Скачать 110 Kb.
|
Условия эффективного использования информационных технологий в преподавании учебных предметов как фактор формирования нового качества образовательного процесса Муниципальная опытно-экспериментальная площадка МОУ СШ № 9 Чернобровкина Галина Петровна Аннотация Школа более десяти лет работает в инновационном режиме и более пяти – как муниципальная ОЭП над формированием информационной культуры школьного коллектива. По результатам работы МОЭП школе присвоен статус базовой для проведения районных семинаров по распространению накопленного инновационного опыта. В 2005 году школа стала лауреатом Всероссийского конкурса «Лучшие школы России», на котором были представлены и материалы площадки. За последние три года накопленный опыт был использован в различных направлениях и получил довольно высокую оценку: дипломы 1-й и 2-й степени в краевых конкурсах методических материалов, участие в 6-ти научно-практических конференциях и публикации по теме исследования. В основу данного проекта положены материалы практического опыта авторов по формированию нового качества педагогического общения и интеграции образования в условиях становления информационной культуры социума школы. Рассмотрены организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективное использование информационных технологий в преподавании учебных предметов. Изложены механизмы формирования нового качества образования на принципах информационного взаимодействия, что повышает эффективность использования этих технологий. Творческая группа педагогов имеет опыт применения информационных технологий в образовательном процессе, что предоставляет ей возможность выявить комплекс условий эффективного использования информационных технологий в преподавании учебных предметов с целью перехода на новое качество образовательного процесса. Экспертиза результатов эксперимента позволит провести сравнительный анализ качества образования при традиционном и инновационном подходах и выявить показатели эффективности по следующим параметрам: 1. Показатели результативности нового качества образования. 2. Показатели результативности педагогической деятельности. 3. Показатели эффективного использования информационных технологий. Проведенный анализ будет способствовать созданию следующих моделей: - модель нового качества образования; - модель информационно- технологической деятельности педагога; -модель эффективного использования информационных технологий в преподавании учебных предметов. Эти модели позволят выйти на проектирование информационной педагогической технологии обобщающего урока и описать ее. Аналитическая справка о деятельности творческой группы муниципальной опытно-экспериментальной площадки Опытно-экспериментальной и исследовательской деятельностью МОУ СШ №9 занимается с 2001 года в области интеграции, информатизации и гуманизации образования. Последние три года творческая группа учителей работает в составе пяти учителей-экспериментаторов: Чернобровкиной Г.П., Машкиной З.В., Максименко Н.П., Кишинец З.Д. и Поповой Е.А. Руководителем МОЭП является Чернобровкина Г.П. Творческая группа занимается исследованиями в области внедрения информационных технологий. Все три площадки, начиная с краевой ОЭП, являются правоприемниками друг друга и не меняют область исследования. Основными идеями опытно-экспериментальной площадки по теме «Эффективное использование информационных технологий в преподавании учебных предметов как фактор формирования нового качества образования» является создание модели информационно-педагогической деятельности педагога, модели эффективного использования информационных технологий в преподавании учебных предметов и модели нового качества образования через проведение обобщающего урока как наиболее значимой учебной структуры в организации образовательного процесса. Т.к. именно обобщающий урок является итогом определенного периода совместной деятельности группы педагога и учащихся и направлен на понимание учащимся позиции в процессе обучения, своих потребностей, мотивов и способностей. Для успешного выполнения программы данного проекта были разработаны следующие направления реализации проекта:
Изучен уровень владения педагогами-экспериментаторами ИКТ: - Все педагоги-экспериментаторы овладели информационными технологиями в проектирования уроков с мультимедийной поддержкой. - Освоили и успешно используют в организации урочной и внеклассной деятельности ноутбуков. - Начали осваивать интерактивную доску для использования ее в экспериментальных классах; - Сочетать проектную деятельность с информационными технологиями. Определена степень и качество использования ИКТ в образовательном процессе: - Это направление было исследовано педагогами-экспериментаторами Чернобровкиной Г.П. и Машкиной З.В. и представлено на научно-практических конференциях в АФ ККИДППО и АГПУ: - Использование информационных технологий на уроке математики как средство повышения его эффективности (НПК ф-та математики АГПУ, учитель математики Чернобровкина Г.П.). - Конструирование уроков биологии на основе принципов информационного взаимодействия (8-я НПК АФ ККИДППО, учитель биологии Машкина З.В.). Спланирован комплекс мероприятий по овладению педагогами-экспериментаторами приемами ИКТ: - Курсы повышения квалификации. - Семинары-практикумы: «Технологическая культура педагога в условиях информатизации образования». «Мультимедийные технологии: практическая реализация основ формирования информационной культуры педагога-экспериментатора». - Взаимообучение в творческой группе. -Самообразование всех участников МОЭП. 2. Создание комплекса обобщающих уроков по систематизации, расширению и углублению знаний учащихся по предметам естественно-математического и гуманитарного циклов с компьютерной поддержкой: - Разработаны методические рекомендации по конструированию мультимедийных уроков на принципах информационного взаимодействия. - Используется целостный подход к организации образовательного процесса. - Описан опыт работы педагогов-экспериментаторов по конструированию обобщающих уроков с использованием информационно-коммуникативных технологий. - Определен комплекс обобщающих уроков по предметам и классам. 3. Подготовка сборника авторских уроков по предметам естественно-математического и гуманитарного циклов с использованием информационно-коммуникационных технологий: -Обобщается авторский опыт по систематизации, расширению и углублению знаний учащихся. - Описываются сценарии авторских уроков по систематизации, расширению и углублению знаний учащихся с использованием ИКТ. 4. Разработка методического пособия для учителей о подготовке учащихся к ЕГЭ по систематизации, расширению и углублению знаний: -Организована работа по накоплению инновационного опыта педагогов-экспериментаторов. - Изучается авторский опыт по систематизации, расширению и углублению знаний учащихся. - Создана творческая группа по разработке методических рекомендаций. - Выявляется эффективность использования ИПТОУ в организации данного подхода. 5. Создание модели информационно-педагогической технологии обобщающего урока: - Апробирована модель авторской информационно-педагогической технологии обобщающего урока при конструировании различных типов уроков. - Апробируются механизмы использования авторской информационно-педагогической технологии обобщающего урока в преподавании учебных предметов с использованием: компьютерных технологий; элементов Интернет-технологий; мультимедийного сопровождения; проектной деятельности; видео и аудиоматериалов и т.д. - Разрабатывается модель нового качества образования. - Описываются условия эффективного использования авторской информационно-педагогической технологии обобщающего урока в образовательном процессе. Большую роль в организации опытно-экспериментальной деятельности играет научное руководство экспериментом (научный руководитель – Аствацатуров Г.О.; зам. по НМР Аф ГУО ККИДППО), сотрудничество с Армавирским филиалом ККИДППО и Армавирским государственным педагогическим университетом. Такой подход позволяет своевременно корректировать и направлять деятельность творческой группы, давать ей научную оценку, отслеживать и обобщать опыт работы через участие МОЭП в научно-практических конференциях, районных семинарах, публикации научных статей, консультационную работу как коллективного, так и индивидуального характера. Педагоги-экспериментаторы приняли участие в семи региональных, межрегиональных и краевых научно-практических конференциях. В рамках работы научно-практических конференций и плана работы ОЭП проводились круглые столы, педагогические чтения, мини-конференции. Эта работа была направлена для выявления мнений и суждений по вопросу исследуемой темы, а также своеобразного мониторинга общественного отношения к опытно-экспериментальной деятельности школы. Распространение накопленного опыта инновационной деятельности педагогов-экспериментаторов проводилось через различные семинары - практикумы как для участников ОЭП, так и для членов всего педагогического коллектива. Для повышения уровня педагогической компетентности педагогов в рамках работы площадки планировались все необходимые для этого мероприятия: - педагогические советы «Творческий учитель – творческий ученик»; «Новое качество педагогического общения в условиях информатизации образования»; - семинары-практикумы: «Проблема творчества учителя в условиях информатизации образования: содержание и пути решения»; «Новое качество педагогического общения как проблема»; «Мультимедийные технологии: практическая реализация методологических и теоретических основ формирования информационной культуры педагога»; - районные семинары для учителей-предметников, на которых проводились открытые уроки не только учителями-экспериментаторами, но и другими членами педагогического коллектива школы с демонстрацией накопленного опыта практической деятельности ОЭП. Результатом инновационной деятельности стал статус школы как базовой для проведения районных семинаров по проблемам опытно- экспериментальной и исследовательской деятельности. Такие семинары прошли для учителей начальной школы, для преподавателей гуманитарного цикла: истории, русского языка и литературы и иностранных языков; для преподавателей ЕМЦ: математики, географии, информатики и другие. Опыт работы МОЭП представлен в сборниках и брошюрах АФ ККИДППО и АГПУ. Информационная карта передового педагогического опыта
В практике работы творческой группы педагогов решаются основные противоречия: почему использование информационных технологий в образовательном процессе существенно - не оказывает действенного влияния на повышение качества образовательного процесса и на личностно-ориентированное обучение школьников; - не способствует системности знаний, формированию компетентности, ориентированности на индивидуальность ученика, как ценности. Основными компонентами системы работы педагогов-исследователей является: - создание организационно-педагогических условий эффективного использования информационных технологий в преподавании учебных предметов; - организация мониторинга эффективного использования информационных технологий в преподавании учебных предметов; - методическое и психолого-педагогическое сопровождение инновационной деятельности педагогов; - создание комплекса обобщающих уроков по предметам естественно-математического и гуманитарного циклов по систематизации, расширению и углублению знаний учащихся, разработка методических пособий и рекомендаций для учителей о подготовке учащихся к ЕГЭ, подготовка сборника авторских уроков по предметам естественно-математического и гуманитарного циклов с использованием информационных технологий; - создание модели информационно-педагогической технологии обобщающего урока. Использование продуктивных информационных технологий развивающего обучения на основе принципов информационного взаимодействия и формирования целостного сознания учащихся средствами целостного педагогического сознания, целостного подхода к организации образовательного процесса; информационно-педагогической технологии обобщающего урока является одной из форм систематизации, расширения, углубления знаний учащихся и их интеграции. Информационно-педагогическая технология обобщающего урока в преподавании учебных предметов с использованием компьютерных технологий, элементов интернет-технологий, мультимедийного сопровождения, проектной деятельности, использование различных информационно-коммуникационных средств позволяет модернизировать образовательный процесс таким образом, что совершенствуется профессиональное мастерство учителя, следствием чего является повышение мотивации к учению и качества образования учащегося. Основными приемами стимулирования передового педагогического опыта является совпадение интересов и потребностей инновационной деятельности творческой группы с интересами и целями образовательного учреждения. Формами контроля, взаимоконтроля и самоконтроля является прогнозирование, планирование, анализ, описание и экспертиза инновации, самоописание и самообобщение результатов инновационной деятельности. Наибольшей эффективности в своей деятельности педагоги достигают благодаря высокому уровню владения информационными технологиями. Показателями результативности передового педагогического опыта является новое качество образования, модель педагогической деятельности в условиях информатизации образования и эффективного использования информационных технологий. Преимущество данного опыта заключается в эффективном использовании информационных технологий в преподавании учебных предметов и позволяет: - внести системные изменения в организацию образовательного процесса; - расширить возможности индивидуализации и интеграции образовательных программ и самостоятельной познавательной деятельности учащихся; - сформировать информационную культуру всех участников образовательного процесса.
|
Задачами дисциплины являются Научные и практические исследования. Коллективные и индивидуальные исследования. Роль исследований в различных сферах развития производства.... | Рекомендации по оформлению реферата практикума по курсу Реферат включает в себя следующие блоки: «введение», «глава I. Обзор литературных источников», «глава II. Цель, задачи, методы, организация... | ||
Исследования Тема исследования Концепт abneigung и способы его объективации в современном немецком языке | Памятка по организации исследования Продемонстрировать анимированные картинки своим друзьям, родителям и т д и провести опрос по теме исследования | ||
Диссертационного исследования «Когнитивные и лингвокультурологичсекие исследования языка» магистерской программы «Английский язык» на 2014-2015 уч год | «Роль женщины в современном мире» Введение (аннотация, актуальность, проблема, цель и задачи, предмет и объект исследования, гипотеза и методы исследования) | ||
Доклад Оформление исследовательской работы Детализация цели. Последовательное решение каждой задачи в ходе исследования можно назвать этапами исследования | Исследования Гипотеза: в результате проведённого исследования будут определены последствия воздействия пк на организм человека, указаны методы... | ||
Кафедра психологии образования и развития материалы практикума по... Учебная задача: освоение особенностей и проведения эксперимента (на примере исследования А. Лачинс) | Пять этапов конструирования логики педагогического исследования ... | ||
Теория, методология и методы психологического исследования Целью курса является формирование у студентов профессиональной компетентности в области планирования и проведения теоретического... | Медицинские программы (комиссия агентств 8 %) Check-up общий Дополнительно 1 день (доктор рекомендует) : дополнительные исследования крови, исследования пищеварительной системы (колоскопия),... | ||
Дипломной работы «Организация учета и налогообложения расчетов единому социальному налогу» Введение: Обозначить актуальность темы, цели, задачи, объект исследования, период исследования | Экологического исследования Номинация: Экология лесных растений (флористические и геоботаничес-кие исследования лесных растительных сообществ) | ||
Лишние слова. Действительно ли они лишние в языке? Актуальность темы, цель, задачи, предмет исследования, объект исследования | Предмет научного исследования реальные объекты или модели? Сущность и постановка исследовательской проблемы, целей и задач научного исследования |