Скачать 43.5 Kb.
|
Логические минутки на уроках информатики в начальной школе. Гришина Е.А., учитель информатики МОУ гимназии №1 г. Жуковский Ставя перед начальным школьным образованием задачу развития умственных способностей ребёнка, не следует забывать о проблеме перегрузки детей в современной школе. Большое количество получаемой информации нередко является фактором, снижающим интерес ребёнка к учёбе. Между тем, очень эффективными для развития мышления (без увеличения учебной нагрузки) могут быть уроки информатики с элементами логики – логическими минутками. На этих уроках, как показывает практика, дети развивают способность логически мыслить, рассуждать доказательно, опровергать неправильные выводы. Занятия логикой являются хорошей гимнастикой для ума. Методика преподавания логики младшим школьникам имеет глубокие корни. Свои «Первые уроки логики» великий русский педагог К.Д. Ушинский адресовал именно 8 – 9 летним детям. Эту традицию продолжала проф. А.Д. Гетманова, разработавшая свою уникальную методику, представленную в книге «Занимательная логика для школьников». В нашей гимназии дети знакомятся с элементам логики со второго класса. Я работаю по программе «Информатика в играх и задачах» А.В. Горячева и для логических минуток применяю методику проф. А.Д. Гетмановой. Эта тема включает в себя следующие разделы: понятие, суждение, основные логические законы. Тематический план, рассчитанный на первый год обучения. (2 класс) Занятие 1. Понятие. Понятие – это форма мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов. Так, понятия «Чёрное море», «город Москва», «Московский метрополитен» отражают единичные, отдельные предметы. Понятия «ученик», «сиамская кошка», «станция Московского метрополитена» отражают классы однородных предметов (класс учеников, класс сиамских кошек, класс станций Московского метрополитена). В каждый из этих классов входит не один, а много предметов (как известно, в Московском метрополитене много станций). Понятия в языке выражаются с помощью либо одного слова («комната», «улица»), либо словосочетаний, т.е. групп слов («учебник математики», «теплый солнечный денёк», интересный рассказ»). Задания. 1. Приведите примеры понятий, выраженных одним словом или словосочетаниями. 2. В отрывке из «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина найдите все понятия и сосчитайте, сколько их. «Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На поднятых парусах Мимо острова крутого, Мимо берега большого; Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят». Занятие 2. Признаки предмета. Признаки – это то, в чём предметы сходны между собой или отличны друг от друга. Признаками являются свойства (горький, холодный, голубой) и отношения (больше, меньше, медленнее, теплее). Предметы могут быть как тождественными по своим свойствам (сахар и мёд сладкие), так и отличаться свойствами (варенье сладкое, а редька горькая). Признаки бывают существенные и несущественные. В понятии отражаются существенные признаки. Например, мы можем отделить посуду от мебели, треугольники от четырехугольников, человека от животных. При этом часто используется приём нахождения «лишнего», т.е. того предмета, который не входит в класс остальных предметов, изображенных на картинке. Задание. Найди «лишнее» на картинках. Занятие 3. Слова-омонимы и слова-синонимы. В языке понятия выражаются одним словом или группой слов («гриб», карандаш, ученик 2 класса). Существуют слова-омонимы, которые хотя и выражают различные понятия, но звучат и пишутся одинаково. Например, слово «коса» имеет 3 значения: коса девочки, орудие труда, песчаная отмель. В суждении «Миру – мир» у слова «мир» имеется 2 значения. Второклассники привели для слова «ключ» 5 различных значений, а для слова «сеть» - около 10. Слова-омонимы часто используются в детских стихах. «На двери замка нет замка, Живёт щегол здесь – первый щёголь, и утром белка из белка ему сбивает гоголь-моголь». (Я. Козловский) «Он купил ириску, решил её не есть, а как не есть ириску, когда ириска есть». (Л. Успенский) Задание. Решите несколько задач-загадок на омонимы.
Существуют слова-синонимы - слова, имеющие одинаковое значение, т.е. выражающие одно и тоже понятие, но различно звучащие, например, око – глаз, враг – недруг, хворь – болезнь. Для понятия множество (в смысле много) синонимами являются масса, тьма, бездна, уйма, пропасть Занятия 4 - 5. Основные логические приёмы формирования понятий. К этим приёмам относятся: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Анализ. Люди сначала производят практический анализ, т. е. разложение, расчленение предмета на его составные части. Затем целый предмет мысленно расчленяют на составные части, стороны, отдельные признаки. Анализ производится для выделения ряда признаков предмета. Признаками являются свойства (сладкий, холодный) и отношения (выше, раньше, левее). Анализ – мысленное расчленение предметов на их составные части, мысленное выделение в них признаков. Упражнения на анализ. Из каких геометрических фигур состоят эти рисунки? Синтез. Синтез – метод исследования предмета, обратный анализу. Мысленному синтезу предшествует практическая сборка частей предмета в единое целое с учётом их правильного взаимного расположения. Синтез – мысленное образование единого целого предмета из его частей или признаков, полученных в процессе анализа. Упражнения на синтез. Занятие 6. Сравнение. Сравнение - мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам. Упражнения на сравнение. Занятие 7. Абстрагирование. Абстрагирование – мысленное выделение одних признаков предмета и отвлечение от других. Часто задача стоит в выделении существенных признаков и в отвлечении от несущественных. Упражнения на абстрагирование. Занятие 8. Обобщение. Обобщение – мысленное объединение однородных предметов в некоторый класс (например, в класс деревьев, в класс зайцев, в класс геометрических фигур). Упражнения на обобщение. Занятия 9 – 10. Решение логических задач. - |
Доклад на тему : «Игровые технологии на уроках в начальной школе.» Особенности использования игровых технологий на уроках математики в начальной школе | План по медиабезопасности мбоу оош №37 п. Балакирево Тематические минутки на уроках информатики и обж о безопасной работе в сети Интернет | ||
План работы по медиабезопасности маоу сош №78 Тематические минутки на уроках информатики и обж о безопасной работе в сети Интернет | План работы по медиабезопасности мбоу сош №101 Тематические минутки на уроках информатики и обж о безопасной работе в сети Интернет | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... На уроках информатики, уроках изо, мхк, черчения, уроках в начальной школе, элективных курсах, кружках, дистанционном обучении учащимися... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... На уроках информатики, уроках изо, мхк, черчения, уроках в начальной школе, элективных курсах, кружках, дистанционном обучении учащимися... | ||
Уроки по окружающему миру по теме: Формирование ууд на уроках окружающего мира в начальной школе Проблема, над которой работает учитель«Формирование учебно– познавательных компетенции через активные методы обучения на уроках в... | План работы мкоу хмр «сош д. Согом»по медиабезопасности на 2013-2014 гг Тематические минутки на уроках информатики и обж о безопасной работе в сети Интернет | ||
Внеклассное мероприятие в начальной школе ... | Логические задачи на уроках математики в начальной школе Дисциплина изучается один год, с недельной нагрузкой 6-8 часов. При изучении дисциплины используется учебник Математика. 10 класс:... | ||
Рабочая программа разработана на основе государственного образовательного... Знать законы алгебры логики, логические выражения; логические операции, функции, элементы | Икт на уроках окружающего мира в начальной школе Тема моего выступления “икт на уроках окружающего мира в начальной школе”. (Слайд 1, 2) | ||
Конференция «Учебное проектирование как средство решения проблемы... ... | В рамках антинаркотической акции «Классный час» с 07. 10 17. 11.... «Узнавай-ка», «Активная», «Интересная», «Рисовальная», проведены Минутки здоровья и «Интеллектуальные разминки», знакомство с деятельностью... | ||
На уроках в начальных классах, на уроках иностранного языка, во внеклассной работе Материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса в начальной школе | Курсовая работа Информационные технологии на уроках как средство... Цель: изучение влияния информационных технологий на изменение качества образования в начальной школе |