Скачать 59.7 Kb.
|
Как это делаю Я Особенности гуманитарной информатики обеспечение мотивации у гуманитариев Гуманитарный. Латинское слово Humanitas - человеческая природа, образованность, духовная культура. (Словарь) Человечность. Это серьёзно. (А. и Б. Стругацкие) Вся моя школьная жизнь связана с профильным обучением. Сама я училась в экспериментальном классе с углубленным изучением физики. В 1987 на базе УПК я обучала детей из двух школ – обычной и английской. В 1989 в этой обычной начался эксперимент по непрерывному образованию. Я вела уроки информатики в начальной школе и в математических классах. В 1992 году профильные классы стали отдельным учебным заведением - лицеем. Вступительные испытания в лицей учащиеся проходят в двенадцатилетнем возрасте и обучаются у нас с 8 по 11 класс. В каждой параллели пять классов: физико-математический класс, химико-математический и химико-биологический, информационных технологий, историко-правовой и филологический (русская, славянская, французская, английская и турецкая). Университетские преподаватели ведут спецкурсы. Последняя неделя каждого полугодия - зачетная. Дети к нам поступают из разных школ города и с очень разной подготовкой по информатике. У гуманитариев и химиков информатика ведется в десятых классах и одиннадцатых: одно занятие (40+40мин) в две недели. В девятых классах ведется курс компьютерной графики вместо черчения. Итого 96 часов минус пропуски по различным причинам - болезни, олимпиады, морозы, конкурсы и т.д. Выручают индивидуальные занятия. За это время изучаем только базовый курс, и до элективных курсов у меня дело не доходит. Гуманитарии… Науки делятся на точные, естественные и гуманитарные, а люди? Такие человеческие существа как маугли или зомби, безусловно, не являются гуманитарными людьми, но большая человечества подходит под словарное определение. Как только не делят людей: на холериков и флегматиков, на красных и белых, на детей и взрослых, на физиков и лириков и т.д. Физики и лирики настолько по-разному относятся к одним и тем же вещам, что не могут найти общего языка даже в плане эмоций (Ч.П. Сноу). Все мы очень разные, но есть и то, что нас объединяет и делает людьми: общая память, общее будущее, общая культура. Ранняя специализация увеличивает шансы поступления в ВУЗ по профилю, но как сложится дальнейшая судьба ребенка? Задача школы и учителя – приобщить ребенка к единой человеческой культуре (не отдельно математической или гуманитарной). Приобщить, не разрушая индивидуальной природы, а развивая все грани этой природы. Успех обучения зависит от многих факторов и не профиль главное. Важно учитывать и культурологические особенности, и возрастные, и психофизиологические (память, внимание, восприятие и др.) Основы информатики нужно донести до каждого учащегося. И химиков и лингвистов я обучаю по одной программе, но немного по-разному. Если тема связана с математикой, то для химико-математической подгруппы нужно иметь наготове дополнительные задания. В филологических подгруппах работаю медленней: здесь необходимо более тщательно прорабатывать материал. Если есть затруднения, объясняю ещё и ещё: на уроке и на индивидуальных занятиях. В биологической подгруппе и в юридической учащиеся одинаково успевают по информатике. Последние годы я выстраиваю курс, опираясь на учебники Н.Д. Угриновича «Информатика и ИКТ. Базовый курс. 7,8 и частично 9». Сегодня каждый понимает жизненную необходимость компьютерных технологий. Двадцать лет назад ученики считали компьютер экзотической вещью, а информатику ненужным уроком (весной 1987 года у меня был «меловой период»: мел, доска и учебник А.П. Ершова). «Компьютер не для нас – на наш век метёлки хватит». Я тогда организовала экскурсию в дисплейный класс университета. После экскурсии отношение к предмету немного улучшилось. Дети поверили, что и они смогут работать за компьютером. Та экскурсия удивила и меня: дети за компьютером и за школьной партой вели по-разному, как будто это были разные дети. Сегодня общее умение работать с компьютером в дополнительной мотивации не нуждается. Обработка текстовой и графической информации особых трудностей не вызывает. При изучении графики использую метод проектов. В первой четверти каждый выбирает тему – то о чем он хочет рассказать другим. В конце учебного года на конференции все успешно защищают свои проекты. Демонстрация итоговых презентаций доставляет учащимся эмоциональное удовольствие: «У меня получилось! Красиво! Интересно!». Удовольствие от процесса деятельности – лучшая мотивация для деятельности. И познавательная деятельность не является исключением. Знание разделов математики (системы счисления и основы логики) необходимо для более осознанной работы за компьютером и в сети, но может быть лучше их изучать в курсе математики? Лично я люблю эти темы за хорошую возможность развивать интеллект. Этот материал требует от учителя и от учеников больших усилий, чем графика, но с этими трудностями справляемся. Труднее всего идет тема «алгоритм». Есть дети, которые быстро схватывают суть процесса алгоритмизации, но многие ученики испытывают затруднения. И в филологической подгруппе бывают весьма способные ученики. И в математической подгруппе встречаются такие ученики, которым очень трудно. Ранняя специализация далеко не всегда бывает окончательной. Ситуация, когда выпускник математического класса продолжает обучение на филологическом факультете, а выпускник филологического класса – на математическом, не является редкостью. Занимательные задачки дети решают с удовольствием, но строгая запись алгоритма решения дается гораздо труднее. Языки программирования в базовый курс не включаю, но в электронных таблицах решаем ряд школьных задач по программированию. Блок-схемы осваиваем на уровне чтения, но не составления. Изучение темы «исполнители алгоритмов» в старшем школьном возрасте дается труднее, чем в среднем и младшем независимо от профиля. По-моему, возраст при изучении этой темы важнее, чем профиль. Легко ли научить человека чтению и письму после 15 лет? А ведь с алгоритмов начиналась школьная информатика! Появились учебники «Алгоритмика» - это радует. Интересно, у кого-нибудь в школьном расписании есть такой предмет? Курс рассчитан на безмашинное изучение. Это напомнило мне мой «меловой период». Посчитайте, сколько времени и сил отнимает у учителя безмашинная проверка ученических алгоритмов. Бывают дни повышенной эмоциональности: после каникул, школьных дискотек, резкого изменения погоды и т.п. В такие дни мне, воспитанной в традициях математической культуры, особенно трудно найти общий язык с учащимися гуманитарных групп. Разумные мотивы не действуют. Но надо, люди, надо - иногда надо преодолевать себя. Тогда уговариваю хотя бы попробовать. В этой ситуации помогает прием, который я называю компьютерный диктант: учитель отчетливо, без эмоций и без оговорок называет действия, а ученики молча, чётко и безоговорочно исполняют их на компьютере. Результат действий сразу виден на экранах. Информация идет по нескольким каналам – вероятность ошибки невелика. Если кто-то намного отстает или ошибся – подхожу и молча помогаю. Если кто-то намного опережает – молча выражаю одобрение жестом или взглядом. Дожидаюсь одинаковой картинки на всех экранах, комментирую (если необходимо), и диктую следующее действие. Основные действия и комментарии произносятся с различной интонацией. Во время диктанта в работу включаются все, при этом у всех задействованы слух, зрение, моторика. У всех получается положительный результат. Попробовали – получилось, можно повторить, повторили - понравилось, можно ещё повторить. Вот и научились. Работая в режиме диктанта важно сохранять ритмичность и синхронность, правильно распределить интонацию. Диктант должен быть коротким – работа в этом режиме требует большого напряжения и от учителя и от детей, но напряженность внимания есть необходимое условие прочного и верного восприятия памятью. (К.Д. Ушинский) Проверка показывает хорошее усвоение нового материала таким способом. Приложение. Первый урок после зимних каникул (или морозов) в девятом классе. Тема «анимация». Вначале краткий рассказ об истории анимации. Компьютерный диктант «создание простейшей анимации в процессе смены слайдов». После диктанта дается задание самостоятельно анимировать фигуру «сердце» (увеличение - уменьшение, в цикле пять слайдов). И далее работа над своим проектом. Текст диктанта:
|
«Как я это делаю» Методический конкурс для учителей информатики Задание пятого тура Оивт и основам наук при полном обеспечении требований к охране здоровья и безопасности труда учителя и учащихся | «Как это делаю я» Методический конкурс для учителей информатики Одиннадцатый тур «Проекты» При изучении темы «Обработка текстовой информации» я предлагала детям создать проекты на такие темы | ||
Я работаю учителем в одной школе вот уже 19 лет. 16 из них преподаю... С огромным интересом и благодарностью познакомилась с материалами конкурса "Как это делаю я", некоторые из них уже использую в своей... | "Реконl= 9;трукция средневекоk= 4;ой личности", н Летом этого года я сидел на веранде за обеденным столом и анализироk= 4;ал "Летопись великих князей Литовских". Ко мне подош= 077;л... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ну а набранный авторитет и потраченные силы, время и деньги не позволяют остановиться и задуматься: то ли я делаю, не позволяют сломить... | Уроках математики Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю” | ||
Дэвид Майстер истинный профессионализм о мужестве, необходимом для... Профессиональный модуль пм. 01 Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Немудрено, что он делает это гениально. И кому, как не ему обучать этому мастерству!" Когда я это услышал, я невольно вспомнил фразу,... | ||
Как заставить себя учиться? Почему домашние работы не больше чем формальность? Это не вопросы “двоечника” и не “неудачника”. Это вопросы, с которыми сталикиваются... | Использование икт в преподавании биологии «компьютерного чайника». И таких как я много. Но всегда хотелось изменить это и ваш журнал показывает как это возможно сделать, уверенности... | ||
Урок как это ломают? Взлом как искусство Взламывание отвеpгает концепцию насилия и пpоизвола, взлом это освобождает. Hо вы | Лекции или книги. Как это правильно делать? Как правильно создать... Конспект – это краткое письменное изложение содержания текст. Это особый вид текста, который создаётся в результате систематизации... | ||
Тест как форма контроля знаний. Абдуллина Г. А Как прозорливо отмечал П. П. Блонский «тесты это больше, чем средство контроля; это средство рационализации школьного дела», и хочется... | Тест как форма контроля знаний. Прокина Н. А Как прозорливо отмечал П. П. Блонский «тесты это больше, чем средство контроля; это средство рационализации школьного дела», и хочется... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Дитер Бауманн, Линфорд Кристи, Мерлин Отти – это только верхушка списка за 1999 год. И все они вдруг как один попались на нандролоне,... | Подробно описывать героя этого рассказа я не буду, ибо это не так... Было обидно. Поначалу, Лёша во всём обвинял себя и всё усерднее и усерднее занимался. Но это не помогало, и его сознание на автомате... |