Скачать 0.49 Mb.
|
Пояснительная записка При преподавании учебного предмета «Информатика и ИКТ» следует руководствоваться следующими нормативными и распорядительными документами: 1. Федеральный закон РФ “Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3. 2. Приказ Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования». 3. Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». 4. Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 7 июля 2005 г. N 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана». 5. Приказ комитета образования ЕАО «Об утверждении регионального базисного учебного плана на 2013 – 2014 учебный год для общеобразовательных учреждений Еврейской автономной области» № 254 от 27.05. 2013 г. 6. Приказ МКОУ СОШ №15 №84 от 15.08.2013 «Об утверждении учебного плана школы на 2013-2014 учебный год». Цели и задачи: Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
Основные задачи программы:
Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями. Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовыми и графическими редакторами, электронными таблицами, СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций. Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов. Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение разделов курса заканчивается проведением контрольного тестирования. Учебная программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по информатике и на основе авторской программы Семакина И.Г., Залоговой Л.А., Русакова С.В., Шестаковой Л.В. опубликованной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие/ составитель М.Н.Бородин. – 2-е изд. – БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012». Учебная программа предназначена для изучения информатики в 8 классе средней общеобразовательной школы по учебнику Семакиным И.Г., Залоговой Л.А., Русаковым С.В., Шестаковой Л.В. «Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс. 9 класс», БИНОМ, 2010. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ и реализует авторскую программу Семакина И.Г., Залоговой Л.А., Русакова С.В., Шестаковой Л.В. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 2885. Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации». «Программа курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8-9 классы) Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова В.Л., рассчитан на 105 учебных часов. В соответствии с федеральным базисным планом для основного общего образования и в соответствии с учебным планом МОУ Култаевская СОШ программа рассчитана на преподавание курса информатики и икт в 9 классе в объеме 2 час в неделю, 35 учебных недель, 70 учебных часов в год. В рабочую программу внесены следующие изменения: 7 часов резервного времени будет потрачено на подготовку и проведение уроков тестирования по изученным темам, итогового теста за курс 9 класса и изучении темы «Системы счисления», это обусловлено тем, что данная тема обширно представлена в Государственной итоговой аттестации по информатике, тема «Информационные технологии и общество» сокращена на 1 час. Количество контрольных работ за год – 6. Количество практических работ за год – 28. Формы организации учебного процесса Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 20-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов. Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома. Виды уроков: - Урок ознакомления с новым материалом - Урок закрепления изученного - Урок применения знаний и умений - Урок обобщения и систематизации знаний - Урок проверки и коррекции знаний и умений - Комбинированный урок Механизмы формирования ключевых компетенций Понятия информации и информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картины мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению. Собственно говоря, именно благодаря этому феномену стало возможным говорить о самой дисциплине и учебном предмете информатика. Влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье столь значительно, что есть необходимость у учеников 9 класса сформировать представление о ручном, механизированном и автоматизированном труде человека. Информационные процессы, как процессы познания окружающего мира приобретают для учеников новое значение: единство информационных процессов в живой и неживой природе, обществе, а умение планировать, распределять рабочего времени, выполнять последовательности операций, контролировать результаты деятельности ученика - как процесс преобразования информации. Осуществление сотрудничества при коллективной работе воспитывают толерантность, взаимопонимание у учащихся. Соблюдение безопасных приемов труда при работе с компьютером, позволяют приобрести навыки работы с бытовой техникой. Поиск, преобразование, хранение и применение информации для решения технических и технологических задач расширяют кругозор учеников. Определение формы, размеров, последовательности создание документов по рисункам, схемам, эскизам, чертежам развивают абстрактное мышление. Использование программы калькулятор для вычислений при решении практических задач в несколько действий развивает вычислительные навыки учеников. Практика работы на компьютере на раннем этапе обучения учащихся позволяет с большим успехом овладеть навыками работы на компьютере. Соблюдение безопасных приемов труда при работе на компьютере, бережное отношение к техническим устройствам, знание назначения основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации позволяет правильно без вреда для здоровья ребенка использовать компьютер в учебной и внеклассной деятельности. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств способствуют формированию знания функциональной схемы компьютера. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора развивают знания в области компьютерных технологий. Работа с простыми информационными объектами - текстами, таблицами, схемами, рисунками, преобразование, создание, сохранение, удаление информации на компьютере, вывод текста на принтер, - позволяет на доступном для возраста детей формировать устойчивый интерес к предмету. Связь с тем, что найденная информация, созданные документы должны быть «материализованы», т.е. «овеществлены» позволяет ввести понятие некоторого материального носителя информации. Информационные процессы всегда протекают в каких-либо системах. Осуществление информационных процессов в системах может быть целенаправленным или стихийным, организованным или хаотичным, но какую бы мы не рассматривали систему, в ней всегда присутствуют информационные процессы, и обратно, какой бы информационный процесс мы не рассматривали, он всегда реализуется в рамках какой-либо системы. В рабочей тетради представлены необходимые для формирования понятия системы задания. Для формирования пользовательских навыков применения компьютера в урочной (распечатка рефератов, выступлений и т.д.), внеклассной работе (участие в конкурсах, оформление классных уголков, выпуск газет и т.д.) и самостоятельной творческой работой, применяется информационно-предметный практикум. Самостоятельное выполнение практических заданий раскрывает индивидуальность, интеллектуальный потенциал обучаемого. Обучение информатики в общеобразовательной школе целесообразно организовать "по спирали": первоначальное знакомство с понятиями всех изучаемых линий (модулей), затем на следующей ступени обучения изучение вопросов тех же модулей, но уже на качественно новой основе, более подробное, с включением некоторых новых понятий, относящихся к данному модулю и т.д. Таких “витков” в зависимости от количества учебных часов, отведенных под информатику в конкретной школе, может быть два или три. Преимущество в «три» витка обучения очевидно: непрерывность в процессе преподавания информатики, освоение компьютерных технологий на раннем этапе обучения для применения знаний в других предметных областях. Во многом роль обучения информатике в развитии мышления обусловлена современными разработками в области методики моделирования и проектирования, особенно в объектно-ориентированном моделировании и проектировании, опирающемся на свойственное человеку понятийное мышление. В связи с этим рассматриваются два аспекта изучения информатики: технологический, в котором информатика рассматривается как средство формирования образовательного потенциала, позволяющего развивать наиболее передовые на сегодня технологии - информационные; общеобразовательный, в котором информатика рассматривается как средство развития логического мышления, умения анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы. Кроме того, можно выделить два основных направления обучения информатике. Первое - это обучение конкретным технологиям. В качестве пропедевтических занятий учащиеся могут использовать различные доступные их возрасту программные продукты, применяя компьютер в качестве инструмента для своих целей (выпуск журналов, рисование, клубы по компьютерной переписке и т.д.). Второе направление обучения информатике как науке, что предполагает обучение логическому мышлению. Психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5-11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Формы контроля Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения. Основная форма контроля – тестирование. Правила при оценивании:
Такой подход позволяет добиться вдумчивого отношения к тестированию, позволяет сформировать у школьников навыки самооценки и ответственного отношения к собственному выбору. Тем не менее, учитель может отказаться от начисления штрафных баллов, особенно на начальном этапе тестирования. При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:
Требования к уровню подготовки обучающихся 9 класс В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен: знать/понимать
• основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма; • программный принцип работы компьютера; • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий: • назначение и виды моделей, описывающих объекты и процессы; • области применения моделирования объектов и процессов; уметь • использовать возможности локальной и глобальной сети для обмена информацией и доступа к периферийным устройствам и информационным банкам; • представлять числа в различных системах счисления; • выполнять и строить простые алгоритмы; • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования; • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности; • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации, скорость передачи информации; • создавать информационные объекты, в том числе: - структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; - создавать и использовать различные формы представления информации: формулы графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому; - создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений; - создавать записи в базе данных; - создавать презентации на основе шаблонов; • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам; • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой); • следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем); • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов процессов; • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы; • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов. Перечень средств ИКТ аппаратного и программного обеспечения кабинета Оборудование и приборы. 1) Комплект плакатов «Основы информатики». 2) Мультимедийный проектор. 3) Экран. 4) Звуковые колонки. 5) Компьютер ученика (системный блок, монитор(ж/к), клавиатура, мышь, наушники, сетевой фильтр). 6) МФУ. Программные средства
Основная литература:
Содержание дисциплины 9 класс (70 час.)
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных. Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW – Всемирная паутина. Поисковые системы Интернета. Архивирование и разархивирование файлов. Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами. Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов). Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора. Выполнение итоговой самостоятельной работы по выполнению поиска в Интернете. Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей. Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования. Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД. Проектирование и создание однотабличной БД. Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей. Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей. Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете). Выполнение итоговой самостоятельной работы по созданию базы данных «Видеотека». Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера. Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами. Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц. Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц. Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами электронной таблицы (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств. Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы. Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Кибернетика. Кибернетическая модель управления. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы. Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации. Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм). Выполнение итоговой самостоятельной работы по составлению алгоритма управления исполнителем со сложной структурой (заполнение графического поля квадратами или линией типа «меандр») Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных. Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов. Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка задачи, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование. Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов. Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Позиционные и непозиционные системы счисления. Двоичная и десятичная системы счисления. Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления Перевод из десятичной системы в другие системы счисления. Перевод в десятичную систему счисления. Перевод дробных десятичных чисел. Перевод чисел из двоичной в шестнадцатеричную систему. Перевод дробных чисел. Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
8. Информационные технологии и общество -1 час. Предыстория информатики. История чисел и систем счисления. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы информационной безопасности, этические и правовые нормы в информационной сфере. Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Итоговый контроль – 1 часа 69-70 уроки – резервные уроки |
Пояснительная записка Перечень нормативных документов, используемых... Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 №273-фз | Пояснительная записка Перечень нормативных документов, используемых... Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 №273-фз | ||
Пояснительная записка рабочая программа по истории Вологодского края... Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» | Пояснительная записка Рабочая учебная программа по истории разработана... Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» | ||
Пояснительная записка рабочая программа по литературе в 8 классе... Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» | Пояснительная записка Рабочая учебная программа по истории разработана... Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» | ||
Пояснительная записка рабочая программа по литературе в 11 классе... Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» | Пояснительная записка рабочая программа по истории составлена на... Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» | ||
Пояснительная записка рабочая программа по обж 8 класс разработана... Федеральный закон от 29. 12. 2012. №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» | Пояснительная записка: рабочая программа составлена на основе следующих... Федеральный закон от 29. 12. 2012 г. №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23. 07. 2013) | ||
Пояснительная записка Общее назначение, отражение специфики оу Основание Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-фз | Рабочая программа по русскому языку в 9 классе разработана на основе... Федеральный закон от 29. 12. 2012. №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» | ||
Пояснительная записка к учебной программе курса «Литература» в 6 классе на 2013-2014 учебный год Федеральный закон №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года. Вступает в силу с 01. 09. 2013 | Закон об образовании. Закон об образовании 2013 федеральный закон... Ниже представлен полный текст федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (от 29. 12. 2012 n 273-фз) | ||
Закон Российской Федерации об образовании по технологии №273-фз от 29. 12. 2012 Для обеспечения качественного обновления и совершенствования преподавания учебного предмета «Технология» в 2013-2014 учебном году... | Пояснительная записка Рабочая учебная программа разработана на основании следующих документов Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012 г., №273-фз «Об образовании в Российской Федерации». Принят Государственной... |