Скачать 179.38 Kb.
|
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Учебно-методический комплекс дисциплины «Информатизация здравоохранения» Разработал: Гайнуллина Ю.И Идентификационный номер: УМКД.11(66) – 060400 – М2.В.ДВ.3.-2013 Контрольный экземпляр находится на кафедре профилактической медицины Лист из МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) ШКОЛА БИОМЕДИЦИНЫ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Информатизация здравоохранения Направление подготовки 060400.68 - «Общественное здравоохранение»Форма подготовки очнаяШкола биомедицины Кафедра профилактической медицины курс _1___ семестр 2 __ лекции 8 час. практические занятия_12__час. лабораторные работы_______час. консультации всего часов аудиторной нагрузки 20 час. самостоятельная работа _52 _час. реферативные работы контрольные работы зачет _2__ семестр экзамен__ семестр Рабочая программа составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 800 от 22 декабря 2009 г. Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры профилактической медицины, протокол № _9_от «26» июня 2012_г. Заведующий кафедрой: д.м.н., к.т.н. профессор Кику П.Ф. Составитель: д.м.н., доцент Гайнуллина Ю.И. Аннотация Рабочая программа курса включает 8 часов лекционных, 12 часов практических занятий и 52 часа самостоятельной работы магистра. Учебная программа раскрывает содержание курса, порядок изучения материала. В программе представлены наиболее существенные аспекты курса, помогающие обучающимся понять суть информационного менеджмента, без чего невозможны эффективные взаимодействия в обществе. Планы практических занятий определяют круг важных проблем, теоретическое понимание которых важно для их практического решения. Практические занятия предназначены для самостоятельной проработки магистрами ключевых проблем на основе активного привлечения как классической, так и современной литературы. Контрольные вопросы позволяют определить степень соответствия знаний имеющимся требованиям. Использование контрольных вопросов и тестов облегчает усвоение теории, позволяет воспринимать учебную дисциплину как конкретную, практическую, рациональную науку, дает возможность эффективнее использовать время на занятиях. Список рекомендуемой литературы содержит как перечень учебников, так и ряд монографических изданий, которые могут быть использованы при подготовке к занятиям или тестированию, в работе над темами теоретических сообщений. Итоговой формой контроля знаний студентов, в соответствии с Учебным планом, является зачет. В соответствующем разделе учебно-методического комплекса приводится перечень вопросов, которые могут быть использованы для его проведения. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: - способность и готовность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2); - готовность к использованию на практике умений и навыков в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом (ОК-4); - способность воспринимать и применять представления о научной картине мира (ОК-9); - способность и готовностью к организации и проведению научных исследований в соответствии со специализацией, включая выбор цели и формулировку задач, планирование, подбор адекватных методов, обработка, анализ и представление полученных данных (ПК-1); - способностью к администрированию в рамках соответствующей специализации; к разработке и работе с нормативной документацией в области общественного здоровья, к патентной работе (ПК-10). Реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий (6 часов). Цель дисциплины: - овладение магистром теоретическими основами медицинской информатики и практикой применения современных информационных и телекоммуникационных технологий в медицине и здравоохранении. Задачи дисциплины. Важными задачами дисциплины «Информатизация здравоохранения» являются
Преподавание курса связано с другими курсами государственного образовательного стандарта: Философские проблемы науки и техники: введение в общественное здоровье/здравоохранение, Информационные технологии, Организация и экономика здравоохранения, основы системного анализа и информационно-аналитического моделирования, информационные технологии, информационные технологии в медико-биологических исследованиях, информационный менеджмент в здравоохранении. Начальные требования к изучению дисциплины: Курс «Информатизация здравоохранения» является практическим курсом, углубляющим ранее полученные знания в области информатизации управления, придающим практическую направленность и системность в рамках специальности «Общественное здравоохранение». Знания и умения, полученные в результате изучения дисциплины. В результате изучения дисциплины «Информатизация здравоохранения» обучающиеся должны: Знать:
Уметь:
Владеть:
I. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА (8 часов, в т.ч. с использованием 4 часа) Тема 1. 2 часа. Error: Reference source not found. Error: Reference source not found. Роль автоматизированных информационных систем в медицинских организациях, научных исследованиях, учебном процессе, фармацевтических организациях. История информатизации в России. Кафедры медицинской информатики. Проблемы информатизации в здравоохранении. Концепция информатизации в медицине. Трудности внедрения медицинских информационных систем. Информационные системы в обязательном и добровольном медицинском страховании. Тема 2. 2 часа Error: Reference source not found.Error: Reference source not found Главная цель информатизации в здравоохранении. Общие цели информатизации в здравоохранении. Информационная поддержка принятия решений. Задачи информатизации. Создание имитационных моделей медико-демографических процессов. Создание информационных систем для скрининга, для анализа завершенных НИР, для управления здравоохранением. Интеграция медицинских информационных систем с зарубежными системами. Этапность реализации проектов информатизации, уровни управления и сроки отдельных этапов. Тема 3. 2 часа. Error: Reference source not found.Error: Reference source not found. Государственная поддержка информатизации здравоохранения. Интеграция информатизации здравоохранения – проблемы, перспективы и задачи. Этапность реализации программ информатизации здравоохранения. Необходимость расширения преподавания информатики для врачей и руководителей всех уровней системы здравоохранения. Прогноз развития медицинских информационных технологий. Этапы внедрения информатизации в здравоохранении. Тема 4.Error: Reference source not found.Error: Reference source not found. Методика расчета затрат на информатизацию здравоохранения. Затраты на информатизацию поликлинической сети. Затраты на информатизацию больничной сети. Затраты на информатизацию в системном плане и создание замкнутых систем управления. Затраты на информатизацию аптечной службы. Затраты на подготовку специалистов для информатизации. Значение информатизации здравоохранения для повышения качества медицинской помощи. II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА (12 часов, в т.ч. с использованием методов активного обучения 2 часа) Занятие 1. «Понятие информации. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации. Методы и средства информатизации в медицине и здравоохранении» (2 ч.). 1. Информация и информационный процесс. Виды информации. Информатика как самостоятельная наука. 2. Предмет и задачи медицинской информатики. Основные этапы развития отечественной медицинской информатики. 3. Особенности медицинской информации. Классы и виды медицинских информационных систем. Занятие 2. «Базовые технологии преобразования информации. Информационные системы медицинских организаций» (2 ч.). 1. Возможности стандартных программных приложений (текстовый редактор, электронные таблицы) и пакетов статистической обработки для решения задач практической медицины и научно-медицинских исследований. Занятие 3. «Информационная поддержка лечебно-диагностического процесса» (2 ч.).
Занятие 4. «Автоматизированные медико-технологические системы клинико-лабораторных исследований и функциональной диагностики» (2 ч.). 1. Организация технологического процесса в медицинской лаборатории. Актуальность автоматизации лабораторной деятельности. Структура и функции лабораторных информационных систем. Системы генетической диагностики и анализа. 2. Медицинские приборно-компьютерные системы для функциональных исследований физиологических систем организма. Компьютерная обработка и анализ сигналов и изображений. Информационная поддержка интерпретации полученных результатов. 3. Практическое занятие по теме: «Информационные системы в управлении здравоохранением территориального и федерального уровней» 2 часа. 4. Цели, задачи, структура, основные функции и принципы разработки автоматизированных информационных систем для муниципального, территориального, федерального уровней здравоохранения. 5. Основные источники информации. Группы анализируемых показателей. Способы представления и обработки данных. 6. Организационное и правовое обеспечение медицинских информационных систем (МИС). Основные стандарты обмена медицинской информацией. Возможности интеграции МИС. Основные понятия и определения в сфере информационной безопасности и защиты информации. Занятие 5. «Телекоммуникационные технологии и Интернет- ресурсы в медицине» (2 ч.).
III. Контроль достижениЯ целей курса Вопросы к зачету
IV. Тематика и перечень курсовых работ и рефератов. Рефераты
V. Учебно-методическое обеспечение дисциплины Основная литература 1. Кобринский Б.А., Зарубина Т.В. Медицинская информатика: Учебник. М: изд. "Академия", 2009. – 192 с. 2. Гусев С.Д. Медицинская информатика: Учебное пособие.- Красноярск: Издательства, ООО" Версо ", 2009.- 464 с. 3. Посвалюк Н. Э., Ступак В. С., Казеннов В. Е. и др. Социально-экономические аспекты развития телемедицинских сетей на Дальнем Востоке ; Хабаровск : Изд-во Дальневосточного медицинского университета , 2010. - 218 с. 4. Санников А.Г., Егоров Д.Б., Скудных А.С., Рухлова С.А. Практикум по медицинской информатике: автоматизированное рабочее место врача и системы поддержки принятия врачебного решения. – Тюмень: П.П.Ш., 2009. – 116с. Дополнительная литература
Электронные образовательные ресурсы
|
Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса... | Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов | ||
Учебно-методический комплекс «дисциплины» Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом... | Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Учебно-методический комплекс «дисциплины» Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом... | Пояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)... Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов | Пояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)... Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Риторика» Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «информатика» Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины Источниковедение истории культуры Направление/ специальность — 031400. 62,культурология Форма... |