развития фундаментального и прикладного политологического знания (ПК-1)
| З1 (ПК-1) Знать принципы постановки и алгоритмы решения задач исследовательского характера в области изучения социально-политических аспектов современных миграционных процессов
У1 (ПК-1) Уметь использовать принципы постановки и алгоритмы решения задач исследовательского характера в целях системного развития знания о социально-политических аспектах современных миграционных процессов
В1 (ПК-1) Владеть навыками постановки и последовательного решения задач исследовательского характера в целях системного развития знания о социально-политических аспектах современных миграционных процессов
| способность к формированию новых знаний, инновационных подходов и концепций в области политологического знания и в междисциплинарной сфере (ПК-2)
| З1 (ПК-2) Знать методологические принципы формирования новых научных идей и технологии разработки инновационных подходов и концепций в области исследования социально-политических аспектов современных миграционных процессов
У1 (ПК-2) Уметь использовать методологические принципы формирования новых научных идей и технологий разработки инновационных подходов и концепций в области исследования социально-политических аспектов современных миграционных процессов
В1 (ПК-2) Владеть навыками формирования новых научных идей и навыками разработки инновационных подходов, концепций в области исследования социально-политических аспектов современных миграционных процессов
|
6. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся: Объем дисциплины (модуля) составляет 2 зачетных единицы, всего 72 часа, из которых 54 часа составляет контактная работа аспиранта с преподавателем (32 часов занятия лекционного типа, 18 часов занятия семинарского типа (семинары, научно-практические занятия, лабораторные работы и т.п.), 4 часа групповые консультации), 18 часов составляет самостоятельная работа аспиранта.
7. Входные требования для освоения дисциплины (модуля):
Для освоения дисциплины аспиранты должны иметь высшее образование по направлению «Политология» (уровня бакалавриата и магистратуры) и обладать следующими компетенциями:
– знать основные научные школы в политической науке;
– владеть иностранным языком в устной и письменной форме для осуществления коммуникации в учебной, научной, профессиональной и социально-культурной сферах общения, а также владеть терминологией специальности на иностранном языке;
– владение навыками использования программных средств и работы в компьютерных сетях, использования ресурсов Интернет; владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;
– владеть навыками профессионального составления, оформления и редактирования научно-технической документации, научных отчетов, обзоров, докладов и статьей, проектов научно-исследовательских разработок;
– владеть анализу политических и политологических текстов, владение приемами их интерпретации и критики. 8. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и виды учебных занятий
Наименование и краткое содержание разделов и тем дисциплины (модуля),
форма промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)
| Всего
(часы)
| В том числе
| Контактная работа (работа во взаимодействии с преподавателем), часы
из них
| Самостоятельная работа обучающегося, часы
из них
| Занятия лекционного типа
| Занятия семинарского типа
| Групповые консультации
| Индивидуальные консультации
| Учебные занятия, направленные на проведение текущего контроля успеваемости коллоквиумы, практические контрольные занятия и др)*
| Всего
| Выполне-ние домашних заданий
| Подготов-ка рефератови т.п..
| Всего
| Тема 1 Понятие и предметная область миграционной политики
| 8
| 4
| 2
|
|
|
| 6
| 1
| 1
| 2
| Тема 2 Миграционная политика зарубежных стран
| 8
| 4
| 2
|
|
|
| 6
| 1
| 1
| 2
| Тема 3. Миграционная политика РФ
| 8
| 4
| 2
|
|
|
| 6
| 1
| 1
| 2
| Тема 4. Формы и методы регулирования и контроля миграционных потоков
| 8
| 4
| 2
|
|
|
| 6
| 1
| 1
| 2
| Тема 5. Роль внутренней миграции в экономическом развитии регионов
| 8
| 4
| 2
|
|
|
| 6
| 1
| 1
| 2
| Тема 6. Социальные основы регулирования миграции
| 8
| 4
| 2
|
|
|
| 6
| 1
| 1
| 2
| Тема 7. Планирование миграционной политики
| 8
| 4
| 2
|
|
|
| 6
| 1
| 1
| 2
| Тема 8. Миграционное прогнозирование
| 8
| 4
| 2
|
|
|
| 6
| 1
| 1
| 2
| Тема 9. Миграция и проблемы национальной безопасности
| 8
| 4
| 2
|
|
|
| 6
| 1
| 1
| 2
| Промежуточная аттестация: Зачет
| 4
|
| 4
| 0
| Итого
| 72
| 32
| 18
|
|
|
| 54
| 9
| 9
| 18
|
9. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы аспирантов по дисциплине (модулю). 9.1. Основные виды самостоятельной работы аспиранта – работа со специальной литературой, источниками;
– подготовка к аудиторным занятиям, контрольным мероприятиям и промежуточной аттестации;
– разработка тестовых заданий и их решение;
– подготовка мультимедийных презентаций;
– подготовка аннотаций научных статей, монографий и других научных публикаций;
– разработка кейсов, ситуационных заданий и их решение;
– подготовка рефератов, эссе и других научно-исследовательских работ.
|