Продлёнка –
инструкция по применению Школа у большинства родителей ассоциируется прежде всего с учёбой. Да, мы знаем, что ещё там есть кружки и группа продлённого дня, но эта информация часто воспринимается как не требующая особого нашего внимания… Однако рано или поздно с продлёнкой в том или ином виде сталкиваются все родители младшеклассников. По отношению к ней мамы и папы делятся на три группы:
Считают что продлёнка – пустая трата времени, только отвлекающая ребёнка от основной задачи: учиться, учиться и ещё раз учиться. Делать уроки, ходить на дополнительные «серьёзные» занятия. А школьные кружки – непрофессиональное баловство.
Просто оставляют ребёнка на продлёнке до вечера, потому что выбора нет. Они работают, и дома ему сидеть не с кем, а денег на няню, которая могла бы забирать пораньше, тоже нет.
Вполне осознанно оставляют ребёнка после уроков в школе. Но ненадолго – до 15.00-16.00. И вполне понимают все плюсы и минусы этого мероприятия.
Эта статья, прежде всего, адресована первой и второй группам родителей. На мой взгляд, группа продлённого дня – очень важный и полезный воспитательный инструмент. Но со своими нюансами, которые хорошо бы изучить. Кто когда-либо учился играть на пианино, помнит, что сам момент выбора его иногда превращается в отдельную эпопею. Подороже или подешевле, цифровое или обычное, старое или новое. Обычно, купив, мы зовём настройщика и после его вердикта понимаем, что нас ждёт. Если этого не делать – игры не получится. А «продлёнка» похожа на инструмент, который вам подарили. Отличники, двоечники…
Так что же может дать нашему ребёнку нахождение в школе после уроков? Прежде всего, неформальное общение с одноклассниками. Мы иногда забываем, что в наши родительские обязанности входит не только создание всех условий для обеспечения чада набором необходимых знаний. Умение общаться, налаживать отношения, выходить из конфликтных ситуаций самостоятельно – всё это тоже необходимо для полноценного развития личности. В современных условиях жизни, особенно в больших городах, практически исчезает общение детей без вмешательства взрослых. А ходить друг к другу в гости тоже часто некогда, поскольку надо делать всё те же уроки. И тогда продлёнка становиться чуть ли не единственным местом, где можно спокойно пообщаться с друзьями. Да и завести этих самых друзей. Школьных перемен для этого не достаточно. Ведь перемена – прежде всего сброс напряжения после урока. Сброс чаще всего проходит в активной форме: дети носятся, как угорелые. Тут не до душевных разговоров. А на продлёнке такого учебного напряжения уже нет, и общение становится более плавным и разнообразным.
Следующая важная составляющая этого времени: дополнительные занятия. Да, возможно, это не школа искусств, не театр юного актёра и не школа олимпийского резерва. Но это всё то же общение, подкрепленное общим делом. Узнайте: может быть, в вашей школе есть театральный кружок, на который, оказывается, ходит половина класса. И они там ставят сценки и проигрывают разные роли. Может быть, есть художественное пространство, где собираются любители творить. А может, некоторые мальчишки ходят на мини-футбол, и выглядят оно довольно дружной командой. Ведь для детей возраста начальной школы основной принцип дружбы – общие увлечения. Учёба, к сожалению, чаще становиться фактором разъединяющим. Отличники не дружат с троечниками, а троечники завидуют отличникам. На почве зависти и высокомерия дружба невозможна. А в пространстве после-учебных увлечений вдруг выясняется, что эта троечница умеет плести удивительные браслеты из бисера, и вот уже отличница робко подсаживается к ней и уважительно просит научить. А заядлый сборщик всех замечаний учителя на уроке вдруг оказывается самым хорошим игроком в футбол.
Теперь о выполнении домашнего задания на продлёнке. Иногда она становится единственной возможностью приучения детей к самостоятельности в этом вопросе. В классе ребёнок не будет разыгрывать привычных спектаклей, которые мы видим дома. Ему будет просто не удобна перед одноклассниками. И когда другие сидят и работают, то за компанию тоже можно. А иногда даже вместе с другом. И уроки делаем, и общаемся. Конечно, желательно договориться с педагогом о том, что вы хотели бы, чтобы уроки по одному-двум предметам были сделаны. Почему не все? Потому, что тогда теряются вышеописанные преимущества продлёнки: пообщаться просто некогда.
Человеческий фактор
Следующая составляющая процесса требует родительского внимания. Кто ведёт группу продлённого дня? Где и как она проходит? Иногда это сам учитель в том же классе. Тогда можно точно не волноваться за уроки. А если педагог-профессионал – то и важность общения детей тоже будет учитываться. Иногда – дополнительный воспитатель. И тогда, особенно в первом классе, важно проконтролировать, что она делает с детьми, каков стиль её общения. В первом классе в одном пространстве собираются разные дети. Многие не были в детских садах, и школа для них становится первым местом, где можно пообщаться. А если навыки установления контакта не сформированы – всё это превращается в сплошные толкания и драки. А если и игры, то с большим количество обид у девочек и игр в супергероев, заканчивающихся всё теми же драками, у мальчиков. Поэтому важно, чтобы педагог не был отстранённо безучастным, а умел организовать игры и на улице и в классе. В некоторых школах после определённого времени, а иногда и сразу детей, иногда даже разновозрастных, на продлёнке сливают в один класс. И вот тут важно посмотреть, хорошо ли это для вашего ребёнка. Часто такой вариант становиться источником сильного напряжения для детей. Особенно если продлёнка до 6-7 вечера.
И, конечно, очень важно особенности вашего сына или дочки. Для детей замкнутых и необщительных долгое пребывание в коллективе утомительно. Но полная изоляция от него приводит к усугублению тенденции к замкнутости и одиночеству. Дети – экстраверты готовы ночевать в школе, но их контакты часто поверхностны. Пребывание дома с одним другом поможет углублению отношений и более серьёзному приготовлению домашних заданий. Если такой ребёнок не посещает продлёнку, то он начинает требовать от родителей постоянного контакта. И обилие дополнительных занятий всё равно не удовлетворяет его потребности в общении. Он становится несчастным и уходит в Интернет или компьютерные игры.
Очень надеюсь, что, прочитав эту статью, вы проанализируете ваш случай. И подберёте нужную «дозировку» полезного средства под названием «Группа продлённого дня». |