Исследования





НазваниеИсследования
Дата публикации27.06.2014
Размер110 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Условия эффективного использования информационных технологий в преподавании учебных предметов как фактор формирования нового качества образовательного процесса
Муниципальная опытно-экспериментальная площадка

МОУ СШ № 9
Чернобровкина Галина Петровна
Аннотация

Школа более десяти лет работает в инновационном режиме и более пяти – как муниципальная ОЭП над формированием информационной культуры школьного коллектива. По результатам работы МОЭП школе присвоен статус базовой для проведения районных семинаров по распространению накопленного инновационного опыта. В 2005 году школа стала лауреатом Всероссийского конкурса «Лучшие школы России», на котором были представлены и материалы площадки. За последние три года накопленный опыт был использован в различных направлениях и получил довольно высокую оценку: дипломы 1-й и 2-й степени в краевых конкурсах методических материалов, участие в 6-ти научно-практических конференциях и публикации по теме исследования.

В основу данного проекта положены материалы практического опыта авторов по формированию нового качества педагогического общения и интеграции образования в условиях становления информационной культуры социума школы. Рассмотрены организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективное использование информационных технологий в преподавании учебных предметов. Изложены механизмы формирования нового качества образования на принципах информационного взаимодействия, что повышает эффективность использования этих технологий.

Творческая группа педагогов имеет опыт применения информационных технологий в образовательном процессе, что предоставляет ей возможность выявить комплекс условий эффективного использования информационных технологий в преподавании учебных предметов с целью перехода на новое качество образовательного процесса.

Экспертиза результатов эксперимента позволит провести сравнительный анализ качества образования при традиционном и инновационном подходах и выявить показатели эффективности по следующим параметрам:

1. Показатели результативности нового качества образования.

2. Показатели результативности педагогической деятельности.

3. Показатели эффективного использования информационных технологий.

Проведенный анализ будет способствовать созданию следующих моделей:

- модель нового качества образования;

- модель информационно- технологической деятельности педагога;

-модель эффективного использования информационных технологий в преподавании учебных предметов.

Эти модели позволят выйти на проектирование информационной педагогической технологии обобщающего урока и описать ее.
Аналитическая справка

о деятельности творческой группы муниципальной

опытно-экспериментальной площадки

Опытно-экспериментальной и исследовательской деятельностью МОУ СШ №9 занимается с 2001 года в области интеграции, информатизации и гуманизации образования. Последние три года творческая группа учителей работает в составе пяти учителей-экспериментаторов: Чернобровкиной Г.П., Машкиной З.В., Максименко Н.П., Кишинец З.Д. и Поповой Е.А. Руководителем МОЭП является Чернобровкина Г.П. Творческая группа занимается исследованиями в области внедрения информационных технологий. Все три площадки, начиная с краевой ОЭП, являются правоприемниками друг друга и не меняют область исследования.

Основными идеями опытно-экспериментальной площадки по теме

«Эффективное использование информационных технологий в преподавании учебных предметов как фактор формирования нового качества образования» является создание модели информационно-педагогической деятельности педагога, модели эффективного использования информационных технологий в преподавании учебных предметов и модели нового качества образования через проведение обобщающего урока как наиболее значимой учебной структуры в организации образовательного процесса. Т.к. именно обобщающий урок является итогом определенного периода совместной деятельности группы педагога и учащихся и направлен на понимание учащимся позиции в процессе обучения, своих потребностей, мотивов и способностей.

Для успешного выполнения программы данного проекта были разработаны следующие направления реализации проекта:

  1. Обоснование организационно-педагогических условий эффективного использования информационной педагогической технологии обобщающего урока (ИПТОУ) с целью формирования нового качества образования:




Изучен уровень владения педагогами-экспериментаторами ИКТ:

- Все педагоги-экспериментаторы овладели информационными технологиями в проектирования уроков с мультимедийной поддержкой.

- Освоили и успешно используют в организации урочной и внеклассной деятельности ноутбуков.

- Начали осваивать интерактивную доску для использования ее в экспериментальных классах;

- Сочетать проектную деятельность с информационными технологиями.

Определена степень и качество использования ИКТ в образовательном процессе:

- Это направление было исследовано педагогами-экспериментаторами Чернобровкиной Г.П. и Машкиной З.В. и представлено на научно-практических конференциях в АФ ККИДППО и АГПУ:

- Использование информационных технологий на уроке математики как средство повышения его эффективности (НПК ф-та математики АГПУ, учитель математики Чернобровкина Г.П.).

- Конструирование уроков биологии на основе принципов информационного взаимодействия (8-я НПК АФ ККИДППО, учитель биологии Машкина З.В.).

Спланирован комплекс мероприятий по овладению педагогами-экспериментаторами приемами ИКТ:

- Курсы повышения квалификации.

- Семинары-практикумы:

«Технологическая культура педагога в условиях информатизации образования».

«Мультимедийные технологии: практическая реализация основ формирования информационной культуры педагога-экспериментатора».

- Взаимообучение в творческой группе.

-Самообразование всех участников МОЭП.

2. Создание комплекса обобщающих уроков по систематизации, расширению и углублению знаний учащихся по предметам естественно-математического и гуманитарного циклов с компьютерной поддержкой:

- Разработаны методические рекомендации по конструированию мультимедийных уроков на принципах информационного взаимодействия.

- Используется целостный подход к организации образовательного процесса.

- Описан опыт работы педагогов-экспериментаторов по конструированию обобщающих уроков с использованием информационно-коммуникативных технологий.

- Определен комплекс обобщающих уроков по предметам и классам.

3. Подготовка сборника авторских уроков по предметам естественно-математического и гуманитарного циклов с использованием информационно-коммуникационных технологий:

-Обобщается авторский опыт по систематизации, расширению и углублению знаний учащихся.

- Описываются сценарии авторских уроков по систематизации, расширению и углублению знаний учащихся с использованием ИКТ.

4. Разработка методического пособия для учителей о подготовке учащихся к ЕГЭ по систематизации, расширению и углублению знаний:

-Организована работа по накоплению инновационного опыта педагогов-экспериментаторов.

- Изучается авторский опыт по систематизации, расширению и углублению знаний учащихся.

- Создана творческая группа по разработке методических рекомендаций.

- Выявляется эффективность использования ИПТОУ в организации данного подхода.

5. Создание модели информационно-педагогической технологии обобщающего урока:

- Апробирована модель авторской информационно-педагогической технологии обобщающего урока при конструировании различных типов уроков.

- Апробируются механизмы использования авторской информационно-педагогической технологии обобщающего урока в преподавании учебных предметов с использованием:

компьютерных технологий;

элементов Интернет-технологий;

мультимедийного сопровождения;

проектной деятельности;

видео и аудиоматериалов и т.д.

- Разрабатывается модель нового качества образования.

- Описываются условия эффективного использования авторской информационно-педагогической технологии обобщающего урока в образовательном процессе.

Большую роль в организации опытно-экспериментальной деятельности играет научное руководство экспериментом (научный руководитель – Аствацатуров Г.О.; зам. по НМР Аф ГУО ККИДППО), сотрудничество с Армавирским филиалом ККИДППО и Армавирским государственным педагогическим университетом. Такой подход позволяет своевременно корректировать и направлять деятельность творческой группы, давать ей научную оценку, отслеживать и обобщать опыт работы через участие МОЭП в научно-практических конференциях, районных семинарах, публикации научных статей, консультационную работу как коллективного, так и индивидуального характера.

Педагоги-экспериментаторы приняли участие в семи региональных, межрегиональных и краевых научно-практических конференциях. В рамках работы научно-практических конференций и плана работы ОЭП проводились круглые столы, педагогические чтения, мини-конференции. Эта работа была направлена для выявления мнений и суждений по вопросу исследуемой темы, а также своеобразного мониторинга общественного отношения к опытно-экспериментальной деятельности школы.

Распространение накопленного опыта инновационной деятельности педагогов-экспериментаторов проводилось через различные семинары - практикумы как для участников ОЭП, так и для членов всего педагогического коллектива. Для повышения уровня педагогической компетентности педагогов в рамках работы площадки планировались все необходимые для этого мероприятия:

- педагогические советы «Творческий учитель – творческий ученик»; «Новое качество педагогического общения в условиях информатизации образования»;

- семинары-практикумы: «Проблема творчества учителя в условиях информатизации образования: содержание и пути решения»; «Новое качество педагогического общения как проблема»; «Мультимедийные технологии: практическая реализация методологических и теоретических основ формирования информационной культуры педагога»;

- районные семинары для учителей-предметников, на которых проводились открытые уроки не только учителями-экспериментаторами, но и другими членами педагогического коллектива школы с демонстрацией накопленного опыта практической деятельности ОЭП. Результатом инновационной деятельности стал статус школы как базовой для проведения районных семинаров по проблемам опытно- экспериментальной и исследовательской деятельности. Такие семинары прошли для учителей начальной школы, для преподавателей гуманитарного цикла: истории, русского языка и литературы и иностранных языков; для преподавателей ЕМЦ: математики, географии, информатики и другие.

Опыт работы МОЭП представлен в сборниках и брошюрах АФ ККИДППО и АГПУ.

Информационная карта передового педагогического опыта


  1. Ф.И.О. автора: Творческая группа педагогов из 9 человек под руководством Чернобровкиной Г.П.

  2. Город (район): Новокубанский

  3. Образовательное учреждение: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа №9

  4. Занимаемая должность: руководитель муниципальной опытно-экспериментальной площадки.

  5. Педагогический стаж и квалификационная категория: 23 года, высшая квалификационная категория,

  6. Тема педагогического опыта: Формирование нового качества образовательного процесса средствами информационных технологий.

  7. Уровень опыта по степени новизны: в комбинации элементов известных методик; в рационализации, усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда; в радикальном преобразовании образовательной системы: разработка новых средств и правил их применения, постановка и решение новых педагогических задач.

  8. Цель педагогического опыта: создание условий для эффективного использования информационных технологий в преподавании учебных предметов для повышения качества образовательного процесса.

В практике работы творческой группы педагогов решаются основные противоречия: почему использование информационных технологий в образовательном процессе существенно

- не оказывает действенного влияния на повышение качества образовательного процесса и на личностно-ориентированное обучение школьников;

- не способствует системности знаний, формированию компетентности, ориентированности на индивидуальность ученика, как ценности.

Основными компонентами системы работы педагогов-исследователей является:

- создание организационно-педагогических условий эффективного использования информационных технологий в преподавании учебных предметов;

- организация мониторинга эффективного использования информационных технологий в преподавании учебных предметов;

- методическое и психолого-педагогическое сопровождение инновационной деятельности педагогов;

- создание комплекса обобщающих уроков по предметам естественно-математического и гуманитарного циклов по систематизации, расширению и углублению знаний учащихся, разработка методических пособий и рекомендаций для учителей о подготовке учащихся к ЕГЭ, подготовка сборника авторских уроков по предметам естественно-математического и гуманитарного циклов с использованием информационных технологий;

- создание модели информационно-педагогической технологии обобщающего урока.

Использование продуктивных информационных технологий развивающего обучения на основе принципов информационного взаимодействия и формирования целостного сознания учащихся средствами целостного педагогического сознания, целостного подхода к организации образовательного процесса; информационно-педагогической технологии обобщающего урока является одной из форм систематизации, расширения, углубления знаний учащихся и их интеграции. Информационно-педагогическая технология обобщающего урока в преподавании учебных предметов с использованием компьютерных технологий, элементов интернет-технологий, мультимедийного сопровождения, проектной деятельности, использование различных информационно-коммуникационных средств позволяет модернизировать образовательный процесс таким образом, что совершенствуется профессиональное мастерство учителя, следствием чего является повышение мотивации к учению и качества образования учащегося.

Основными приемами стимулирования передового педагогического опыта является совпадение интересов и потребностей инновационной деятельности творческой группы с интересами и целями образовательного учреждения. Формами контроля, взаимоконтроля и самоконтроля является прогнозирование, планирование, анализ, описание и экспертиза инновации, самоописание и самообобщение результатов инновационной деятельности.

Наибольшей эффективности в своей деятельности педагоги достигают благодаря высокому уровню владения информационными технологиями.

Показателями результативности передового педагогического опыта является новое качество образования, модель педагогической деятельности в условиях информатизации образования и эффективного использования информационных технологий.

Преимущество данного опыта заключается в эффективном использовании информационных технологий в преподавании учебных предметов и позволяет:

- внести системные изменения в организацию образовательного процесса;

- расширить возможности индивидуализации и интеграции образовательных программ и самостоятельной познавательной деятельности учащихся;

- сформировать информационную культуру всех участников образовательного процесса.

  1. Эффективность опыта: создание модели деятельности учителя-предметника по реализации целей опытно-экспериментальной площадки: для накопления опыта другими образовательными учреждениями, с целью повышения качества образовательного процесса.

  2. Экспертное заключение: лауреаты всероссийского конкурса (краевой этап) «Лучшая школа России» 2005, победители краевого конкурса 2002 года и районного конкурса инновационных проектов в 2004, 2005, 2006 годах.

  3. Последователи: Лабинский район ст. Вознесенская МОУСШ №28, Новокубанский район ст. Советская МОУСШ №10, г. Армавир МОУСШ №18 (Засухина Е.А.)

  4. Кто и когда изучал: кафедра практической педагогики, кафедра естественно-математического цикла, кабинеты практической психологии и новых технологий и ТСО армавирского филиала ГУО «ККИДПО», методический кабинет УО Новокубанского района с 2002 по 2006 год.







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследования iconЗадачами дисциплины являются
Научные и практические исследования. Коллективные и индивидуальные исследования. Роль исследований в различных сферах развития производства....
Исследования iconРекомендации по оформлению реферата практикума по курсу
Реферат включает в себя следующие блоки: «введение», «глава I. Обзор литературных источников», «глава II. Цель, задачи, методы, организация...
Исследования iconИсследования
Тема исследования Концепт abneigung и способы его объективации в современном немецком языке
Исследования iconПамятка по организации исследования
Продемонстрировать анимированные картинки своим друзьям, родителям и т д и провести опрос по теме исследования
Исследования iconДиссертационного исследования
«Когнитивные и лингвокультурологичсекие исследования языка» магистерской программы «Английский язык» на 2014-2015 уч год
Исследования icon«Роль женщины в современном мире»
Введение (аннотация, актуальность, проблема, цель и задачи, предмет и объект исследования, гипотеза и методы исследования)
Исследования iconДоклад Оформление исследовательской работы
Детализация цели. Последовательное решение каждой задачи в ходе исследования можно назвать этапами исследования
Исследования iconИсследования
Гипотеза: в результате проведённого исследования будут определены последствия воздействия пк на организм человека, указаны методы...
Исследования iconКафедра психологии образования и развития материалы практикума по...
Учебная задача: освоение особенностей и проведения эксперимента (на примере исследования А. Лачинс)
Исследования iconПять этапов конструирования логики педагогического исследования
...
Исследования iconТеория, методология и методы психологического исследования
Целью курса является формирование у студентов профессиональной компетентности в области планирования и проведения теоретического...
Исследования iconМедицинские программы (комиссия агентств 8 %) Check-up общий
Дополнительно 1 день (доктор рекомендует) : дополнительные исследования крови, исследования пищеварительной системы (колоскопия),...
Исследования iconДипломной работы «Организация учета и налогообложения расчетов единому социальному налогу»
Введение: Обозначить актуальность темы, цели, задачи, объект исследования, период исследования
Исследования iconЭкологического исследования
Номинация: Экология лесных растений (флористические и геоботаничес-кие исследования лесных растительных сообществ)
Исследования iconЛишние слова. Действительно ли они лишние в языке?
Актуальность темы, цель, задачи, предмет исследования, объект исследования
Исследования iconПредмет научного исследования реальные объекты или модели?
Сущность и постановка исследовательской проблемы, целей и задач научного исследования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск