В здоровом теле – здоровый дух! Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальной школы





Скачать 62.43 Kb.
НазваниеВ здоровом теле – здоровый дух! Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальной школы
Дата публикации05.07.2014
Размер62.43 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
   

В здоровом теле – здоровый дух!

Здоровьесберегающие технологии

в  работе учителя начальной школы

Из опыта работы Николаенко Людмилы Александровны, учителя начальной школы

2012\2013 уч г.

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

Процесс организации здоровьесберегающего обучения должен носить комплексный характер, поскольку, согласно данному Всемирной организацией здравоохранения определению, здоровье представляет собой «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Поэтому для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих  целостного здоровья человека  в деятельность нашего образовательного учреждения, в частности, в начальную школу, внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи- сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни. Учителя начальных классов продолжают поиски педагогических технологий, позволяющих решить задачу совмещения высокой продуктивности учебного процесса с такими педагогическими технологиями, которые позволяют сохранить, а в некоторых случаях и укрепить уровень имеющегося здоровья.

 Дифференцированное обучение  позволяет снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся. Для медлительных детей педагоги снижают темп опроса, не торопят ученика, дают время на обдумывание, подготовку. Не торопят, не подгоняют ребенка, создают условия, чтобы его деятельность соответствовала его индивидуальному темпу. При дифференцированном обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищенность и испытывает интерес к учебе.

Учитель начальных классов должен помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития, способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка. Хорошо дидактически проработанный урок – самый здоровьеориентированный для всех его участников. Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами.

Несомненно, стиль общения педагога с учащимися влияет на состояние здоровья школьников. Самый благоприятный-демократичекий стиль общения, который создает условия для развития психической активности ребенка, дает свободу познавательной деятельности, школьник не боится ошибиться при решении поставленной задачи. Ученик, находясь в состоянии душевного комфорта, с удовольствием обращается к умственным упражнениям и интеллектуальным заданиям.  Перегрузка учащихся на уроке, которая вызывает повышение уровня утомляемости и невротизации, зависит не столько от количества, сколько от качества работы. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки. И наоборот, то, что вызывает у учащихся отторжение или кажется бесперспективным, бессмысленным и бесцельным, приводит к перегрузке даже при относительно небольших объемах материала.

Поэтому  учитель начальных классов, учитывая возрастные психологические особенности своих учеников, продумывает число видов учебной деятельности на уроке, избегают однообразия, чтобы не наступило быстрое утомление. Каждый учитель  продумывает приемы, позволяющие активизировать в процессе освоения нового знания самих учащихся,  идет в класс с системой логически выстроенных вопросов, старается прогнозировать несколько возможных вариантов развития учебных событий в зависимости от создавшейся в классе ситуации.

Компьютеризация сегодня достаточно значима и актуальна, и у школы нет иного выбора, кроме как адаптации ее к информационному веку. Необходимость применения информационных технологий в школьном образовании сегодня очевидна, поэтому учителя начальных классов активно используют компьютерные технологии. Формы подачи материала и оценивания знаний  с помощью компьютера разнообразны: презентация, работа на интерактивной доске, тесты. Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения, усиливает индивидуализацию учебного процесса. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление – все это делает компьютер незаменимым помощником учителя  в деле снижения утомляемости учащихся. Но задача учителей сводится к тому, чтобы, сохранив все преимущества использования компьютерной техники в образовании, освободить учебный процесс от его негативных сторон.

Часто применяется игровая технология. Широко использую  в практике нестандартные уроки: уроки- игры, уроки – соревнования, уроки – конкурсы, уроки-экскурсии и другие. В игровой форме проходит словарная работа: дети поочередно выбегают к доске и на скорость записывают слова. Приемы с элементами соревнования, благотворно влияющие на здоровье, используется и на других уроках.

 Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.

Использую методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Ученики выступают в роли исследователя или учителя, интересна им самооценка и взаимооценка с помощью сигнальных карточек разного цвета, хлопания в ладоши.

Часто на уроках русского языка, математики, окружающего мира организую групповую работу, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Организуется такая работа по-разному: места  размещаются так, чтобы ученики могли видеть лица друг друга, или, ученики работают стоя.

Групповая работа в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой.

Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Часто упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Так, например, при формировании понятия «однокоренные слова» предлагаю во время физкультминутки следующее задание: «Я буду называть однокоренные слова к слову «дом». Если я права, вы делаете наклон вперед, если не права – наклон назад»

Нравятся детям физкультминутки в стихотворной форме:

Глазки наши, отдохните,

Под ресничками вздремните.

Смотрим вверх, и смотрим вниз…

На носочки поднялись,

Сделаем все 3 хлопка
3 прыжка, и 3 рывка.

Вдох и выдох – тихо сели

И в учебник посмотрели!

Использование физкультминуток позволяет использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся.

Систематически в процессе обучения в начальных классах  в середине учебного дня проходят динамические паузы, в ходе которых учащиеся выполняют различные упражнения.

Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью учителя в начальной школе посвящают воспитательные мероприятия. Прежде всего, это система классных часов: беседы о том, как заботиться о своем здоровье, о вредных привычках, анкетирование среди родителей, различные тренинги, выполнение режима дня, правильное питание, уроки здоровья, а также активное вовлечение в спортивные мероприятия, походы, прогулки в лес. Много проходит праздников, на которых  решаются задачи  формирования у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Нельзя говорить о здоровом образе жизни, не имея понятия о правильном питании. Именно это понятие успешно формирую в свое работе, взяв за реализацию программы «Разговор о правильном питании». Программа реально позволяет формировать у детей сознательное отношение к своему здоровью, осваивать навыки правильного питания.

От того, насколько правильно и качественно организовано питание школьника, зависит его здоровье, настроение, трудоспособность и качество учебной деятельности.

Если в школе все будут об этом помнить, прилагать усилия в решении детских проблем, если в школах будут специалисты, работающие над вопросами сохранения и коррекции здоровья учащихся, то можно надеяться, что здоровье наших детей в школе если не улучшится, то не будет падать. Будем надеяться, что каждый учитель начальных классов  будет искать самые оптимальные пути обучения и воспитания учащихся, использовать передовые педагогические технологии для того, чтобы учебно-воспитательный процесс был радостным, доступным для всех, здоровьесберегающим.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В здоровом теле – здоровый дух! Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальной школы iconЭлективный курс по биологии для 9-го класса «В здоровом теле здоровый дух»
Программа элективного курса, объемом 10 часов, по теме «В здоровом теле – здоровый дух» для учащихся 9 класса
В здоровом теле – здоровый дух! Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальной школы iconУрок по английскому языку в 7-м классе на тему «В здоровом теле здоровый дух»
Открытый урок по английскому языку в 7-м классе на тему «В здоровом теле – здоровый дух» ( “ Healthy body, healthy mind)
В здоровом теле – здоровый дух! Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальной школы iconЗдоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов
В начальной школе внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи – сохранить здоровье ребенка,...
В здоровом теле – здоровый дух! Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальной школы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
МО: Планирование вр кл рук по программам «Лестница – Чудесница», «Я расту», «В здоровом теле – здоровый дух», «пдд»
В здоровом теле – здоровый дух! Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальной школы iconКлассный час «В здоровом теле-здоровый дух», -конкурс рисунков «по следу дымящей сигареты»
Педагогический со-вет «Поиски и находки, которые мы использовали для повышения качества образования»16. 00
В здоровом теле – здоровый дух! Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальной школы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Вред курения, алкоголя и наркотиков. Значение физических упражнений: в здоровом теле – здоровый дух
В здоровом теле – здоровый дух! Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальной школы iconКонспект дня здоровья для воспитателей "В здоровом теле – здоровый дух"
«В большинстве болезней виновата не природа, не общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда...
В здоровом теле – здоровый дух! Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальной школы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
В здоровом теле – здоровый дух! Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальной школы iconЗадумывались ли вы о том, что у нашего здоровья немало добрых и верных друзей?
Дорогие ребята! Согласитесь, приятно чувствовать себя здоровым, бодрым и веселым! Ведь как говорили древние греки: «В здоровом теле...
В здоровом теле – здоровый дух! Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальной школы iconПрограмма «я выбираю здоровье» (для учащихся старших классов) «Здоровый...
По результатам работы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения г. Мурманска детского сада общеразвивающего...
В здоровом теле – здоровый дух! Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальной школы iconКонспект классного часа. Блок «Здоровье». Тема: «В здоровом теле здоровый дух»
Оборудование: компьютер или интерактивная доска, маски для инсценировки, на листочках слова для инсценировки, правила здорового образа...
В здоровом теле – здоровый дух! Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальной школы iconРеферат по физической культуре на тему: «В здоровом теле здоровый дух!»
Получалось, что упражнение универсальный стимулятор и восстановитель физической и умственной работоспособности. Опираясь на это,...
В здоровом теле – здоровый дух! Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальной школы iconВ здоровом теле здоровый дух? (мировоззренческий аспект валеологии)
В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования...
В здоровом теле – здоровый дух! Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальной школы iconТема: Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов
Здоровье детей – это главная и основная тема для всего человечества. В последние годы наблюдается значительное ухудшение здоровья...
В здоровом теле – здоровый дух! Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальной школы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ещё недавно отдельные денёчки возвращали нас к зимушке – зиме. И «настоящие спортсмены» успевают использовать момент. Недаром говорят,...
В здоровом теле – здоровый дух! Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальной школы icon"Студенчество 2011: здоровая культура!" и национальные соревнования...
В фестивале примут участие и российские студенты, которые смогут ближе познакомиться с культурами зарубежных стран и подружиться...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск