Как это делаю Я





НазваниеКак это делаю Я
Дата публикации24.06.2014
Размер59.7 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Как это делаю Я

Особенности гуманитарной информатики обеспечение мотивации у гуманитариев

Гуманитарный. Латинское слово Humanitas - человеческая природа, образованность, духовная культура. (Словарь)

Человечность. Это серьёзно. (А. и Б. Стругацкие)

Вся моя школьная жизнь связана с профильным обучением. Сама я училась в экспериментальном классе с углубленным изучением физики. В 1987 на базе УПК я обучала детей из двух школ – обычной и английской. В 1989 в этой обычной начался эксперимент по непрерывному образованию. Я вела уроки информатики в начальной школе и в математических классах. В 1992 году профильные классы стали отдельным учебным заведением - лицеем.

Вступительные испытания в лицей учащиеся проходят в двенадцатилетнем возрасте и обучаются у нас с 8 по 11 класс. В каждой параллели пять классов: физико-математический класс, химико-математический и химико-биологический, информационных технологий, историко-правовой и филологический (русская, славянская, французская, английская и турецкая). Университетские преподаватели ведут спецкурсы. Последняя неделя каждого полугодия - зачетная.

Дети к нам поступают из разных школ города и с очень разной подготовкой по информатике. У гуманитариев и химиков информатика ведется в десятых классах и одиннадцатых: одно занятие (40+40мин) в две недели. В девятых классах ведется курс компьютерной графики вместо черчения. Итого 96 часов минус пропуски по различным причинам - болезни, олимпиады, морозы, конкурсы и т.д. Выручают индивидуальные занятия. За это время изучаем только базовый курс, и до элективных курсов у меня дело не доходит.

Гуманитарии… Науки делятся на точные, естественные и гуманитарные, а люди? Такие человеческие существа как маугли или зомби, безусловно, не являются гуманитарными людьми, но большая человечества подходит под словарное определение. Как только не делят людей: на холериков и флегматиков, на красных и белых, на детей и взрослых, на физиков и лириков и т.д. Физики и лирики настолько по-разному относятся к одним и тем же вещам, что не могут найти общего языка даже в плане эмоций (Ч.П. Сноу). Все мы очень разные, но есть и то, что нас объединяет и делает людьми: общая память, общее будущее, общая культура.

Ранняя специализация увеличивает шансы поступления в ВУЗ по профилю, но как сложится дальнейшая судьба ребенка? Задача школы и учителя – приобщить ребенка к единой человеческой культуре (не отдельно математической или гуманитарной). Приобщить, не разрушая индивидуальной природы, а развивая все грани этой природы. Успех обучения зависит от многих факторов и не профиль главное. Важно учитывать и культурологические особенности, и возрастные, и психофизиологические (память, внимание, восприятие и др.)

Основы информатики нужно донести до каждого учащегося. И химиков и лингвистов я обучаю по одной программе, но немного по-разному. Если тема связана с математикой, то для химико-математической подгруппы нужно иметь наготове дополнительные задания. В филологических подгруппах работаю медленней: здесь необходимо более тщательно прорабатывать материал. Если есть затруднения, объясняю ещё и ещё: на уроке и на индивидуальных занятиях. В биологической подгруппе и в юридической учащиеся одинаково успевают по информатике. Последние годы я выстраиваю курс, опираясь на учебники Н.Д. Угриновича «Информатика и ИКТ. Базовый курс. 7,8 и частично 9».

Сегодня каждый понимает жизненную необходимость компьютерных технологий. Двадцать лет назад ученики считали компьютер экзотической вещью, а информатику ненужным уроком (весной 1987 года у меня был «меловой период»: мел, доска и учебник А.П. Ершова). «Компьютер не для нас – на наш век метёлки хватит». Я тогда организовала экскурсию в дисплейный класс университета. После экскурсии отношение к предмету немного улучшилось. Дети поверили, что и они смогут работать за компьютером. Та экскурсия удивила и меня: дети за компьютером и за школьной партой вели по-разному, как будто это были разные дети. Сегодня общее умение работать с компьютером в дополнительной мотивации не нуждается.

Обработка текстовой и графической информации особых трудностей не вызывает. При изучении графики использую метод проектов. В первой четверти каждый выбирает тему – то о чем он хочет рассказать другим. В конце учебного года на конференции все успешно защищают свои проекты. Демонстрация итоговых презентаций доставляет учащимся эмоциональное удовольствие: «У меня получилось! Красиво! Интересно!». Удовольствие от процесса деятельности – лучшая мотивация для деятельности. И познавательная деятельность не является исключением.

Знание разделов математики (системы счисления и основы логики) необходимо для более осознанной работы за компьютером и в сети, но может быть лучше их изучать в курсе математики? Лично я люблю эти темы за хорошую возможность развивать интеллект. Этот материал требует от учителя и от учеников больших усилий, чем графика, но с этими трудностями справляемся.

Труднее всего идет тема «алгоритм». Есть дети, которые быстро схватывают суть процесса алгоритмизации, но многие ученики испытывают затруднения. И в филологической подгруппе бывают весьма способные ученики. И в математической подгруппе встречаются такие ученики, которым очень трудно. Ранняя специализация далеко не всегда бывает окончательной. Ситуация, когда выпускник математического класса продолжает обучение на филологическом факультете, а выпускник филологического класса – на математическом, не является редкостью. Занимательные задачки дети решают с удовольствием, но строгая запись алгоритма решения дается гораздо труднее. Языки программирования в базовый курс не включаю, но в электронных таблицах решаем ряд школьных задач по программированию. Блок-схемы осваиваем на уровне чтения, но не составления. Изучение темы «исполнители алгоритмов» в старшем школьном возрасте дается труднее, чем в среднем и младшем независимо от профиля. По-моему, возраст при изучении этой темы важнее, чем профиль. Легко ли научить человека чтению и письму после 15 лет?

А ведь с алгоритмов начиналась школьная информатика! Появились учебники «Алгоритмика» - это радует. Интересно, у кого-нибудь в школьном расписании есть такой предмет? Курс рассчитан на безмашинное изучение. Это напомнило мне мой «меловой период». Посчитайте, сколько времени и сил отнимает у учителя безмашинная проверка ученических алгоритмов.

Бывают дни повышенной эмоциональности: после каникул, школьных дискотек, резкого изменения погоды и т.п. В такие дни мне, воспитанной в традициях математической культуры, особенно трудно найти общий язык с учащимися гуманитарных групп. Разумные мотивы не действуют. Но надо, люди, надо - иногда надо преодолевать себя. Тогда уговариваю хотя бы попробовать. В этой ситуации помогает прием, который я называю компьютерный диктант: учитель отчетливо, без эмоций и без оговорок называет действия, а ученики молча, чётко и безоговорочно исполняют их на компьютере. Результат действий сразу виден на экранах. Информация идет по нескольким каналам – вероятность ошибки невелика. Если кто-то намного отстает или ошибся – подхожу и молча помогаю. Если кто-то намного опережает – молча выражаю одобрение жестом или взглядом. Дожидаюсь одинаковой картинки на всех экранах, комментирую (если необходимо), и диктую следующее действие. Основные действия и комментарии произносятся с различной интонацией. Во время диктанта в работу включаются все, при этом у всех задействованы слух, зрение, моторика. У всех получается положительный результат. Попробовали – получилось, можно повторить, повторили - понравилось, можно ещё повторить. Вот и научились.

Работая в режиме диктанта важно сохранять ритмичность и синхронность, правильно распределить интонацию. Диктант должен быть коротким – работа в этом режиме требует большого напряжения и от учителя и от детей, но напряженность внимания есть необходимое условие прочного и верного восприятия памятью. (К.Д. Ушинский) Проверка показывает хорошее усвоение нового материала таким способом.

Приложение. Первый урок после зимних каникул (или морозов) в девятом классе. Тема «анимация». Вначале краткий рассказ об истории анимации. Компьютерный диктант «создание простейшей анимации в процессе смены слайдов». После диктанта дается задание самостоятельно анимировать фигуру «сердце» (увеличение - уменьшение, в цикле пять слайдов). И далее работа над своим проектом. Текст диктанта:

  1. Открыть программу Power Point (главное меню, программы).

  2. Выбрать новая презентация (файл, создать).

  3. На диалоговой панели создание слайда выбрать пустой слайд.

  4. На панели инструментов рисования раскрыть список «автофигуры».

  5. Выбрать основные фигуры.

  6. Из появившихся фигур выбрать улыбающееся лицо и поместить его на слайд.



  1. Дублировать слайд (вставка)

  2. На втором слайде выделить объект «лицо» и желтым маркером изменить линию рта.

  3. Выбрать сортировщик слайдов (вид).

  4. Выделить оба слайда щелчком (shift) и скопировать их четыре раза (ctrl).

  5. На диалоговой панели смена слайдов (показ слайдов) снять флажок «по щелчку».

  6. Установить флажок «автоматически после…».

  7. Счетчик времени установить на 0,5(ноль целых запятая пять десятых) секунд.

  8. Закрыть панель кнопкой «применить ко всем».

  9. Начать показ (показ слайдов).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Как это делаю Я icon«Как я это делаю» Методический конкурс для учителей информатики Задание пятого тура
Оивт и основам наук при полном обеспечении требований к охране здоровья и безопасности труда учителя и учащихся
Как это делаю Я icon«Как это делаю я» Методический конкурс для учителей информатики Одиннадцатый тур «Проекты»
При изучении темы «Обработка текстовой информации» я предлагала детям создать проекты на такие темы
Как это делаю Я iconЯ работаю учителем в одной школе вот уже 19 лет. 16 из них преподаю...
С огромным интересом и благодарностью познакомилась с материалами конкурса "Как это делаю я", некоторые из них уже использую в своей...
Как это делаю Я icon"Реконl= 9;трукция средневекоk= 4;ой личности", н
Летом этого года я сидел на веранде за обеденным столом и анализироk= 4;ал "Летопись великих князей Литовских". Ко мне подош= 077;л...
Как это делаю Я iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ну а набранный авторитет и потраченные силы, время и деньги не позволяют остановиться и задуматься: то ли я делаю, не позволяют сломить...
Как это делаю Я iconУроках математики
Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”
Как это делаю Я iconДэвид Майстер истинный профессионализм о мужестве, необходимом для...
Профессиональный модуль пм. 01 Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации
Как это делаю Я iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Немудрено, что он делает это гениально. И кому, как не ему обучать этому мастерству!" Когда я это услышал, я невольно вспомнил фразу,...
Как это делаю Я iconКак заставить себя учиться?
Почему домашние работы не больше чем формальность? Это не вопросы “двоечника” и не “неудачника”. Это вопросы, с которыми сталикиваются...
Как это делаю Я iconИспользование икт в преподавании биологии
«компьютерного чайника». И таких как я много. Но всегда хотелось изменить это и ваш журнал показывает как это возможно сделать, уверенности...
Как это делаю Я iconУрок как это ломают? Взлом как искусство
Взламывание отвеpгает концепцию насилия и пpоизвола, взлом это освобождает. Hо вы
Как это делаю Я iconЛекции или книги. Как это правильно делать? Как правильно создать...
Конспект – это краткое письменное изложение содержания текст. Это особый вид текста, который создаётся в результате систематизации...
Как это делаю Я iconТест как форма контроля знаний. Абдуллина Г. А
Как прозорливо отмечал П. П. Блонский «тесты это больше, чем средство контроля; это средство рационализации школьного дела», и хочется...
Как это делаю Я iconТест как форма контроля знаний. Прокина Н. А
Как прозорливо отмечал П. П. Блонский «тесты это больше, чем средство контроля; это средство рационализации школьного дела», и хочется...
Как это делаю Я iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дитер Бауманн, Линфорд Кристи, Мерлин Отти – это только верхушка списка за 1999 год. И все они вдруг как один попались на нандролоне,...
Как это делаю Я iconПодробно описывать героя этого рассказа я не буду, ибо это не так...
Было обидно. Поначалу, Лёша во всём обвинял себя и всё усерднее и усерднее занимался. Но это не помогало, и его сознание на автомате...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск