России Е. Н. Потапова к урокам обучения грамоте предложила ввести занятия по штриховке см книгу Е. Н. Потаповой «Радость познания»





Скачать 120.52 Kb.
НазваниеРоссии Е. Н. Потапова к урокам обучения грамоте предложила ввести занятия по штриховке см книгу Е. Н. Потаповой «Радость познания»
Дата публикации02.10.2014
Размер120.52 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Пояснительная записка.

Ребёнок приходит в школу, имея свой собственный уровень развития мелкой моторики и уровень развития речи. За первый год обучения в школе он должен приобрести навыки чтения и письма, стать заинтересованным учеником. А если не всё гладко? А если у ребёнка есть определённые проблемы? Дополнительный час занятий внеурочной деятельностью в неделю призван помочь начинающему школьнику.

Организация занятий подчинена решению следующих задач:

– развитие речи;
– развитие мышления;
– развитие воображения;
– развитие мелкой моторики.

Каждый возрастной этап вносит что-то новое в речевое развитие человека. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст – его дошкольный и начальный периоды. Для ребёнка хорошая речь – залог успешного обучения. В развитии речи М.Р. Львов выделяет три направления: работа над словом, работа над словосочетанием и предложением и работа с текстом. Все эти направления представлены в системе занятий «Развитие речи и штриховка».

Какую же речь следует считать хорошей, к чему стремиться учителю и ученику? Программы начальной школы предъявляют следующие требования к уровню развития речи:

· Содержательность – соответствие темы и содержания, знание фактов, отбор главного и второстепенного в высказываниях ребёнка.

· Логичность – последовательность, чёткое построение речи, обоснованность выводов, последовательный переход от одного высказывания к другому, структурированность мысли.

· Точность – умение говорящего не только отобрать факты, но и выбрать точно подходящие языковые средства для их передачи. Точность требует богатства языковых средств, их разнообразия, умения использовать синонимы, сравнения.

· Выразительность – умение ярко, убедительно, сжато представить мысль, воздействовать на людей интонацией, построением фразы, отбором слов.

Ясность речи – это доступность её для людей, к которым она обращена. В этой области важную роль имеет произносительная сторона речи: хорошая дикция, отчётливое выговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии, умение интонировать. У младших школьников нередко встречаются дефекты речи, при которых ребёнок плохо выговаривает некоторые звуки ([р], [л], [с], [ш]). Поэтому методика развития речи тесно связана с логопедией. Помочь ребёнку в решении таких проблем – одна из задач курса «Развитие речи и штриховка».

В занятия включаются словарная работа, работа над лексической составляющей, звуковая подготовка (чистоговорки, скороговорки, рифмовки).

В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. Поэтому в помощь первокласснику заслуженный учитель России Е.Н. Потапова к урокам обучения грамоте предложила ввести занятия по штриховке (см. книгу

Е.Н. Потаповой «Радость познания». – М.: Просвещение, 1990). Идея включения штриховки в уроки стала интересна и близка многим педагогам, которые постарались ввести этот вид деятельности в свою практику. Но сокращение часов, отведённых базисным планом на уроки обучения грамоте в последние годы, ставит перед учителем нелёгкую задачу: прежний объём материала за меньший временной промежуток. Как успеть всё? Возникла мысль вынести за сетку занятия по штриховке и развитию речи, чтобы предоставить первокласснику возможность развития.
Содержание курса «Развитие речи и штриховка»

Раздел 1: «Развитие речи»

Основной целью данного раздела является развитие устной речи учащихся. Учитель старается объяснить ученикам то, что хорошая речь – залог успешного обучения. Развитие связной речи происходит посредством обогащения и совершенствования грамматического строя языка ребёнка, осуществляется переход от ситуационной к контекстной форме речи. На данном этапе возрастает регулирующая функция речи в поведении ребёнка; формируется внутренняя речь, которая становится основой речевого мышления; начинается осознанная работа над словарным составом речи и звуковым составом слова. Занятия по развитию речи ведутся по трём направлениям: работа над словом, работа над словосочетанием и предложением и работа с текстом. Большое внимание уделяется тому чтобы речь детей была содержательной, логичной, точной, выразительной. Важную роль имеет произносительная сторона речи: хорошая дикция, отчётливое выговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии, умение интонировать. В занятия включаются словарная работа, работа над лексической составляющей, звуковая подготовка (чистоговорки, скороговорки, рифмовки). Используемые на занятиях чистоговорки и скороговорки развивают у учащихся дикцию, способствуют постановке правильного дыхания, что способствует формированию правильного способа чтения. Учитель учит детей составлять рассказ – описание, составлять устное сочинение по заданной теме, образовывать слова. Основные формы занятий – игра, тренинг, путешествие.

Раздел 2: «Штриховка»

В этом разделе большое внимание уделяется развитию мелкой моторики. Развитие мелкой моторики очень важное направление развития ребёнка, от моторики напрямую зависит психическое развитие ребёнка, его речь. Письмо - сложный координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Сам процесс письма является чрезвычайно трудным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма; графические навыки. Важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Основное внимание педагога должно быть обращено на формирование правильной позы при письме: детей учат сидеть, держать ручку, располагать необходимые предметы на парте, самостоятельно работать. Также педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма. Развитие мелкой моторики определяется не только чёткостью и красотой изображения линий, но и лёгкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряжёнными.
Занятие курса «Развитие речи и штриховка» проводится по следующей структуре:

– пальчиковая гимнастика;
– словарная работа в игровой форме;
– определение темы рисунка;
– составление рисунка и штриховка;
– составление текста-описания по рисунку;
– подведение итога.

Занятия проводятся два раза в месяц, курс рассчитан на 17 учебных часов.

При организации курса «Развитие речи и штриховка» необходимо учитывать следующее:

· Каждое занятие кружка включает ряд речевых упражнений и создание рисунка, объединённых какой-то темой («Лес», «Цветы», «Аквариум» и т.д.).

· Особое внимание уделяется тематической лексике при составлении рассказа-описания, проводится словообразовательная работа.

· С общей темой занятия связываются темы рифмовок для пальчиковой гимнастики. Пальчиковая гимнастика не только способствует развитию мелкой мускулатуры, но и благодаря массажу положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.

· Предлагаемые игры и упражнения включают в себя чистоговорки и скороговорки для развития дикции и постановки правильного дыхания, что способствует формированию правильного способа чтения фразы в дальнейшем. Такие упражнения помогают учащимся-логопатам автоматизировать произношение некоторых звуков, способствуют развитию фонематического слуха.

· Каждое занятие и курс в целом строятся по принципу продвижения от простого к сложному.

· Занятия строятся на основе интеграции ряда предметов: обучения грамоте, окружающего мира, изобразительной деятельности.
Особенности программы курса «Развитие речи и штриховка»

Отличительной особенностью программы является то, что ребёнку предлагаются задания не учебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников. На занятиях дети выполняют комплексно разработанные задания на развитие наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания, памяти, подготовки руки к письму.
Основная форма занятий:

групповое учебное занятие, кроме того используются нестандартные формы: тренинг, психологическая игра, путешествие.
Методы и приёмы:

- наблюдение;
- беседа;
- сказкотерапия;
- психологические игры и упражнения;
- диагностический метод.
Программа обучения и развития детей предшкольной группы построена на основе следующих принципов: 

  • реальный учёт особенностей и ценностей развития младшего школьника, актуальность для ребёнка чувственных впечатлений, знаний, умений и др.; личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;

  • учёт потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность – ведущую для этого периода развития;

  • сохранение и развитие индивидуальности каждого ребёнка;

  • обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребёнка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром;

  • обеспечение поступательности в развитии ребёнка, к принятию новой деятельности; обеспечение педагогической помощи детям с отставанием в развитии;

  • развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребёнка, его ознакомление с доступными областями культуры (искусство, литература, история и др.).

При организации учебных занятий необходимо учитывать: 

  • возрастные физиологические возможности детей; 

  • постепенность подачи материала (от простого к сложному); 

  • чередование видов деятельности и своевременное переключение с одного вида на другой; 

  • наличие динамических пауз между занятиями и частями занятий; 

  • гигиенические требования к помещению и материалам. 


Обязательными условиями проведения занятий являются: 

  • Использование игровых методов преподавания.

  • Смена видов деятельности.

  • Положительная оценка личных достижений каждого ребёнка.

  • Отсутствие каких-либо отметок и домашних заданий.


Необходимое оборудование:

  • альбомы или листы для рисования;

  • линейки-трафареты с геометрическими фигурами;

  • материал для словарной работы (иллюстрации, тексты);

  • доска;

  • цветные мелки для учителя;

  • цветные карандаши для учащихся.


Развитие универсальных учебных действий

В результате проведённых занятий курса «Развитие речи и штриховка» у обучающихся будут сформированы следующие УУД:

Личностные УУД:

- научатся соотносить личные поступки и события с принятыми этическими принципами;

- получат знания о моральных нормах и разовьют умение выделить нравственный аспект поведения;

- научатся определять и формулировать цель выполнения задания конкретно для каждого ученика класса.

Регулятивные УУД:

- узнают приёмы самоконтроля и самопроверки;

- научатся планировать свою работу;

- познакомятся с приёмами оценки личной работы и работы одноклассников;

- узнают способы коррекции ошибок выполненного задания.
Познавательные УУД:

- научатся выполнять комплекс упражнений для работы над дикцией;

- будут определять тему, основную мысль текста, озаглавливать текст, продолжать текст, пересказывать текст;

- смогут составлять текст - повествование и текст описание по рисунку;

- сумеют  восстанавливать деформированный текст, деформированное предложение;

- научатся разгадывать и составлять кроссворды;

- научатся работать со справочной литературой;
- познакомятся с Толковым словарём и правилами работы с ним;

- познакомятся с чистоговорками, скороговорками, пословицами русского народа, с русскими народными сказками и авторскими сказками;

- научатся работать с новыми словами, многозначными словами, словами – синонимами, словами-антонимами.
Коммуникативные УУД:

- будут выполнять комплекс пальчиковой гимнастики;

- научатся правильно и чётко произносить отдельные звуки;

- смогут произносить фразы с разной заданной интонацией;

- узнают правила работы в паре, в группе, со взрослым;

- познакомятся с особенностями выступления перед слушателями.
Литература:
1. Гавурина С.Н. Рисуй и запоминай. Тренируем память [Текст] / С.Н. Гавурина. - Ярославль, 2006.
2. Козырева Л.М. Как стать внимательным: (4 -5 лет) [Текст] / Л.М. Козырева.- Ярославль, 2000.
3. Кутявина И.Г.Тесты для детей: [Текст] / И.Г. Кутявина. - Москва, 2006. 
4. Кутявина И.Г. Я готовлюсь к школе: [Текст] / И.Г. Кутявина. - Москва, 2006. 
5. Колесникова, Е.В. 500 игр для коррекционно-развивающего обучения. Дети3-7лет [Текст] / Е.В. Колесникова. – Ярославль: Академия развития, 2000.- 160с.
6. Начальная школа. Журнал. 2005 -2010.
7. Первое сентября. Журнал. 2008 – 2010.
8 .Завуч начальной школы. Журнал. 2008г. № 8, 2004г. № 5.
9. Узорова О.В. 350 упражнений для подготовеи детей к школе: игры, задачи, основы письма и рисования [Текст] / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. М.: АСТ: Астрель, 2005. 

Учебно – тематический план занятий курса «Развитие речи и штриховка»




Тема занятия

Тема по развитию речи




1.

Лес.


Лексика и словообразование.




2.

Цветы на клумбе.

Дифференциация звуков, составление словосочетаний.




3.

Шары.

Образование множественного числа.




4.

Порядок.

Предлог на.





5.

Самолёт.


Звук [с]. Лексика.




6.

Кактусы.

Решение логической задачи, 
аргументация.




7.

Лягушата.


Звук [л]. Автоматизация звука.




8.

Краски. 
Цвета и оттенки.


Лексика по теме, словообразование.




9.

Виноград

Использование предлогов, лексика.





10.

Паук и Муха.

Дифференциация звуков [п] и [п’], составление словарных цепочек.




11.

Транспорт.

Лексика по теме, словообразование.





12.

Снеговик.

Дифференциация звуков [с] – [з], работа над дикцией.





13.

Бабочка.

Сочинение-описание.





14.

Роботы.

Дифференциация звуков [д] – [т], работа над дикцией.





15.

Черепаха.

Развитие мышления, 
устное сочинение.





16.

День.

Развитие мышления, 
устное сочинение.





17.

Шмель.

Дифференциация звуков [ж] – [ш], работа над дикцией.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

России Е. Н. Потапова к урокам обучения грамоте предложила ввести занятия по штриховке см книгу Е. Н. Потаповой «Радость познания» iconКонспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе
Выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать
России Е. Н. Потапова к урокам обучения грамоте предложила ввести занятия по штриховке см книгу Е. Н. Потаповой «Радость познания» icon«К урокам в 1-м классе. Обучение грамоте. Математика. Окружающий мир. Технология»
Диски к умк «Школа России» на каждого ученика по математике, русскому языку, окружающему миру, диск для учителя по технологии
России Е. Н. Потапова к урокам обучения грамоте предложила ввести занятия по штриховке см книгу Е. Н. Потаповой «Радость познания» iconБантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И. и др. Школа России....
Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте (письмо) составлено на основе программы «Обучение грамоте и развитие...
России Е. Н. Потапова к урокам обучения грамоте предложила ввести занятия по штриховке см книгу Е. Н. Потаповой «Радость познания» iconТема учебного занятия: Первый закон Ньютона
Цели и задачи учебного занятия: раскрыть суть инерциального движения, как инерциального; углубить понятие материальной точки; ввести...
России Е. Н. Потапова к урокам обучения грамоте предложила ввести занятия по штриховке см книгу Е. Н. Потаповой «Радость познания» iconРецензия на книгу Р. К. Потапова и В. В. Потапов «Язык, речь, личность», 491 стр
Фонема как единица языка, звук как единица речи. Фонологические школы. Методы фонологического анализа. Морфонология. Интонация и...
России Е. Н. Потапова к урокам обучения грамоте предложила ввести занятия по штриховке см книгу Е. Н. Потаповой «Радость познания» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по звукопроизношению и обучению грамоте в подготовительной к школе группе...
России Е. Н. Потапова к урокам обучения грамоте предложила ввести занятия по штриховке см книгу Е. Н. Потаповой «Радость познания» iconИмени м. В. Ломоносова
Теория познания (или гносеология, философия познания) – это раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности,...
России Е. Н. Потапова к урокам обучения грамоте предложила ввести занятия по штриховке см книгу Е. Н. Потаповой «Радость познания» iconТематическое планирование по «Обучению грамоте» к «Русской азбуке»...
«Методическое пособие по обучению грамоте и письму» Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Федосова Н. А
России Е. Н. Потапова к урокам обучения грамоте предложила ввести занятия по штриховке см книгу Е. Н. Потаповой «Радость познания» iconСодержание: I. Введение Общий взгляд на теорию познания Виды познания II. Основная часть
Внедрение в учебный процесс современных педагогических технологий и средств обучения
России Е. Н. Потапова к урокам обучения грамоте предложила ввести занятия по штриховке см книгу Е. Н. Потаповой «Радость познания» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок обучения грамоте и письму в 1 классе (по программе «Школа России»). (слайд 1)
России Е. Н. Потапова к урокам обучения грамоте предложила ввести занятия по штриховке см книгу Е. Н. Потаповой «Радость познания» iconСеминарского занятия Проблемы гносеологии Познавательные способности...
А1 «На судьбу человека влияет то, под каким зодиакальным созвездием он родился». Данное утверждение является примером
России Е. Н. Потапова к урокам обучения грамоте предложила ввести занятия по штриховке см книгу Е. Н. Потаповой «Радость познания» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте (письмо) составлено на основе программы «Обучение грамоте и развитие...
России Е. Н. Потапова к урокам обучения грамоте предложила ввести занятия по штриховке см книгу Е. Н. Потаповой «Радость познания» iconУрок по предмету "Окружающий мир" (3 класс) Тема: «Человек и природа....
«природы Экологическая опасность» и др.; фотографии растений, животных, занесенных в Красную книгу. Учебник “Окружающий мир”, 3Кл...
России Е. Н. Потапова к урокам обучения грамоте предложила ввести занятия по штриховке см книгу Е. Н. Потаповой «Радость познания» iconЖивотные Тульской области
Красную книгу бывшего СССР и Красную книгу России. В водоемах области обитает 38 видов рыб, из которых наиболее распространенными...
России Е. Н. Потапова к урокам обучения грамоте предложила ввести занятия по штриховке см книгу Е. Н. Потаповой «Радость познания» iconУрок обществознания в 10 классе. Тема: Человек
Здравствуйте. Тема сегодняшнего урока – виды познания. В прошлый раз мы уже познакомились с одной типологией видов познания, базирующейся...
России Е. Н. Потапова к урокам обучения грамоте предложила ввести занятия по штриховке см книгу Е. Н. Потаповой «Радость познания» iconНаучить счастью «Как это возможно?»- спросят многие из вас. «Нельзя!...
Научить счастью творческого труда в любой человеческой деятельности. Радость достижения результатов, радость этого процесса и радость...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск