Скачать 214.47 Kb.
|
Программа Поддержки и развития чтения в школе «Чтение в радость» 2013г. Пояснительная записка Цель программы:
Задачи программы:
Основные направления деятельности Направления деятельности по программе 1. Читательское развитие школьников Это направление представляет собой систему взаимосвязанных проектов, направленных на развитие читательской компетентности и читательской активности, реализуемые в школе: Проведение единого «Открытого урока чтения» Включение в КТП учителя по предмету заданий по развитию читательской компетентности обучающихся; Развивающие уроки чтения в начальной школе «Сказка по четвергам» «Школьная Неделя чтения» «Школьная Неделя детской книги» Программа летних чтений «Сто любимых книг» Цель программы - чтение произведений – юбиляров в лагере с дневным пребыванием при школе в форме летнего читального зала, а также в летние каникулы при участии и помощи родителей. 2. Формирование информационной грамотности как основы читательского развития «Уроки информационной грамотности» Цель программы: формирование информационно-грамотной личности, осознающей свои информационные потребности, умеющей оценить, организовать и использовать информацию из различных источников для решения проблемы, возникающей в ходе учебной, научно-познавательной и иных видах деятельности. 3. Привлечение родителей к проблемам организации чтения детей Не секрет, что основы читательского развития мы закладываем в семье. Снижение качества чтения, деформация в читательском развитии – зона риска личностного развития современного школьника. Именно родители, как самые заинтересованные в судьбе своих детей люди, способны изменить ситуацию с чтением к лучшему. Для отслеживания качества чтения предложено: - Портфолио читательского развития «Я читатель», содержащее анкеты, тесты, опросники, отзывы о прочитанных книгах. В раздел «Родительская страничка» рекомендуется ввести таблицы для определения читательских предпочтений родителей. - Серия родительских собраний, посвященных программному и свободному чтению детей. В помощь родителям разработать списки книг, рекомендуемых для чтения в кругу семьи. -Оценка за домашнее чтение, выставляемая родителями и проверяемая учителем литературы; 4. Расширение «зоны читательского общения» Участие в школьных, районных и мероприятиях более высокого уровня. 5. Работа с руководителями детского чтения Этапы реализации программы: диагностический; проектирование и реализация; контрольно-оценочный. Диагностический этап определяет показатели читательского развития на начальный период мониторинга. Например, определяется уровень начитанности и техника чтения, уровень заинтересованности в книге и чтении, а также к книгам определённого направления, для этого заполняется анкета «Книга в моей жизни» и таблицы «Уровень начитанности» и «Техника чтения». На этапе проектирования и реализации собираются отзывы о прочитанных книгах, творческие работы и проекты, определяются трудности в читательском развитии и отслеживается их влияние на учебную деятельность. Таблица «Определение причин трудностей» позволяет определить причину трудностей, возникающих при обучении чтению, поможет подобрать комплекс упражнений и методик, для правильного и с удовольствием чтения; методики «Пирамиды критики» О.Громовой и занятия по методике Н.Сметанниковой помогут становлению ребёнка как читателя. На контрольно-оценочном этапе проводится анализ и прогнозирование дальнейших изменений по программе. Учитываются отзывы о прошедших мероприятиях, творческие работы, участие детей в городских, региональных, областных мероприятиях по чтению, результативность, оформление заключительных мероприятий, издания сборников творческих работ по программе. Ожидаемые результаты реализации программы:
Сроки реализации программы: Подготовительный этап: 2012-2013 годы Практический этап: 2013 -2015 годы - Апробация и корректировка программы Аналитико-обобщающий этап: 2015-2016 годы - Обобщение полученных результатов. Приведение программы в окончательный вид Планирование работы на 2012-2013 учебный год
Рекомендации к проведению мероприятий
2.Согласование с гостем времени и содержания встречи. 3.Подготовка участников к встрече: информирование о госте и сбор вопросов, которые хотелось бы ему задать во время встречи; оформление коллажа или стенгазеты по теме выступления гостя. Разработка плана и сценария встречи. Оформление места проведения мероприятия, преображение библиотеки или класса в литературную гостиную, литературное кафе (если этого требует формат и стилистика встречи). Подготовка необходимых технических средств. Выбор и подготовка ведущих. 2. «Открытие книги» Цель - развитие у учащихся мотивации к чтению на основе непосредственного восприятия ими художественного текста в исполнении автора или мастера художественного слова. Содержание: литературные чтения, проводимые в следующих возможных формах:
Составление программы концерта или работа над текстом пьесы. Распределение ролей, обязанностей и поручений. Репетиционный процесс. Изготовление костюмов, реквизита, декораций, афиш, выпуск и распространение пригласительных билетов. Подготовка музыкального сопровождения. Подготовка технических средств. 4. «Послушайте!» Цель - развитие у учащихся мотивации к чтению на основе непосредственного восприятия художественного текста в исполнении, сверстников, старших товарищей и родителей. Содержание: конкурс на лучшего чтеца. Основные шаги по подготовке:
5. «Почитай мне!» Цель - развитие у учащихся интереса к художественной книге на основе создания атмосферы «семейного чтения», воспитание у старших школьников ответственности и заботливого отношения к их младшим товарищам. Содержание: акция, литературные чтения, в ходе которых библиотекарь, родители, учителя-предметники, старшеклассники читают книги ученикам начальной школы. Мероприятие может проводиться для нескольких классов, маленьких групп или даже индивидуально и завершиться творческими формами совместной работы старшеклассников и младших школьников, например, рисованием на тему прочитанного, составлением альбома иллюстраций, что может стать основой для организации выставки «Мы читаем и рисуем». Основные шаги по подготовке:
6. «Книга в кругу читателей» Цель - формирование у детей и взрослых способности к сотрудничеству и сотворчеству на основе общего интереса к книге. Содержание: читательская конференция или разговор о прочитанных книгах. Основные шаги по подготовке: 1. Выбор темы конференции, книг или книги для обсуждения. 2.Работа с участниками:
Читательские конференции Конференция – проходит в виде собраний, уроков-конференций (научных, читательских, итоговых). Любой вид конференции требует тщательной подготовки: определение темы и сроков проведения, оповещение участников, разработка программы, списки литературы для подготовки, формулирование дискуссионных проблемных вопросов и т.д.» ►(Седых, Т. К. Что такое : словарь массовых форм работы / Т. К. Седых // Библиотека в школе : газ. издательского дома "Первое сентября". – 2006. – N 15. – С. 2-3). Правила проведения читательской конференции: В конференции обязательно участвует все школьное сообщество – учащиеся, педагоги, администрация, родители. Все участники имеют равные права и обязанности. Каждый участник самостоятельно выбирает книгу и представляет ее на читательской конференции. Задача выступающего – показать привлекательность книги, представить ее так, чтобы ее захотели прочитать. Задача слушающего – прослушать информацию о книге, внести запись в читательский журнал, выбрать книги для чтения на ближайший период времени. Выбор и мнение каждого участника конференции достойны уважения и внимания. Нет книг плохих, есть «не мои» книги. Читательская конференция может быть проведена по одной книге, по нескольким книгам одного автора и др. 7. «Литературная игра» Игра—соревнование, состязание по заранее определенным правилам Схема организации любой « книжной» игры Игра-конкурс состоит из следующих этапов: беседа; обзор; громкое чтение; книжная выставка; викторина; выставка поделок, рисунков, рукописных книг. В ходе игр происходит социализация личности, появляется возможность самореализации детей с обычными рядовыми способностями, происходит «создание» читателя. Педагогическое воздействие игровых методик: Игра – это: фактор развития ребенка, способ приобщения ребенка к миру культуры, профессионально-изящная форма социально-психологического тренинга и др. Виды литературных игр: викторина, литературные аукционы, путешествие по книгам, литературные путешествия, парад литературных героев, конкурсы, литературные загадки. Порядок подготовки любого мероприятия: 1. Выбор темы. 2. Подбор материала. 3. Оформление выставок. 4. Списки книг. 5. Составление вопросов. 6. Беседы: с детьми, с учителями, с родителями. 7. Консультации. Мероприятия-«спутники» Предлагаемые выше основные мероприятия желательно сопроводить мероприятиями-спутниками. К их числу следует отнести, например, подготовленную накануне Урока экспозицию новых книжных поступлений в школьную библиотеку под названием «Книга ищет читателя»!, а также: 1. Выставки, организованные, в том числе и в результате проведенных конкурсов: выставка иллюстраций к любимым произведениям художественной литературы («Смотрите, что мы читали!»); выставка плакатов («Читайте хорошие книги!»); фотовыставка («Мои друзья читают», «Мой класс\Моя семья\Наша школа\ читает). выставка значков, книжных закладок, экслибрисов («Я читатель!»). 2. Выпуск стенгазеты, оформление стенда или сайта («Что и как мы читаем?»). 3. Викторина по произведениям детской и подростковой литературы. 4. Акция «Я рекомендую!», в ходе которой школьники вкладывают в понравившиеся им прочитанные книги школьной библиотеки закладку со своей личной рекомендацией (акция стартует во время Урока и проходит в течение четверти, триместра или всего учебного года). 5. Акция «Золотая полка книг», во время которой школьники выставляют в библиотеке, в классах свои любимые книги или пишут их названия и имена авторов на нарисованных книжных корешках. Методика подготовки книжной выставки Книжная выставка – самая традиционная наглядная форма представления книги читателю. Особая цель книжной выставки – привлечь внимание читателя, пользователя; для этого она должна быть хорошо оформленной, яркой, заметной. Как правило, книжная выставка демонстрируется в библиотеке от 2-х недель до месяца. Эффективность книжной выставки определяется ее востребованностью. К основным видам выставок относятся выставки новых поступлений и тематические. Методика подготовки книжной выставки включает в себя следующие этапы: выбор темы; определение читательского назначения; определение временных и пространственных границ темы; выявление и широкий подбор литературы; отбор литературы для выставки, исходя из значимости каждого издания и его «выставочной» сохранности; выделение разделов выставки; подбор цитат и иллюстраций; установка и оформление выставки. Как организовать нетрадиционную выставку Нетрадиционные формы книжных выставок появились в библиотеках в последние десятилетия. Учитывая возрастающие потребности и все более разнообразные интересы читателей, необходимо делать выставки более интересными и привлекательными. Для этого используются разные приемы. В последнее время в библиотечной практике широко используются следующие нетрадиционные формы книжных выставок: Книжная выставка-дискуссия призвана вызвать у читателей желание поспорить, подискутировать, высказать свое мнение по какому-либо вопросу или теме. Для этого литература на выставке должна отражать данную проблему с разных точек зрения. Чаще всего такие выставки посвящают какой-то персоне, историческому или политическому лицу, деятельность которого нельзя оценить однозначно, или какой-либо теме, проблеме, на данный момент не решенной. Книжная выставка-словарь призвана объяснить значение каких-либо терминов и понятий, а также представить дополнительную информацию о них. Названиями разделов выставки становятся понятия и их определения, взятые из словаря и оформленные на отдельных листах бумаги также как и цитаты. Рядом располагаются книги, статьи из газет и журналов, содержащие подробную информацию об этих понятиях. Выставка одной книги призвана заинтересовать читателей какой-то определенной книгой. Достичь этого можно, если представить на выставке разнообразный материал, который помогает раскрыть содержание книги и способствует глубокому ее пониманию. На выставке могут быть представлены разные издания этой книги, иллюстрации, выполненные разными художниками, фотокадры из фильмов-экранизаций, ноты, кассеты и диски с записями музыки к фильмам и т.д. Выставка-викторина, выставка-кроссворд. Цель таких выставок – стимулирование интереса читателей-детей к чтению книг по какой-то теме, проблеме. Библиотекарь составляет вопросы, ответы на которые дети найдут в книгах, представленных на выставке. Эти вопросы оформляются на листе бумаги и помещаются на выставку. Выставка-диалог – это заочный разговор, заочное общение читателя и библиотекаря. Читатели задают вопросы (заранее), библиотекари отвечают на них с помощью книг. Такая выставка особенно эффективна в работе с читателями-подростками, которые в силу возрастных психологических особенностей не могут задать интересующие их вопросы библиотекарю устно. Темы могут быть самыми разнообразными. Выставка-игра и выставка-лото – призваны привлечь к книге и чтению через игру. Например, «Почитаем - поиграем», «Читаем, мастерим, играем», «Любимые книжки – любимые игрушки» и т. д. Выставка оформляется игрушками, изображающими персонажей книг, представленных на выставке, а также настольными играми, лото и т. д. Выставка-экспозиция – это синтез библиотечной и музейной выставки. Предметы и аксессуары, представленные на ней, способствуют глубокому проникновению в тему, которой посвящена выставка. Причем предметов и аксессуаров должно быть значительно больше, чем на обычной библиотечной выставке, а книги и другие документы удачно вписываются в экспозицию. Список литературы
|
Семейное чтение эффективное средство развития интереса ребёнка к чтению Проблема чтения и воспитения через чтение одна из самых серьёзных и актуальных в нашей стране | Программа поддержки и развития чтения в гоу сош №336 Читающий человек ценность XXI века Одна из важнейших проблем современного общества – снижение интереса к чтению у населения. Страна подошла к критическому пределу пренебрежения... | ||
Г. Алексеевка Белгородская область моу сош с уиоп №3 Использование... Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение вводит «в память ученика литературный язык», развивает... | Рабочая программа курса «литературное чтение» (1-4) (умк «Планета знаний» «Литературное чтение» определяется возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Неотъемлемой частью курса литературного чтения является внеклассное чтение, которое проводится в форме самостоятельного домашнего... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Развитие навыка чтения в третьем классе предполагает формирование целостных синтетических приёмов чтения, увеличение скорости (беглое... | ||
Климанова Л. Ф. Уроки литературного чтения; методическое пособие... Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение для 2-4 классов четырёхлетней начальной школы», в соответствии... | России Е. Н. Потапова к урокам обучения грамоте предложила ввести... За первый год обучения в школе он должен приобрести навыки чтения и письма, стать заинтересованным учеником. А если не всё гладко?... | ||
Методический бюллетень технология развития критического мышления Технология развития критического мышления через чтение и письмо (тркмчп) разработана в конце XX века в США. Известна в России с 1997... | О республиканской целевой программе государственной поддержки и развития... Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Республике... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... К. Ушинского эти уроки проводились интегрировано. Изначально интегрированный курс- внеклассное чтение. Возможно сочетание таких предметов,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Навыки и умения чтения с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение) или полного содержания (изучающее чтение). Вопросы... | ||
Протокол №1 от «28» «Литературное чтение» определяется возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы,... | Урок Тема: Г. Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик.» Цель: познакомить... Дети: выразительное чтение отрывков из сказки Ш. Перро «Ослиная шкура»,нарисовать иллюстрацию к отрывку.(выставка рисунков, выборочное... | ||
Рабочая программа и тематическое планирование по предмету «Литературное чтение» Фгос, авторской программы «Литературное чтение» В. Г. Горецкого, учебник «Русская азбука 1 класс» В. Г. Горецкий, что позволяет обеспечить... | От «школы памяти»- к «школе мышления» и школе развития Меняются ценностные установки в обществе и в образовании. Коротко задачу, стоящую перед образованием, можно сформулировать так :... |