Скачать 479.22 Kb.
|
На правах рукописи Артамонова Саргылана Юрьевна Состояние здоровья подростков с поведенческими расстройствами 14.00.09 – Педиатрия Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук Москва – 2008 Работа выполнена в Медицинском институте ГОУ ВПО «Якутский государственный университет имени М.К. Аммосова».
Защита диссертации состоится «___» _________2008 г. в ___ часов на заседании диссертационного совета Д. 208.040.10 при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова» Министерства здравоохранения и социального развития РФ по адресу: 119992, г. Москва, ул. Трубецкая, д. 8, строение 2. С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ГОУ ВПО «Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова» по адресу: 117998, г. Москва, ул. Нахимовский проспект, д. 49. Автореферат разослан «___» _________2008 г. Ученый секретарь диссертационного совета доктор медицинских наук, профессор Эрдес Светлана Ильинична ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. В настоящее время состояние здоровья подросткового населения Российской Федерации вызывает обоснованную тревогу медицинской общественности (А.А.Баранов, 2002-2008; Л.А. Щеплягина, 2005; Н.А. Геппе, 2002-2007; Б.М. Блохин, 2006). По данным современных исследователей (В.Р. Кучма, 2004, А.А.Баранов, 2005, М.Ф. Рзянкина, 2005; Н.В. Саввина, 2006) за последнее десятилетие в состоянии здоровья подростков произошли неблагоприятные изменения: рост общей заболеваемости практически по всем классам болезней, значительное увеличение доли заболеваний с хроническим и рецидивирующим течением, нарастание уровня инвалидности, рост социально-значимых заболеваний. Пубертатный период относится к критическим периодам развития детей. Нейрогуморальная лабильность этого периода определяет возможность развития выраженных изменений со стороны жизненно важных органов и систем, что позволяет относить подростков в группу риска по развитию функциональной и хронической патологии (А.А.Баранов, 2002, 2006; Л.А. Щеплягина, 2005, Л.А.Жданова, 1999). Одной из существенных проблем подросткового возраста является недостаточная социальная адаптация, проявляющаяся прежде всего в разноплановых поведенческих отклонениях, именуемых как социальная девиация – поведение, нарушающее общепринятые общественные и правовые нормы (агрессия, демонстрация, отклонение от учебы, систематические уходы из дома, бродяжничество и т.д.). Негативные формы девиации: курение, пьянство, наркотизация и связанные с ними последствия, антиобщественные действия сексуального характера, суицид, подростковый криминал, являясь крайними степенями социальной девиации, дезорганизуют общественную систему, наносят значительный ущерб самим подросткам, существенно ухудшая их качество жизни и социальные возможности в настоящем и угрожая развитием у них в будущем более тяжелой психологической и психосоматической патологии. Частота социально значимых отклонений в поведении подростков свидетельствует о глубине проблемы социальной девиации. В Республике Саха (Якутия) состоит на профилактическом учете в связи со злоупотреблением наркотическими средствами 47,7 на 100000, ненаркотическими средствами 136,2 на 100000, алкоголем 570,5 на 100000 подростков (ГУ ЯРМИАЦ МЗ РС (Я), 2006). В связи широкой распространенностью девиаций в поведении подростков, высоким уровнем особо негативных форм особую актуальность приобретает изучение состояния здоровья и психоэмоционального статуса подростков с целью проведения мероприятий по снижению числа подростков с отклонениями в поведении или нивелированию уже имеющих место девиаций. Цель исследования: изучение состояния здоровья подростков с поведенческими расстройствами и разработка алгоритма диагностики психофункционального состояния для формирования групп риска и диспансерного наблюдения. Задачи исследования:
Научная новизна. Изучены закономерности формирования здоровья и адаптационных процессов у подростков с девиантной формой поведения. Установлены особенности физического развития подростков с поведенческими расстройствами, которые характеризуются значительным удельным весом подростков, имеющих отклонения в физическом развитии и формирующих группу риска по развитию нарушений здоровья. Выявлены неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья подростков с поведенческими расстройствами: высокий уровень заболеваний желудочно-кишечного тракта (63,5 %), эндокринные расстройства (47,9 %), опорно-двигательного аппарата (39,6 %). Использованы в амбулаторно-поликлинической практике компьютерная экспертная система на базе кардиоритмографического метода CardioExpert и компьютерная бронхофонография «Паттерн», позволяющие эффективно исследовать функциональное состояние кардиореспираторной системы при комплексной оценке состояния здоровья подростков с поведенческими расстройствами. Определена роль психоневрологических, психологических показателей в развитии девиантных расстройств у подростков. Определены наиболее значимые медико-социальные факторы, оказывающие влияние на формирование поведенческих отклонений в популяции подростков. К ним относятся: низкое материальное благополучие семьи, нарушения внутрисемейных отношений, асоциальный образ жизни родителей, нарушение форм воспитания. Также определена роль медико-биологических факторов в развитии девиаций у подростков. Практическая значимость работы определяется его результатами, позволившими представить в учреждения практического здравоохранения научно-обоснованную информацию о состоянии здоровья подростков с отклонениями в поведении: выявлены подростки, более подверженные риску заболеваний и нуждающиеся в динамическом врачебном наблюдении, профилактических мероприятиях и социальной помощи. Предложена для внедрения в практическую деятельность детских амбулаторно-поликлинических и образовательных учреждений профилактическая программа «Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний у детей и подростков». Разработан алгоритм диагностики для участковых педиатров по диагностике подростков группы риска по формированию девиантных форм поведения и подростков с отклонениями в поведении. Результаты проведенного исследования целесообразно использовать как в работе педиатрической службы в диагностике, прогнозе, лечении и профилактики заболеваний у детей подросткового возраста, так и в курсе лекций кафедр медицинского института Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова. Основные положения, выносимые на защиту: 1. Состояние здоровья подростков с поведенческими расстройствами характеризуется высоким уровнем соматической и психоневрологической патологии. 2. Значимыми факторами риска формирования девиантных расстройств поведения у подростков являются: а) медико-биологические – отягощенный перинатальный анамнез, частые простудные заболевания; б) медико-социальные – низкое материальное благополучие семьи, нарушения внутрисемейных отношений, асоциальный образ жизни родителей, нарушение воспитания ребенка; в) психоневрологические – резидуально-органические поражения головного мозга (перинатального, посттравматического и смешанного генеза); г) психологические и личностные особенности подростков. 3. Наиболее информативными для оценки соматического здоровья подростков являются показатели спектрального анализа вариабельности сердечного ритма – HF, LF, VLF, HF%, LF%, TP. Внедрение в практику здравоохранения. Результаты исследования использованы при разработке и внедрении профилактической программы «Факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний у детей и подростков»; организации и проведении образовательных программ среди подростков, педагогов, медицинских работников образовательных учреждений; подготовке учебных пособий и руководства (3): «Планирование и организация коммуникационной кампании «Некурящее поколение» в образовательных учреждениях Республики Саха (Якутия), «Функциональные методы исследования кардиореспираторной системы у детей», «Профилактика табакокурения среди детей и подростков». Результаты исследования используются в учебном процессе по дисциплине «Педиатрия» на практических занятиях и в лекционном курсе для студентов 5, 6 курсов педиатрического и лечебного факультетов, клинических интернов, клинических ординаторов, при проведении циклов повышения квалификации врачей-педиатров Республики Саха (Якутия). Апробация работы. Материалы диссертации доложены: на заседании регионального отделения Союза педиатров России «Проблемы организации медико-социальной помощи детям подросткового возраста» (Якутск, январь, 2006); на республиканской научно-практической конференции «Совершенствование качества медицинской помощи в рамках реализации Приоритетного национального проекта «Здоровье» (Якутск, июнь, 2007); XV Российско-японском симпозиуме по медицинскому обмену (Благовещенск, сентябрь, 2007); XII Конгрессе «Актуальные проблемы педиатрии» (Москва, февраль, 2008); на региональной научно-практической конференции «Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях (Якутск, апрель, 2008). Апробация материалов работы состоялась на объединенной научной конференции кафедры пропедевтики детских болезней педиатрического факультета и кафедры педиатрии факультета последипломного образования врачей МИ ЯГУ (г. Якутск, 07.02.08) и кафедры детских болезней лечебного факультета МММ им. И.М. Сеченова (г. Москва, 10.03.08). Работа выполнялась в соответствии с научными направлениями Медицинского института ГОУ ВПО «Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова» в рамках программ Госзаказа Правительства Республики Саха (Якутия): «Комплексный подход к изучению состояния здоровья детей и подростков Республики Саха (Якутия), разработка научно - обоснованных современных методов коррекции нарушений здоровья» (регистрационный номер 8.1.4.). По теме диссертации написано в соавторстве и опубликовано 14 научных работ. Изданы 2 учебных пособия и 1 руководство для врачей, педагогов, психологов, работающих с подростками. Структура и объем диссертации Диссертация изложена на _____ страницах машинописного текста и состоит из введения, обзора литературы, главы организации работы и методов исследования, главы собственных результатов исследования, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, приложений. Текст иллюстрирован ___ таблицами и ___ рисунками. Список литературы включает ____ источников, в том числе ____ отечественных и ___ иностранных. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Объем и методы исследования. За период с 2004 по 2007 г. на клинических базах кафедры пропедевтики детских болезней Медицинского института ГОУ ВПО «Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова» проведено обследование 396 подростков в возрасте 15 лет. Согласно дизайна, в исследование были включены подростки с поведенческими расстройствами (основная группа) и без поведенческих нарушений (контрольная группа). В основной группе под наблюдением находилось 96 подростков с поведенческими нарушениями, в том числе девушек - 35, юношей - 61 человек. Эту группу составили учащиеся школ г. Якутска состоящие на учете Центра медико-социальной помощи подросткам и их семьям МУ «Детская городская больница» за систематические прогулы и стойкую неуспеваемость, бродяжничество, проступки в стенах школы и вне ее, в связи с алкоголизацией и правонарушениями. В эту группу входили также учащиеся Республиканской общеобразовательной средней школы закрытого типа (колонии), состоящие на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Критерием для формирования группы девиантов было стойкое (более 6 месяцев) нарушение поведения. Контрольную группу состовили 300 подростков без поведенческих расстройств, учащиеся средних общеобразовательных школ № 11, 21, 33 Управления образования Окружной Администрации ГО «Якутск». Для решения поставленных задач проводился комплекс клинических, лабораторных и инструментальных исследований, включающий автоматизированный ритмографический комплекс «CardioExpert», электроэнцефалографию, а также определение функции внешнего дыхания методом бронхофонографии. Всем подросткам проводилось стандартное лабораторное обследование. Медицинский осмотр подростков осуществлялся врачами-специалистами детского клинико-консультативного отделения Педиатрического центра Республиканской больницы № 1 - Национального центра медицины (директор – Николаева Л.А.) и детского поликлинического отделения МУ «Городская больница № 4» г. Якутска (главный врач – Попова З.П.) в составе: невролога, гастроэнтеролога, офтальмолога, травматолога-ортопеда, гинеколога, эндокринолога, отоларинголога, стоматолога, врача-функционалиста, а также врачом-психиатром, психологами Центра медико-социальной помощи подросткам и их семьям МУ «Детская городская больница» (главный врач – Ножнинова О.В.) и доцентом кафедры возрастной и педагогической психологии Якутского государственного университета, к.п.н. Ушницкой А.Е. С целью изучения уровня здоровья всем подросткам проводили клинические антропометрические исследования (определение длины и массы тела, окружности головы и грудной клетки) с использованием региональных стандартов индивидуальной оценки физического развития (Н.В. Саввина, М.В. Ханды, 2001). Для изучения условий жизни, влияния медико-биологических и социальных факторов на состояние здоровья подростков использовали анкеты, модифицированные Н.В. Саввиной (2005). Анкеты содержали вопросы о медико-биологических факторах, уровне образования и социальном положении, вредных привычках, количестве детей в семье, жилищно-бытовых условиях, материальной обеспеченности семьи, характере питания, эмоциональном климате в семье. В анкету, предложенную для подростков, были включены вопросы о режиме и характере питания, наличия вредных привычек, особенностей проведения досуга, информированности о состоянии здоровья. В ходе работы был проведен анализ медицинской документации из форм 026/у, 112/у, 63/у Перечень исследований приведен в табл. 1. Таблица 1 |
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2013г. Программа... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... | Как бы вы охарактеризовали состояние здоровья современных школьников? Многочисленные исследования свидетельствуют о продолжающемся ухудшении состояния здоровья детей | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... По некоторым официальным данным состояние здоровья учащихся в последние годы ухудшается, и наша школа – не исключение. Растёт число... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Состояние здоровья обучающихся, меры по охране и укреплению здоровья | ||
Рецензия на проектную работу по биологии ученицы 11 класса ноу «Ломоносовская... Краткая характеристика работы: в данной работе представлен обзор вопросов, связанных с проблемами физического развития детей и подростков.... | Цель формирование у учащихся устойчивой мотивации, направленной на... Комплексный подход к формированию навыков здорового образа жизни в условиях общеобразовательной школы | ||
Воспитание культуры здоровья младших школьников. "Путешествие на остров Неболеек" Состояние здоровья подрастающего поколения важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую... | «Информационная безопасность как условие формирования психологического... Цель проекта: создание безопасной информационно-образовательной среды для обеспечения, сохранения и укрепления нравственного, физического,... | ||
Отчет по мониторингу бюджета психиатрического здравоохранения Целью исследования является содействие новым принципам финансирования службы охраны психического здоровья, основанной на нуждах лиц... | Уроки здоровья соответствуют следующей структуре Здоровье современных школьников – серьезная национальная проблема. На состояние здоровья ребенка влияют многие факторы. Это и малоподвижный... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Влияние занятий с тяжестями на физическое состояние детей и подростков | Министерство образования российской федерации письмо Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы, подготовленное совместно с Научно-исследовательским институтом... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования cформирована с учётом... | Методические рекомендации Москва, 2012 Методические рекомендации... Гигиенические требования к организации занятий с использованием средств информационно-коммуникационных технологий | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Настоящее письмо разработано Управлением дошкольного образования Минобразования России совместно с нии гигиены и охраны здоровья... | Моей работы: биологические основы физической культуры По официальным данным, за период обучения в школе состояние здоровья детей ухудшается в 4-5 раз. Многолетняя тенденция к ухудшению... |