Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Шабановская средняя общеобразовательная школа
Программа кружка
« Информика»
(срок реализации 3 года, возраст 7-10 лет)
Руководитель кружка:
Сенина С.А
С. Шабаново 2013 г.
Пояснительная записка
Программа составлена на основе программы Горбунова Л.Н « Клуб весёлых информатиков: занимательные уроки, внеклассные мероприятия» Основы компьютерной грамотности учащиеся получают на школьных уроках информатики. Внеклассная работа по предмету и вовлечение в нее большего числа учащихся дает возможность преодолевать барьер в общении с компьютером, закреплять знания, полученные на уроке, развивать творческие способности.
Современный человек должен хорошо ориентироваться в громадном потоке информации, уметь ей управлять.
Знание компьютера и информатики актуально в наше время. Компьютер помогает человеку обрабатывать большие объемы информации за короткое время, что значительно облегчает работу человека.
Раннее приобщение ребенка к применению компьютерных технологий имеет ряд положительных сторон, как в плане развития его личности, так и для последующего изучения школьных предметов и в дальнейшей профессиональной подготовке, облегчая дальнейшую социализацию ребенка, вхождение его в информационное общество.
Компьютерные технологии в учебном процессе способствуют формированию познавательных и творческих способностей ребенка. Развивающая сторона занятий по приобщению к информационным технологиям направлена на формирование приемов учебной деятельности в условиях информатизации.
Настоящая образовательная программа направлена на создание организационных условий формирования информационной культуры учащихся. Программа носит инновационный характер в рамках школы, синтезируя как подходы, ориентированные на развитие интеллектуальной сферы школьника, его познавательной деятельности, так и информационную подготовку, направленную на органичное включение информационных технологий в образовательную деятельность ребенка. Она основывается на оптимистичных взглядах на возрастные возможности и образовательные потребности школьника, изучении специфики развития их мышления и других психических процессов и функций в условиях компьютеризированной игровой и учебной деятельности.
Эффективность обучения основам информационной грамотности зависит от правильного учета психофизиологических особенностей детей данного возраста, соблюдения санитарно-гигиенических и эргономических норм во время организации и проведения занятий, профессиональной компетентности преподавателя в области воспитания и обучения.
Школа – это важный инструмент достижения индивидуального успеха. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, другие мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
Данная программа предназначена для вовлечения учащихся в творческую работу с применением одного из направлений компьютерных технологий, а именно графики. Так как такой вид деятельности наиболее понятен и интересен для учащихся любого возраста. Он удачно сочетается с элементами игры.
Преподавание построено в соответствии с принципами валеологии «не навреди». На каждом занятии обязательно проводится физкультминутка, за компьютером дети работают 10 – 15 минут, и сразу после работы за компьютером следует минутка релаксации – дети выполняют различные гимнастические упражнения для глаз и кистей рук.
Предметная область: ИНФОРМАТИКА
2. Цель программы:
Создание условий для развития познавательной активности в области информационных компьютерных технологий;
3. Задачи:
Сформировать:
-понимание того, как представляется информация в компьютере;
-первоначальное представление об основных устройствах компьютера и их назначениях;
-умения работы с клавиатурой.
-умение определять объем информации.
-Знание программного обеспечения компьютера. Развивать:
-умения анализировать, сравнивать, систематизировать и обобщать;
-интерес к учению, стремление к расширению кругозора;
-самостоятельность, самооценку.
-алгоритмическое мышление;
-навыки сравнения и обобщения информации.
Воспитывать:
-дисциплинированность, любознательность;
-бережное отношение к имуществу и ВТ.
-сосредоточенность, работоспособность на занятии 4. Формы занятий
Основными, характерными при реализации данной программы формами являются комбинированные занятия. Занятия состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть.
При проведении занятий традиционно используются три формы работы:
демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационным экраном или экранами компьютеров на ученических рабочих местах;
фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога;
самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.
5.Ожидаемый результат:
По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы на компьютере и применять их в практической деятельности и повседневной жизни.
Умение самостоятельно осуществлять творческие проекты в интегрированной мультимедийной среде ПервоЛого.
Создание банка данных детских работ (статей, рисунков, презентаций) для использования в учебно-воспитательном процессе.
Совершенствование материально-технической базы.
К концу обучения в начальной школе у младших школьников формируются представления об основных видах информации, способах ее получения. В результате обучения дети научатся пользоваться информационными материалами и применять главные средства информационных технологий. Полученные знания и умения учащиеся могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельной творческой деятельности. а) сформированность первоначальных представлений о роли информации в жизни человека;
б) ознакомление учащихся органами чувств с помощью которых мы получаем информацию;
в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией информационных процессов;
г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.). Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы. Уметь пользоваться языком информатики:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях и следовать им.
Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Учебно-тематический план
1-й год
№п/п
| Тема занятия
| Проектная деятельность
| Количество часов
| теория
| практика
| всего
| Раздел 1. Информация и Информационные процессы. История информатики.
| 1
| Информация вокруг нас. Информационные процессы в обществе и технике. Техника безопасности.
| Разработка групового творческого проекта
| 0,5
| 0,5
| 1
| 2
| Компьютер – универсальная машина.
Что умеет компьютер.
| Разработка группового творческого проекта
| 0,5
| 0,5
| 1
| 3
| Из истории компьютерной техники.
Путешествия во времени. Музей информатики.
| Проект: Путешествие в страну «Информику»
| 0,5
| 0,5
| 1
| Раздел 2. Графический интерфейс Windows
|
|
| 3
| 4
| Рабочий стол в реальном и виртуальном мире.
|
| 0,5
| 0,5
| 1
| 5
| Компьютерная помощница – мышь.
Меню: возможность выбора.
|
| 0,5
| 0,5
| 1
| 6
| Начните работу с нажатия кнопки Пуск.
Окно в компьютерный мир.
|
| 0,5
| 0,5
| 1
| Раздел 3. Устройства ввода и вывода информации.
|
|
| 5
| 7
| Клавиатура- инструмент писателя.
Клавиатурный тренажер.
|
| 0,5
| 1,5
| 2
| 8
| Калькулятор- помощник математиков.
|
| 0,5
| 0,5
| 1
| 9
| Украшаем Рабочий стол. Настройки Рабочего стола.
|
| 0,5
| 0,5
| 1
| 10
| Учимся открывать и создавать папки.
Поиграем в кошки мышки. Поиск объектов и файлов.
|
| 0,5
| 0,5
| 1
| Раздел 4. Обработка графической информации.
|
|
|
| 13
| 11
| Графический редактор Paint.
Инструменты для рисования.
| Разработка индивидуального творческого проекта
| 0,5
| 1,5
| 2
| 12
| Создание компьютерного рисунка.
Настройка инструментов и панели инструментов.
| Разработка индивидуального творческого проекта
| 0,5
| 1,5
| 2
| 13
| Редактирование компьютерного рисунка.
| Разработка индивидуального творческого проекта
| 0,5
| 0,5
| 1
| 14
| Фрагмент рисунка.
Сборка рисунка из деталей.
|
| 0,5
| 1,5
| 2
| 15
| Как сохранить созданный рисунок. Как открыть рисунок, сохраненный на диске.
| Проект «Мой домик»
| 0,5
| 0,5
| 1
| 16
| Эллипс и окружность.
Рисунки с помощью произвольных линий.
| Разработка индивидуального творческого проекта
| 0,5
| 1,5
| 2
| 17
| Я художник. Создание рисунка на свободную тему.
| Разработка индивидуального творческого проекта
| 0,5
| 1,5
| 2
| 18
| Я художник
| Проект «Открытка»
| -
| 1
| 1
| Раздел 5. Обработка текстовой информации.
|
|
| 4
| 19
| Текстовые редакторы.
Набор и редактирование текста.
| Разработка индивидуального творческого проекта
| 0,5
| 0,5
| 1
| 20
| Создание и сохранение документов в текстовом редакторе. Ввод текста.
| Разработка индивидуального творческого проекта
| 0,5
| 0,5
| 1
| 21
| Форматирование текста.
|
| 0,5
| 0,5
| 1
| 22
| Форматирование текста.
| Проект «Приглашение»
|
| 1
| 1
| Раздел 6. Развлечение с пользой.
|
|
|
| 5
| 23
| Виды игр, и занимательных программ на компьютере.
| Разработка группового творческого проекта
| 0,5
| 0,5
| 1
| 24
| Игры и развлечения в компьютере
|
| 0,5
| 1,5
| 2
| 25
| Конкурс игра «Счастливый случай»
|
| 1
| 1
| 1
| 26
| Конкурс творческих проектов
| Проект «Букет вежливых слов»
| -
| 1
| 1
| Итого:
| 33
| Учебно-тематический план
2-й год
№п/п
| Тема занятия
| Проектная деятельность
| Количество часов
| теория
| практика
| всего
| Раздел 1. Вводный раздел. Повторение.
| 5
| 1
| Правила поведения и техника безопасности
в кабинете ИВТ
|
| 0,5
| 0,5
| 1
| 2
| Что умеет делать компьютер?
Компьютер – помощник человека
| Разработка группового творческого проекта
| 0,5
| 0,5
| 1
| 3
| Из чего состоит компьютер ?
| Разработка группового творческого проекта
| 0,5
| 0,5
| 1
| 4
| Управление мышью.
|
| 0,5
| 0,5
| 1
| 5
| Клавиатура.
Упражнения из серии «Ловкие ручки»
| Проект Геометрическая долина
| 0,5
| 0,5
| 1
| Раздел 2. Формальное описание предметов 4
| 6
| Выделение существенных признаков предмета
|
| 0,5
| 0,5
| 1
| 7
| Выделение существенных признаков группы
предметов: общее и особенное
|
| 0,5
| 0,5
| 1
| 8
| Выявление закономерностей в расположении
предметов
|
| 0,5
| 0,5
| 1
| 9
| Понятие множества
|
| 0,5
| 0,5
| 1
| Раздел 3. Введение в логику 7
| 10
| Упражнения на развитие внимания
| Разработка индивидуального творческого проекта
| 0,5
| 1,5
| 2
| 11
| Логика и конструирование Программа Paint.
| Разработка индивидуального творческого проекта
| 0,5
| 1,5
| 2
| 12
| Симметрия . Программа Paint.
| Разработка индивидуального творческого проекта
| 0,5
| 0,5
| 1
| 13
| Орнамент. Программа Paint.
|
| 0,5
| 1,5
| 2
| 14
| Ребусы .
|
| 1
| 1
| 2
| 15
|
| Проект «Ребусы в информатике»
|
| 2
| 2
| Раздел 4. Алгоритмы и исполнители 11
| 16
| Понятие алгоритма и исполнителя.
Примеры алгоритмов
| Разработка индивидуального творческого проекта
| 1
| 1
| 2
| 17
| Алгоритмы в математике и русском языке
| Разработка индивидуального творческого проекта
| 1
| 1
| 2
| 18
| Способы записи алгоритмов
| Разработка индивидуального творческого проекта
| 0,5
| 1,5
| 2
| 19
| Работа в алгоритмической среде
|
| 1
| 4
| 5
| 20
| Конкурс творческих проектов
| Проект
« Записная книжка»
|
| 2
| 2
| Итого:
| 33
|
Тематическое планирование
3 год
№п/п
| Тема занятия
| Проектная деятельность
| Количество часов
| теория
| практика
| всего
| 1
| Представление о Power Point
|
| 1
| 1
| 2
| 2
| «Создание фона»
|
| 0.5
| 0.5
| 1
| 4
| Технология создания презентации.
|
| 1
| 2
| 3
| 5
| Добавление эффектов мультимедиа.
|
| 0,5
| 0,5
| 1
| 6
| «Создание текста в слайде. Вставка рисунков в слайд»
|
| 0.5
| 0.5
| 1
| 7
| Создание презентации, состоящей из нескольких слайдов
| Подготовка проекта
| 1
| 1
| 3
| 8
| «Создание текста в слайде. Вставка рисунков в слайд»
|
| 0.5
| 0.5
| 1
| 9
| Создание презентации «Я и мое здоровье» проект
| «Я и мое здоровье» проект
| 0.5
| 2
| 3
| 10
| Работа с сортировщиком слайдов.
|
| 1
| 1
| 3
| 11
| Вставка схем, таблиц и их настройка»
В ходе выполнения практической работы учащиеся создают в слайде схемы и таблицы, группируют элементы схемы в один объект.
|
| 0.5
| 0.5
| 1
| 12
| «Вставка звука, видеоклипа. Настройка анимации клипа»
|
| 1
| 3
| 4
| 13
| «Вставка и настройка диаграмм»
|
| 0.5
| 0.5
| 1
| 14
| «Создание презентации состоящей из нескольких слайдов»
|
| 0.5
| 1.5
| 2
| 15
| Создание управляющих кнопок.
|
| 1
| 1
| 2
| 16
| Защита мультимедийных проектов
|
| 0.5
| 0.5
| 4
| Итого
| 34ч
| |