Методические рекомендации Матвеев Курган 2013г





Скачать 128.93 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации Матвеев Курган 2013г
Дата публикации13.08.2014
Размер128.93 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Информатика > Методические рекомендации
МУК Матвеево-Курганского района

«Межпоселенческая Центральная Библиотека»

Методико-библиографический отдел
Подготовка библиотечных уроков
Методические рекомендации

http://4.bp.blogspot.com/-thzuzrzivwy/uf4cjji-j1i/aaaaaaaaaxk/eym01lmg2sa/s200/%d0%a1%d0%bd%d0%b8%d0%bc%d0%be%d0%ba%d1%8c.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/6408/147370780.2b/0_96a7b_a908fe6c_xl

http://3.bp.blogspot.com/-utequlzvngy/t2bskulovii/aaaaaaaac1s/dfzpb60a6fs/s1600/11%25282%2529.png


Матвеев Курган

2013г.
Содержание

Введение


Структура библиотечного урока

Формы библиотечного урока и требования к его проведению

Нестандартные формы библиотечных  уроков и примерные  темы к ним

Библиотечный урок

Полезные ссылки

Литература



Введение



Уважаемые коллеги!

Перед современной библиотекой стоит важнейшая задача – подготовить детей к жизни в информационном обществе, научить их ориентироваться в массивах информации, используя ее себе во благо. Решению этой задачи способствуют библиотечные уроки.

Библиотечные уроки – основной вид деятельности библиотекаря по формированию информационной культуры личности учащегося, подготовке ребенка к продуктивной самостоятельной работе с источниками информации. Приобретенные умения позволят детям эффективно находить, оценивать, использовать информацию на уровне, который требуется для включения в разнообразные виды деятельности.

Сегодня широко распространены новые подходы к организации библиотечных уроков. Применение таких нетрадиционных форм, как интеллектуальные игры, инсценировка произведений, литературные путешествия, помогут библиотекарю увлекательно провести занятие.

Данные рекомендации кратко раскрывают методику библиотечного урока: его формы и структуру. Предлагаются вариант проведения библиотечного урока «Тайны библиографии» и список интернет-сайтов, где Вы можете найти сценарии библиотечных уроков. Может быть, они пригодятся Вам в работе.




Структура библиотечного урока

Структура урока включает теоретическую часть и практикум.

Подготовительный этап предполагает выбор темы, места и форму проведения занятия. Необходимо подобрать и изучить нужную литературу, подготовить наглядный материал, оформить книжную выставку или тематическую полку (стенды, плакаты) по теме, подобрать цитаты. Провести анкетирование или тестирование. Важно разработать ход самого урока. Необходимо продумать техническое оснащение, подготовить материал для практической части урока.

Технология проведения библиотечного урока может быть разнообразной в зависимости от выбора форм, методов и приемов, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данной возрастной группы и т.п. Как правило, дается изложение нового материала, выполняется практическая работа учащихся на закрепление нового материала. Современный библиотечный урок предполагает отведение большего времени на самостоятельную и информационно-поисковую деятельность: работу с каталогами, справочными и научно-популярными изданиями.


Результативность урока зависит от таких моментов, как умение вызвать интерес к теме, эмоциональность подачи материала, познавательная активность учащихся. В конце учебного года можно запланировать итоговое занятие в нетрадиционной форме проведения (литературный КВН, библиографический турнир и т.д.).

Темы занятий для учащихся разных ступеней обучения могут быть одинаковыми, но объем материала меняется в динамике: от простого к сложному, от краткого к подробному.

В зависимости от потребностей учащихся, от их знаний каждый библиотекарь должен составлять свой план работы по проведению библиотечных занятий, должен сам выбирать форму проведения, при этом раскрывая свой творческий потенциал и возможности.




Формы библиотечного урока

и требования к его проведению
Основная цель библиотечных уроков – дать учащимся знания, умения и навыки информационного самообеспечения их учебной деятельности.

Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач:

1. Освоение рациональных приемов и способов самостоятельного ведения поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами.

2. Овладение методами аналитико-синтетической переработки информации.

3. Изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы (подготовка сочинений, рефератов, докладов, обзоров).

Чаще всего в работе используется классическая форма библиотечного урока с кратким повтором пройденного, изложением нового материала и его закреплением.

Сегодня актуальны такие активные формы библиотечных уроков как: викторины, интеллектуальные турниры, библиографические игры, конкурсы и т.д.

Библиотечные уроки должны строиться с учётом интересов и доступности содержания, предполагая активное участие самих детей. Поэтому многие занятия предусматривают практические задания, цель которых - закрепить и проверить усвоение пройденного материала. Например, если происходит знакомство с каталожной карточкой, то читателям можно предложить самим составить карточки на книги: в начальной школе - самую простую, в средней школе - по правилам библиографического описания. Если изучается справочная литература, детям необходимо выполнить поисковые задания с обязательным объяснением алгоритма её нахождения.

Эффективность библиотечных уроков возрастает при систематических занятиях на протяжении всего процесса обучения. Темы занятий для учащихся разных ступеней обучения могут быть одинаковыми, но объем материала меняется в динамике от простого к сложному, от краткого к подробному. Для дошкольников и младших школьников проводятся игровые формы уроков.

Формы проведения библиотечного урока разнообразны. Чаще всего используется классическая форма с кратким повтором пройденного, изложением нового материала и его закреплением. Но сегодня актуальны такие активные формы занятий, как викторины, интеллектуальные турниры, библиографические игры, литературные путешествия.

Нестандартные формы библиотечных  уроков

и примерные  темы к ним
урок-информация:

«Возможности  СБА  в  помощь  деловому  чтению», «Справочный  аппарат  книжных  изданий  и  назначение  его  

компонентов»,

«Поисковые  системы  ИНТЕРНЕТ», «Периодическая  печать  в  учебном  процессе», «Солнечная  светлость  книжной  премудрости: профессия  библиотекарь» 
урок-беседа:

«Книга  и чтение  в  жизни  великих  людей»,

«Выдающиеся  читатели-россияне», «Книга  и  библиотека  в  жизни  человека. Библиотеки  России», «Мир  книги. Справочный  аппарат  издания»,

«Книги, которые  должен  знать  современный  человек», «Культура  чтения  периодики», «Основные  приёмы  интеллектуальной  работы  с документами: план, тезисы, реферат, конспект, доклад»,

«Что  такое  библиография, её  виды, назначение», «Как  научиться  быстро  читать»    
урок-лекция: «Первичные  документы  как  составная  часть  информационных  ресурсов  общества»,

«Техника  интеллектуального  труда: Составление  плана. Конспектирование. Виды конспектов. Тезисы. Библиографическое  оформление  цитат и  выписок. Оформление  реферата, конспекта, доклада», «Использование  различных  типов  библиографических  пособий  при выборе  и  разыскании  литературы», «Информационная  культура  личности: её  основы, значение»  
урок-размышление: «Книга  в моей  жизни – что  она значит?» 
урок-диалог:

«Учись  искусству  чтения»,

«Горжусь  своей  профессией, зову  в  свою профессию: о  профессии библиотекаря»
урок-диспут:

«Умеем  ли  мы  читать?», «Кого  мы  называем  человеком  начитанным?»,

«Книга и Интернет: соперники или союзники?»
урок-дискуссия: «Что  я  вкладываю  в понятие «чтение»? 
урок-обсуждение:

«Как  сделать  книгу открытием: (чтение  как  творчество)»
урок-семинар:

«Современные  сокровищницы  книг: Крупнейшие  библиотеки  мира» 
урок-конференция: «Читать, чтобы…»
урок-презентация: «Такая  простая сложная  профессия» 
урок-обзор: «На журнальной полянке»
урок-рекомендация:

«Ориентация  в  информационном  пространстве библиотеки», «Как  использовать  прикнижную  и  внутрижурнальную  библиографию? Библиография  в  журналах  и  газетах», «Искусство  публичного  выступления» 
урок-консультация:

«СБА библиотеки. Методика поиска  нужной  информации», «Роль  каталогов  и  картотек  в  многоаспектном  раскрытии  фонда библиотеки  и  выборе  литературы»,

«Как  работать  с  периодикой. Периодика  в  помощь  студенту», «Технология  подготовки  рефератов  и  докладов», «Методы  самостоятельной  работы  с  книгой», «Методика  составления  библиографического  списка  литературы  к рефератам, курсовым  и  дипломным  работам», «Техника   быстрого  чтения»,

«Как  научиться  выступать публично» 
урок-поиск:

«Практические  навыки  работы  с СБА», «Путешествие  по  лабиринтам  СБА  библиотеки»  
урок-тренинг:

«Справочный  фонд  библиотеки: словари, энциклопедии, справочники. Умение  работать  с ними»
урок-практикум:

«СБА библиотеки – ключ  к  информации»,

«Инструменты поиска библиотечной  информации: каталоги, картотеки, индекс»,

«Элементы  книги. Использование аппарата книги  при чтении», «Пути  информационного  поиска»,

«Информационное самообслуживание  в  библиотеке», «Самостоятельный  поиск  в  информационных  ресурсах  библиотеки», «Что  такое  ББК? Основы  библиографического  описания  

произведений  печати для  оформления  рефератов и курсовых  работ», «Твоя  домашняя  библиотека. Организация  личной  картотеки»  
урок-путешествие: «Путешествие  в мир каталогов  и картотек»
урок-видео-путешествие:

«Листая  памяти  страницы: История библиотеки»
урок-встреча: «Профессия, возведённая  в  ранг  творчества»
урок-игра:

«К тайнам  мысли  и  слова»: поиск  информации  в   справочных  

изданиях»,

«Книжный червяк» 
урок-деловая игра: «Библиографом  становится  каждый»
урок-конкурс: «Навигатор  в  море  информации»
урок-турнир:

«Искусство  быть  читателем»,

«Тайны  раскрывает  библиограф»,

«Битва интеллектуалов»
урок-регата: «Штурманы  книжных  морей»
урок-файл: «Книга  и  компьютер. Ресурсы  ИНТЕРНЕТ» 
урок-познание:  «Что  такое  информационная  культура  человека?»
урок-синтез (библиография + искусство): «Творцы  книг» 
урок-вернисаж:

«Искусство оформления книги: Творчество художников-иллюстраторов»
урок-память: «Книга  и  библиотека: страницы  истории»
Библиотечный урок:
Урок-обзор «Тайны библиографии»

Цель: показать, что библиография – надежный помощник при выборе книг.

Задачи:

  • Дать понятие о библиографии.

  • Познакомить учащихся-читателей со справочным аппаратом библиотеки.

  • Представить справочную литературу – энциклопедии, словари, справочники, научить пользоваться ими.

  • Вызвать интерес к чтению книг.

Ход урока:

1. Опрос учащихся с целью определения существующих знаний по теме занятия.

2. Изложение теоретической части нового материала:

  • дать понятие о библиографии, используя выставку «Тайны библиографии»,

  • рассказать о СБА библиотеки, используя демонстрационный материал (каталоги, картотеки, указатели, папки, рекомендательные списки),

  • подробно познакомить с энциклопедиями, и научить пользоваться ими,

  • представить новые справочные издания (например: серию энциклопедий «Эрудит»).

3. Используя игру, выполнить практические задания на закрепление нового материала.

  1. Вывод.

  2. Домашнее задание.

Библиотекарь:

Дорогие ребята, я рада очередной встрече в стенах нашей библиотеки.

Цель нашего урока познакомиться с понятием «библиография», постичь её тайны и убедиться в том, то библиография является надежным помощником при выборе книг, поэтому тема нашего библиотечного урока так и называется «Тайны библиографии».

– Кто знает, что означает слово «библиография»?

– Где можно найти ответ на заданный вопрос?

Учащиеся: В толковом словаре русского языка.

Библиотекарь: Показывает словарь русского языка В.И. Ожегова.

– Как находим нужное слово в словаре?

Ответ учащихся: В порядке алфавита.

Библиотекарь: Что же нам толкует словарь?

Библиография – это научное описание книг и составление их перечней, указателей.

А проще и понятней для вас можно сказать так, библиография – это рекомендательные списки литературы, указатели, памятки, каталоги, картотеки, справочные издания, то есть справочный аппарат библиотеки, который служит для читателей помощником при выборе книг. Давайте сейчас с каждым из них познакомимся подробнее:

  • Рекомендательный список литературы по краеведению «Здесь начинается Россия».

  • Библиографический указатель «Писатели-природоведы».

  • Рекомендательно-информационные листы к книгам: «Книги-юбиляры», «Почитай! Не пожалеешь!» и др.

  • Библиографическая памятка «Как писать реферат».

  • Картотеки: «Край в котором ты живешь», «Сочинение на 5», «Все обо всем», «Учебные заведения Ростовской области», Систематическая Картотека Статей (CКC).

Каталоги: Алфавитный каталог (АК), Систематический каталог (СК).

Справочные издания:

  • Справочники.

  • Словари.

  • Энциклопедии.

Подробно остановимся на серии тематических энциклопедий «Эрудит». Обзор энциклопедий.

Итак, ребята, сегодня мы познакомились с понятием «библиография» и постарались постичь её тайны.http://i.knitted-toys.ru/u/3f/6819fa5b5511e28e7aa5fe87fad45c/-/%d0%b0%d1%80%d1%82-%d1%81%d0%b0%d0%bb%d0%be%d0%bd%20%d0%a1%d0%b5%d0%bc%d0%b8%d1%86%d0%b2%d0%b5%d1%82%d0%b8%d0%ba-2-%d0%b2%d0%b5%d0%b1%d1%81%d1%82%d1%80%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d1%86%d0%b0.jpg

Для того чтобы закрепить знания, полученные на этом уроке, я предлагаю вам сорвать по лепесточку с «аленького цветочка» (а такой сказочный цветок у нас в библиотеке растет), прочитать вопрос, написанный на лепестке и ответить. Тот, кто внимательно слушал, конечно, правильно сможет ответить и получить приз.

Желающим предлагается сорвать лепесток с вопросом.

  1. Что такое библиография?

  2. Что относится к справочному аппарату библиотеки?

  3. Что такое каталог?

  4. Что такое картотека?

  5. Какие книги относятся к справочным изданиям?

  6. Чем отличаются Алфавитный и Систематический каталоги?

  7. В каком из томов серии энциклопедии «Эрудит» вы сможете найти материал о Солнечной системе?

Итак, ребята, сегодня вы познакомились с понятием «библиография», постигли её тайны и я надеюсь, смогли убедиться в том, что библиография является надёжным помощником при выборе книг.

Домашнее задание: посмотреть дома книги, выбрать из них справочную литературу: справочники, словари, энциклопедии, поставить их на отдельную полочку и обращаться к ним чаще при выполнении уроков, заданных на дом.

Ребята, желаю вам быть образованными и грамотными читателями, до новой встречи у книжных полок.

Полезные ссылки:

http://poipkro.pskovedu.ru/cnpi/bibl_uroki/bibliotechnye_uroki.htm Библиотечные уроки

http://biblio.ep.perm.ru/lesson.html Библиотечные уроки в презентациях


http://www.klass.by/biblio_urok.html Библиотечные уроки в школе

http://kiruo.ru/article.asp?id_text=760 Методическая копилка (сценарии праздников, библиотечных уроков)

Литература:

Антипова, В.Б. Нетрадиционные модели проведения библиотечных уроков / В.Б. Антипова // Шк. библиотека. – 2006. - № 4. – С. 32-39.


Бабикова, Е.Е. Использование интерактивных методов в формировании библиотечно-библиографической грамотности школьников / Е.Е. Бабикова // Шк. библиотека. – 2008. - № 5. – С. 64-65.

Баркова, И.В. Смотр-конкурс профессионального мастерства библиотекарей «Библиотечный урок XXI века» / И.В. Баркова // Шк. библиотека. – 2012. - № 2-3. – С. 99-103.

Библиотечные уроки [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://novichokprosto-biblioblog.blogspot.ru/2013/04/blog-post.html

Гендина, Н.И. Мастер-класс «Учебный курс «Основы информационной культуры личности» в библиотеке: концептуальные основы и методика проведения занятий» / Н.И. Гендина // Шк. библиотека. – 2009. - № 6-7. – С. 78-83.

Жук, О.Н. Библиотечный урок как средство формирования информационного мировоззрения школьников / О.Н. Жук // Шк. библиотека. – 2009. - № 1. – С. 63-64.

Семяновская, А.П. Библиотечные уроки в начальной школе / А.П. Семяновская // Школьная библиотека. – 2011. - № 4. - С. 79-88.

Чигарева, Л.А. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности.// Шк. библиотека. – 2009. - № 2. – С.12-15.

Чулкина, Г.В. Программа «Библиотечно-библиографические и информационные знания школьникам» // Шк. библиотека.- 2001.- № 1.- с. 8-14.

Составитель: библиограф МЦБ Ли М.В.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации Матвеев Курган 2013г iconМетодические рекомендации по изучению курса «Основы менеджмента обсуждены...
Методические рекомендации предназначены для студентов очной, заочной формы обучения
Методические рекомендации Матвеев Курган 2013г iconМетодические рекомендации для педагогов. Курган, 2009 Авторы-составители:...
Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области
Методические рекомендации Матвеев Курган 2013г iconОоо «АгроТех-Курган» Россия 640000 г. Курган Пр. Машиностроителей 1, оф. 214 (отдел продаж)

Методические рекомендации Матвеев Курган 2013г iconМетодические рекомендации к подготовке, выполнению, защите выпускной...
Методические рекомендации к подготовке, выполнению, защите выпускной письменной экзаменационной работы
Методические рекомендации Матвеев Курган 2013г icon«Менингококковая инфекция у детей»
Методические рекомендации рассмотрены и утверждены на заседании кафедры (протокол №8, «14» марта 2013г.)
Методические рекомендации Матвеев Курган 2013г iconМетодические рекомендации по проведению научно-практических исследований...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ на индивидуальные темы
Методические рекомендации Матвеев Курган 2013г iconМетодические рекомендации для воспитателей доу составила: старший...
Анализ, диагностика и планирование игровой деятельности детей дошкольного возраста
Методические рекомендации Матвеев Курган 2013г iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методические рекомендации Матвеев Курган 2013г iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методические рекомендации Матвеев Курган 2013г iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методические рекомендации Матвеев Курган 2013г iconМетодические рекомендации включают рекомендации по организации самостоятельной...
Методические рекомендации предназначено для студентов, обучающихся на курсе психологии и педагогики
Методические рекомендации Матвеев Курган 2013г iconМетодические документы, разработанные для обеспечения образовательного...
Методические рекомендации по планированию, организации и проведению практических занятий
Методические рекомендации Матвеев Курган 2013г iconМетодические рекомендации к изучению курса «Обществознание 10-11кл»....
Методические рекомендации к учебнику «Обществоведение. 10-11» под ред. Л. Н. Боголюбова
Методические рекомендации Матвеев Курган 2013г iconО. И. Богомолова Л. И. Кузнецова 2013г 2013г Протокол №1 от 03. 09. 2013г
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Нижнесанарская средняя общеобразовательная школа»
Методические рекомендации Матвеев Курган 2013г iconМетодические рекомендации по применению методов определения начальной...
Федерального закона от 05. 04. 2013г. №44-фз «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных...
Методические рекомендации Матвеев Курган 2013г iconПояснительная записка рабочая программа для 1-3 классов составлена...
Матвеев, М.: Просвещение, 2011 г и учебников: физическая культура 1 класс: А. П. Матвеев. М.: Просвещение, 2011 г.; физическая культура...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск