Скачать 120.52 Kb.
|
Пояснительная записка. Ребёнок приходит в школу, имея свой собственный уровень развития мелкой моторики и уровень развития речи. За первый год обучения в школе он должен приобрести навыки чтения и письма, стать заинтересованным учеником. А если не всё гладко? А если у ребёнка есть определённые проблемы? Дополнительный час занятий внеурочной деятельностью в неделю призван помочь начинающему школьнику. Организация занятий подчинена решению следующих задач: – развитие речи; – развитие мышления; – развитие воображения; – развитие мелкой моторики. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в речевое развитие человека. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст – его дошкольный и начальный периоды. Для ребёнка хорошая речь – залог успешного обучения. В развитии речи М.Р. Львов выделяет три направления: работа над словом, работа над словосочетанием и предложением и работа с текстом. Все эти направления представлены в системе занятий «Развитие речи и штриховка». Какую же речь следует считать хорошей, к чему стремиться учителю и ученику? Программы начальной школы предъявляют следующие требования к уровню развития речи: · Содержательность – соответствие темы и содержания, знание фактов, отбор главного и второстепенного в высказываниях ребёнка. · Логичность – последовательность, чёткое построение речи, обоснованность выводов, последовательный переход от одного высказывания к другому, структурированность мысли. · Точность – умение говорящего не только отобрать факты, но и выбрать точно подходящие языковые средства для их передачи. Точность требует богатства языковых средств, их разнообразия, умения использовать синонимы, сравнения. · Выразительность – умение ярко, убедительно, сжато представить мысль, воздействовать на людей интонацией, построением фразы, отбором слов. Ясность речи – это доступность её для людей, к которым она обращена. В этой области важную роль имеет произносительная сторона речи: хорошая дикция, отчётливое выговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии, умение интонировать. У младших школьников нередко встречаются дефекты речи, при которых ребёнок плохо выговаривает некоторые звуки ([р], [л], [с], [ш]). Поэтому методика развития речи тесно связана с логопедией. Помочь ребёнку в решении таких проблем – одна из задач курса «Развитие речи и штриховка». В занятия включаются словарная работа, работа над лексической составляющей, звуковая подготовка (чистоговорки, скороговорки, рифмовки). В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. Поэтому в помощь первокласснику заслуженный учитель России Е.Н. Потапова к урокам обучения грамоте предложила ввести занятия по штриховке (см. книгу Е.Н. Потаповой «Радость познания». – М.: Просвещение, 1990). Идея включения штриховки в уроки стала интересна и близка многим педагогам, которые постарались ввести этот вид деятельности в свою практику. Но сокращение часов, отведённых базисным планом на уроки обучения грамоте в последние годы, ставит перед учителем нелёгкую задачу: прежний объём материала за меньший временной промежуток. Как успеть всё? Возникла мысль вынести за сетку занятия по штриховке и развитию речи, чтобы предоставить первокласснику возможность развития. Содержание курса «Развитие речи и штриховка» Раздел 1: «Развитие речи» Основной целью данного раздела является развитие устной речи учащихся. Учитель старается объяснить ученикам то, что хорошая речь – залог успешного обучения. Развитие связной речи происходит посредством обогащения и совершенствования грамматического строя языка ребёнка, осуществляется переход от ситуационной к контекстной форме речи. На данном этапе возрастает регулирующая функция речи в поведении ребёнка; формируется внутренняя речь, которая становится основой речевого мышления; начинается осознанная работа над словарным составом речи и звуковым составом слова. Занятия по развитию речи ведутся по трём направлениям: работа над словом, работа над словосочетанием и предложением и работа с текстом. Большое внимание уделяется тому чтобы речь детей была содержательной, логичной, точной, выразительной. Важную роль имеет произносительная сторона речи: хорошая дикция, отчётливое выговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии, умение интонировать. В занятия включаются словарная работа, работа над лексической составляющей, звуковая подготовка (чистоговорки, скороговорки, рифмовки). Используемые на занятиях чистоговорки и скороговорки развивают у учащихся дикцию, способствуют постановке правильного дыхания, что способствует формированию правильного способа чтения. Учитель учит детей составлять рассказ – описание, составлять устное сочинение по заданной теме, образовывать слова. Основные формы занятий – игра, тренинг, путешествие. Раздел 2: «Штриховка» В этом разделе большое внимание уделяется развитию мелкой моторики. Развитие мелкой моторики очень важное направление развития ребёнка, от моторики напрямую зависит психическое развитие ребёнка, его речь. Письмо - сложный координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Сам процесс письма является чрезвычайно трудным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма; графические навыки. Важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Основное внимание педагога должно быть обращено на формирование правильной позы при письме: детей учат сидеть, держать ручку, располагать необходимые предметы на парте, самостоятельно работать. Также педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма. Развитие мелкой моторики определяется не только чёткостью и красотой изображения линий, но и лёгкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряжёнными. Занятие курса «Развитие речи и штриховка» проводится по следующей структуре: – пальчиковая гимнастика; – словарная работа в игровой форме; – определение темы рисунка; – составление рисунка и штриховка; – составление текста-описания по рисунку; – подведение итога. Занятия проводятся два раза в месяц, курс рассчитан на 17 учебных часов. При организации курса «Развитие речи и штриховка» необходимо учитывать следующее: · Каждое занятие кружка включает ряд речевых упражнений и создание рисунка, объединённых какой-то темой («Лес», «Цветы», «Аквариум» и т.д.). · Особое внимание уделяется тематической лексике при составлении рассказа-описания, проводится словообразовательная работа. · С общей темой занятия связываются темы рифмовок для пальчиковой гимнастики. Пальчиковая гимнастика не только способствует развитию мелкой мускулатуры, но и благодаря массажу положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. · Предлагаемые игры и упражнения включают в себя чистоговорки и скороговорки для развития дикции и постановки правильного дыхания, что способствует формированию правильного способа чтения фразы в дальнейшем. Такие упражнения помогают учащимся-логопатам автоматизировать произношение некоторых звуков, способствуют развитию фонематического слуха. · Каждое занятие и курс в целом строятся по принципу продвижения от простого к сложному. · Занятия строятся на основе интеграции ряда предметов: обучения грамоте, окружающего мира, изобразительной деятельности. Особенности программы курса «Развитие речи и штриховка» Отличительной особенностью программы является то, что ребёнку предлагаются задания не учебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников. На занятиях дети выполняют комплексно разработанные задания на развитие наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания, памяти, подготовки руки к письму. Основная форма занятий: групповое учебное занятие, кроме того используются нестандартные формы: тренинг, психологическая игра, путешествие. Методы и приёмы: - наблюдение; - беседа; - сказкотерапия; - психологические игры и упражнения; - диагностический метод. Программа обучения и развития детей предшкольной группы построена на основе следующих принципов:
При организации учебных занятий необходимо учитывать:
Обязательными условиями проведения занятий являются:
Необходимое оборудование:
Развитие универсальных учебных действий В результате проведённых занятий курса «Развитие речи и штриховка» у обучающихся будут сформированы следующие УУД: Личностные УУД: - научатся соотносить личные поступки и события с принятыми этическими принципами; - получат знания о моральных нормах и разовьют умение выделить нравственный аспект поведения; - научатся определять и формулировать цель выполнения задания конкретно для каждого ученика класса. Регулятивные УУД: - узнают приёмы самоконтроля и самопроверки; - научатся планировать свою работу; - познакомятся с приёмами оценки личной работы и работы одноклассников; - узнают способы коррекции ошибок выполненного задания. Познавательные УУД: - научатся выполнять комплекс упражнений для работы над дикцией; - будут определять тему, основную мысль текста, озаглавливать текст, продолжать текст, пересказывать текст; - смогут составлять текст - повествование и текст описание по рисунку; - сумеют восстанавливать деформированный текст, деформированное предложение; - научатся разгадывать и составлять кроссворды; - научатся работать со справочной литературой; - познакомятся с Толковым словарём и правилами работы с ним; - познакомятся с чистоговорками, скороговорками, пословицами русского народа, с русскими народными сказками и авторскими сказками; - научатся работать с новыми словами, многозначными словами, словами – синонимами, словами-антонимами. Коммуникативные УУД: - будут выполнять комплекс пальчиковой гимнастики; - научатся правильно и чётко произносить отдельные звуки; - смогут произносить фразы с разной заданной интонацией; - узнают правила работы в паре, в группе, со взрослым; - познакомятся с особенностями выступления перед слушателями. Литература: 1. Гавурина С.Н. Рисуй и запоминай. Тренируем память [Текст] / С.Н. Гавурина. - Ярославль, 2006. 2. Козырева Л.М. Как стать внимательным: (4 -5 лет) [Текст] / Л.М. Козырева.- Ярославль, 2000. 3. Кутявина И.Г.Тесты для детей: [Текст] / И.Г. Кутявина. - Москва, 2006. 4. Кутявина И.Г. Я готовлюсь к школе: [Текст] / И.Г. Кутявина. - Москва, 2006. 5. Колесникова, Е.В. 500 игр для коррекционно-развивающего обучения. Дети3-7лет [Текст] / Е.В. Колесникова. – Ярославль: Академия развития, 2000.- 160с. 6. Начальная школа. Журнал. 2005 -2010. 7. Первое сентября. Журнал. 2008 – 2010. 8 .Завуч начальной школы. Журнал. 2008г. № 8, 2004г. № 5. 9. Узорова О.В. 350 упражнений для подготовеи детей к школе: игры, задачи, основы письма и рисования [Текст] / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. М.: АСТ: Астрель, 2005. Учебно – тематический план занятий курса «Развитие речи и штриховка»
|
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе Выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать | «К урокам в 1-м классе. Обучение грамоте. Математика. Окружающий мир. Технология» Диски к умк «Школа России» на каждого ученика по математике, русскому языку, окружающему миру, диск для учителя по технологии | ||
Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И. и др. Школа России.... Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте (письмо) составлено на основе программы «Обучение грамоте и развитие... | Тема учебного занятия: Первый закон Ньютона Цели и задачи учебного занятия: раскрыть суть инерциального движения, как инерциального; углубить понятие материальной точки; ввести... | ||
Рецензия на книгу Р. К. Потапова и В. В. Потапов «Язык, речь, личность», 491 стр Фонема как единица языка, звук как единица речи. Фонологические школы. Методы фонологического анализа. Морфонология. Интонация и... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по звукопроизношению и обучению грамоте в подготовительной к школе группе... | ||
Имени м. В. Ломоносова Теория познания (или гносеология, философия познания) – это раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности,... | Тематическое планирование по «Обучению грамоте» к «Русской азбуке»... «Методическое пособие по обучению грамоте и письму» Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Федосова Н. А | ||
Содержание: I. Введение Общий взгляд на теорию познания Виды познания II. Основная часть Внедрение в учебный процесс современных педагогических технологий и средств обучения | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок обучения грамоте и письму в 1 классе (по программе «Школа России»). (слайд 1) | ||
Семинарского занятия Проблемы гносеологии Познавательные способности... А1 «На судьбу человека влияет то, под каким зодиакальным созвездием он родился». Данное утверждение является примером | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте (письмо) составлено на основе программы «Обучение грамоте и развитие... | ||
Урок по предмету "Окружающий мир" (3 класс) Тема: «Человек и природа.... «природы Экологическая опасность» и др.; фотографии растений, животных, занесенных в Красную книгу. Учебник “Окружающий мир”, 3Кл... | Животные Тульской области Красную книгу бывшего СССР и Красную книгу России. В водоемах области обитает 38 видов рыб, из которых наиболее распространенными... | ||
Урок обществознания в 10 классе. Тема: Человек Здравствуйте. Тема сегодняшнего урока – виды познания. В прошлый раз мы уже познакомились с одной типологией видов познания, базирующейся... | Научить счастью «Как это возможно?»- спросят многие из вас. «Нельзя!... Научить счастью творческого труда в любой человеческой деятельности. Радость достижения результатов, радость этого процесса и радость... |